Телефон доверия
8 (7182) 53 - 84 -60
Адрес: г.Павлодар, ул.Айманова,39
Приемная: 8 (7182) 53 - 84 - 60 Бухгалтерия - 8 (7182) 53 - 84 - 60 Вахта - 8 (7182) 53 - 05 - 96
Вернуться на главную страницу отдела образования
График приема граждан:
Среда, пятница -16.00 - 18.00
За год0
За месяц0
За неделю0
Вчера0
Воспитание интереса к книге
23-12-2024 11:20

«Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании интереса и любви к книге»

 

Методист Диппель Н.А.

 

Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые  слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли

Одной из основных причин является семья, как носитель культурных ценностей. Взрослые – родители и воспитатели являются для ребенка источником знаний о книге, примером общения с нею и уважения к ней. Не приобщив ребенка к книге в дошкольный период его жизни, мы сами создаем трудности для будущего школьника. Программы начальной школы предполагают серьезную и интересную работу по литературе, но по-настоящему она станет возможной тогда, когда основы формирования грамотного читателя будут заложены в период до 7 лет. Только при этом условии ребенок придет в школу читателем и не обязательно читающим, то есть на детском уровне понимающим смысл и значение книги как ценности. К сожалению, очень многие родители сами не любят читать литературу или относятся к книге как к средству развлечения. Как следствие, в такой семье дошкольник также не проявляет интерес к книгам.

Современный воспитатель должен владеть тем набором методов и форм взаимодействия с родителями, которые бы способствовали осознанию значимости чтения детской литературы для развития дошкольника.

Таким образом, у взрослых есть понимание необходимости домашнего чтения и его пользы для развития ребенка, но не все родители готовы к этому. В детских садах работа по приобщению дошкольников к чтению детской литературы в семье, зачастую проводится эпизодически через традиционные формы работы: консультации, информационный уголок. А этого явно недостаточно для современной семьи, необходимы действенные меры, по разрешению данной проблемы.

Система работы ДО по приобщению детей к чтению литературе в семье должна строиться поэтапно

I этап – организационно-подготовительный, который включает в себя диагностику, выявления уровня читательского интереса у родителей и детей, определения проблемы, с которыми сталкиваются родители в организации чтения. На основе чего, разрабатываются способы взаимодействия детского сада и семьи в процессе развития читающего ребенка

II этап – содержательно-технологический направлен на реализацию разработанной модели приобщения семьи, воспитывающей детей дошкольного возраста, к миру книг.

Становление и обогащение культуры семейного чтения у родителей на втором этапе должно осуществляться с помощью следующих современных форм работы:

Выпуск газеты, памяток по актуальным вопросам приобщения детей к домашнему чтению.

Дни открытых дверей.

Семинары-практикумы по приобщению детей к домашнему чтению.

Тематические встречи с родителями.

Актуальной остается и традиционные формы работы, такие как родительские собрания с использованием активных методов развития у родителей рефлексии (осознания) собственных воспитательных приемов.

Методы активизации и обогащение опыта родителей:

-Обсуждение разных точек зрения на дискуссионный вопрос настроит родителей на размышление. Например: «Зачем ребенку читать художественную литературу?»

-Решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к анализу воспитательных приемов, поиску более подходящего способа родительского поведения, упражняет в логичности и доказательности педагогических рассуждений, развивает чувство педагогического такта.

-Ролевое проигрывание семейных ситуаций, моделирующих родительское поведение, позволяет обогащать арсенал способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком по развитию интереса ребенка к чтению литературы.

-Тренинговые игровые упражнения и задания. Например, дать оценку разным способам воздействия на ребенка в процессе организации домашнего чтения и формам обращения к нему, увидеть между ними разницу, выбрать более удачные, заменить нежелательные формы общения на конструктивные.

-Анализ родителями детского поведения помогает им увидеть свой педагогический опыт со стороны, предоставляет возможность размышлять над мотивами поступков ребенка, учит понимать их с точки зрения его психических и возрастных потребностей.

-Обращение к опыту родителей. Например: «Расскажите о традициях чтения художественной литературы в семье, о последующей работе».

Для того чтобы взаимодействие осуществлялось в интересах развития личности ребенка, семья для воспитателей не должна выступать лишь как объект воздействия. Необходимо чтобы родители стали непосредственными участниками образовательного процесса в приобщении дошкольника к детской литературе. Организация «Мастерских по изготовлению книжек самоделок и ремонту книг», изготовление книжек – малышек. Они ярко и красочно оформлены, материал представленный в них, разнообразен и объединен по темам.

           Выпуск таких книжек позволяет:

– расширить и обогатить словарный запас речи детей, активизируя их речевое общение;

– научить родителей общаться со своими детьми;

– облегчить процесс адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Организация арт-выставок (совместные рисунки «Краски прочитанной книги», семейные фотографии «Вместе с книгой я расту», «Экран прочитанных книг»), литературных викторин, театрализованной деятельности и др. повышает интерес к совместному чтению детской литературы в семье. Способствуют эмоциональному сближению, получению родителями и детьми опыта партнерских отношений.

Удачной находкой в работе с родителями является метод проектов. На сегодняшний день он получает все более широкое применение в педагогической практике нашего учреждения. Метод проектов – это обучение и воспитание ребенка через совместную деятельность педагогов, детей и родителей.

 

Не менее важным направлением по приобщению дошкольников к чтению художественной литературы в семье является взаимодействие с библиотекой. Организация экскурсий, совместных досугов и встреч с писателями (если это возможно) и другими интересными людьми, вносит немаловажный вклад в развитие ребенка как будущего читателя. Посещение библиотеки для маленького человечка - это всегда праздник, ведь это встреча с огромным количеством книг, мысленная встреча сразу со многими героями любимых произведений..

III этап – итогово-диагностический, позволяет выявить эффективность проведенной работы, и наметить пути дальнейшего взаимодействия.

Таким образом, система работы по приобщению дошкольников к чтению детской литературы в семье с использованием различных форм и методов работы с родителями способствует повышению уровня их компетенции в области домашнего чтения и общего культурного уровня.