Сенім телефоны
8(7182)21-07-34
email: sosh4@goo.edu.kz
Мекенжайы: Павлодар қаласы, Гагарин көшесі, 58 үй
Директор: 21-07-34 Қабылдау бөлмесі: 22-22-18 Бухгалтерия: 21-06-26 Вахта: 57-07-40
Білім бөлімінің басты бетіне қайту
Азаматтарды жеке қабылдау кестесі:
Сейсенбі, бейсенбі: 15:00-17:00;
За год
За месяц
За неделю
Вчера
Психологиялық кеңес
Психологиялық кеңес

 

Психологическая консультация

Дети –«тюфяки» и дети дети-«катастрофы»: Гиподинамический и гипердинамический синдром

Вопросы к специалисту

  1. Как отличить проявления синдрома от простой избалованности и дурного характера?

Прочитав данную книгу, вы уже неплохо представляете себе, как выглядят проявления вашего синдрома. Если информации недостаточно, проконсультируйтесь со специалистом. Всё иное — нарушения формирования характера.

Если ребенок не способен сконцентрироваться на игрушке больше пяти минут, это, скорее всего, проявление синдрома. Если каждый день закатывает истерику у ларька, требуя купить новую игрушку, — это уже нарушение воспитания.

  1. Можно ли наказывать гипердинамического ребенка заразбитые чашки, порванные штаны, потерянные вещи и т. д.?

Обязательно выражайте своё недовольство случившимся, говорите о других своих чувствах:

— Я в растерянности. Я просто не представляю, как выкроить деньги на новые кроссовки вместо тех, которые ты потерял...

Прямое наказание вряд ли достигнет своей цели, тик как ребёнок делает всё это вовсе не нарочно. Наоборот, ваше сообщение о чувствах может послужить для него достаточным стимулом, чтобы постараться вести себя аккуратнее. Не забудьте похвалить и поощрить его даже за слабые попытки «напрячься».

— За весь этот год ты не потерял ни одних тренировочных штанов. Это очень удачно. В прошлом году было четыре потери. Пожалуй, на «сэкономленные средства», мы вполне можем позволить себе приобрести плеер, который ты хотел. Он всё ещё тебе нужен?

  1. Можно ли подшлепнутъ ребёнка, если на его проделки уже просто не хватает сил?

Подшлепнуть-то можно (гипердинамические дети легко привыкают к шлепкам, подзатыльникам и прочим физическим наказаниям), только отдавайте себе отчет, что к воспитанию всё это не имеет никакого отношения. Шлепая ребенка, вы просто даете выход своим собственным эмоциям. Может быть, есть какой-то другой, более конструктивный способ? Например, сказать о своих чувствах, поболтать по телефону с приятельницей, примни душ, сходить в магазин или в театр, в конце концов, просто разбить чашку (на ребенка это может произвести даже более сильное впечатление).

  1. Что делать, если ребенок агрессивен и колотит всех детей в песочнице, в садике и на детской площадке?

Резко и недвусмысленно сообщить ему, что вам, именно вамэто не нравится (абсолютно недопустимы заявления типа: это нехорошо, это нельзя, приличные дети так не делают — и т.д.). Далее в императивной форме говорите ребенку, что этогоне будет. Ребенок, естественно, тут же начнет исследовать свежеполученный запрет, колотя всех подвернувшихся детей чем ни попадя. После каждой попытки попросту физически изымайте ребенка из песочницы, сообщайте ему о своем негодовании и отправляйтесь гулять в скучное, некрасивое, неинтересное место где других детей нет и не предвидится. Поступайте так вплоть до выработки условного рефлекса: ударил ребенка – ушёл домой или в «плохое» место. Кроме того, постарайтесь спровоцировать пару ситуаций, чтобы в ответ на свою агрессию ребенок получил настоящий, достойный отпор (то есть чтобы его попросту пару раз отделали как следует).

  1. Что делать, если ребёнка все обижают, все отнимают, а он совершенно не может постоять за себя?

Для начала убедитесь, что ребенок действительно чувствует себя обиженным. Вполне может быть, что ему просто нравится все отдавать. Возможно, это его способ контакта с другими детьми.

Если же ребенок действительно все время плачет и обижается, то поставьте его перед выбором:

— Я очень расстраиваюсь из-за того, что ты постоянно ревешь и обижаешься. Есть два варианта. Либо ты научишься вести себя как-то по-другому и будешь играть с другими детьми, либо мы просто будем гулять где-нибудь отдельно.

Гиподинамические дети часто выбирают второй вариант. Пока они малы, можно пойти у них на поводу. Впоследствии, по мере взросления, надо регулярно предпринимать попытки интеграции ребенка обратно в общую песочницу или на детской площадке свести его с таким же спокойным, флегматичным малышом для развития социальных навыков.

6.         Что делать, если ребенок постоянно сидит перед телевизором как приклеенный и больше совершенно ничем не занимается?

Насильственным путем ограничить просмотр телевизора. Вплоть до удаления телевизора из дома. Лучше всего организовать какие-нибудь внешкольные занятия ребенка — в кружках, клубах, секциях и т. д.

7.         Как заставить гиподинамического ребенка гулять на улице?

Купите ему собаку, велосипед или ролики (что попросит).

8.         Как вернуть с улицы гипердинамического ребенка?

Попробуйте купить компьютер. Если позволяет состояние вашей нервной системы, поощряйте «тусовки» в вашей квартире. По крайней мере, вы будете знать всех его друзей. Идеальный вариант — спортивная секция с пятью тренировками в неделю и выездом на природу по выходным дням.

  1. Что делать, если ребенок начал таскать из дома деньги?

Купите сейф и вседеньгисемьидержите только там. Раз в неделю, вне зависимости ни от чего, выдавайте ребенку деньги на карманные расходы. Он может делать с ними все, что угодно: угостить друзей кока-колой, купить кассету, каждый день покупать по булочке, копить и т.д. — это не ваше дело. Никогда не требуйте отчета и ничего не советуйте, если вас об этом не попросят. Деньги даются строго на неделю, и никакие дополнительные просьбы не принимаются (если, конечно, речь не идет об учебниках, экскурсиях и тому подобных «официальных» вещах). Вышеописанное — единственная стратегия, которая позволит блокировать детское воровство. Она вступает в силу после первойкражи. Если вы будете тянуть время, верить обещаниям ребенка, что «это не повторится» и т.д., может оказаться уже поздно. Ребенок украдет еще раз из дома или откуда-нибудь еще.

10. Что делать 'родителям, если ребенок начал прогуливатъ школу?

Постараться выяснить причину. Может быть, стойкая неуспеваемость. Тогда нужны дополнительные занятия, репетиторы, повышение самооценки и т.д. Может быть конфликт с учителем или сверстниками. Тогда нужна ваша помощь, чтобы разобраться. В тяжелых случаях придётся переводить в другой класс или другую школу. Может бытьпросто страсть к бродяжничеству (у гипердинамических детей, увы, встречается). Тогда — строгий учет и контроль. Сублимация в каком-нибудь туристском или скаутском клубе.

11. Что делать, если ребенок по каким-то причинам настроился на приобретение профессии, которая ему явно не подходит?

Это вы думаете, что она ему не подходит. Крайне редко бывает так, чтобы гипердинамический ребенок вознамерился стать бухгалтером, а гиподинамический — эстрадным певцом. Обычно встречается что-то более адекватное (к 15—16 годам современные дети неплохо знают свои личностные особенности). Если вы сомневаетесь, сходите к специалисту по профориентации (встречаются в районный центрах по трудоустройству, на молодежной бирже труда и в других подобных местах). Пусть он протестирует подростка специальной батареей тестов, поговорит с ним, а потом и с вами. Глядишь, все и прояснится.

12. Нужны ли ребенку с синдромом дефицита внимания какие-нибудь занятия с психологом или другим специалистом?

Если есть нарушения в развитии речи, обязательны занятия с логопедом. Для улучшения успеваемости могут помочь специальные упражнения по развитию внимания и концентрации — их могут проводить сами родители, проконсультировавшись предварительно с психологом. Гипердинамическим детям с трудностями в адаптации показаны групповые занятия. В течение их ребенок начинает понимать, как воспринимают его другие люди (дети), учится вести себя более адекватно.

  1. Что делать, если ребенок начал курить?

Расскажите ему о том, зачем люди обычно начинают курить (попытка самоутверждения; быть таким, как все, и т.д.). Если есть, поделитесь собственным опытом. Поинтересуйтесь, откуда он берёт деньги на сигареты. Положите на стол хорошую медицинскую брошюру о вреде курения. Ни на чем не настаивайте. Будьте уверены, он ее обязательно пролистает. Далее — ждать.

  1. Что делать, если он пришел домой пьяным?

Ничего не делать. Подождите, пока проспится. Далее сообщите обо всех чувствах, которые вы испытываете по поводу данного эпизода. То же самое должны сделать другие члены семьи. Если отец не пьет, то основная роль — его. Если отец — алкоголик, то сообщите ребенку, что вы рассчитывали на иную схему построения его судьбы. Спросите ребенка о его проблемах, о том, чем можно ему помочь. Постарайтесь с помощью заместительной терапии изъять ребенка из компании, где принята такая форма досуга.

  1. Что делать, если у девочки явно появилась интимная жизнь или к этому все идет?

Откровенно расскажите о вашем понимании любви и интимной близости. Сделайте упор на то, что отношения, не прошедшие всех стадий (платоническое чувство, ухаживание, «страсти и страдания» и т.д.), неполноценны по определению. И вернуть потом уже ничего нельзя.

Научите девочку пользоваться противозачаточными средствами. Приобретите их и сообщите ей, где они лежат.

  1. Как поступить, если есть подозрение, что ребенок принимает наркотики?

Если подозрение обоснованное — срочно к специалисту-наркологу! Никаких — «стыдно», никаких — «посмотрим»! Промедление — смерти подобно в самом буквальном, физиологическом смысле. Если ухватить в самом начале, когда еще не пошла социальная деформация, — есть надежда. Потом — практически нет. Сейчас существуют специальные тесты, которые позволят достоверно подтвердить или опровергнуть прием наркотических препаратов. Помните, лучшее лечение наркомании — профилактика! Организуйте досуг маленького ребенка, следите за увлечениями старшего, давайте дельные советы и информацию о том же досуге. Сообщите ребенку, что ни о каких «попробовать» сегодня не может быть и речи, так как существуют наркотики, которые вызывают привыкание с первого раза!

17. Как отвлечь от «дурной компании»?

Отвлечь от «дурной» компании невозможно. Можно только привлечь к другой, «хорошей». Киньте на это все свои силы, изобретательность, фантазию и старые связи.Практически не бывает детей, которых уж совсем ничего ни интересует. Как правило, есть какая-то ниточка, за которую можно потянуть. Самый отвязный пацан может согласится пойти в секцию картинга, самая бестолковая девочка — на курсы личного имиджа или фотомоделей. Думайте, ищите выход есть почти всегда.