Основная цель экологического образования - формирование нового мировоззрения, современного мышления, ориентированных на гармонизацию взаимоотношений общества с окружающей средой, обеспечивающую возможность долговременного устойчивого развития.
Деятельность ДЮЦЭТ экологического направления реализуется через работу отдела «Экология», эколого-ботанического комплекса, питомника и оранжереи.
В состав отдела «Экология» входит 10 детских объединений по направлениям: фенология, декоративное цветоводство, НОУ, садоводство, экология.
Занятия в детских объединениях проводятся бесплатно.
В основу деятельности отдела положена реализация образовательных программ: «Фенология», «Организация исследовательской деятельности в рамках НОУ», «Мир цветов», «Творение», «Бақшалар әлемі» и др., комплексных проектов «Құпиялы және танымал әлем» и «Лето - дивная пора», а также массовых экологических и природоохранных, научно-практических и творческих мероприятий -трудовых десантов, акций, конкурсов, конференций.
Основам садоводства и декоративного плодоводства, цветоводства и ландшафтного дизайна ребята обучаются на территории эколого-ботанического комплекса площадью 3,5 гектара, включающего оранжерею с растениями тропиков, питомник древесно-кустарниковых и плодово-ягодных культур, сад, цветники, видовые аллеи.
В Центре функционирует оранжерея площадью 150 м2,насчитывающая около двухсот видов комнатных и экзотических растений. Ежегодно в оранжерее проводится более тысячи обзорных и тематических экскурсий не только для обучающихся детских объединений Центра, но и учащихся детских дошкольных, школьных организаций образований, а также студентов средне-специальных и высших учебных заведений города. Эти экскурсии примечательны тем, что дают возможность узнать что-то новое и необычное даже о давно известном растении, особенно интересны и познавательны легенды, связанные с происхождением названия, местообитанием и использованием каждого «жителя» оранжереи.
Более 15 лет ведет свою работу научное общество учащихся «Юный исследователь». НОУ - это исследовательские и экспериментальные группы, областная заочная экологическая школа «Экология и мы», ведущие научно-исследовательскую, опытническую и проектную деятельность по актуальным тематикам «Интродукция как фактор сохранения биоразнообразия», «Зеленая экономика», «Утилизация пластиковых отходов», «Сортоизучение малины» и др.
Учащиеся НОУ -победители и призеры экологических олимпиад, форумов и научно-практических конференций различного уровня.Для многих ребят исследовательская деятельность стала стартовой профессиональной ступенью.
Более 15-ти лет ДЮЦЭТ проводит традиционную региональную научно-практическую конференцию школьников «Менің Отаным- Қазақстан» с целью стимулирования научно-исследовательской деятельности учащихся, формирования экологической культуры школьников, практического познания родного края, знакомства с окружающей природой, памятниками истории и культуры.
Ежегодно более 100 учащихся общеобразовательных школ, а также клубов, секций, исследовательских групп и других детских объединений внешкольных учреждений делятся опытом своей научной работы в секциях «Экология и мы», «Исследовательская работа», «Познай свой край», «Музей -колыбель истории», «Первый шаг в науку».
Как один из ресурсов дополнительного образования экологической направленности региона ДЮЦЭТ является координатором проведения городских акций «Жасыл толқын», «Құс қанатындағы арман», «Қанатты достар», организатором акций «Покорми птиц зимой»,«Елочка, живи!»,мероприятий, посвященных празднованию экологических дат, таких как «День Земли», «День воды», «Международный день биологического разнообразия», «День охраны окружающей среды» для учащихся детских объединений Центра и школ города.
С целью повышения профессиональной квалификации и обмена опытом проводятся курсы, семинары, круглые столы, мастер-классы для педагогов дополнительного образования и учителей общеобразовательных школ.
Ежегодно педагоги отдела Боровикина С.М., Текенова Б.К. в качестве компетентного жюри оценивают работу организаций образования по озеленению и благоустройству прилегающих территорий в рамках городского и областного этапов конкурса «Лучший пришкольный учебно-опытный участок».
Для интеграции среднего и дополнительного образования педагогами ДЮЦЭТ разработаны и ведутся элективные курсы для учащихся средних общеобразовательных школ «Организация исследовательской деятельности учащихся в рамках НОУ», «Организация фенологических наблюдений», «Флористика», «Ландшафтный дизайн».
Разработанные педагогами отдела методические пособия и рекомендации «Путешествие по тропе здоровья», «Удивительные комнатные растения», «Путеводитель по оранжерее», «Декоративное оформление и создание композиций из цветочных культур», «Агротехнические способы ухода за комнатными растениями», стали настольной книгой не только для молодых педагогов Центра, но и педагогов-практиков, работников теплиц общеобразовательных школ и цветоводов-любителей.
Эффективной формой интеграционного взаимодействия являются экологические лектории. Методисты и педагоги ДЮЦЭТ совместносПавлодарской областной универсальной научной библиотекой имени С.Торайгырова на протяжении ряда лет проводят для школьников общеобразовательных школ, студентов колледжей и ВУЗов города эколектории по актуальным темам: «Решение экологических ситуаций», «Вторая жизнь ненужных вещей», «Вода - источник жизни» и др.
Опыт своей деятельности педагоги освещают в материалах конференций и периодических изданиях: материалах международных конференций, республиканском журнале для детей «Экоәлем», областных газетах «Звезда Прииртышья», «Наша жизнь», «Твой мир», на телеканалах «Казахстан-Павлодар», «Ирбис», «24-kz».
В рамках акций «Марш парков», «Жасыл толқын» учащиеся детских объединений ДЮЦЭТ ведут работу по очистке и озеленению парков и скверов города.
Заведующая отделом эколого-ботанического комплекса Центра Боровикина С.М., как высококвалифицированный ученый агроном, является членом экологического совета при управлении недропользования, окружающей среды и водных ресурсов Павлодарской области, ведя активную консультационную работу по санитарному состоянию и видовому составу зеленого фонда города.