им начинают управлять другие.
Х. Алиев
Ключевой фигурой образовательного процесса, безусловно, является педагог: он и важнейшее условие, и существенный фактор, влияющий на многие другие условия развития, обучения и воспитания ребенка. Поскольку главное предназначение психологической службы состоит в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка на всех этапах его образовательного пути, работа с педагогами является одним из приоритетных направлений в деятельности и составляют актуальность данной темы.
Профессия учителя относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших резервов самообладания и саморегуляции. Психологическим условием эффективности профилактики эмоционального сгорания учителя является повышение уровня самоотношения, развитие эмоциональной гибкости.
Возрастные особенности мотивации школьников
Младший школьный возраст
Характеристика возраста
К началу обучения в школе у ребенка складывается достаточно сильная мотивация к обучению. Мотивы дошкольников выражаются в формуле «стремление к положению школьника». У ребенка ярко проявляется потребность посещать школу, носить форму, ранец, выполнять общественные поручения в классе. Иными словами, у него проявляется потребность занять новое положение среди окружающих. Психологи называют это «субъективной готовностью к школе». Но существует и «объективная готовность» — это тот уровень знаний и умений, с которыми ребенок приходит в школу. У современного семилетнего ребенка уровень субъективной готовности к школе несколько снижен, а уровень объективной готовности повышен. Все это значительно усложняет работу по формированию мотивации учения в младшем школьном возрасте.
Факторы, благоприятствующие мотивации учения («Что способствует мотивации?»)
- положительное в целом отношение ребенка к школе;
- широта его интересов;
- любознательность.
Факторы, препятствующие мотивации учения («Что мешает мотивации учения?»)
- ситуативность и неустойчивость интересов. Без поддержки учителя они немедленно угасают;
- малоосознанность интересов. Младший школьник не знает, что ему нравится в предмете и не может этого объяснить;
- слабая обобщенность интересов;
- все интересы ориентированы чаще всего только на результат учения, но не на способы учебной деятельности.
Средний школьный возраст
Характеристика возраста
В подростковом возрасте укрепляются широкие познавательные мотивы, интерес к новым знаниям. У большинства подростков интерес к фактам дополняется интересом к закономерностям. Характерен интерес к способам приобретения знаний. Это основывается на стремлении ребенка быть взрослым. Развиваются мотивы самообразования. Но самые существенные сдвиги происходят в социальных мотивах подростков. Как отмечал В.А.Сухомлинский, главное в подростковом возрасте состоит в том, что школьник становится гражданином. Он стремится занять позицию «взрослого человека» в отношениях с окружающими, желает понять другого человека и быть понятым, ищет контакты с другими людьми. В этом возрасте ребенок вплотную подходит к осознанию своих мотивов учения и поведения.
Факторы, благоприятствующие мотивации учения («Что способствует мотивации?»)
- потребность во взрослости;
- общая активность подростка, его готовность включаться в разные виды деятельности со взрослыми и детьми;
- стремление подростка осознать себя как личность, потребность в самоутверждении и самовыражении;
- стремление к самостоятельности;
- увеличение широты и разнообразия интересов, их дифференцированность;
- возрастная устойчивость интересов;
- развитие специальных способностей.
Факторы, препятствующие мотивации учения («Что мешает мотивации учения?»)
- подросток не принимает на веру мнение и оценки учителя;
- негативизм в оценках;
- внешнее безразличие к оценке и мнению учителя;
- отрицательное отношение к готовым знаниям, простым и легким вопросам, воспроизводящим видам работы;
- непонимание связи учебных предметов с возможностью их использования в будущем;
- избирательный интерес к учебным предметам;
- поверхностность и разбросанность интересов;
- неустойчивость интересов.
Старший школьный возраст
Характеристика возраста
У старших школьников главными становятся мотивы, определяемые представлениями о своем будущем. В этом возрасте отмечается большая избирательность познавательных мотивов, которая продиктована выбором профессии. Происходит рождение новых мотивов — профессиональных. Они и начинают преобладать. Усиливается интерес к выбору способа действий с учебным предметом, к методам теоретического и творческого мышления. Существенно развиваются мотивы самообразования. Очень возрастает роль широких социальных мотивов, однако, не у всех школьников. У значительной части проявляются элементы социальной незрелости, иждивенчества и потребительства. Большую роль играют мотивы отношений со сверстниками и учителями: старшеклассники болезненно реагируют на неприятие себя в коллективе, стабилизируются отношения с учителями. Вместе с тем возрастает требовательность и критичность к учителю и его оценке. В целом в этом возрасте наблюдается общее положительное отношение к учению.
Факторы, благоприятствующие мотивации учения («Что способствует мотивации?»)
- потребность в жизненном самоопределении и обращенность планов в будущее, осмысление с этих позиций настоящего;
- становление социальных мотивов гражданского долга;
- тенденция к осознанию школьником своего мировоззрения;
- потребность в осознании себя как целостной личности.
- оценке своих возможностей в выборе профессии, в осознании своей жизненной позиции;
- необходимость самоограничения;
- становление целеполагания;
- интерес ко всем формам самообразования;
- избирательность познавательных мотивов, диктуемая выбором профессии;
- устойчивость интересов, их относительная независимость от мнения окружающих.
Факторы, препятствующие мотивации учения («Что мешает мотивации учения?»)
- устойчивый интерес к одним предметам в ущерб другим;
- неудовлетворенность однообразием форм учебных занятий, отсутствием творческих и проблемно-поисковых форм учебной деятельности;
- отрицательное отношение к формам жесткого контроля со стороны учителя;
- сохранение ситуативных мотивов выбора жизненного пути;
- недостаточная устойчивость социальных мотивов долга при столкновении с препятствиями на пути их реализации.
Советы учителям во избежание конфликтных ситуаций с учащимися:
· внимательно слушать собеседника, так как подростки очень часто страдают от одиночества и невозможности излить перед кем-то свою душу;
· правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути и тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
· не выражать удивления от услышанного и не осуждать ребенка за любые, самые шокирующие высказывания;
· не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, ему живется лучше других, поскольку высказывания типа «у всех есть такие же проблемы» заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;
· не предлагать неоправданных утешений, поскольку подростки зачастую не способны принять советы, но подчеркнуть временный характер проблемы;
· привести конструктивные способы ее решения;
· одновременно стремиться вселить в подростка надежду, которая, однако, должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.
