Министерство образования и науки Республики Казахстан
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ИНФОРМАТИЗАЦИИ
Стандарт разработки цифровых образовательных ресурсов
для системы электронного обучения
в организациях среднего общего образования
Введение
Стратегия развития образования XXIвека ориентирована на подготовку выпускников, принципом которых должно быть «обучение через всю жизнь»на основе мобильного инфокоммуникационного взаимодействия в открытом информационно-образовательном пространстве. Платформой их подготовки сегодня в стенах школы является новая инфокоммуникационная парадигма обучения как закономерный объективный процесс.
Механизмом перехода на новую парадигму обучения является электронное обучение на основе интеграции педагогических и информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающее радикальное повышение эффективности обучения и массовое качественное образование. Электронное обучение признано приоритетным направлением Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы.
За счет электронного обучения происходит трансформация традиционного учебного процесса в познавательную деятельность по приобретению знаний и умений по изучаемому предмету, а также универсальных – поиск, отбор, анализ, организация и представление информации, использование полученной информации для решения конкретных жизненных задач, способы инфокоммуникационного взаимодействия и т.д., являющихся составной частью информационной культуры личности, так необходимой для полноценной жизни и деятельности в информационном обществе.
Создание системы электронного обучения (е-learning) является достаточно актуальной задачей. Цель системы - обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям, направленного на массовое качественное образование.
Одной из подсистем системы электронного обучения является контентное (содержательное) обеспечение: планируется полное обеспечение цифровым образовательным контентом организаций среднего, технического и профессионального образования в открытом доступе; получат развитие электронные образовательные ресурсы, создаваемые преподавателями (централизованное создание и наполнение ресурсами медиатек).
Цифровые образовательные ресурсы должны представлять информацию различных форматов в удобном для каждого пользователя виде независимо от места его подключения к Порталу.
Цифровые образовательные ресурсы могут быть использованы как педагогами для проведения уроков, так и учащимися для самостоятельной подготовки и использования ее в качестве справочных материалов. Цифровые образовательные ресурсы должны позволять преподавателю формировать учебный материал для различных целей обучения.
Стандарт разработки цифровых образовательных ресурсов
для системы электронного обучения
в организациях среднего общего образования
1 Область применения
Настоящий стандарт предъявляет совокупность педагогических, психологических, дидактических, методических, технических и дизайн-эргономических требований к разработке цифровых образовательных ресурсов для системы электронного обучения в организациях среднего общего образования.
Стандарт предназначен для производителей электронных изданий и применяетсядля всех цифровых образовательных ресурсов, создаваемых для системы электронного обучения (е-learning).
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 7.82-2001. СИБИД. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления.
ГОСТ 7.83-2001. СИБИД. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения.
ГОСТ 7.4-95. СИБИД. Издания. Выходные сведения.
СТ РК 1.5-2004 Государственная система технического регулирования Республики Казахстан. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов
ГОСО РК 2.003-2002 Государственный общеобязательный стандарт среднего общего образования Республики Казахстан. Основные положения.
3 Определения
3.1. В настоящем стандарте применяются термины и определения в соответствии с ГОСТ 7.83-2001.
3.2. В дополнение к ним в настоящем стандарте используются следующие термины с соответствующими определениями:
3.2.1. Цифровые образовательные ресурсы - это дидактические материалы на электронных носителях в цифровом формате, обеспечивающие в совокупности создание инфокоммуникационной образовательной среды электронного обучения как интерактивного дистанционного взаимодействия субъектов образовательного процесса.
4. Сокращения
ГОСО – государственный общеобязательный стандарт образования
ИОС – информационно-образовательная среда
ЦОР – цифровые образовательные ресурсы
5. Общие требования
5.2. Соответствие государственным документам, определяющим содер-жание казахстанского образования;
5.2. Учет закономерностей и принципов учебного процесса;
5.4. Учет достижений педагогической науки в предметной области знаний.
5.5. Содержание ЦОР разрабатывается с учетом национальных традиций.
6. Общепедагогические требования к цифровым образовательным ресурсам:
6.1. 1 Обеспечение принципа научности.
6.1.1.Научная достоверность изложения содержания учебного материала.
6.1.2.Соответствие используемой терминологииее современным научным толкованиям.
6.1.3. Изложение учебного материала должно быть понятным, точным, полным и непротиворечивым.
6.2. Обеспечение принципа доступности.
6. 2.1.Представление учебного материала сообразно конкретным возрастным особенностям учащихся.
6. 2.2.Отсутствие интеллектуальных, моральных, физических перегрузок учащихся.
6.3. Обеспечение принципа наглядности:
6.3.1.Целесообразное привлечение органов чувств к восприятию и переработке учебного материала;
6.3.2. Максимальная визуализация учебного материала
6.4. Обеспечение принципа системности.
6.4.1.Соответствие ЦОР определенному структурному компоненту учебного процесса: мотивационно-целевому; содержательному;
операционно-деятельностному или оценочно-результативному.
6.5. Обеспечение принципа сознательности и интерактивности
6.5.1.Четкая постановка учебных задач для пользователей.
6.5.2.Опора на интересы учащихся и формирование мотивов учения.
6.5.3.Организация интенсивной умственной деятельности учащихся.
6.5.4.Организация взаимодействия в режиме реального времени и обратной связи.
6.6. Обеспечение принципа связи теории с практикой.
6.6.1.Практикоориентированность учебного материала.
6.6.2.Ориентация ЦОР на современные процессы развития общества и экономики.
7. ЦОР, обеспечивающие мотивационно-целевой компонентэлектронного обучения – ресурсы, направленные на осознание и рефлексию учащимися целей обучения и формирование их интереса к изучаемому предмету или теме урока.
7.1. Типы ЦОР, обеспечивающие мотивационно-целевой компонент электронного обучения: мультимедийная озвученная презентация; игровая озвученная презентация; анимированная озвученная логико-структурная схема; интерактивные задания; автоматизированные опросники; игровые тесты.
7.2. ЦОР, обеспечивающие мотивационно-целевой компонент электронного обучения должны быть направлены:
7.2.1.на восприятие ясного представления целей обучения в наглядном и обозримом виде;
7.2.2.на осмысление целей обучения как логико-структурной совокупности локальных, системных и функциональных знаний; логической группировки существенных и несущественных признаков и свойств изучаемых предметов, явлений и процессов,
7.2.3.на понимание целей обучения путем предоставления звукового комментария
7.2.4.на обобщение в иерархизированной блок-схеме базовых понятий по предмету;
7.2.5.на закрепление понимания целей обучения, способствующее его переводу в долговременную память.
7.2.6.на практическое применение целей обучения путем творческого его переосмысления и дополнения.
8. ЦОР, обеспечивающие содержательный компонент электронного обучения – ресурсы, направленные на объяснение нового материала, реализацию содержания обучения.
8.1. Типы ЦОР, обеспечивающие содержательный компонент электронного обучения: мультимедийное объяснение нового материала; учебный видеофильм; игровая озвученная презентация; анимированная озвученная логико-структурная схема; архивные документы; фотоколлекция; анимированные карты; статические карты; звукозаписи, озвученные тексты; анимированные образцы решения задач и видов разбора.
8.2. ЦОР, обеспечивающие содержательный компонент электронного обучения,должны быть направлены:
8.2.1.на восприятие учебно-познавательной информации, осознание учащимися ощущаемых внешних свойств, качеств и признаков познаваемых предметов, явлений, процессов; включать яркие и убедительные примеры, факты, доказывающие правильность выдвигаемых положений, представлений познаваемых предметов, явлений, процессов; обеспечивающих приемлемость и совершенство раскрытия содержания учебной информации;
8.2.2.на осмысление учебно-познавательной информации и формирование образных представлений, включающее следующие операции: анализ воспринятых свойств и признаков изучаемых предметов и явлений, зафиксированных в представлениях, по степени их важности для раскрытия сущности этих предметов и явлений, постижение сущности (причин и следствий) изучаемых предметов, явлений и процессов.
8.2.3.на понимание учебного материала и активизацию мыслительной деятельности обучаемого: сравнение и анализ изучаемых явлений сообщающего изложения с элементами проблемности, проблемного изложения (показательное и диалогическое проблемное изложение); создание правильных ярких образов изучаемого материала;
8.2.4.на обобщение учебной информации: вычленение существенных и несущественных признаков изучаемых явлений; рассуждение, выдвижение гипотез и теоретические обобщения;
8.2.5.на закрепление изучаемого материала путем переноса изученных предметов, явлений и процессов в новых текстовых источниках, формирование функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей;
8.2.6.на практику: приложимость абстрактных теоретических знаний к решению конкретных задач действительности;
9. ЦОР, обеспечивающие операционно-деятельностный компонентэлектронного обучения – ресурсы, направленные на организацию практической деятельности учащихся по закреплению знаний, формированию умений и навыков в предметной области знаний.
9.1. Типы ЦОР, обеспечивающие операционно-деятельностный компонент электронного обучения: виртуальные лабораторные работы; интерактивные задания; электронные задачники; электронные практикумы; интерактивное моделирование; электронный словарь; интерактивные игры; электронные конструкторы; компьютерные измерители; анимированные интерактивные карты.
9.2.ЦОР должны быть направлены:
9.2.1.на восприятие условий интерактивных заданий путем точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса, педагогических установок, направленных на целенаправленное формирование у учащихся умения самостоятельно выполнять задания;
9.2.2.на осмысление способов решения задач, выполнения воспроизводящих, устных, письменных, тренировочных, графических, проблемно-поисковых упражнений; проведения проектных и творческих заданий; практических и лабораторных работ на основе анимированных образцов их выполнения, направленных на целенаправленное формирование у учащихся умения самостоятельно выполнять задания;
9.2.3.на понимание учебной информации на основе включенности в максимально возможные виды деятельности за счет разнообразия форм заданий, предоставляющих возможность контролируемых тренировочных действий(устных/ письменных упражнений; воспроизводящих, тренировочных, проектных, графических, проблемно-поисковых, эвристических, исследовательских, творческих заданий; практических и лабораторных работ и др.), ориентированных на мыслительную деятельность, требующих конструирования ответа, а не просто механического запоминания.
9.2.4.на обобщение способов решения задач, типов упражнений, порядка проведения проектных и творческих заданий; алгоритма решения практических и лабораторных работ; наличие разнообразных интерактивных заданий, обеспечивающих формирование обобщения и систематизации знаний;
9.2.5.на закрепление изучаемого материала, способствующее переводу знаний в долговременную память и применению усвоенной учебной информации после некоторого перерыва в новой ситуации,"на новой основе", на новых примерах, на собственных примерах изучаемых явлений, законов, закономерностей, причинно-следственных зависимостей, разрешение посильных и значимых для них учебных проблем.
9.2.6.на практику: наличие интерактивных заданий на творческое применение усвоенных знаний, умений и навыков в творческих проектах; в написании эссе; сочинений, оценки исторических событий, где обучающийся реализует свои намерения, действует от своего лица и т.д.
10. ЦОР, обеспечивающие оценочно-результативный компонентэлектронного обучения – тестирующие программы, с помощью которых учащиеся могут проверить свои учебные достижения.
10.1.Типы ЦОР , обеспечивающие оценочно-результативный компонент электронного обучения: тестирующие программы по темам уроков; по итогам четверти; по итогам года; по подготовке к ПГК; по подготовке к ЕНТ; психолого-мониторинговые тесты; различные виды диктантов; тесты на изучение интеллекта; тесты по изучению учебной мотивации; тесты на изучение творческого мышления; тесты на изучение теоретического мышления.
10.2. ЦОР, обеспечивающие оценочно-результативный компонент электронного обучениядолжны быть направлены:
10.2.1.навосприятие тестирующих программ, обобщающих тестов, диктантов с обоснованными педагогическими установками и инструкциями, обеспечивающими независимый контроль и оценку учебных достижений учащихся; показ результата, количества правильных и неправильных ответов;
10.2.2.на осмысление сущности тестирующих программ с разными видами контроля: как контрольно-корригирующих, контрольно-предупреждающих, контрольно-стимулирующих и контрольно-обобщающих; как начального, промежуточного, итогового; как многоуровневых;
10.2.3. на понимание своего уровня учебных достижений и определение пробелов
10.2.4.на обобщение содержания тестирующих программ, их соответствия содержанию учебного материала электронного учебника и соответствия тестового материала оцениваемому уровню деятельности обучаемых;
10.2.5.на закрепление изучаемого материала, способствующее переводу знаний в долговременную память на основе программирования тестов методом случайной выборки вопросов.
10.2.6.на практику: на приложимость абстрактных теоретических знаний к решению конкретных задач действительности.
11. Дизайн-эргономические требования
11.1.Дизайн должен соответствовать действующим санитарным и эргономическим нормам и наиболее эффективно создавать положительную эмоциональную реакцию у пользователей Системы.
11.2.Единообразие интерфейса: системы надписей, справок, использование однотипных значков (иконок) и других специальных символов, обеспечивающих четкое различение различных компонентов ЦОР и пр.
11.3. Благоприятность цветовой визуальной среды на экране монитора: оптимальность контраста изображения по отношению к фону; соответствие цветов устойчивым зрительным ассоциациям; недопустимость использования более четырех цветов различных длин волн на одном экране и т.д.
11.4. Высокое качество видеорядов, видеофрагментов, анимаций, иллюстраций, графических и фотоизображений, динамических моделей, шрифтового и рисованного текста и т.п.).
11.5. Высокое качество звукового сопровождения: качество дикции закадрового сопровождения, рациональность темпа звукового сопровождения, качество звукового фона, музыки и т.п.).
11.6. Удобство, простота, единообразие и скоростьнавигации: время реакции на ответ или управляющее воздействиедолжно быть не более 10 секунд.
11.7. Целесообразность, корректность и удобство использования клавиатуры, мыши, микрофона, принтера и других устройств.
11.8. Наличие инструкции или подсказки, удобство работы с ней.
11.9. Соответствие шрифтов и графических решений возрасту учащихся: кегль шрифта ЭУ для 1-4 класса должен быть не менее 14 , для 5-9 классов – не менее 12.
12. Технические требования
12.1. Соответствие требованиям SCORM.
12.2.Корректная работа ссылок, элементов управления и навигации, отображения иллюстраций, анимаций и видеофрагментов, синхронное, сбалансированное звуковое сопровождение.
12.3. Работа в наиболее распространенных операционных системах; совместимость с ведущими базами данных; поддержка открытых стандартов (SNMP v2).
12.3. Поддержка возможности экспорта из Системы электронного обучения на CD/DVD диски с возможностью последующего использования на компьютерах без доступа к сети Интернет.
12.4. Использование допустимых форматов ЦОР (см. Приложение 1)
12.5. Использование стандартных плееров (см. Приложение 2).
12.6. Соответствие ЦОР его краткому описанию.
12.7. Правильность и полнота заполнения всех полей метаданных
12.8 Предпочтительно разработку ЦОРа выполнять в виде Exe-приложения, они могут разрабатываться в любой системе программирования, при этом они должны быть автономными, самостоятельно запускаться и использовать ресурсы упакованные в ЦОРе , без ссылок на внешние файлы. Это относится к шрифтам, видео и звуку.
12.9. Формат файлов предпочтительно использовать AdobeFlash-9 и выше.
12.9.1. Для размещения на портале формат файлов Flashдолжен иметьрасширение - *.swf.
12.9.2.В каждом подгружаемом файле должен присутствовать прелоадер.
12.9.3.Размер документа 800х600 пикселей.
12.9.4.Скорость воспроизводимой анимации 25 fps.
12.9.5.Видеофрагменты используемые внутри клипа должны быть в формате *.FLVс автономным плеером типа – SteelOverAll.
12.9.6.Звуковые файлы должны быть в формате *.MP3 (mono,birate-64kbps)
12.9.7.Фотоматериалы и изображения должны быть в формате *.JPG
12.10 При необходимости, для использования ЦОР в On-lineрежиме, ЦОР может разрабатываться в фомате HTML,XML,PHPи др.
12.11. Общий объем файла – до 10 Мб.
13. Структура декларации и описания ресурса
13.1. Статья в формате MSWord, HTMLс иллюстрациями, PDFи др.;
13.2 Иллюстрация в формате JPEG;
13.3.Иллюстрация в формате JPEGс сопроводительным текстом в формате HTML;
13.4.Книга cоглавлением в формате HTMLс ссылками на отсканированные страницы в формате GIF, JPEG;
13.5. Книга в формате HTML (файлы HTML с изображениями);
13.6.Аудиозапись в формате mp3;
13.7.Видеозапись в формате FLV(флеш-видео);
13.8.Презентация в формате MSPowerPoint;
Приложение 1
Допустимые форматы ресурсов
Формат |
Обозначение |
Описание |
Расширение |
FLASH |
application/x-shockwave-flash |
Файл Flash |
swf |
DCR |
application/x-director |
Файл Shockwave |
dcr |
|
application/pdf |
Форматированный текст с изображениями Portable Document Format (PDF) |
|
Java Applet |
text/html |
Приложения Java Applet. Должны быть вставлены в html страницу при помощи тега object |
html |
ASF |
video/x-ms-asf |
Advanced Systems Format, динамический видео- и звуковой ряд (реалистический и синтезированный) |
asf |
AVI |
video/avi |
Видеофайл в форматеAudio Video Interleave (AVI) |
avi |
MPEG |
video/mpeg |
Видеофайл в форматеMoving Picture Experts Group (MPEG) |
mpg |
WMV |
video/x-ms-wmv |
Видеофайл в формате Windows Media Video |
wmv |
WAV |
audio/wav |
Звуковой файла формата Waveform audio format |
wav |
MP3 |
audio/mpeg |
Звуковой файл в формате MPEG-1 Audio Layer 3 (MP3) (для музыкальных произведений: стерео, не хуже чем: 44100 Гц, 16 бит, 160 Кб/с) |
mp3 |
MIDI |
audio/midi |
Звуковой ряд |
mid |
GIF |
image/gif |
Изображение в формате Graphics Interchange Format (GIF) |
gif |
DOC |
application/msword |
Документ в формате Microsoft Word |
doc |
XLS |
application/vnd.ms-excel |
Электронная таблица в формате Microsoft Excel |
xls |
TIFF |
image/tiff |
Изображение в форматеTagged Image File Format (TIFF) |
tif |
RTF |
text/richtext |
Текст с форматированием (rich-text format) |
rtf |
DJVU |
image/djvu |
Графическое изображение текстовых документов |
djvu |
VRML |
model/vrml |
Объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования |
vrml, wml |
SHP |
application/octet-stream |
Географические карты (Shape file) |
shp |
SXF |
application/octet-stream |
Географические карты (SXF) |
sxf |
MAP |
application/octet-stream |
Географические карты |
map, sit |
EXE |
application/octet-stream |
Приложения |
exe |
Приложение 2
Список стандартных приложений и плееров
|
Версия |
Браузер Internet Explorer |
8 и выше |
БраузерMozillaFirefox |
3 и выше |
Macromedia Flash Player |
9 и выше |
Macromedia Shockwave Player |
10и выше |
AdobeAcrobat Reader |
9 и выше |
Windows Media Player |
10и выше |
MS Office |
2007 и выше |
DjVu Browser Plug-in |
6и выше |
Sun Microsystems, Java 2 Runtime Environment Standard Edition |
1.4.2и выше |
ExpressView Browser Plug-in |
|
Cosmo Player |
2.1и выше |
TechExplorer |
|