Сенім телефоны
email: yasli-sad35@mail.ru
Мекенжайы: Сормов көш., 5/2
55-64-74, 65-13-05, 55-59-42
Білім бөлімінің басты бетіне қайту
Азаматтарды жеке қабылдау кестесі:
09-00ден 18-00 дейін
За год
За месяц
За неделю
Вчера
Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения

Утвержден 
 постановлением Правительства 
 Республики Казахстан  
 от 23 августа 2012 года № 1080

 

Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения

 

1. Общие положения

 

1.            Настоящий государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения (далее – Стандарт) разработан в соответствии с Законом Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании». В Стандарте применяются термины в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании». В дополнение к ним включены следующие термины и их определения:

1) индикатор – показатель развития ребенка;

2) интеграция – состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию;

3) компетентность – уровень воспитания, развития, образованности, состоявшееся личное качество дошкольника, тип образовательного результата;

4) ключевые компетентности – совокупность знаний, умений, навыков, способностей, применяемых в жизненных ситуациях, позволяющих решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни;

5) компетентностный подход – самостоятельная организация учебно-воспитательного процесса, подбор педагогических приемов и методов в соответствии с требованиями стандарта;

6) образовательная среда – целостная характеристика внутренней жизни дошкольной организации, построенной в логике перспективных задач и набора средств, используемых для эффективного личностного, эмоционального, социального и интеллектуального развития детей дошкольного возраста;

7) образовательная область – часть образовательного стандарта, включающая набор знаний, практических навыков и умений, обеспечивающих физическое, интеллектуальное, нравственное, эстетическое, коммуникативное и социальное развитие дошкольников;

8) образовательная траектория – непрерывный процесс развития ребенка, который намечает педагог совместно с родителями и другими специалистами для достижения определенной цели;

9) организованная учебная деятельность – один из видов деятельности, организованный педагогом и направленный на усвоение знаний, приобретение умений и навыков, необходимых для применения знаний на практике;

10) типовой учебный план – основной государственный нормативный документ, утвержденный как часть стандарта для определенного типа учебных заведений (организаций дошкольного образования).

2.            Дошкольные организации Республики Казахстан осуществляют образовательную деятельность в соответствии с:

1) настоящим государственным общеобязательным стандартом дошкольного воспитания и обучения;

2) типовыми учебными планами;

3) другими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке уполномоченным органом Республики Казахстан в области дошкольного воспитания и обучения.

3.            Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения:

1) определяет содержание дошкольного воспитания и обучения; содержание предметно-развивающей среды дошкольных организаций;

2) устанавливает требования к максимальному объему учебной нагрузки воспитанников и обучающихся, к уровню подготовки воспитанников и обучающихся, к педагогам организаций дошкольного воспитания и обучения; к организации учебно-воспитательного процесса.

4.            Требования Стандарта обязательны при:

1) разработке общеобразовательных учебных программ дошкольного воспитания и обучения, которые подразделяются на:

2) основные (базовые, вариативные), обеспечивающие формирование ключевых компетентностей;

3) дополнительные, направленные на реализацию интересов и склонностей ребенка;

4) осуществлении учебно-воспитательного процесса в организациях дошкольного воспитания и обучения, независимо от их ведомственной подчиненности, форм собственности, типов и видов;

5) разработке учебно-дидактических пособий и методических рекомендаций для организаций дошкольного воспитания и обучения;

6) государственной аттестации деятельности организаций и педагогов дошкольного воспитания и обучения.

 

2. Требования к содержанию образования

 

5.            Общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения направлены на развитие физических, личностных, интеллектуальных качеств детей, формирование ключевых компетентностей, необходимых для обеспечения их социальной успешности и конкурентоспособности на протяжении всей жизни.

6.            Дошкольное воспитание и обучение обеспечивает:

1) охрану жизни и укрепление здоровья ребенка, полноценное физическое развитие, формирование ценностей здорового образа жизни на основе национальных традиций народов Республики Казахстан;

2) создание полноценного пространства и обеспечение комплексного сопровождения индивидуального развития ребенка дошкольного возраста;

3) развитие речи и родного языка, культуры общения, подготовку к овладению основами грамоты;

4) формирование ценностных, нравственных ориентаций дошкольника на образцах позитивного поведения человека, нормах, правилах поведения, народных обычаях и традициях, сложившихся в казахстанском обществе;

5) воспитание любви к Родине, родному краю, уважения к государственной символике, гуманного отношения к окружающему миру, семье, людям разных национальностей;

6) формирование у ребенка целостной картины окружающего мира, первоначальных представлений о себе, ближайшем социальном окружении;

7) познавательное развитие ребенка, формирование способов интеллектуальной деятельности, развитие любознательности;

8) развитие у ребенка эстетических чувств, творческих способностей в изобразительной, художественно-речевой, музыкальной деятельности.

7.            Содержание дошкольного воспитания и обучения включает пять образовательных областей: «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Творчество», «Социум».

8.            Содержание образовательных областей реализуется через организованную учебную деятельность, самостоятельную деятельность детей и совместную деятельность взрослого и ребенка.

9.            Образовательная область «Здоровье»

Цель: воспитание сознательного отношения к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – главная ценность, дарованная человеку природой, развитие двигательной активности и формирование физических качеств.

Организованная учебная деятельность в образовательной области «Здоровье»:

1) физическая культура;

2) основы безопасного поведения, валеология.

10.       Образовательная область «Коммуникация».

Цель: воспитание полиязычной личности дошкольника, освоившего базовые ценности родного языка, готового к социокультурному взаимодействию на государственном и других языках, способного общаться с окружающим миром вербальными и невербальными средствами.

Организованная учебная деятельность в образовательной области «Коммуникация»:

1) развитие речи;

2) художественная литература;

3) основы грамоты и письма;

4) государственный, русский и другие языки.

11.       Образовательная область «Познание».

Цель: формирование личности дошкольника, владеющего навыками познавательной деятельности, умеющего понимать целостную картину мира и использовать информацию для решения жизненно важных проблем.

Организованная учебная деятельность в образовательной области «Познание»:

1) сенсорика;

2) формирование элементарных математических представлений;

3) конструирование;

4) основы экологии;

5) ознакомление с окружающим миром.

12.       Образовательная область «Творчество».

Цель: формирование чувственно-эмоциональной сферы и эстетического вкуса ребенка, развитие культуры творческого мышления и воображения у детей дошкольного возраста.

Организованная учебная деятельность в образовательной области «Творчество»:

1) рисование;

2) лепка;

3) аппликация;

4) музыка.

13.       Образовательная область «Социум»

Цель: воспитание социально-адаптивной, творческой личности, способной к позитивному поведению и отношениям в социуме, воспитание любви к Родине, уважения к старшим.

Организованная учебная деятельность в образовательной области «Социум»:

1) самопознание;

2) ознакомление с окружающим миром;

3) экология;

4) художественная литература.

В дошкольных организациях и группах с государственным языком обучения предмет «Казахский язык» заменяется другими предметами на усмотрение организации.

 

3. Требования к максимальному объему учебной нагрузки воспитанников и обучающихся

 

14.       Максимальный допустимый объем недельной учебной нагрузки воспитанников и обучающихся, продолжительности организованной учебной деятельности вводится с целью защиты здоровья и психики ребенка.

15.       Учебная нагрузка всех возрастных уровней дошкольного образования соответствует санитарно-гигиеническим нормам и правилам, установленным в технических требованиях к разработке государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения.

В типовом учебном плане установлены рамки учебной нагрузки для каждого возрастного периода.

16.       Нормативная учебная нагрузка в неделю для исчисления месячной заработной платы педагогических работников предшкольных классов организаций образования на основании Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» составляет 24 часа, в которые входят:

1) 20 часов, отведенных на образовательную деятельность по реализации базисного учебного плана;

2) 4 часа, отведенных на образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов и организации различных видов детской деятельности (игровой, трудовой, творческой), проведения досуговых мероприятий; подготовки к занятиям.

 

4. Требования к уровню подготовки воспитанников и обучающихся

 

17.       Степень овладения компетентностями в каждом возрастном этапе приведена в таблицах 1, 2, 3, 4, 5.

Таблица 1

Здоровьесберегающая компетентность

 

Показатели
компетентности

от года
до 3 лет

от 3
до 5 лет

от 5
до 6 лет

1

2

3

4

5

1

Культурно-гигиенические
навыки

Овладевает
первоначальными
навыками личной
гигиены

Знает
последовательность
выполнения
гигиенических
процедур

Проявляет
самостоятельность
в выполнении
гигиенических
процедур

2

Физическая
культура

Приобретает
первые навыки в
беге, лазании,
прыжках

Выполняет
самостоятельно
жизненно важные
движения

Проявляет творческий подход при выполнении
основных движений

3

Самостоятельная
двигательная
активность

Выполняет
некоторые
движения по
показу взрослого

Овладевает строевыми
и спортивными
упражнениями

Организует игровую
подвижную
деятельность с
группой детей

4

Здоровый образ
жизни

Проявляет
осторожность в
опасных ситуациях,
положительные
эмоции при проведении
закаливающих
процедур

Знает правила
здорового образа
жизни, выполняет по
показу взрослого
элементы закаливания

Выполняет осознанно
правила безопасности,
понимает важность и
необходимость
закаливающих процедур

 

 

 

Таблица 2

Коммуникативно-языковая компетентность

 

Показатели
компетентности

От года
до 3 лет

От 3 до 5 лет

От 5 до 6 лет

1

2

3

4

5

1

Культура общения

Вступает в
контакт со
сверстниками

Отвечает на
вопросы и просьбы, вступает в
контакт со взрослыми

Соблюдает правила
поведения в общественных
местах

2

Грамматический
строй речи

Старается
правильно
высказаться,
чтобы быть понятым

Изменяет слова,
согласовывает их
с другими словами,
использует
сложносочиненные
и сложноподчиненные
предложения

Проявляет критическое
отношение к речи,
стремится говорить
грамматически правильно

3

Звуковая культура
речи

Правильно
артикулирует
гласные и простые
согласные звуки

Правильно
произносит все
звуки родного
языка

Активно играет со
словами, дифференцирует звуки, пользуется
различными способами
интонационной
выразительности

4

Словарь

Отвечает на
вопросы о себе,
членах семьи,
любимых игрушках

Пользуется словами, не опираясь на наглядно представленную
ситуацию, активизирует в
речи глаголы

Понимает и использует в речи антонимы,синонимы, многозначность
слова

5

Связная речь

Пользуется
словами для
выражения
желаний, чувств,
мыслей

Осваивает основную форму общения –
диалогическую,
использует
высказывания из
2-3 предложений

Формируется монолог,употребляет разные части
речи, эпитеты, сравнения

6

Творческая
речевая
деятельность

Рассказывает
наизусть потешки,
пальчиковые игры

Рассказывает
знакомые сказки,
сочиняет
небольшие истории
по игрушкам

Сочиняет истории,
понимает и использует слова в переносном
и иносказательном смысле

7

Восприятие
произведений

Эмоционально
откликается на
произведения
устного народного
творчества

Называет несколько
произведений,
которые ему нравятся,
использует
литературные
образы в игре

Проявляет интерес к
книгам, может
выразительно читать
наизусть стихи

 

Таблица 3

 

Познавательная компетентность

 

Показатели
компетентности

От года
до 3 лет

От 3 до 5 лет

От 5 до 6 лет

1

2

3

4

5

1

Ориентировка в
свойствах предметов

Различает
основные цвета,
форму, величину,
фактуру предметов

Называет признаки
и характерные
отличия предметов
на основе осязательного, слухового и обонятельного
восприятия

Рассматривает свойства
и признаки предметов
как категории
познавательной
деятельности

2

Познание окружающего
мира

Проявляет
любознательность
и особый интерес
к людям, их
действиям

Понимает
простейшие
причинно-следственные
связи в живой,
неживой природе
и общественной
жизни,
рассказывает
о ней, составляет
2-3 предложения

Может решать
познавательные задачи в наглядно-действенном и наглядно-образном
плане, способен
находить сходство и
различие, систематизировать и
группировать по разным основаниям

3

Конструктивные
навыки

Воспроизводит
простые постройки
по показу взрослого

Проявляет
самостоятельность
при выборе
строительного
материала,
стремится
выполнять
постройки красиво

Владеет несколькими простыми обобщенными
способами конструирования и
использует одни и те же способы для получения разных результатов

4

Основы
экологической
культуры

Проявляет
доброжелательное
и бережное
отношение к
животному миру

Владеет некоторыми нормами поведения
в природе,вместе со взрослыми
ухаживает за
растениями и
животными

Понимает многообразие
окружающего мира,
признаки и свойства
растений, животных,
взаимосвязь со средой
обитания

5

Элементарные
математические
представления

Демонстрирует
первоначальные
навыки
ориентировки в
пространстве

Демонстрирует
элементарные
представления о
времени,пространстве,
причинности,
количестве

Знает структурные
характеристики
геометрических фигур, количественные
отношения в прямом и обратном порядке

6

Поисковая и
экспериментальная
деятельность

Экспериментирует
с различными
предметами
(разъединяет, соединяет,
конструирует)

Целенаправлен но
экспериментирует
с новыми материалами, моделирует окружающее,
отражает наиболее
общие отношения
между предметами

Ставит цель в
экспериментальной
деятельности, достигает
результата

7

Работа с
информацией

Проявляет интерес к различным
источникам
информации

Понимает
необходимость
получения новой
информации

Понимает, как
представить новую
информацию, кому она
будет интересна

 

 

Таблица 4

 

Творческая компетентность

 

Показатели
компетентности

От года
до 3 лет

От 3 до 5 лет

От 5 до 6 лет

1

2

3

4

5

1

Музыкальная
деятельность

Различает
высокое и низкое
звучание
музыкальной
фразы, проявляет
желание петь
совместно со
взрослыми

Поет, выполняет
танцевальные,
музыкально-
ритмические
движения

Участвует в различных
видах музыкальной
творческой
деятельности

2

Продуктивная
деятельность

Создает близкие
образы с помощью
карандаша,
фломастера,
гуаши,  пластилина

Владеет основными
техническими
навыками и
умениями,
необходимыми для
изобразительной
деятельности

Самостоятельно
выбирает технические
способы и средства
изображения в
соответствии с
характером образа

3

Эстетическое
восприятие
окружающего

Проявляет
радость,
эмоциональный
отклик при
рассматривании
народных игрушек

Проявляет интерес
к различным видам
изобразительного
искусства,
изобразительной
деятельности

Эмоционально
откликается на красоту природы, одежду и убранство помещений,
проявляет интерес к
декоративному
искусству, дизайну

 

Таблица 5

 

   Социальная компетентность

 

Показатели
компетентности

От года
до 3 лет

От 3 до 5 лет

От 5 до 6 лет

1

2

3

4

5

1

Навыки культуры
поведения

Понимает нормы и правила
поведения,
воспроизводит
слова приветствия,
прощания,
благодарности

Ориентируется в
человеческих
отношениях,
понимает
эмоциональное
состояние

Умеет попросить о
помощи, уважает
желания других людей

2

Взаимодействие со
взрослыми и
сверстниками

Проявляет
отзывчивость,
доброжелатель-
ность, сочувствие
к близким людям,
сверстникам

Входит в
устойчивые игровые
объединения со
сверстниками,
общается со
взрослыми на
познавательные
темы

Осваивает взаимосвязи
в социальном мире,
демонстрирует высокий
уровень
коммуникативных умений

3

Представление о
нравственных нормах

Начинает понимать
что такое
«хорошо», а что
«плохо»

Оценивает свой
поступок, поступки
сказочных
персонажей

Усваивает этические
нормы и ценности
своего и других
народов, проявляет
эмпатию,толерантность

 

18.       Сформированные базовые компетентности ребенка задают модель выпускника дошкольной организации:

1) физически развитый;

2) любознательный;

3) активный;

4) эмоционально отзывчивый;

5) овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

6) имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе;

7) овладевший необходимыми умениями и навыками для обучения в школе.