
Ребенок дошкольного возраста – любознательная, думающая, наблюдающая личность. Познавая мир, он делает множество открытий. Экспериментирование является эффективным средством интеллектуального развития дошкольников. Любой ребенок вовлечен в нее постоянно: он рвет бумагу, разбирает игрушки, играет с песком, водой и снегом.
В своей работе я использую одно из направлений опытно – экспериментальной деятельности дошкольников - опыты. Я провожу их как на занятиях по экологии, так и в любой деятельности. В группе оборудована мини лаборатория в которой представлена предметная развивающая среда для проведения исследований: специальная посуда, простые приборы, емкости с сыпучими продуктами, колбочки, увеличительные стекла, магниты и другое.
Опытно-экспериментальная деятельность детей соответствует возрасту и возможностям детей 4-5 лет. Например, очень интересно прошел опыт знакомства со свойствами соли, ребята отмечали, что она не только растворяется в воде и употребляется в пищу, но и окрашивается цветными мелками для изготовления красочных рисунков и заполнения небольших прозрачных сосудов, чередуя цветовую гамму. При рассматривании иллюстраций о вулкане и дальнейшему проведению опыта (был сооружен небольшой макет вулкана), при смешивании соды, лимонной кислоты, акварельной красной краски и воды, дети с восторгом наблюдали за «извержением лавы из вулкана».
Очень интересны и увлекательны опыты с воздухом, так как он не видим. Детишки с удовольствием запускают воздушного змея, чтобы увидеть порывы ветра, движение воздушных масс. Набирают в полиэтиленовые мешки воздух и замечают, что они становятся плотными, упругими. Дуют через трубочку на поверхность воды, при этом образуются волны и пузыри. А если через трубочку подуть на небольшой предмет, то он начнет двигаться. Интересных объектов для экспериментирования много, всего сейчас не перечислишь. Но, хотелось отметить, что опытно – экспериментальная деятельность у моих воспитанников очень популярна.
Таким образом, целенаправленная систематическая экспериментальная работа с дошкольниками позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию.