Сенім телефоны
8 71 82 31 84 16
email: sosh40@goo.edu.kz
Мекенжайы: Жағажай көш., 60/1
318415, 318416, 318408
Білім бөлімінің басты бетіне қайту
Азаматтарды жеке қабылдау кестесі:
сәрсенбі сағат 17.00-ден 19.00-ге дейін
За год
За месяц
За неделю
Вчера
Мектеп психологі парағы
Информация для учащихся выпускных классов
 
Кем работать мне?
Чем заниматься?
 
 
 Выбор профессионального пути.Выбор профессии – это
личностно – значимая проблема: это выбор образа жизни, пути развития, выбор судьбы. Выбор профессионального пути – это длительный, часто многолетний процесс активного личностного самоопределения. В период профессионального самоопределения, которое является ведущей деятельностью, у человека могут возникнуть множество вопросов таких как: какую выбрать профессию, какие необходимо развивать способности, и востребована ли эта профессия  на современном рынке труда. Для достижения определённого профессионального самоопределения немаловажную роль играет развитие способностей и личностных качеств, помогающих достичь профессиональной самореализации. Сделать правильный выбор – значит найти профессию, которая была бы интересна и привлекательна. Если выбранное дело нравится, то человек будет охотнее работать, повышать свою квалификацию, пользоваться авторитетом и в конечном итоге больше зарабатывать. Необходимо знать о перспективах выбранной профессии или специальности, которые пользуются спросом на рынке труда и какова вероятность трудоустройства по выбранной профессии. Правильно найти и выбрать профессию, которая могла бы быть доступна и посильна. Это возможности человека: его способности, состояние здоровья, уровень знаний и умений. Например: в каких-то делах вы более успешны, долго можете заниматься этим делом не уставая, а в других – наоборот, быстро начинаете нервничать, злиться, у вас ничего не получается.
При выборе профессии: 1. «Хочу» (интересна и привлекательна);
2. «Надо» (имеет спрос на рынке труда); 3. «Могу» (доступна и посильна).
 
 
Удачи в выборе профессионального пути!
 
   
Всё, что Вы хотели узнать о профессиях.
Кем Вы хотите стать в будущем?
Что значит найти своё дело?
Почему важно в жизни делать то, что по душе?
Человека уважают за то, что он что-то умеет.   

 

 

 

    Нет бесполезных, не нужных человечеству профессий, важно найти такую, в которой раскроется Ваш талант, способности, а главное призвание. Все существующие профессии поделены на 6 типов по признаку предмета, с которым взаимодействует человек в процессе труда.
 
Другие люди
Профессии: врач, менеджер, учитель, социальный педагог, продавец. Для успешного овладения этими профессиями важно уметь любить общаться.
 
Природа
Это деятельность агронома, фермера, ветеринара, цветовод, пчеловод и др. Для того чтобы сделать работу такого профиля своей профессией, необходимо желание постоянно и активно взаимодействовать с растениями и животными.
 
Техника
Это профессии, связанные  с созданием, обслуживанием или эксплуатацией технических устройств.  Профессии: водитель, машинист поезда, специалист по обслуживанию компьютерных сетей, инженер-технолог. А также токарь, крановщик, станочник. Больше всего этих специалистов требуется в различных областях промышленности, в металлургии, машиностроении, для работы на транспорте.
 
Знаковые системы
Должен присутствовать интерес к знаковым системам: текстам, таблицам, схемам, формулам, картам. Примеры таких профессий: программист, бухгалтер, экономист, делопроизводитель.
 
Художественные образы
Деятельность таких профессионалов направлена на создание, совершенствование художественных образов, создаваемых с помощью разных изобразительных средств. Это сфера живописи, скульптуры, архитектуры. Можно назвать такие профессии как  литературный редактор, дизайнер, художник и др.
 
Сам человек
Это профессии,  в которых основной труд сводится к самосовершенствованию. Но не все профессии можно отнести к одной из этих групп. Может относиться к нескольким группам.
 
 
Важные черты личности человека
        Различные профессии требуют и разного внимания. Такие как внимательность и наблюдательность – это очень важные черты личности человека. Дежурный, который наблюдает за экраном радиолокатора современного корабля должен быть предельно внимательным, сосредоточенным.
           Водитель должен быстро переключать внимание и умело его распределять – следить за сигналом светофора, показаниями приборов и дорожной обстановкой.
         Следует приучать себя внимательно работать в самых разнообразных условиях, не давать отвлекать себя посторонними раздражителями.
            Развитие устойчивости внимания связано с воспитанием волевых качеств человека, его внутренней дисциплины. Нужно тренировать способность выделять наиболее важные детали и не замечать второстепенные.
Кроме того, полезно тренировать себя в быстром переключении внимания с одного объекта на другой.
 

Призвание – что это такое?

 Обычно говорят: выбрать дело – значит выбрать жизнь. Ученые это формулируют так: чтобы труд был творческим, необходимо соответствие призвания человека и данного вида трудовой деятельности.

Но что это такое – призвание? Как его найти – своё призвание? И как его реализовать? Каждый человек должен стремиться работать с несравненно большими результатами, усердием и добросовестностью. Труд для каждого человека  должен быть не только обязанностью, а источником глубочайшего удовлетворения и радости. Для этого труд,  необходимо чтобы стал,  свободным творческим трудом, трудом по душе. Соответствие специальности человека или его дела способностям – одна из необходимейших предпосылок и личного счастья. Только любимая работа, только дело по душе приносит и счастье и удовлетворение. Никакие блага не могут заменить человеку радости труда, удовлетворение своим, правильным и нужным местом в жизни. Человек работает, как поёт, - легко, свободно, быстро. Всё у него в руках спорится. Обычно в таких случаях говорят: талантлив в работе или красиво работает.

Только в обстановке труда, который выбран по душе, в развитии творчества, можно найти ту основную среду, которая словно индикатор, проявит ваши способности, ваш талант, сформирует вашу личность. Но найти своё призвание – дело отнюдь не простое. Не всем удаётся найти дело и поэтому в дальнейшем человек занимается не своим делом. Поэтому в вопросе выбора профессии, выбора своего дела на всю жизнь необходимо подойти очень ответственно и серьёзно. Диапазон возможностей человека очень широк, и на земле сегодня существует много разных специальностей, что практически даёт возможность каждому человеку найти своё призвание. 

  
 
  
 

Учитесь властвовать собой

     Это следует делать по разным причинам. Первейшая из них – это чтобы оставаться здоровым. Важную роль играют эмоции. Связь между эмоциями человека и его здоровьем заметили ещё в древности. Врачеватели полагали, что например зависть и злость поражают органы пищеварения, постоянный страх – щитовидную железу. Необходимость сдерживать эмоции разрушает сердце. Печаль, уныние и тоска ускоряют старение. Также опасны постоянные стрессы. Поскольку жить без стрессов нельзя, то необходимо постараться переносить их с наименьшими вредными для здоровья затратами. Ведь стресс это и защита. С его помощью организм защищается от разных неблагоприятных воздействий.

Желаем вам здоровья! 

 
 
 
 
 
Профессиональное самоопределение.Учащиеся, окончившие школу должны быть готовы к дальнейшему жизненному профессиональному и социальному самоопределению. Главная задача это – осознанный выбор своего дальнейшего пути, а также принятие ответственного решения. Старшекласснику при выборе профессии необходимо учитывать следующие характеристики современной социальной ситуации:
- динамичность мира профессий; ежегодно появляются новые профессии;
-  смена монопрофессионализма полипрофессионализмом; это означает, что
   человеку нужно стремиться к овладению не одной какой – либо профессий, а
   несколькими смежными профессиями;
В течение всего периода обучения необходимо получение знаний и умений. Человеку также  на протяжении всей жизни будет целесообразно заниматься самообразованием, самовоспитанием. В современных условиях необходимы высококвалифицированные работники, способные приспосабливаться к новым условиям труда, обладающих высоким профессионализмом и конкурентоспособностью, желающих заниматься развитием  личностных качеств, а также повышением самообразования. А также необходимо формировать у себя гражданские и нравственные ценности, которые помогут ориентироваться в ситуациях, а также принимать решения. Немаловажную роль играет при профессиональном самоопределении развитие инициативы, ответственного отношения к поручениям, дисциплинированного поведения в различных ситуациях. А также  использование навыков коммуникативной культуры в межличностных взаимоотношениях.
ПРОФЕССИИ И ЛЮДИ
Металлург.
Огненная профессия – так чаще всего говорят о металлургах. И это неудивительно: ведь те, кто плавят металл – настоящие укротители огня, их стихия – высокие температуры.
Менеджер.
Как известно, в любой области нужны специалисты. А если речь идёт о руководстве людьми, то здесь не обойтись без менеджера. Менеджер – это управляющий. Лишь на первый взгляд это просто.
Геолог.
Если геолог пригласит тебя в свой офис, то ты окажешься: в чистом поле! Почему? Да потому что это и будет его основное рабочее место. Работа геолога происходит на открытом воздухе и подходит тем, кто любит природу, путешествия и не боится трудностей.
Строитель.
Ты, конечно, знаешь, кто построил дом, в котором ты живёшь, и школу, в которой ты учишься. Благодаря людям. Этой самой мирной и созидательной профессии появляются заводы, магазины, театры, больницы и множество других зданий. Всё это заслуга строителей.
ПРОФЕССИИ
Энергетик.
То, что ты сейчас читаешь этот текст, стало возможным во многом благодаря профессии энергетика. Ведь именно энергетик постарался, чтобы для работы было получено необходимое электричество.
Бухгалтер.
Бухгалтер осуществляет бухгалтерский учёт, ревизию, финансовый контроль на предприятии – следит за расходами и доходами, ведёт учёт основных средств, материальных ценностей и затрат на производство, принимает и контролирует финансовую документацию, проверяет достоверность полученной информации.
Экономист.
Экономист собирает и анализирует данные о производственной деятельности, затем оценивает, насколько она успешна и, в конечном счёте, готовит предложения руководству по усовершенствованию технологии производства и труда.
Электромонтёр.
Осуществляет работу по разборке, сборке и наладке, техническое обслуживание электродвигателей, генераторов, схем телеавтоматики, кабельных и линейных сооружений, электронно-регулирующих приборов, их отдельных узлов. Участвует в создании и ремонте воздушных линий электропередачи и контактной сети, осветительных
Жизненное самоопределение: хочу, могу, надо.
 
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: «Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?» Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки своего ученика, Мастер ответил: «Всё в твоих руках».
Жизненный профессиональный уровень сегодня в ваших руках. Самое главное это правильно его определить.
Хочу.
Как выбрать профессию? В Казахстане сегодня насчитывается более 6 000 профессий и каждая предъявляет свои требования. Различают пять типов профессий – «человек – человек», «человек – природа», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ». Итак, чтобы правильно выбрать себе профессию, вам надо сориентироваться в трёх вещах.
  1. Определить, каковы ваши профессиональные интересы и склонности, то есть желание человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности.
  2. Оценить ваши профессионально важные качества, которые определяют, в конечном счёте, вашу профессиональную пригодность.
  3. Узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, по каким профессиям можно найти себе работу.
Могу.
Занимаясь самой различной работой в повседневной жизни, все люди отличаются друг от друга по тому, как быстро они достигают намеченного результата. При практически равном запасе знаний и навыков людей это различие указывает на особенности психики человека, характеризующие его способности. Каждый человек на что-то способен, то есть у него есть определенные способности.
Чтобы найти их, надо разобраться со своими способностями – выявить их и измерить. Свои способности человек может узнать, только приложив их к делу – работе, занятиям в кружках, олимпиадах, различных конкурсах, творчестве. Пока человек бездействует, он не знает своих способностей. О человеке, который при равных условиях обучения и тренировки быстрее освоил дело и лучше с ним справляется, говорят, что он способный.
      Надо.
      В мире есть такие вещи, которые мы не можем выбирать: это наше собственное тело, страна, в которой мы родились, наши родители. Всё остальное в жизни зависит от нашего выбора. И одним из наиболее ответственных, определяющих нашу судьбу выборов является выбор профессии. Каждому «надо» выбирать профессию, это похоже на новое рождение человека. При выборе профессии мы выбираем не только дело, которым будем заниматься, но и круг друзей, товарищей по работе, окружение на длительный период в течение рабочего дня. Поэтому к этому вопросу необходимо подходить серьёзно, обдуманно и с ответственностью.
Социально-психологическая зрелость.
профессионализм. Не следует путать с эрудицией. Дело требует определённого умения, навыков и – результата. Человека неумелого профессионала трудно причислить к зрелым людям.
Деловитость. От активной суеты она отличается степенью организации. активный торопится действовать, а деловитый сначала подумает. Где суетливому нужен день, организованному хватит и часа. Деловитый НАСТРОЕН, искать и находить все, что можно с толком использовать.
Психологические качества. Они, конечно, со временем меняются, но есть среди них и такие, которые присущи любому зрелому человеку. Первейшие из них:
- воля, позволяющая преодолевать препятствия и достигать цели;
- оценка своих достоинств и недостатков;
- умение управлять собой в сложной обстановке;
Этическая грамотность. Она учит людей, как следует поступать, что считать добром, а что злом. Необходимо относится с одинаковым уважением к тем, кто находится выше или ниже вас на социальной лестнице.
Контакт. Не так уж много на земле профессий, позволяющих обходиться без общения с людьми. Поэтому каждый человек поступает правильно, если обратит внимание на такие качества, как общительность и контактность. Они полезны каждому, кто хочет использовать свой дар речи. В психологии существует такое понятие как продуктивное общение. Определите свое отношение к окружающим: Оцените высказывания от 0 до 4, потом подсчитайте сумму баллов.
1.    Я легко сближаюсь с людьми.
2.    У меня много знакомых, с которыми я охотно встречаюсь
3.     Я разговорчивый человек
4.     Я непринужденно чувствую себя с незнакомыми людьми
5.     Мне стало бы неприятно, если бы надолго исчезла возможность общения
6.     Когда мне надо что-то узнать, я предпочитаю спросить, а не копаться в книгах
7.     Мне удается оживить скучную компанию
8.     Я говорю быстро
9.     Когда я надолго оторван от людей, мне очень хочется поговорить с кем-нибудь
От 1 до 12 – интроверт. Обращенный в себя, с трудом вступает в контакт, ориентирован в основном на собственные чувства.
От 13 до 24 – амбаверт. Характерны спокойные, ровные отношения с людьми.
От 25 до 36 – экстраверт. Общительный, оптимист. Все получается легко.
Составила:  психолог школы Томашева Е.Ш
 
 
 
Призвание – что это такое? Обычно говорят: выбрать дело – значит выбрать жизнь. Ученые это формулируют так: чтобы труд был творческим, необходимо соответствие призвания человека и данного вида трудовой деятельности.
Но что это такое – призвание? Как его найти – своё призвание? И как его реализовать? Каждый человек должен стремиться работать с несравненно большими результатами, усердием и добросовестностью. Труд для каждого человека  должен быть не только обязанностью, а источником глубочайшего удовлетворения и радости. Для этого труд,  необходимо чтобы стал,  свободным творческим трудом, трудом по душе. Соответствие специальности человека или его дела способностям – одна из необходимейших предпосылок и личного счастья. Только любимая работа, только дело по душе приносит и счастье и удовлетворение. Никакие блага не могут заменить человеку радости труда, удовлетворение своим, правильным и нужным местом в жизни. Человек работает, как поёт, - легко, свободно, быстро. Всё у него в руках спорится. Обычно в таких случаях говорят: талантлив в работе или красиво работает.
Только в обстановке труда, который выбран по душе, в развитии творчества, можно найти ту основную среду, которая словно индикатор, проявит ваши способности, ваш талант, сформирует вашу личность. Но найти своё призвание – дело отнюдь не простое. Не всем удаётся найти дело и поэтому в дальнейшем человек занимается не своим делом. Поэтому в вопросе выбора профессии, выбора своего дела на всю жизнь необходимо подойти очень ответственно и серьёзно. Диапазон возможностей человека очень широк, и на земле сегодня существует много разных специальностей, что практически даёт возможность каждому человеку найти своё призвание.
Характеристика профессий
 
Контролёр деталей и приборов. Работа в системе «человек-знак» и «человек- техника». Оценивает степень соответствия деталей, приборов и других изделий техническим, эксплуатационным требованиям. Проводит контроль и оценку изделий. Используются различные измерительные инструменты: шаблоны, микрометры  и т д . Контролёр определяет качество изделия, выявляет дефекты и их причины, оформляет документы.
Лаборант химического  анализа.Работа в системах «человек-знак» (обработка результатов измерений, проведение расчётов) и «человек – техника». Проводит химический и физико-химический анализ различных веществ. Готовит к работе оборудование. Устанавливает химический состав вещества, количественное соотношение содержащихся  в нем элементов. Проводит расчёты. Отвечает за соблюдение техники безопасности при работе.
Слесарь по ремонту автомобилей
Работа в системе «человек-техника». Производит техническое обслуживание, разборку, замену, сварку, сборку, регулировку узлов автомобилей. Выполняет работу по смазке и смене рессор и радиаторов, сверлению отверстий и нарезанию резьбы, изготовлению прокладок, осуществляет статистическую и динамическую балансировку деталей и узлов.  Работа преимущественно как в помещении, так и на открытом воздухе.
Наше будущее
в наших руках!
 
ПРАВИЛА, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО СОБЛЮДАТЬ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ СВОЕГО БУДУЩЕГО:
 
  1. Каковы бы ни были твои дальнейшие жизненные планы, полезно изучать иностранный язык и учиться работать на компьютере.
Пригодится в любой профессии!
  1. Помни, что школьный предмет – это ещё не профессия. Интерес к предмету не обязательно говорит о том, что   понравится и связанная с ним  работа.
  2. Если профессия нравится твоему другу - из этого ещё не следует, что она понравится тебе.
  3. Делать своей профессией целесообразно то, что у тебя хорошо получается. Это звучит банально, но почему-то часто упускается из виду.
  4. «Хороший человек» - это не профессия. Если тебе симпатичен кто–то, это не значит, что нужно выбирать ту профессию, которой он обладает.
  5. Выбирать профессию, руководствуясь модой, не вполне логично. Ведь к тому времени, когда ты закончишь обучение и начнёшь работать, мода, скорее всего, уже изменится.
  6. Желательно проконсультироваться с врачом о том, насколько интересующая тебя профессия совместима с твоим состоянием здоровья.
  7. Необходимо узнать насколько твоя профессия пользуется спросом на рынке труда в современном обществе.
  8. Насколько выбранная тобою профессия тебе нравится и увлекательна.
  9. Нужно разобраться и в конечной цели производственного труда.
Учение с увлечением. …развивающийся человек никогда не скучает, не знает что такое скука. Иногда говорят: «Что получится, если человек с детства привыкнет делать только интересное для него?» Но к этому никто не призывает. Учение с увлечением – это вовсе не учение с развлечением. Школа не может развлекать и недолжна. Школа – это труд, серьёзный, долгий, иногда и тяжёлый умственный труд. В школьной программе есть предметы и потруднее и полегче. Школа даёт знания, необходимые для дальнейшей работы в будущей выбранной вами профессии или специальности. Школа вырабатывает личностные качества человека, которые необходимы  в дальнейшей учёбе. Учиться в школе с увлечением – это значит воспитывать в себе чувство долга и учиться выполнять долг охотно, творчески. Именно школа воспитывает культуру отношения к жизни. Не только интересное дело делать, а всё,  что нужно делать с интересом. Человек должен учиться. Можно самым прекрасным образом понимать необходимость учиться и сознавать свой долг. Если существуют сложности в учении, не надо их обходить стороной, нужно их решать, преодолевать трудности, искать помощи и поддержки. Развивать в себе творчество. Творчество помогает развивать  чувство прекрасного, ощутить многообразие окружающего мира, найти своё призвание, распознать свои возможности.  Творчество – это всегда воплощение нового, оригинального, неповторимого. Творческая деятельность многообразна и многогранна, её особенность состоит в том, что благодаря ей человек обретает способность выражать свои мысли и чувства.
Для чего человеку даётся время?
Время даётся человеку как возможность познать себя и окружающий мир. Тот, кто понимает ценность, и значение времени, умело расходует его, добивается в жизни многого в нравственном и духовном знании (совершенствовании). Никто из людей не может остановить или удержать время.  Человек может научиться чувствовать время и жить в соответствии с ним. Дорожить временем – это значит использовать его по назначению. Выбирая самое главное, то есть своевременно выполнять поставленные цели, добиваться результатов в какой либо работе и ставить задачи, которые необходимо будет решать. Для того чтобы обрести подлинные ценности, необходимо своевременно получать знания о природе, о людях, вырабатывать навыки самопознания, знать свои сильные стороны, уметь эффективно использовать навыки общения, уметь с людьми строить добрые, теплые взаимоотношения. Уметь развивать свои способности, которые необходимы для дальнейшей выбранной профессии, развивать навыки и умения, стремиться к определённым достижениям, хорошо делать своё дело, честно трудиться и ценить время.
Самовоспитание
 
Наше поведение может быть достойным и недостойным, приятным и не очень, а есть ли приёмы, которые смогут повысить культуру поведения? Да есть и вот перечень мер, если вы решили поменять свое поведение и стать примером для подражания.
 
Во-первых:необходимо пересмотреть культуру внешнего вида. Стиль одежды должен быть скромным, аккуратным, элегантным. Всегда необходимо соблюдать умеренность косметики. Целесообразность и выразительность мимики. Отсутствие вредных привычек. Культура рабочего места.
Во-вторых:культура общения. Необходимо постоянно контролировать свои эмоции.  Соблюдение спокойного, доброжелательного тона в общении располагает других к разговору. Умение устанавливать зрительный контакт с собеседником, а так же заинтересовать собеседника беседой считается хорошим тоном.
В-третьих:культура речи. Здесь необходимо проявлять выразительность голоса, четкость дикции, правильной артикуляции всех звуков. Оптимальный темп речи. Богатство словаря и правильного употребления слов помогут в общении и в учёбе.
Общие выводы:достойное поведение всегда выделяет человека с хорошей стороны.
 
Уважение может родиться только там, где люди друг друга уважают!
Основные моральные категории
 
Культура – разум, пот и упорный труд человека,
и всё это имеет глубоко общественный характер.
А. Маргулан 
Добро и зло– основные оценочные понятия морали. Это противоположные значения, но они имеют равнозначную оценочную ценности. Человек не может одновременно совершить плохой, но хороший поступок. Он может быть оценён только однозначно, плохой или хороший.
 
Моральный долг– это обязанности человека перед другими лицами (семьёй, коллективом, группой, нацией, обществом) и возникают вследствие объективного развития общества. В жизни моральный долг и личные желания не всегда совпадают.
 
Совесть– этическая категория, выражающая высшую форму способности человека  к моральному самоконтролю. Совесть обязует человека  своими действиями не только заслужить уважение к себе, но и полностью отдавать себя служению общества.
 
Честь– это осознание человеком своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества. Понятие честь может быть индивидуальным или коллективным. Честь коллектива или общества определяется социальным положением и возможностями этого коллектива.
 
Достоинство– понятие морального сознания, выражающее представление о ценности личности, отражающее моральное отношение человека к самому себе и общества к человеку.
Составила:  Психолог  Томашева Е.Ш
 
.
Выбор профессионального пути.Выбор профессии – это личностно – значимая проблема: это выбор образа жизни, пути развития, выбор судьбы. Выбор профессионального пути – это длительный, часто многолетний процесс активного личностного самоопределения. В период профессионального самоопределения, которое является ведущей деятельностью, у человека могут возникнуть множество вопросов таких как: какую выбрать профессию, какие необходимо развивать способности, и востребована ли эта профессия  на современном рынке труда. Для достижения определённого профессионального самоопределения немаловажную роль играет развитие способностей и личностных качеств, помогающих достичь профессиональной самореализации. Сделать правильный выбор – значит найти профессию, которая была бы интересна и привлекательна. Если выбранное дело нравится. То человек будет охотнее работать, повышать свою квалификацию, пользоваться авторитетом и в конечном итоге больше зарабатывать. Необходимо знать о перспективах выбранной профессии или специальности, которые пользуются спросом на рынке труда и какова вероятность трудоустройства по выбранной профессии. Правильно найти и выбрать профессию, которая могла бы быть доступна и посильна. Это возможности человека: его способности, состояние здоровья, уровень знаний и умений. Например: в каких-то делах Вы более успешны, долго можете заниматься этим делом не уставая, а в других – наоборот, быстро начинаете нервничать, злиться, у Вас ничего не получается.
При выборе профессии: 1. «Хочу» (интересна и привлекательна);
2. «Надо» (имеет спрос на рынке труда); 3. «Могу» (доступна и посильна).
                     Удачи в выборе профессионального пути!
ТИПОЛОГИЯ  ПРОФЕССИЙ
Все профессии соотносятся с пятью основными группами:
1.   «Человек – природа» (П) представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Например, мастер – плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.
2.   «Человек – техника и неживая природа» (Т) работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Например: слесарь – сборщик, техник-механик, инженер – механик, техник – технолог общественного питания, инженер – электрик.
3.   «Человек – человек» (Ч) предметом интереса, распознания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы сообщества, группы населения, люди разного возраста. Например: продавец, парикмахер, врач, учитель и т.д.
4.   «Человек – знаковая система» (З) естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы. Например: математик, редактор издательства, программист, языковед и т.д.
5.   «Человек – художественный образ» (Х) явления, факторы художественного отражения действительности. Например: художник – декоратор, художник реставратор, настройщик музыкальных инструментов, артист балета, актёр драматического театра и т.д.
Ни один человек в современном мире не производит всего того, что ему необходимо для жизни. На сегодняшний день существуют десятки тысяч видов труда. Каждый из них, со своей системой требований к человеку. Специальность же – это вид занятий в рамках одной профессии.
В каждой профессии бывают профессиональные болезни
                  
               Вот растут мои года
                        Будет мне семнадцать
                    Кем работать мне тогда
          Чем заниматься…
Конечно, есть профессиональные болезни, но речь сегодня пойдет о том, чем болеют люди, которые много пишут, а это школьники и студенты.
Если ваша учебная деятельность предполагает долгое время выполнение письменных работ или умственная длительная нагрузка, то в таком случае грозит опасность артрита и варикозного расширения вен. Чтобы с этими неприятностями не сталкиваться, попробуйте выполнять простые упражнения:
- для сохранения гибкости пальцев рекомендуется крепко сжать пальцы в кулак и резко разжать и так проделать 10 раз. Затем вращайте кисти рук внутрь и наружу тоже 10 раз. Сложите пальцы обеих рук в «замок», крепко сжимайте и разжимайте их в течение 30 секунд. Если вы располагаете временем, то можно добавить в эту разминку круговые движения больших  пальцев в одну и в противоположную стороны по 10 раз. И в конце есть хороший расслабляющий приём: кисти рук поставьте вертикально и свободно опустите 20 раз;
-  для профилактики варикоза найдите время, находясь дома. Первое упражнение необходимо провести лёжа на спине: положите ноги на стул или уприте их в стену. Приподнимитесь, задержитесь в этом положении несколько секунд и опуститесь. Затем необходимо проделать в течение 30 секунд, упражнение «велосипед». Далее поднять ноги под прямым углом и продержаться столько, сколько возможно, постепенно достигнув времени 1 минуты.
  Подобные занятия займут по времени не много. Хотя конечно эффект от таких упражнений вы ощутите не сразу, зато через несколько лет вы скажите себе спасибо!
Стань своим среди чужих.
 
Надо учиться разговаривать с самыми разными людьми. Даже если к тебе обратился пожилой человек, не уходи от разговора.
Постарайся играть роль говоруна. Препятствие застенчивых людей – если начал говорить, говори только умные вещи. Перешагни через это, разреши се6е болтать всякую ерунду, хотя бы иногда.
Воспитывай в себе детское, весёлое начало.
Учись быть спонтанным. Как этому учиться? Начни с рассказывания анекдотов. Но попытайся рассказывать их к месту и, естественно, на одном дыхании.
Привыкай помогать и отзываться на помощь.
Следи за своим лицом. Выражением лица должна стать доброжелательность и готовность к улыбке.
Скорее всего, ты станешь не только своим среди чужих, но и вовсе «душой компании».
НАВСТРЕЧУ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ
Для того чтобы добиться развития в себе качеств конкурентоспособного человека, успешного в жизни, необходимо планировать цели и намечать пути их достижения. Самый лучший способ деятельности в этом направлении – план самообразования. Не надо ставить цели, которые зависят не от вас, а продиктованы обстоятельством. Необходимо чтобы цели были направлены на самосовершенствование внутренних  качеств, повышение знаний, получение новых навыков. Цели необходимо ставить на неделю, месяц или полугодие. Отдалённые в перспективе цели, как правило, создают впечатление о несбыточности.
После достижения, каких либо успехов, нельзя останавливаться на достигнутом. Здесь не мешало бы вспомнить народную мудрость:
«Век живи – век учись».
Типы профессий.
 А) Предмет труда – техника, а система «человек – техника» (Ч-Т). Это профессии, связанные с производством и техническим обслуживанием. Это такие специальности как: токарь, водитель, строитель, слесарь, наладчик автоматизированного оборудования и т.д.
Б) Предмет труда – животный и растительный мир, а система «человек –природа» (Ч-П). Это профессии, связанные с сельским хозяйством, лесной отраслью, природоохранной деятельностью, биотехнологиями, геодезией и т. д. Пример: эколог, геолог, биолог, зоотехник и т. д
В) Предмет труда -  схемы, знаки, устная и письменная речь, цифры, химические и физические символы, а система «человек – знак» (Ч-Зн). Этот виды деятельности относится к умственному труду. Например: бухгалтер, оператор ПК, физик и т д.
Г) предмет труда – изобразительная, музыкальная, литературно-художественная актерская деятельность, а система «человек – художественный образ» (Ч-Х). Пример: дизайнер, декоратор, визажист, журналист, вокалист и т д.
Внутри типа профессии делятся на классы в соответствии с целями труда (конечная цель):
А) Гностические. Цель: - узнать, распознать, проконтролировать, проверить по заранее известному признаку.
Б) Преобразующие. Цель: изготовить по образцу.
В) Изыскательные. Цель: придумать, изобрести, вывести новую схему или формулу. Чтобы отнести профессию к определённому классу нужно разобраться в конечной цели.
Сто дорог – одна твоя!
Строитель
Ты, конечно, знаешь, кто построил дом, в котором ты живёшь, и школу, в которой ты учишься. Благодаря людям этой самой мирной и созидательной профессии появляются заводы, магазины, театры, больницы и множество других зданий. Всё эта заслуга строителей. Они, приходя на необжитое место, и через несколько лет там вырастает целый город.
 
Менеджер
Как известно, в любой области нужны специалисты. А если речь идёт о руководстве людьми, то здесь не обойтись без менеджера. Менеджер – это управляющий, его работа заключается в управлении другими работниками. И лишь на первый взгляд это просто.
 
Экономист
Экономист собирает и анализирует данные о производственной деятельности, затем оценивает, насколько она успешна и в конечном счёте, готовит предложения руководству по усовершенствованию технологии производства и труда.
 
Бухгалтер
Бухгалтер осуществляет бухгалтерский учёт, ревизию, финансовый контроль на предприятии – следит за расходами и доходами, ведёт учёт основных средств, материальных ценностей и затрат на производство, принимает и контролирует финансовую документацию, проверяет достоверность полученной информации.
 
Геолог
Работа геолога происходит на открытом воздухе и подходит тем, кто любит природу, путешествия и не боится трудностей.
 
Электромонтёр
Осуществляет разборку, ремонт, сборку и наладку, техническое обслуживание Электродвигателей, генераторов. Участвует в создании и ремонте воздушных линий электропередачи и контактной сети, осветительных установок. Работает в помещении или на открытом воздухе, на высоте, индивидуально или в составе группы.
Важные черты личности человека. Различные профессии требуют и разного внимания. Такие как внимательность и наблюдательность – это очень важные черты личности человека. Дежурный, который наблюдает за экраном радиолокатора современного корабля должен быть предельно внимательным, сосредоточенным. Водитель должен быстро переключать внимание и умело его распределять – следить за сигналом светофора, показаниями приборов и дорожной обстановкой. Следует приучать себя внимательно работать в самых разнообразных условиях, не давать отвлекать себя посторонними раздражителями. Развитие устойчивости внимания связано с воспитанием волевых качеств человека, его внутренней дисциплины. Нужно тренировать способность выделять наиболее важные детали и не замечать второстепенные. Кроме того, полезно тренировать себя в быстром переключении внимания с одного объекта на другой.
Составила:        Психолог  школы   Томашева Е.Ш