Обучение
черчению по новой программе и учебнику
Перфильева
Т.И.
Учитель
черчения
ГУ СОШ №1 г. Павлодара
Развитие
науки и техники не позволяют современному человеку быть технически
безграмотным. Каждый специалист, если он профессионал, должен в совершенстве
освоить различные машины, приборы, механизмы и уметь управлять ими.
Наше государство осуществляет переход к рыночным
отношениям. Большое развитие получили международные отношения, соответственно
повысились требования к выпускаемым товарам. Следовательно, квалификация
работников, выпускающих различные виды продукций, должна быть очень высокой.
Конец XX и начало XXI века
считаются эпохой электронно-вычислительных машин и современному поколению
предстоит создание банка знаний с использованием ЭВМ.
А это не
возможно без освоения такого предмета как «Черчение». Не зря говорят, что
черчение это язык техники и считающийся международным языком, а умение чертить
– второй грамотностью, после умения читать и писать.
Казахстанская
программа по черчению (выпуск
Огромным
плюсом данной программы является то, что предмет ведётся по два часа в неделю.
Это даёт возможность выполнить основной объём программы на уроке и во много раз
уменьшает домашнюю нагрузку учащихся
Неплохой
результат даёт изучение темы «Геометрические построения» сразу же после темы
«Типы линий». Учащиеся, изучив линии чертежа, ведут геометрические построения с
учётом видов линий и по правилам черчения, здесь также отрабатывается навык
работы с чертёжными инструментами.
На тему
«Методы проецирования» не целесообразно отводить шесть учебных часов так как,
на мой взгляд, проецирование точки, прямой, кривой и плоских фигур лучше давать
при объяснении темы «параллельное прямоугольное проецирование». «Определение
видимости на изображениях», а также «Понятие об обратимости» будут легче
усвоены учащимися, если будут показаны при проецировании объёмных
геометрических тел, группы тел с вырезами. Здесь же правильнее будет объяснить
тему «Изображение линий пересечения поверхностей на видах» предварительно
отработав тему «Проекции вершин, рёбер и граней предмета». При объяснении темы
«Проецирование предметов на три взаимно перпендикулярные плоскости» не
желательно говорить о шести основных видах, так как учащиеся в последствии
начинают путать их. Считаю достаточным рассказать о двух системах расположения
видов: Европейской и Американской, но упор сделать на три основные проекции.
К
сожалению, программой не предусмотрены такие темы как «Эскизы», «Технический
рисунок», «Правила чтения чертежей».
Не все из ребят будут инженерами, но прочитать
простейший чертёж должен уметь каждый человек.
Для
отработки навыков чтения и выполнения чертежей
я рекомендую использовать сборники задач авторов Василенко Е.А., Жукова
Е.Т., Школьник Е.С.
Сборник под редакцией Школьника Е.С. единственный,
который содержит задания по начертательной геометрии и задания по теме
«Взаимно-пересечённые тела».
При выполнении практических работ желательно применять
задания творческого характера, необычные, с тем, чтобы у ребят появился устойчивый
интерес к предмету. Хорошей помощью будет учебник «Занимательное черчение»
автора Воротниковой И.А.
Для
контроля теоретических знаний можно использовать тестовые задания. Текстовые
тесты ребятам не интересны, а вот графические тесты вызывают некую
заинтересованность. Графические тесты могут содержать от 10 до 18 заданий.
Такими тестами можно пользоваться практически еже урочно, так как ответы
учащихся зашифрованы, то и проверить их можно тут же на уроке используя способ
взаимо- контроля. Вся работа, вместе с проверкой занимает от 8 до 13 минут.
Что касается
учебника (автор Есмухан Ж.М., издательство «Мектеп» Алматы 2005г.), то мне он
напоминает учебник черчения 70-х годов выпуска или учебник геометрии, так как рисунки, упражнения
выглядят и даются на языке математики, а параграфы 10, 11, 13, 14, 15, 16, 18,
19, 20, 21, 22 – как будто взяты целиком из учебника геометрии автора
Погорелова.
Считаю,
что данный учебник не соответствует современным требованиям, да и содержит не
полную информацию по предмету:
Учебник не содержит никаких сведений об основной надписи, а ГОСТ
устанавливает её параметры и требует выполнения. Рисунки, предлагаемые автором,
не всегда выполняются по правилам черчения: нет осей симметрии, центр
окружности выделяется точкой, не соблюдается ГОСТ и по типам линий на рисунках,
упражнения содержат больше математических расчётов, единицы измерения также не
соответствуют ГОСТу.