Бір жылда2865515
Бір айда373935
Бір аптада51532
Кеше5237
Тәулік9789
«Қазақ ою-өрнектері – халық байлығы»

«Қазақ ою-өрнектері – халық байлығы»

Автор: Жігер
02-11-2011 12:01

 Цель:Изучение культуры казахского народа через орнамент

 Задачи:

-воспитание чувства уважения к самобытной истории казахского народа

-ознакомление с историей возникновения национального орнамента

-научить изготавливать изделия с применением орнамента

Участники:

Воспитанники кружка ДПИ «Фантазия» и их старшие члены семьи.

 Ход занятия:

 1.Организационный момент

2.Ознакомление с историей возникновения казахского орнамента

Особое место в духовной жизни казахского народа занимает орнаментальное искусство (кройка на ткани, коже, резьба по дереву, металлу и т.п.)

Орнамент – это универсальный вид искусства появившийся еще в доисторические времена и развивающийся до наших дней.

Орнамент (от латинского «орнаментум» - украшение, узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических или изобразительных элементов.)

Орнамент – традиционен в быту казахов. Его элементы издавна стали составными частями юрты и мебели, ювелирных изделий и инструментов труда, одежды и хозяйственных принадлежностей, оружия и т.п.

«Орнамент» по казахски называется «ою-орнек», от слов «ою» - выкройка и «орнек» - узор. Мастер орнаментального искусства (оюшы) очень уважаемый в народе человек.

Виды орнамента

Орнаментальное искусство казахов, конечно, изучено не в достаточной степени. Значительный вклад в изучение орнаментального искусства внесли ученые, искусствоведы, историки и этнографы.

В результате их плодотворной исследовательской работы в познавательной науке по изучению орнаментального искусства сформировались ярко выпаженные группы. Казахские орнаменты делятся на четыре вида: растительный, животный, геометрический и космогонический (астрологический).

1.Растительный орнамент,стилизирующий листья, цветы, плоды и пр. (жапырақ –листья, үш жапырақ –трилистники, шиыршық –бутон, гүл- цветок и т.д.);

2.Зооморфный орнамент или животный, стилизирующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных, (рогообразный узор қошқар мүіз – бараньи рога и его вариации: қос мүіз- двойные рога, қыныр мүіз- кривые рога, сынық мүіз –сломанные рога, а так же табан – след, өркеш- горб верблюда, қаз мойын- гусиные шейки и т.д.);

3.Геометрический  орнамент, состоящий из абстрактных форм (точки, прямые, ломанные,зигзагообразные, сетчатые пересекающиеся линии; круги, ромбы, многогранники, звезды, кресты, сирали; (сүйір-ромб, шаршы-квадрат, шаршы мен тұмарша – квадрат и треугольник, жұлдызша-звездочка, копбұрыш– многогранники и т.д.);

4.Космогонический орнамент, (дөңгелек-круг, төртқұлақ-крестовина, шұғыла-луч солнца, шимай-спираль, бітпес-нескончаемый и т.д.)

Каждый из них несет в себе определенный смысл.

Сегодняшние народные умельцы и мастера исходя из новых потребностей продолжают развивать и совершенствовать народное искусство, принося свежие мысли и изюминку, обогащая его новым содержанием. Старые мастера ещё помнят древнюю символику, вкладываемую в название некоторых орнаментов.

 Кошкар муйиз и аша туяк

Кошкар муйиз (бараньи рога) и аша туяк (раздвоенное копытце) обозначают материальное благополучие скотовода.

Туйетабан

Одежда украшенная узором туйетабан (верблюжья ступня) сшита для дальной дороги.

Кус канат

Когда человек желает кому-то счастья, свободы, независимости, то дарит вещь с орнаментами кус мурын (птичий клюв), кус канат (птичьи крылья).

Важное значение в орнаментах имеет цвет: яркие цвета передают радостное настроение, благополучие, бледные говорят о грустной поре, тоске, тревоге. Чаще всего в казахском орнаменте преобладает белый цвет – символ истины, радости, счастья.

 3.Изучение символики в орнаменте и использование его впредметах быта и одежды

4.Выступление танцевальной группы «Асыл бике»

5.Поэтапная демонстрация вырезания орнаментов способом складывания.

Вырезание орнаментов после первого сгиба материала, после второго сгиба и третьего сгиба.

6.Практическая работа изготовление изделия используя орнамент по выбору воспитанников.

7.Текущий инструктаж, предупреждение ошибок.

8.Совместная работа воспитанников со старшими членами семьи.

9.Поведение итога занятия, демонстрация лучших работ.