Сенім телефоны
8(7182)63-23-46
email: gkkpsad3@mail.ru
Мекенжайы: Камзин к., 9
8(7182) 33-63-83 - бухгалтерия 8(7182)63-23-46- басшы 8(7182)33-61-48 -вахта
Білім бөлімінің басты бетіне қайту
Азаматтарды жеке қабылдау кестесі:
Сейсенбі, бейсенбі - 15.00- 18.00-ге дейін.
Бір жылда2937315
Бір айда219184
Бір аптада45564
Кеше9039
Тәулік664
Денсаулық азбукасы

 Ұсыныстарды дене тәрбиелеу нұсқаушысы Галина Ивановна пфунд береді.

 

Аса белсенді бала


Егер де сіз бір жерде көп отыратын немесе жататын баланы көрсеңіз: дені сау ма? деп уайымдай бастайсыз. Себебі, балалар негізінен қозғалмалы, белсенді. Олардың табиғаты сондай. Ата-аналар үшін әрине, артық қамқорлық. Осының барлығын басқа қырынан қарастыру керек. Бала жүру дағдыларын игергеннен кейін, осы мүмкіндіктермен қуана-қуана қолданады. Үлкен ұшқалақтар - үш-төрт жастағы балалар. Қоршаған ортаны тану, білу қызығушылықтары артып үнемі қозғалыс жасауға апарады.
  Олар барлығын көргісі келеді, қолдарымен ұстағысы келеді. Есте сақтаңыздар: Баланың табиғи қозғалысына шектеу қоюға болмайды. Алайда, тым көп қозғалыспен не істеу керекю Әрине, "қалыптыны" бұл жерде анықтау оңайға соқпайды. Көбісі ағзаның жеке ерекшеліктерін, мінезіне, темпераментіне байланысты болады. Ақыр соңында, берген тәрбие мен қоршаған ортаға тіреледі. Әйтсе де, дәрігерлер аса белсенділер деп атайтын балалар бар.
Осындай балалар жайлы былай дейді:"Бір минутта тыныш отыра алмайды", "Алдымен істеп алады, содан кейін ойлайды".Олар бір минут тыным деген не екенін білмейді. Өздері жүгірмесе де, олардың қолдары жүгіріп отырады. Олар бірденені ұстайды, шешді, ойдағы "қамырды" илейді.  Қозғалыста бастары оңға-солға бұрылып отырады. Тіпті ауызда бірдене шайнайды, не болмаса тілдерін шығарады,не болмаса тілұшын тістеп алады.
Тым көп қозғалыс - аса белсенді балалардың бір ғана ерекшелігі емес.Олар жылауықтар, мазасыз, ерке болады. Көңілдері басқа нәрсеге ауйытқиды, бір нәрсеге нақтылана алмайды. . Осындай балалар көбінесе агрессияшыл болады.


В психологии такое явление получило название синдрома гиперактивности и дефицита внимания. При этом дети имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны к свету и шуму, плохо спят, во время бодрствования подвижны и возбуждены. Они раньше своих сверстников начинают ходить и говорить. Подчас у окружающих складывается впечатление, что это очень способный, даже одаренный ребенок.
Однако уже в 3-4 года отчётливой становится неспособность ребёнка сосредоточенно заниматься чем-либо: он не может спокойно слушать сказку, не способен играть в игры, требующие концентрации внимания. Особенно ярко нарушения поведения ребёнка видны в ситуациях, требующих организованного поведения, например, на занятиях и утренниках в детском саду.
С началом обучения в школе с грустью выясняется, что ребёнок не может спокойно сидеть на уроке, отвлекается, ходит по классу. Импульсивность поступков, повышенная возбудимость часто сочетаются с трудностями в усвоении навыков чтения, счёта, письма. Выясняется вдруг, что по умственному развитию ребенок, демонстрирующий в первый год жизни задатки вундеркинда, нисколько не выделяется из среды сверстников, а нередко и отстает.
Проблема эта уже давно изучается детскими невропатологами и психиатрами. Например, установлена связь гиперактивности ребенка с неблагоприятно протекавшей беременностью матери: выраженными токсикозами, заболеваниями внутренних органов, нервными стрессами. Надо всегда помнить, что жизнь человека начинается не с момента рождения, а с первого дня внутриутробного существования. В течение девяти месяцев организм ребенка тесно связан с организмом матери, и для него далеко не безразлично, каким был в это время режим ее труда, отдыха и питания.

Доказано, что гиперактивность особенно часто возникает и у детей, родители которых страдают алкоголизмом. Являясь ядом для нервной системы, алкоголь особенно сильно поражает развивающийся мозг. Даже самые небольшие его дозы пагубны для будущего ребенка. В распоряжении психологов имеются также достоверные указания на то, что в возникновении синдрома гиперактивности определенную роль играет наследственность. Подробно расспрашивая бабушек и дедушек, нередко удается выяснить, что родители их внуков тоже в детстве были чрезмерно подвижными, "нервными".

Но, кроме этого, существуют и причины, так сказать, "благоприобретенные". А именно ошибки воспитания - либо чрезмерная требовательность и строгость родителей к ребенку, либо, наоборот, чрезмерная опека. Бывает, что ребенка балуют, потакают ему во всем, а потом, вдруг посчитав, что ребенок "избалован", круто меняют взаимоотношения на строгость, дисциплину и приказной тон. Подобные "перепады настроения" вызывают у ребенка болезненную реакцию и ответное отторжение всех окружающих. Такие просчеты домашней педагогики тяжело отражаются на каждом ребенке. А если они наслаиваются на повышенную чувствительность нервной системы - тем более. В таких случаях неправильное воспитание может усугубить состояние ребенка.
Невротические реакции могут развиться и при поступлении в школу. Это особенно часто происходит в тех случаях, когда не сразу возникает контакт с педагогом. Недостаточная концентрация внимания нередко создает таким детям репутацию нарушителей дисциплины. Постоянные упреки и замечания педагога не достигают цели, а лишь вызывают своеобразную защитную реакцию. Ребенок как бы вживается в амплуа "отрицательного героя" и начинает вести себя соответственно навязанной ему роли. Это выражается в нарочитой дурашливости, грубости, агрессивности.
Как же правильно воспитывать ребенка с синдромом гиперактивности?
Во-первых, ни в коем случае не надо пытаться обрывать, подавлять повышенную двигательную активность. Тактика должна быть иной - дать ей выход, направить в нужное русло. В режиме дня следует предусмотреть утреннюю зарядку, соответствующие возрасту подвижные игры на воздухе или длительные (до небольшой усталости) прогулки. Особенно полезны игры, которые одновременно с физической разрядкой, развивают внимание. Ведь именно дефект внимания является основным в структуре синдрома гиперактивности. Все эти физические усилия снимут излишнюю мышечную и нервную активность, что позволит ребенку в течение дня спокойно заниматься учебой и прочими делами.
Если же ребенок плохо спит ночью, желательно перенести эти физические упражнения ближе ко сну. Хорошие результаты дает и классический массаж. Его простейшие приемы, которыми вы вполне можете овладеть самостоятельно, -- растирание в сочетании с поглаживанием - уменьшают частоту пульса и понижает возбудимость нервной системы.
Школьнику обязательно нужно предоставить возможность расходовать свою излишнюю энергию в какой-нибудь спортивной секции по его вкусу. Самыми полезными будут командные виды спорта: футбол, хоккей, волейбол, баскетбол и проч. Командные игры учат не только соблюдать правила и контролировать себя, но и взаимодействовать с другими игроками. А именно умения взаимодействовать со сверстниками часто не хватает гиперактивным детям.
Во-вторых, у гиперактивного ребенка, как ни странно, могут проявиться выраженные способности к определенному роду деятельности -- к музыке, математике, технике, игре в шахматы. Эту особенность следует использовать, предоставив ребенку возможность заниматься любимым делом.
В-третьих, педагогу следует отнестись к гиперактивному ребенку с особым вниманием. Чрезмерно активного ученика лучше посадить на передний ряд, чаще вызывать для ответа и разнообразных поручений (что-то принести или подать , помочь собрать альбомы, тетради, вытереть доску и т. д.). Словом, давать возможность "разрядиться". Внимательный педагог найдет множество таких приемов.
Конечно, не следует воспринимать эти советы как универсальный рецепт для всех. Слишком своеобразен каждый ребенок,чтобы к любому можно было подойти с одной меркой. Это лишь общая схема. А конкретные советы надо получить у профессионального невропатолога или психоневролога.