Сенім телефоны
8(7182)21-07-34
email: sosh4@goo.edu.kz
Мекенжайы: Павлодар қаласы, Гагарин көшесі, 58 үй
Директор: 21-07-34 Қабылдау бөлмесі: 22-22-18 Бухгалтерия: 21-06-26 Вахта: 57-07-40
Білім бөлімінің басты бетіне қайту
Азаматтарды жеке қабылдау кестесі:
Сейсенбі, бейсенбі: 15:00-17:00;
За год
За месяц
За неделю
Вчера
Рамазанова Гүлсім Бәкібайқызы, неміс тілінің мұғалімі, №4 ЖОМ
Рамазанова Гүлсім Бәкібайқызы, неміс тілінің мұғалімі, №4 ЖОМ

 

Компетентностный подход к обучению немецкого языка

 

Рамазанова Г.Б.

средняя общеобразовательная школа № 4

имени К.Макпалеева города Павлодара

учитель немецкого языка

 

Компетентностный подход расширяет сферу образования на личность ученика за счет установки на саморазвитие всех видах жизнедеятельности - познавательной, профессиональной, социальной, личностной и предполагает качественно иную систему оценки готовности выпускника к продолжению обучения и успешной адаптации к быстро меняющемуся обществу.

Актуальность.Необходимость использования компетентностного подхода не вызывает сомнений, поскольку самым важным звеном модернизации образования является изменение результата: ученик должен быть не просто «знающим», а «умеющим», что и призван обеспечить компетентностный подход. Значимость проблемы освоения иностранного языка школьниками обусловлено тем, что овладение речью, в том числе и иностранной, теснейшим образом связано с интеллектуальным, эмоциональным и нравственным развитием личности.

 Компетентностный подход при обучении немецкому языку требует овладения учащимися определенным набором способов деятельности в работе с языковыми явлениями. Знания, приобретаемые учащимися в процессе обучения, должны быть ориентированы на самостоятельное использование их в учебном процессе даже в изменяющихся условиях.

С позиций компетентностного подхода уровень развития интеллектуальных умений и навыков определяется способностью решать задачи различной сложности на основе имеющихся знаний, одной из форм проверки которого являются измерители.

В связи с этим определена цель: формирование компетентностных качеств личности  через применение измерителей по отслеживанию уровня развития интеллектуальных умений школьников.

 Если соблюдать системный подход к отбору содержания измерителей  с учетом  индивидуальных способностей и возможностей  учащихся,  то процесс формирования и развития интеллектуальных способностей будет происходить эффективнее, что в целом приведет к повышению качества знания по предмету.

В соответствии с обозначенной целью предусматривается решение следующих основных задач:

  • Изучить психолого-педагогические основы формирования компетентностных качеств ученика;
  • Разработать учебные памятки по овладению интеллектуальными навыками;
  • На основе результатов диагностики провести отслеживание индивидуальной траектории развития школьников.

         Как правило, в группах с немецким языком обучаются учащиеся, которые усваивают знания в основном на  репродуктивном уровне. Поэтому одной из   деятельностей педагога  является разработка памяток по формированию  тех или иных умений, направленных на поддержку таких учащихся.

Что такое памятка?Казалось бы, ясно: памятка - это то, что напоминает нам о наших действиях в определенных условиях, о наших обязан­ностях, так сказать, «узелок на память» - сделай то-то, сделай так-то, сделай тогда-то. Учебная деятельность в принципе ничем не отличается от других видов деятельности. Выполнять ее тоже нужно уметь, т. е. владеть набором приемов. Как раз для таких детей и назревает необходимость создания при каждой деятельности памяток - пошаговых действий для того, чтобы  ученик успешно мог осуществлять учебную деятельность. Если ученик овладел всеми приема ми и каждый из них на уровне навыка, то можно с уверенностью говорить о наличии у него полноценного умения учиться по данному предмету. 

По характеру представления содержания можно выделить    определенные виды памяток:

1. Памятка-алгоритм, в которой рекомендуется работа алго­ритмического характера: все предлагаемые действия довольно жестко фиксированы, их последовательность обязательна.

2. Памятка-инструкция, в которой даются вполне конкретные указания о необходимости определенных действий (шагов), но учащиеся имеют возможность перестановки одного - двух дей­ствий или даже опускания одного из них.

3. Памятка-совет. В ней учащиеся получают рекомендации о том, при каких условиях то или иное действие (деятельность) осуществляется успешно. Выбрать действия, наиболее подходя­щие для него лично,- дело самого учащегося.

4. Памятка-показ, в которой доминирует (не по месту, а по значимости) пример выполнения тех или иных действий с соот­ветствующим их контролем.

5. Памятка-стимул, доминантой которой является стимулиро­вание учащихся, раскрытие перспектив их деятельности и т. п.

          «Никто не любит контролеров» - такова психология любого человека. Так же неприязненно относятся к контролю и учащиеся.  Поэтому одной  из поставленных передо мной целью было  не просто составить данные измерители согласно стандарту, но и так, чтобы учащимся было интересно работать. Необходимо было применение мер поддержания интереса

В основу диагностики взяла основные виды речевой деятельности:

 1/ диагностика  умения воспринимать иноязычный текст на слух /аудирование/;

2/  диагностика умения чтения с общим охватом содержания текста /чтение/;

3/  диагностика умения письменной коммуникации /письмо/;

4/ диагностика умения разворачивать /или сворачивать/ информацию при работе с лексико-грамматическими заданиями /грамматика и лексика/.

         Аудирование предполагает восприятие на слух и понимание текстов с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание. Аудирование с пониманием основного содержания строится на материале аутентичных текстов. В измерителях предусматривается развитие следующих умений:

  • выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте, догадываться о его содержании по заголовку;
  • выбирать главные факты, опуская второстепенные.

 Например, предлагаю следующие задания:

Задание 1.  Сначала прослушайте список ключевых слов. Как выдумаете, о чем будет идти речь? Напишите.

Задание 2.  Прослушайте текст целиком. Подтвердились ли ваши предположения?

Да/ Нет

Обучение чтению с общим охватом содержания строится преимущественно на несложных аутентичных адаптированных текстах разных жанров. Этот вид чтения предполагает умение просмотреть текст, (статью или несколько статей из газеты, журнала) и выбрать информацию, указанную учителем или представляющую интерес для учащихся.

Например:Прочитайте тексты и установите соответствие между тематическими рубриками А -G и текстами 1-6 Каждая тематическая рубрика соот­ветствует только одному тексту, при этом одна из них лишняя. Занеси­те свои ответы в таблицу.

 При контроле лексики эффективнее использовать рисунки. Грамматические задания предполагают ссылки на незначительные подсказки:

3апишите данные предложения в пассиве.

1. Ein Sturm zеrstörtеden Ваum.

    Der Baum wurde (von einen Sturm) zerstört.

2. Herr von Ribbeck legte einen Ring aus Eisen um den Stamm.

3. Er stellte den Ваum in seinem Schloß auf.

Владение письменной речью предполагает развитие следующих умений:

-делать выписки из текста;

-писать короткие поздравления (с днем рождения, другим праздником и т.д.), выражать пожелания;

-писать письма, используя материал одной или нескольких тем, усвоенных в устной речи, употребляя формулы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка.

Часто в измерителях задания носят ситуативный характер. Например: Представьте, что Ваш друг заболел. Опишите,  как  он выглядит и что нужно сделать. Представьте, что Ваш друг - известный спортсмен. Расскажите о нем.

Если сравнить измерители по выявлению интеллектуальных способностей с плановыми контрольными срезами, то можно заметить, что данные измерители:

  • эстетичны в оформлении
  • прилагаются рисунки к заданиям
  • ненавязчивая постановка заданий  
  • задание предполагает подготовительный этап
  • персонально каждому учащемуся
  • ответы вписываются в данный листок
  • разбивка заданий на дозы, этапы

На основе выполненных работ составляется  индивидуальная траектория развития учащихся. По итогам данной траектории делаются определенные выводы и рекомендации.

Систематическое проведение контроля с использованием измерителей по отслеживанию интеллектуальных способностей, дает следующие результаты:

-высокую эффективность контроля

-повышение уровня усвоения учебного материала

-динамику роста качества знания

-усиление мотивации к изучению предмета

          Итак, содержание обучения иностранному языку направлено на развитие у школьников культуры общения в процессе формирования всех компонентов  иноязычной коммуникативной компетенции, наличие которой учитывает потребность в обучении иностранному языку как средства общения, образования, инструмента сотрудничества и взаимодействия в современном мире.

 

Литература:

 

  1. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и  реализация. - М., 2002. -с.24
  2. Хуторский А.В. Современная дидактика: учебник для вузов, Сиб.Питер,2001г-с.43
  3. Иванов Д.Компетенция учителя-М: Чистые пруды,2008-с.32