Размер шрифта:
↑Наверх
Телефон доверия
8 (7182) 66-12-63
email: sosh36@goo.edu.kz
Адрес: Шевченко көшесі, 1
8 (7182) 61-30-12 (Қабылдау бөлмесі)
Back to the main page of the department of education
График приема граждан:
Дуйсенбі с 16:00 - 18:00, Жұма 9:00 - 12:00
Сайтқа кіру мақсаты?
Голосовать
За информацией (Ақпарат алу үшін) - 232
Ради интереса (Қызығушылықпен) - 46
Другие цели (Басқа мақсаттар) - 16
Всего проголосовало: 294
Смотреть результат
In a year
In a month
In a week
Yesterday
Коммуникативная культура учителя
18-11-2007 18:00
Коммуникативная культура учителя

Казахстанская средняя общеобразовательная школа за последние годы заметно меняет свой облик. Изменения, происходящие в мире и в Казахстане, разработка и внедрение новой Концепции образования требуют обновления и развития современной школы, так как созрела объективная потребность перевода школ из режима монологической дидактики в режим живого образовательного диалога с учащимися.

Современные условия диктуют необходимость формирования человека с новым мышлением, поэтому так велика роль учителя в обновлённой школе.

Наша школа в условиях формирующейся новой образовательной среды работает над формированием новых межличностных отношений между учителем и учеником. Новая позиция учителя характеризуется признанием ученика как равноправного партнёра. Такое общение возможно только в атмосфере сотрудничества, сотворчества, содружества, партнёрства.

Каковы же пути формирования новой культурной среды? Как обеспечить ситуацию на уроке, которая бы позволила ученику добиться успеха, самореализоваться? Какими коммуникативными умениями должен обладать учитель? Путей для решения этих задач не так уж много.

Чтобы ввести учащихся в активную речевую ситуацию и научить их ориентироваться в ней, необходимо повышать коммуникативную культуру учителя. Учителю важно понять, что культура общения – это основа педагогического процесса. Педагогу новой формации, пожалуй, стоит вспомнить элементарные правила практической психологии и диалогики:

• воспринимай ученика таким, каков он есть;

• считайся с интересами, склонностями, жизненными ценностями учащихся;

• строй общение, как обмен опытом познания (творчества);

• помни, что диалог и полилог – основа результативного урока;

• учитель лишь координатор мыслей;

• лучше «мёртвой» тишины может быть только живое общение;

• красивое общение – это не язык команд, а язык доверия;

• главное в общении – самовыражение и умение слушать друг друга.

Диалог, сотрудничество нельзя рассматривать только как совместную деятельность или хорошо отлаженное взаимодействие. Весь смысл сотворчества в той радости, которую она даёт, в том результате, успехе, который ждёт каждый ученик. Ожидание успешного результата – источник движения вперёд любого человека.

Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому ребёнку возможность пережить радость достижения, ощутить свой личностный рост, осознать свои возможности, поверить в себя. Для этого мы, учителя, должны уметь выстраивать коммуникативные задачи, включающие создание условий психологической безопасности в общении, раскрытия личности.

Создавая условия для успешного учения, каждый педагог должен найти свои приёмы и средства на своих уроках.

Какие приёмы могут обеспечить достижение высокого уровня общения независимо от предмета, который преподаёт педагог?

• владение средствами невербального общения (жестикуляция, мимика);

• избежание конфликтной ситуации;

• понимание чужой точки зрения;

• атмосфера доверия, доброе слово;

• использование приёма персональной исключительности;

• умение красиво, свободно говорить и публично высказываться.

Конечно, комплекс названных приёмов не может отразить всё многообразие возможностей ситуации успеха. Однако нужно помнить, что ситуация успеха – это самый главный приём, который нацеливает всех участников процесса на творчество, на поиск и обеспечивает положительный результат.

Заместитель директора по инновационно-методической работе СОШ № 36

Копыльцова Н.В.