Размер шрифта:
↑Наверх
Сенім телефоны
8(7182)61-03-02
Мекенжайы: Нұрсұлтан Назарбаев даңғылы, 7/2
8(7182) 22-80-11 вахта 8(7182) 22-80-01 руководитель
Білім бөлімінің басты бетіне қайту
Азаматтарды жеке қабылдау кестесі:
Басшының жұмыс күні сағат 9.00-ден 18.00-ге дейін Жеке мәселелер бойынша қабылдау: сәрсенбі сағат 10.00-ден 12.00-ге дейін жұма сағат 15.00-ден 17.00-ге дейін
Консультация «Значение обучения казахскому языку через игры детском саду»
03-12-2025 22:47

 «Значение обучения казахскому языку через игры в детском саду»

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования речевых навыков,языковой компетентности так как именно в этот период активно развивается речь, мышление, память ребёнка.В условиях казахстанского образования особое значение приобретает раннее обучение детей казахскому языку как государственному. Одним из наиболее эффективных и естественных способов формирования языковых компетенций у дошкольников является использование игровых методов и технологий.

Использование игр в процессе изучения казахского языка способствует формированию положительной мотивации, снижает эмоциональное напряжение, развивает речь, расширяет словарный запас и обеспечивает естественное включение ребёнка в языковую среду. Игровые технологии являются наиболее эффективным способом обучения, так как соответствуют возрастным особенностям дошкольников, развивают познавательную активность и коммуникативные навыки.

Игра — ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, поэтому процесс обучения через игровые ситуации позволяет создать атмосферу эмоциональной вовлечённости, снижает напряжение и делает освоение нового языка естественным и добровольным. Использование игр способствует развитию словарного запаса, формированию правильного произношения, закреплению грамматических структур, а также улучшает коммуникативные и социальные навыки детей.

При организации занятий по обучению казахскому языку через игру педагог опирается на возрастные особенности детей, уровни их речевого развития, а также на принцип доступности и наглядности. Игровые упражнения включают подвижные, дидактические, ролевые, речевые и музыкально-ритмические игры. В процессе игры дети учатся использовать казахские слова и выражения в естественных ситуациях, что значительно повышает мотивацию и эффективность обучения.

Цель использования игровых технологий — создать условия, при которых дети смогут легко и интересно овладевать основами казахского языка, формировать базовые речевые навыки, развивать познавательную активность и уверенность в собственных языковых возможностях.

Планируемый результат применения игровых методов — повышение уровня понимания и использования детьми казахской речи, расширение словарного запаса, развитие фонематического слуха, коммуникативной инициативы, а также формирование положительного отношения к изучению государственного языка.

Таким образом, обучение казахскому языку через игры в детском саду позволяет организовать процесс естественного и результативного освоения языка, учитывая ведущую деятельность дошкольников и обеспечивая комфортную и развивающую среду для каждого ребёнка.

 

Значение раннего обучения казахскому языку

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для овладения языком благодаря высокой сенситивности к языковому материалу. В этом возрасте дети:

- легко запоминают новые слова;

- активно подражают взрослым и сверстникам;

- открыты к восприятию разных языковых структур;

- владеют развитой игровой мотивацией.

Использование игровых технологий в обучении казахскому языку позволяет:

сделать процесс усвоения языка естественным и эмоционально комфортным;повысить мотивацию детей к изучению языка;избежать перегрузки и утомления;обеспечить включённость всех типов восприятия: зрительного, слухового, двигательного;создать условия для практического применения языка в коммуникативных ситуациях.

Игра является ведущей деятельностью дошкольника, поэтому обучение через игру становится наиболее эффективным, соответствующим возрастным особенностям детей. Это делает тему исследования актуальной для педагогов детских садов и специалистов, работающих в билингвальной и полилингвальной среде.

Цель:

Разработать и обосновать эффективные методы обучения казахскому языку детей дошкольного возраста посредством игровых технологий.

Задачи:

1.Изучить психолого-педагогические основы изучения языка дошкольниками.

2.Проанализировать возможности игровых методов в обучении казахскому языку.

3.Разработать систему игр, способствующих развитию речевых навыков детей.

4.Определить методические рекомендации по организации игровых занятий.

5.Проверить эффективность использования игры в обучении казахскому языку.

Психолого-педагогические основы обучения языку дошкольников

Дошкольный возраст — период интенсивного речевого развития. У детей формируются:фонематический слух;словарный запас;грамматический строй речи;навыки связной речи.

Сензитивность дошкольного периода к языкам позволяет эффективно вводить второй язык через игровые ситуации, в которых ребёнок свободно проявляет инициативу, использует речь для взаимодействия.

Роль игры в обучении

С точки зрения педагогики (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.) игра:развивает познавательные процессы;формирует социальную и эмоциональную сферу;создаёт условия для непроизвольного запоминания;способствует формированию речевых навыков.

Игра обеспечивает естественную языковую среду: ребёнок слышит, повторяет, пробует применять новые слова.

 Особенности обучения казахскому языку

При изучении казахского языка дошкольниками важно:использовать краткие игровые задания;опираться на наглядность;вводить лексику тематическими блоками;использовать песни, ритмические упражнения, движения;создавать языковые ситуации, близкие к жизненным.

Принципы организации занятий

Игровой характер.Каждое занятие строится как игра или серия игр.

Доступность.Материал соответствует возрасту и уровню владения языком.

Наглядность.Картинки, игрушки, карточки, предметы.

Повторяемость.Новые слова закрепляются в разных типах игр.

Коммуникативность.Детей поощряют выражать свои мысли на казахском языке.

 Формы работы: индивидуальная;подгрупповая;фронтальная;деятельность в центрах развития;интегрированные занятия (музыка, физкультура, рисование).

Для успешного обучения важно:

1.Создавать языковую среду — вывески, уголок казахского языка, аудиоматериалы;

2. Использовать разнообразные игры;

3.Повторять изученный материал в разных видах деятельности;

4.Активно использовать наглядность и движение;

5.Поддерживать положительную эмоциональную атмосферу;

вовлекать родителей в процесс

 Этапы обучения

1.Введение новой лексики(наглядность + демонстрация + повторение).

2.Закрепление(дидактические игры).

3.Практическое использование(ролевые игры, мини-диалоги).

4.Контроль и самооценка(простые задания, вопросы, инсценировки)

Виды игр в обучении казахскому языку

Игры можно классифицировать по разным критериям. В практике обучения чаще всего используются следующие виды.

 Лексические игры

Направлены на расширение и активизацию словарного запаса.

Примеры:

«Көрсет және ата» («Покажи и назови») — ребёнок называет предметы: алма, гүл, кітап.

«Артық сөзді тап» — нахождение лишнего слова по тематике.

«Сиқырлы қап» — дети на ощупь определяют предмет и называют его на казахском.

 Фонетические игры

Помогают развивать правильное произношение.

Примеры:

«Эхо» — дети повторяют звуки и слова за воспитателем.

«Кім жақсы айтады?» — соревнование за лучшее воспроизведение звука или слова.

«Әуенді сөз» — произнесение слов под ритм.

Грамматические игры

Обучают использованию форм множественного числа, падежей, простых структур.

Примеры:

«Қайда?» — дети объясняют, где находится предмет: столдың үстінде.

«Артық жалғауды тап» — выбор правильных окончаний.

«Жұп тап» — соединение существительных с прилагательными.

Подвижные игры

Способствуют активному использованию языка в движении.

Примеры:

«Түстерді тап» — ребёнок бежит к предмету названного цвета.

«Кім жылдам?» — выполнение команд на казахском: орнымнан тұр, секір, отыр.

«Аңдарды тап» — дети изображают животных по слову воспитателя.

Сюжетно-ролевые игры

Позволяют моделировать жизненные ситуации, развивают диалогическую речь.

Примеры:

«Дүкен» — дети «покупают» предметы, ведя диалог.

«Қонаққа бару» — знакомство, приветствия, угощения.

«Асхана» — дети играют в официантов, используют фразы: Міне, алыңыз.

Дидактические игры

Направлены на обучение в игровой форме.

Примеры:

настольно-печатные игры «Суретті тап», «Жемістер», «Менің отбасым»;

игры-карточки на темы: животные, игрушки, одежда, транспорт.

Заключение

Использование игры в обучении казахскому языку в детском саду является наиболее эффективным и научно обоснованным методом. Игра обеспечивает естественное, безболезненное и высоко мотивированное усвоение языка. Она формирует у дошкольников не только коммуникативные навыки (лексика, фонетика, грамматика), но и развивает познавательные процессы, социализирует и воспитывает уважение к государственному языку и культуре.

Таким образом, игра выступает ключевым инструментом реализации государственной политики в сфере образования, направленной на формирование казахстанского патриотизма и билингвальной личности с раннего возраста. Дальнейшее развитие методики требует систематизации и внедрения новых, в том числе цифровых, игровых технологий.