Размер шрифта:
↑Наверх
Телефон доверия
87182546323
email: sosh5@goo.edu.kz
Адрес: Павлодарская область, город Павлодар, ул.Лермонтова 129
8(7182)549580
Вернуться на главную страницу отдела образования
График приема граждан:
Среда с 16.00 до 18.00
За год
За месяц
За неделю
Вчера
Стандарт разработки цифровых образовательных ресурсов для системы электронного обучения в организациях среднего общего образования

Министерство образования и науки Республики Казахстан

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Стандарт разработки цифровых образовательных ресурсов

 для системы электронного обучения

в организациях среднего общего образования

 

 

Введение

Стратегия  развития образования  XXIвека ориентирована  на подготовку выпускников,  принципом которых должно быть «обучение через всю жизнь»на основе мобильного инфокоммуникационного взаимодействия  в открытом информационно-образовательном пространстве. Платформой  их подготовки  сегодня в стенах школы является новая инфокоммуникационная парадигма обучения как закономерный объективный процесс. 

Механизмом перехода на новую парадигму обучения является электронное обучение на основе интеграции педагогических и информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающее радикальное повышение эффективности обучения и массовое качественное образование. Электронное обучение признано приоритетным направлением Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы. 

За счет электронного обучения происходит трансформация традиционного учебного процесса в познавательную деятельность по приобретению знаний и умений по изучаемому предмету, а также   универсальных – поиск, отбор, анализ, организация и представление информации, использование полученной информации для решения конкретных жизненных задач, способы инфокоммуникационного взаимодействия и т.д., являющихся составной частью информационной культуры личности, так необходимой для полноценной жизни и деятельности в информационном обществе.

Создание системы электронного обучения (е-learning) является достаточно актуальной задачей. Цель системы - обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям, направленного на массовое качественное образование.

Одной из подсистем системы электронного обучения является контентное (содержательное) обеспечение: планируется полное обеспечение цифровым образовательным контентом организаций среднего, технического и профессионального образования в открытом доступе; получат развитие электронные образовательные ресурсы, создаваемые преподавателями (централизованное создание и наполнение ресурсами медиатек).

 Цифровые образовательные ресурсы должны представлять информацию различных форматов в удобном для каждого пользователя виде независимо от места его подключения к Порталу.

Цифровые образовательные ресурсы могут быть использованы как педагогами для проведения уроков, так и учащимися для самостоятельной подготовки и использования ее в качестве справочных материалов. Цифровые образовательные ресурсы должны позволять преподавателю формировать учебный материал для различных целей обучения.

Стандарт разработки цифровых образовательных ресурсов

 для системы электронного обучения

в организациях среднего общего образования

1 Область применения

Настоящий стандарт предъявляет совокупность педагогических, психологических, дидактических, методических, технических и дизайн-эргономических требований к разработке  цифровых образовательных ресурсов для системы электронного обучения в организациях среднего общего образования.

Стандарт предназначен для производителей электронных изданий и применяетсядля всех цифровых образовательных ресурсов, создаваемых для системы электронного обучения (е-learning).

 

2 Нормативные ссылки

 

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 7.82-2001. СИБИД. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления.

ГОСТ 7.83-2001. СИБИД. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения.

ГОСТ 7.4-95. СИБИД. Издания. Выходные сведения.

СТ РК 1.5-2004 Государственная система технического регулирования Республики Казахстан. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов

ГОСО РК 2.003-2002 Государственный общеобязательный стандарт среднего общего образования Республики Казахстан. Основные положения.

 

 

3 Определения

 

3.1. В настоящем стандарте применяются термины и определения в соответствии с ГОСТ 7.83-2001.

3.2. В дополнение к ним в настоящем стандарте используются следующие термины с соответствующими определениями:

3.2.1. Цифровые образовательные ресурсы -  это дидактические материалы на электронных носителях в цифровом формате,  обеспечивающие в совокупности создание инфокоммуникационной образовательной среды электронного обучения как интерактивного дистанционного взаимодействия субъектов образовательного процесса.

4. Сокращения

ГОСО – государственный общеобязательный стандарт образования

ИОС – информационно-образовательная среда

ЦОР  –  цифровые образовательные ресурсы

 

5.   Общие требования

5.2. Соответствие государственным документам, определяющим содер-жание казахстанского образования;

5.2. Учет закономерностей и  принципов  учебного процесса;

5.4. Учет достижений педагогической науки в предметной области знаний.

5.5. Содержание ЦОР разрабатывается с учетом национальных традиций.

6. Общепедагогические требования к цифровым образовательным ресурсам:

 

6.1.  1 Обеспечение принципа научности.

6.1.1.Научная достоверность изложения содержания учебного материала.

6.1.2.Соответствие используемой терминологииее современным научным толкованиям.

6.1.3. Изложение учебного материала должно быть понятным, точным, полным и непротиворечивым.

6.2. Обеспечение принципа доступности.

6. 2.1.Представление учебного материала   сообразно конкретным возрастным особенностям учащихся.

6. 2.2.Отсутствие интеллектуальных, моральных, физических перегрузок учащихся.

6.3. Обеспечение принципа наглядности:

6.3.1.Целесообразное привлечение  органов чувств к восприятию и переработке учебного материала;

6.3.2. Максимальная визуализация учебного материала

6.4. Обеспечение принципа системности.

6.4.1.Соответствие ЦОР определенному структурному компоненту учебного процесса: мотивационно-целевому; содержательному;

операционно-деятельностному или оценочно-результативному.

6.5. Обеспечение  принципа сознательности и интерактивности 

6.5.1.Четкая постановка  учебных задач для пользователей.

6.5.2.Опора на интересы учащихся и формирование мотивов учения.

6.5.3.Организация интенсивной умственной деятельности учащихся.

6.5.4.Организация   взаимодействия  в режиме реального времени и обратной связи.

6.6. Обеспечение принципа связи теории с практикой.

6.6.1.Практикоориентированность учебного материала.

6.6.2.Ориентация ЦОР на современные процессы развития общества и экономики.

 

7. ЦОР, обеспечивающие мотивационно-целевой компонентэлектронного обучения – ресурсы, направленные на осознание и рефлексию учащимися целей обучения и формирование их интереса к изучаемому предмету или теме урока.

7.1. Типы ЦОР, обеспечивающие мотивационно-целевой компонент электронного обучениямультимедийная озвученная презентация;  игровая озвученная презентация; анимированная озвученная логико-структурная схема; интерактивные задания; автоматизированные опросники; игровые тесты.

7.2. ЦОР, обеспечивающие мотивационно-целевой компонент электронного обучения должны быть направлены:

7.2.1.на восприятие ясного представления целей обучения в наглядном и обозримом виде;

7.2.2.на  осмысление  целей обучения  как логико-структурной совокупности локальных, системных и функциональных знаний; логической группировки существенных и несущественных признаков и свойств изучаемых предметов, явлений и процессов,

7.2.3.на понимание   целей обучения путем предоставления звукового комментария

7.2.4.на обобщение  в иерархизированной блок-схеме базовых понятий по предмету;  

7.2.5.на  закрепление  понимания целей обучения, способствующее  его переводу  в долговременную память.

7.2.6.на практическое применение целей обучения путем творческого его переосмысления и дополнения.

  

8. ЦОР, обеспечивающие содержательный компонент электронного обучения – ресурсы, направленные на объяснение  нового материала, реализацию содержания обучения.

8.1. Типы ЦОР, обеспечивающие содержательный компонент электронного обучения: мультимедийное объяснение нового материала; учебный видеофильм; игровая озвученная презентация; анимированная озвученная логико-структурная схема; архивные документы; фотоколлекция;  анимированные карты; статические карты; звукозаписи, озвученные тексты; анимированные образцы решения задач и видов разбора.

8.2. ЦОР, обеспечивающие содержательный компонент электронного обучения,должны быть направлены:

8.2.1.на восприятие учебно-познавательной информации,  осознание учащимися ощущаемых внешних свойств, качеств и  признаков познаваемых предметов, явлений, процессов; включать яркие и убедительные примеры, факты, доказывающие правильность выдвигаемых положений, представлений познаваемых предметов, явлений, процессов; обеспечивающих приемлемость и совершенство раскрытия содержания учебной информации;

8.2.2.на осмысление учебно-познавательной информации и формирование образных представлений, включающее следующие операции: анализ воспринятых свойств и признаков изучаемых предметов и явлений, зафиксированных в представлениях, по степени их важности для раскрытия сущности этих предметов и явлений, постижение сущности (причин и следствий) изучаемых предметов, явлений и процессов.

8.2.3.на понимание учебного материала и активизацию мыслительной деятельности обучаемого:  сравнение  и анализ  изучаемых явлений сообщающего изложения  с элементами проблемности, проблемного изложения  (показательное и диалогическое проблемное изложение);  создание правильных ярких образов изучаемого материала;

8.2.4.на обобщение учебной информации: вычленение существенных и несущественных признаков изучаемых явлений; рассуждение, выдвижение гипотез и теоретические обобщения;

8.2.5.на закрепление изучаемого материала путем переноса изученных предметов, явлений и процессов в новых текстовых источниках, формирование функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей;

8.2.6.на практику: приложимость абстрактных теоретических знаний к решению конкретных задач действительности;  

 

9. ЦОР, обеспечивающие операционно-деятельностный компонентэлектронного обучения – ресурсы, направленные на организацию практической деятельности учащихся по закреплению знаний, формированию умений и навыков в предметной области знаний.

9.1.   Типы ЦОР, обеспечивающие операционно-деятельностный компонент электронного обучения: виртуальные лабораторные работы; интерактивные задания; электронные задачники; электронные практикумы; интерактивное моделирование; электронный словарь; интерактивные игры;  электронные конструкторы; компьютерные измерители; анимированные интерактивные карты. 

9.2.ЦОР должны быть направлены:

9.2.1.на восприятие условий интерактивных заданий путем точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса, педагогических установок, направленных на целенаправленное формирование у учащихся умения самостоятельно выполнять задания; 

9.2.2.на  осмысление  способов решения задач,  выполнения воспроизводящих,  устных, письменных, тренировочных, графических, проблемно-поисковых  упражнений;  проведения проектных и творческих заданий; практических и лабораторных работ на основе анимированных образцов их выполнения, направленных на целенаправленное формирование у учащихся умения самостоятельно выполнять задания;  

9.2.3.на понимание учебной информации на основе включенности в максимально возможные виды деятельности за счет разнообразия форм заданий, предоставляющих возможность контролируемых тренировочных действий(устных/ письменных упражнений; воспроизводящих,  тренировочных, проектных, графических, проблемно-поисковых, эвристических, исследовательских, творческих заданий; практических и лабораторных работ и др.), ориентированных на мыслительную деятельность, требующих конструирования ответа, а не просто механического запоминания.

9.2.4.на обобщение   способов решения задач,  типов упражнений, порядка проведения проектных и творческих заданий; алгоритма решения практических и лабораторных работ; наличие разнообразных интерактивных заданий, обеспечивающих   формирование обобщения и систематизации знаний;

9.2.5.на  закрепление изучаемого материала, способствующее переводу знаний в долговременную память и применению  усвоенной учебной информации после некоторого перерыва  в новой ситуации,"на новой основе", на новых примерах, на  собственных примерах изучаемых явлений, законов, закономерностей, причинно-следственных зависимостей, разрешение посильных и значимых для них учебных про­блем.

9.2.6.на  практику: наличие интерактивных заданий на творческое применение усвоенных знаний, умений и навыков в творческих проектах; в написании эссе; сочинений, оценки исторических событий, где обучающийся реализует свои намерения, действует от своего лица и т.д.

     

10. ЦОР, обеспечивающие оценочно-результативный компонентэлектронного обучения – тестирующие программы, с помощью которых учащиеся могут проверить свои учебные достижения.

10.1.Типы ЦОР , обеспечивающие оценочно-результативный компонент электронного обучения: тестирующие программы по темам уроков; по итогам четверти; по итогам  года; по подготовке к ПГК; по подготовке к ЕНТ; психолого-мониторинговые тесты; различные виды диктантов; тесты на изучение интеллекта; тесты по изучению учебной мотивации; тесты на изучение творческого мышления; тесты на изучение теоретического мышления.

10.2. ЦОР, обеспечивающие оценочно-результативный компонент электронного обучениядолжны быть направлены:

10.2.1.навосприятие  тестирующих программ, обобщающих тестов, диктантов с обоснованными педагогическими установками и инструкциями, обеспечивающими независимый контроль и оценку учебных достижений учащихся; показ результата, количества правильных и неправильных ответов;

10.2.2.на осмысление  сущности тестирующих программ с разными видами контроля: как контрольно-корригирующих, контрольно-предупреждающих, контрольно-стимулирующих и контрольно-обобщающих;  как начального, промежуточного, итогового; как многоуровневых;

10.2.3. на понимание своего уровня учебных достижений и определение пробелов

10.2.4.на обобщение содержания тестирующих программ, их   соответствия содержанию учебного материала электронного учебника и соответствия тестового материала оцениваемому уровню деятельности обучаемых;

10.2.5.на закрепление изучаемого материала, способствующее переводу знаний в долговременную память на основе программирования тестов методом случайной выборки вопросов.

10.2.6.на практику: на  приложимость абстрактных теоретических знаний к решению конкретных задач действительности.

  

 

11. Дизайн-эргономические требования

11.1.Дизайн должен соответствовать действующим санитарным и эргономическим нормам и наиболее эффективно создавать положительную эмоциональную реакцию у пользователей Системы.

11.2.Единообразие интерфейса: системы надписей, справок, использование однотипных значков (иконок) и других специальных символов, обеспечивающих четкое различение различных компонентов ЦОР и пр.

11.3. Благоприятность цветовой визуальной среды на экране монитора: оптимальность контраста изображения по отношению к фону; соответствие цветов устойчивым зрительным ассоциациям; недопустимость использования более четырех цветов различных длин волн на одном экране и  т.д.

11.4. Высокое качество видеорядов, видеофрагментов, анимаций, иллюстраций, графических и фотоизображений, динамических моделей, шрифтового и рисованного текста и т.п.).

11.5. Высокое качество звукового сопровождения: качество дикции закадрового сопровождения, рациональность темпа звукового сопровождения,  качество звукового фона, музыки и т.п.).

11.6. Удобство, простота,  единообразие и  скоростьнавигации: время реакции на ответ или управляющее воздействиедолжно быть не более 10 секунд. 

11.7. Целесообразность, корректность и удобство использования клавиатуры, мыши, микрофона, принтера и других устройств.

11.8. Наличие инструкции или подсказки, удобство работы с ней.

11.9. Соответствие шрифтов и графических решений возрасту учащихся: кегль шрифта ЭУ для 1-4 класса должен быть не менее 14 , для 5-9 классов – не менее 12.

 

12. Технические требования

 

12.1. Соответствие требованиям SCORM.

12.2.Корректная работа ссылок, элементов управления и навигации, отображения иллюстраций, анимаций и видеофрагментов, синхронное, сбалансированное звуковое сопровождение.

12.3. Работа в наиболее распространенных операционных системах; совместимость с ведущими базами данных; поддержка открытых стандартов (SNMP v2).

12.3. Поддержка возможности  экспорта  из  Системы электронного  обучения  на  CD/DVD  диски  с  возможностью  последующего использования на компьютерах без доступа к сети Интернет.

12.4. Использование допустимых форматов ЦОР (см. Приложение 1)

12.5. Использование стандартных плееров (см. Приложение 2).

12.6. Соответствие ЦОР его краткому описанию.

12.7. Правильность и полнота заполнения всех полей метаданных

12.8 Предпочтительно разработку ЦОРа выполнять в виде Exe-приложения, они могут разрабатываться в любой системе программирования, при этом они должны быть автономными, самостоятельно запускаться и использовать ресурсы упакованные в ЦОРе , без ссылок на внешние файлы. Это относится к шрифтам, видео и звуку.

12.9. Формат файлов предпочтительно использовать  AdobeFlash-9 и выше.

12.9.1. Для размещения на портале формат файлов Flashдолжен иметьрасширение -     *.swf.

12.9.2.В каждом подгружаемом файле должен присутствовать прелоадер.

12.9.3.Размер документа 800х600 пикселей.

12.9.4.Скорость воспроизводимой анимации 25 fps.

12.9.5.Видеофрагменты используемые внутри клипа должны быть в формате   *.FLVс автономным плеером типа – SteelOverAll.

12.9.6.Звуковые файлы должны быть в формате   *.MP3 (mono,birate-64kbps)

12.9.7.Фотоматериалы и изображения должны быть в формате   *.JPG

 

12.10 При необходимости, для использования ЦОР в On-lineрежиме, ЦОР может разрабатываться в фомате HTML,XML,PHPи др.

12.11. Общий объем файла – до 10 Мб.

 

13. Структура декларации и описания ресурса

 

13.1. Статья в формате MSWord, HTMLс иллюстрациями, PDFи др.;

13.2 Иллюстрация в формате JPEG;

13.3.Иллюстрация в формате JPEGс сопроводительным текстом в формате HTML;

13.4.Книга cоглавлением в формате HTMLс ссылками на отсканированные страницы в формате GIF, JPEG;

13.5. Книга в формате HTML (файлы HTML с изображениями);

13.6.Аудиозапись в формате mp3;

13.7.Видеозапись в формате FLV(флеш-видео);

13.8.Презентация в формате MSPowerPoint;

Приложение 1

 

Допустимые   форматы   ресурсов

 

Формат

Обозначение

Описание

Расширение

FLASH

application/x-shockwave-flash

Файл Flash

swf

DCR

application/x-director

Файл Shockwave

dcr

PDF

application/pdf

Форматированный текст с изображениями Portable Document Format (PDF)

pdf

Java Applet

text/html

Приложения Java Applet. Должны быть вставлены в html страницу при помощи тега object

html

ASF

video/x-ms-asf

Advanced Systems Format, динамический видео- и звуковой ряд (реалистический и синтезированный)

asf

AVI

video/avi

Видеофайл в форматеAudio Video Interleave (AVI)

avi

MPEG

video/mpeg

Видеофайл в форматеMoving Picture Experts Group (MPEG)

mpg

WMV

video/x-ms-wmv

Видеофайл в формате Windows Media Video

wmv

WAV

audio/wav

Звуковой файла формата Waveform audio format

wav

MP3

audio/mpeg

Звуковой файл в формате MPEG-1 Audio Layer 3 (MP3) (для музыкальных произведений: стерео, не хуже чем: 44100 Гц, 16 бит, 160 Кб/с)

mp3

MIDI

audio/midi

Звуковой ряд

mid

GIF

image/gif

Изображение в формате Graphics Interchange Format (GIF)

gif

DOC

application/msword

Документ в формате Microsoft Word

doc

XLS

application/vnd.ms-excel

Электронная таблица в формате Microsoft Excel

xls

TIFF

image/tiff

Изображение в форматеTagged Image File Format (TIFF)

tif

RTF

text/richtext

Текст с форматированием (rich-text format)

rtf

DJVU

image/djvu

Графическое изображение текстовых документов

djvu

VRML

model/vrml

Объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования

vrml, wml

SHP

application/octet-stream

Географические карты (Shape file)

shp

SXF

application/octet-stream

Географические карты (SXF)

sxf

MAP

application/octet-stream

Географические карты

map, sit

EXE

application/octet-stream

Приложения

exe

 

 

Приложение 2

Список стандартных приложений и плееров

 

 

Версия

Браузер Internet Explorer

8 и выше

БраузерMozillaFirefox

3 и выше

Macromedia Flash Player

9 и выше

Macromedia Shockwave Player

10и выше

AdobeAcrobat Reader

9 и выше

Windows Media Player

10и выше

MS Office

2007 и выше

DjVu Browser Plug-in

6и выше

Sun Microsystems, Java 2 Runtime Environment Standard Edition

1.4.2и выше

ExpressView Browser Plug-in

 

Cosmo Player

2.1и выше

TechExplorer