Патриотическое воспитание детей на основе
культурных традиций казахского народа
Чувство патриотизма многогранно по своему: это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощуение неразрывности с окружающим, желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чеувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.
Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относиться чувство патриотизма.
Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов Казахстана, граждан правового государства, уважающих права и свободы личности.
Реализация такой системы образования невозможно без знаний традиций своей Родины, своего края.
Эти задачи находят отражение в «Законе об образования» статьи 8 «Задачи системы образования» отмечены задачи, состоящие перед педагогами – это воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине, понимание сущности и значения государственных символов, уважение к традициям народа, воспитания истории, культурных, обычаев и традиций казахского и других народов Республики.
У каждого народа в воспитании своих потомков есть национальные особенности. И наша задача брать на вооружение замечательные традиции народа, и широко использовать их. В этой связи представляется возможность шире использовать народную педагогику. Основным средствами пропаганды и реализации педагогической мысли казахов как этноса, выступают родной язык, народное творчество, символика, искусство, традиции, обычаи, обряды, народные игры и детские игрушки, пословицы, поговорки и загадки.
Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и самим собой.
Мы поставили перед собой одну из главных задач- углубленное изучение истории родного края, его обычаи и традиций, с активным использованием государственного языка на занятиях и в повседневной жизни.
Работая над решением данной задачи, я провела исследование которое помогло определить степень уровня знаний детей. Я и раньше рассказывала детям о народном творчестве казахов, русских и других национальностей, но делалось это эпизодически. Теперь эта работа приняла планомерный характер.
Проведенный исследование показал, что у детей низкий уровень об обычаях и традициях казахского народа.
Работу я начала с самого близкого и доступного детям понятия: «Кто такой я?», « Мой дом, моя семья» « Мой город», « Моя Родина – Казахстан».
Формируя у детей положительный образ родного края, дома я поставила перед собой решение задач:
Организовать общественно – полезную деятельность ребенка на благо своего дома и родителей.
Обеспечить организацию и проведение семейных праздников и других мероприятий с постепенным закреплением их как традиций.
На протяжения всего учебного года была проведена большая работа по расширению базовых знаний детей.
Были проведены беседы на темы: Казахстан – республика моя. Знакомство с предметами быта казахского народа. Традиции и обычаи.
Широко использовала театр Дети очень любят различные театры ( теневой, настольный). Выступления перед сверстниками и другими зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередования функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать свою позицию, умения, знания, способствует формированию решительности, систематичности в работе, трудолюбия.
Были проведены ряд занятий на темы: «Флаг», «Герб», где дети узнают о государственном флаге с историй его происхождения. « Мы и наш огромный мир», « Казахские подвижные игры».
Результат проведенной работы показал, что уровень знаний у детей заметно возросло: Дети хорошо усвоили символику нашей страны – в них сознании сложилась отношения к родному дому, к Родине как к ценности – расширились и углубились представления детей о родном доме, адресе, о Родине, о том, что знакомство с национальным наследием коренного населения должно идти параллельно со знакомством с традициями других национальностей.
Сформировался интерес к истории, обычаям и традициям казахского народа. Постепенно дети начинают понимать, что они полноправные жители Республики Казахстана.
По знакомству с достопримечательностями родного города проведена серия занятий. Основная задача этих занятий – показать красоту родного города и вызвать восхищение детей.
Чтобы у ребенка формировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать у ребенка умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного края, его истории.
Мною были проведены комплексные занятия, где дети узнают о жизни, традиции обычаях казахского народа. Ведь это – сильные и смелые люди, которые раньше вели кочевой образ жизни. Занимаясь в основном скотоводством: в поисках корма для животных они часто переходили с отарами и табунами с одного места на другое. Все знания для них были новыми, интересными и очень необычными.
Дети ознакомлены с устройством и убранством юрты, а также с войлочными изделиями,( как их изготовляют, из чего делают), украшающими юрту: тускиизы, текеметы, сырмаки, очень мягкими и теплыми, удобными для казахов, ведущих кочевой образ жизни. Узнали как использовали для хранения посуды, а также чехлы для сундуков –абдре қап, и для мягких вещей – қоржын, асадал, шабадан и другую домашнию утварь и предметы быта. Дети знают о казахской национальной одежде ( камзоле, такия, саукеле, -женскиех головных уборах.Калпаком – мужской шляпой, шапаном – халатом и.т.д.
В Нашем детском саду очень широко всегда и весело отмечаются древний праздник казахского народа – Наурыз. Дети знают, что в этот день в каждой семье накрывают щедрые дастарханы. Для угощения готовят
«Наурыз – коже» из семи компонентов ( просо или пшеница, кукуруза, рис, мясо, лук, курт, айран). Кроме этого национального блюда предлагаем детям попробовать ещё другие праздничные блюда: баурсаки, шельпеки, бесбармак, курт. При содействии музыкального работника. На музыкальных занятиях детям рассказываем об айтысе – своеобразном музыкальном соревновании под акомпонимент домбры. Кроме домбры знакомим детей с другими казахскими национальным народным инструментом - кобызом. Во время праздников в детском оркестре используется казахский обычай – отбивать ритм на копытах лошадей которые называется так –таяк, рогах баранов. Эта удивительная деятельность очень увлекает детей.
Вывод:
Таким образом, при системной работой, можно говорить о положительных результатах, в формирование представлении об родном крае.Удетей повывился интерес к народным обычаем и традициям, появилось устойчивое желание больше узнать о Родине. И от нас, педагогов работающих с детьми дошкольного возраста, будет зависеть, научатся ли наши дети понимать красоту этой природы, потянутся ли к ней, будут ли поддерживать и развивать традиции и обычаи казахского народа и других народов, проживающих на территории нашей любимой Родины Казахстана.
Сегодня я могу с суверенностью сказать, что я могла привить детям чувство любви и привязанность к национальным ценностям родного края, а также гордости тем, что мы живем в такой прекрасной стране как Казахстан.
