PISA
Международные исследования PISA
PISA (Programme for International Student Assessment) — международное тестирование 15-летних подростков. Его цель — проверить умение применять полученные знания в реальной жизни. PISA (аббревиатура читается как "пиза”) проводится раз в три года. В последний раз в тестировании участвовали 65 стран. Самыми умными оказались школьники из Финляндии, Гонконга, Южной Кореи, Лихтенштейна, Японии, Канады, Бельгии, Швейцарии, Макао и Новой Зеландии. На последнем месте — ребята из Туниса. В общем рейтинге стран, участвовавших в PISA-2009, Казахстан занял 59 место. Другие страны СНГ, участвующие в этой оценке, распределились следующим образом: Кыргызстан – 65, Азербайджан – 64, Россия - 44.
Тестирование PISA проводится следующим образом. Сначала отбираются регионы, затем, случайным образом — школы. И уже из списка 15-летних подростков по воле случая — участники. В день тестирования (оно проходит в самой школе) ученикам раздают специальные тетради с заданиями. Тесты делятся на три группы: на проверку математической, естественнонаучной грамотности и грамотности чтения (умение найти в тексте нужную информацию, вычленить главное, сделать выводы, заключение и т.д.). Тесты расположены по темам вперемешку и часто пересекаются, все выполняются в один день. Ответы оцениваются по 1000-балльной шкале.
Главный вопрос PISA звучит так: обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе? Исследование проходит на всех уровнях образования, где есть 15-летние, - в школах, учреждениях НПО и СПО. Здесь уже нет связанного класса целиком, как, например, в TIMSS. В PISA из школ по специальной методике с использованием стартового случайного числа выбираются только 15-летние ребята.
Рассматриваются следующие образовательные области:
Грамотность чтения
- Нахождение информации
- Интерпретация текста
- Рефлексия и оценка
Математическая и естественнонаучная грамотность
Содержательные области: По ситуации:
-количество -Научная -пространство и форма -Профессиональная деятельность
-изменения и отношения -Личная (проблемы жизненная, реальная жизнь)
-неопределенность
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ – «ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ»
Привычные формы представления информации; прямое применение известных фактов, стандартных приемов и методов; применение известных алгоритмов; работа со знакомыми выражениями; выполнение вычислений;
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ – «УСТАНОВЛЕНИЕ СВЯЗЕЙ»
Переход от одной формы информации к другой; создание математической модели; применение различных известных методов к решению задач, близких к известным; интерпретация полученного решения
ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ – «РАССУЖДЕНИЯ»
Сложные проблемы; размышление и интуиция; творческий подход; разработка метода решения; обобщение; обоснование.
