"Құрманғазы атындағы №1 балалар музыка мектебі" МҚКК
Павлодар қ., 1 Мамыр көшесі, 33
300764, 300763, 300761
Білім бөлімінің басты бетіне қайту
Бір жылда3004799
Бір айда212430
Бір аптада45599
Кеше4012
Тәулік7537
Отделение струнных инструментов

МУЗЫКА - ЭТО СТРУНЫ ДУШИ

И скрипач поклонится и прижмет к груди скрипку. Помня наизусть, пальцами — как неповторимо,

как пронзительно больно отдается в тонких пальцах дрожь струн.

Аль Квотион

Если бы довелось каким-то чудесным образом оказаться на улице Луначарского многолетней давности, то мы услышали бы, как из маленьких окон наперебой звучат музыкальные инструменты. Это музыкальная школа. Среди этих голосов уверенно звучит  голос скрипки.

Профессиональный скрипач, как правило, начинает играть на скрипке в детстве, и обучается своему сложнейшему ремеслу примерно 20 лет и потом продолжает учиться всю свою жизнь. По общему мнению, чтобы стать профессиональным скрипачом, надо иметь подходящие руки, музыкальные способности, но ещё важнее иметь соответствующий характер. Прежде всего, нужна храбрость и способность принимать вызовы судьбы.

Пример сильного, стойкого характера скрипача, пример преданности музыкальному искусству – Гильда Эрнстовна Кромер (1904 – 1982) – организатор первой музыкальной школы в г. Павлодаре, выпускница Тифлисской консерватории по классу скрипки и Ленинградского института усовершенствования исполнителей-преподавателей.

Преподаватели первой музыкальной – это самоотверженные люди, преданные своему делу.Среди старшего поколения педагогов струнного отделения: Зейдель Карл Германович, Поликарпов Виктор  Федорович, Гасперт Лилия Алексеевна, Балтабаев Анатолий Иванович, Кутасевич Владимир Андреевич, Наумова Тамара Ивановна, Киселева Берта Генриховна. Особенностью коллектива и отделения является то, что большинство преподавателей Детской музыкальной школы являются её выпускниками.

В 1967 году в дни весенних каникул Министерством просвещения Казахской ССР впервые  был проведен Конкурс юных музыкантов. В то время  конкурсы проводились одновременно для учащихся всех отделений. Еще не были выработаны требования и программы, но было обязательным исполнение крупной формы, пьесы виртуозного характера и произведения композитора Казахстана. Лауреатами и дипломантами конкурсов становились самые лучшие, самые талантливые дети.

Городской и областной конкурсы всегда являлись очень ответственным и важным этапом, как для юных музыкантов, так и для их преподавателей. Среди учащихся струнного отделения всегда были призеры. Вот только самые значимые. В 1977 году Герман Ларицкий (педагог Балтабаев А.И.) получил диплом  Iстепени.

В 1984 году Вежакина Ирина ученица 4-го класса (педагог Наумова Т.И.) завоевала  Iместо на областном музыкальном конкурсе, а в Алма-Ате на Республиканском конкурсе скрипачей и виолончелистов она выступила с большим успехом и завоевала Диплом Iстепени среди учащихся 5-х классов. Жюри отметило грамотное музыкальное и техническое исполнение программы.

В феврале 1990 года на последнем этапе конкурса поощрительную премию получил Плинер Миша (пед. Гольман А. К.), а IIIместо заняла Щацкая Таня (пед.Туманова В.С.).

В 1993 году Республиканский конкурс юных музыкантов по классу скрипки и виолончели впервые проходил в Павлодаре, в детской музыкальной школе им. Курмангазы. Среди итогов конкурса: IIместо в младшей группе – Кондрушин Саша (пед. Гольман А.К.), поощрительные премии: Киселев Слава (пед. Киселева Б.Г.), Сирицану Инна (пед. Гасперт Л.А.) и Ансамбль скрипачей (рук. Карачарова Г.И.).

По итогам 33-го областного конкурса защищать честь города на уровне республики были направлены лучшие: Надводнюк Анастасия (пед. Перепелица И.К.), Ережепов Саги (пед. Перепелица И.К.)  и Ансамбль струнных инструментов (рук. Кудашева О.А., концертмейстер Масленников Д.С.)

В феврале 2002 года на областном конкурсе загорелись звездочки младшей группы Амандосова Асель (пед. Наумова Т. И.), Попова Таня (пед. Перепелица И. К.). Участник конкурса по старшей группе Нургазин Арман (пед. Гасперт Л. А.) был награжден грамотой Министерства Образования и Науки РК и Национальной Академии. После окончания Павлодарского музыкального колледжа он продолжил свое обучение в Национальной Академии Музыки.

На этом конкурсе также было отмечено выступление Ансамбля скрипачей (пед. Перепелица И. К.). Ансамбль – это большая глава в истории струнного отделения школы. Это практика совместной игры. Ансамблевую игру во многих отношениях можно сравнить с культурной беседой людей. Этим сходством и объясняется большое развивающее культурное значение ансамбля для музыканта. Необходимость все время внимательно слушать не только себя, но и исполнение своих партнеров, без чего совершенно немыслимо играть в ансамбле, совершенствует слух, чувство ритма и такта, столь важные  для музыканта.

В разное время Ансамблем скрипачей руководили педагоги отделения: Зейдель К. Г., Киселева Б. Г., Перепелица И. К., Наумова Т. И., Карачарова Г. И., Лущенкова Г. И., Гагарина О.В. Ансамбль принимал активное участие в концертной  жизни школы и города, одерживал победы в городских и областных конкурсах.

Роль ансамблевой игры в профессиональном росте учащихся-выпускников трудно переоценить: некоторые из них благодаря ансамблю избрали музыку своей профессией и продолжают заниматься в других коллективах.

Выпускники школы работают в г. Астане, во многих городах России и в странах Дальнего Зарубежья. В родном городе, в Павлодарском филармоническом симфоническом оркестре работают Перепелица И. К., Наумова Т. И.,БекболатоваА. Б., Домбровский Г., Шебалина М., Лабудько Е. А.

В последнее время скрипка становится все более популярным инструментом. На сцене появляются новые имена, загораются новые звезды. Может быть через несколько лет среди лауреатов конкурсов мы услышим имена наших маленьких скрипачей. Преемственность – условие непрерывного развития, связи будущего с прошлым через настоящее.  Мы высоко чтим память о своих учителях и сделаем все возможное, чтобы не прервалась связь времен и поколений, чтобы ученики черпали вдохновение в истории школы и росли истинными художниками и творцами своей жизни.