Сенім телефоны
87182546323
email: sosh5@goo.edu.kz
Мекенжайы: Павлодар облысы, Павлодар қаласы, Лермонтов көшесі 129
8(7182)549580
Білім бөлімінің басты бетіне қайту
Азаматтарды жеке қабылдау кестесі:
Сәрсенбі сағат 16.00-ден 18.00-ге дейін
За год
За месяц
За неделю
Вчера
Библиотека – центр семейного чтения или позитивные новации в детском чтении

"Библиотека - центр семейного чтения

или позитивные новации в детском чтении"

по теме:"Новые подходы популяризации чтения для учащихся школ".

Современная ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется падением престижа чтения среди детей и молодёжи. Эта проблема носит масштабный характер. Чтение является одним из основных средств формирования грамотности, образного мышления, развития творческого потенциала. Именно школьная библиотека является проводником книжной культуры среди учащихся, т. к. предоставляет первый читательский опыт ребёнку, имеет самое удобное для пользователя расположение к себе.

В последнее время наши дети всё реже берут книгу в руки. Культуру чтения постепенно вытесняет интернет, гаджеты, телевидение, и т. д. если учащиеся и читают, то только то, что проходят по программе на уроках литературы.

Как наших детей обратить к книге? Что делать, чтобы ситуация менялась к лучшему? В первую очередь, это поднять престиж чтения.

Роль библиотеки в продвижении книги может возрасти при условии нормального комплектования фонда библиотеки в соответствии с изменяющимися потребностями и интересами современных читателей.  К привлечению обучающихся к чтению - это целый цикл библиотечных мероприятий, направленных на формирование читательского таланта ребёнка как основы его интеллектуального, духовного, нравственного и творческого развития.

Основной категорией пользователей библиотеки являются, конечно же, дети. Это самый благодарный контингент читателей. С ними очень легко работать, находить общий язык и общие темы для беседы. Для работы с этой категорией пользователей мы стараемся выбрать такие темы, которые сейчас их интересуют и волнуют. Очень важно не только привлечь ребенка как посетителя библиотеки, но и сохранить его как читателя. Иногда дети заходят не только для того, чтобы сдать или взять книги, а просто поздороваться и пообщаться. И это для нас приятно, потому что им интересно, что с нами они могут получить какие-то советы и консультации, а также могут и сами поделиться своими мыслями.

Следует отметить, что дети – самые активные участники мероприятий библиотек. Учитывая их стремление к самовыражению, библиотекари включают в мероприятия разнообразные формы работы: викторины, конкурсы, игры, чтение стихов, исполнение песен, танцев, импровизация только приветствуется. Все это привлекает детей в работе библиотеки. Наша работа ведется практически по всем направлениям библиотечной деятельности. Хочется отметить, что у нас есть небольшая группа детей – это активисты библиотеки, которая всегда и во всем принимает участие и помогает нам при проведении мероприятий.

Библиотека – это справочно-библиографическое бюро. Здесь любой читатель может поискать ответы на самые разные вопросы – о природе, о политике, о науке в многочисленных энциклопедиях и справочниках, воспользоваться толковыми и терминологическими словарями. И наша школьная библиотека не является исключением.                 

Немного о нашей библиотеке:Фонд нашей школьной библиотеки пополняется отраслевой и учебно-методической литературой: на данное время фонд библиотеки составляет 36842 книг, из них на казахском языке более 6000 экземпляров. Фонд обновляются и дополняются новой литературой не так часто, как хотелось бы нам. В открытом фонде выделена литература для категории читателей: 1 – 4 классы, и 5 – 8 классы. Литература расположена по темам. Отдельно выделены сказки – такая расстановка книжного фонда отдела оправдана для маленьких посетителей. Библиотека помещает материалы о своей работе и на сайт школы.

Для того чтобы более полно реализовать себя в работе, современный библиотекарь должен постоянно расти как профессионал. Библиотекари школы делятся своим опытом работы: печатаются в журналах, выступают на библиотечных семинарах, проходим по мере возможности библиотечные курсы. За последний период времени вышли наши публикации в газетах «Дружные ребята», «Твой мир» и журналах«Внеклассная работа», «Классный час» и других.

Школьная библиотека работает по направлению больше как воспитательная. Она ведется по нескольким направлениям. А совместная работа библиотекаря и учителя помогает приблизиться к основной цели – формированию духовно богатой личности, к ученику и его родителю. И именно об этом я хочу немного рассказать. Чтобы привлечь потенциальных читателей библиотека всегда должна быть привлекательной для них.  Перед нами, школьными библиотеками, такая проблема, казалось бы, не стоит. Ведь ведется или нет массовая работа – читальный зал и абонемент постоянно востребованы, переполнены, а библиотекари всегда загружены работой. Благодаря интернету стало возможным перевести традиционные формы массовой работы на более качественно новый уровень.

Школьная библиотека – единственное место, смысл работы которого – встреча ребенка с книгой. Встреча, которая надолго запомнится, с той книгой, которая оставляет память о себе в детской душе на многие годы. Поход малыша в библиотеку всегда семейный: он приходит за руку с родителями. И результат достигается именно тогда, когда семья и библиотека объединяются – в привлечения ребенка к чтению.

Детская полка включает по преимуществу произведения классиков детской литературы: С. Маршака, А. Барто, С. Михалкова, К. Чуковского, Н. Носова и др. Для знакомства и с нашими казахстанскими писателями и поэтами, мы стараемся охватить вниманием известных казахстанских детских писателей. Так, для четвероклассников была презентована обзор-презентация «Путешествие в детство» по произведениям Бердибека Сокпакбаеава, после которого дети захотели просмотреть фильм по этому произведению.  Так как по ходу мероприятия мы показали для детей отрывки одноименного фильма.

В последние годы в работе библиотек появилось много новых нестандартных форм деятельности, призванных способствовать продвижению книги и чтения, особенно в детской среде. Некоторые из них уже вошли в практику детских библиотек. В своей работе мы стараемся вводить новые формы массовой работы: игровые, интерактивные: например, поле-чудес, интеллектуальные викторины, брейн-ринги, литературные квесты, виртуальные путешествия и т.п. Преимущества этих игр в том, что они предполагают элемент соревновательности, дают возможность нашим детям проявить себя и свои знания. А у нас в школьной библиотеке пятой школы массовая работа стоит в первых рядах. Что же мы делаем, чтобы заинтересовать читателя? Конечно же спрашиваем нашего читателя, что ему интересно, от этого уже скачем по нарастающей, как правильно найти подход к будущему Активному читателю.   И, конечно же, необходимо проанализировать интересы наших школьников, разработать планы проведения мероприятий. И оказывается, что наши дети пишут замечательные стихи, прекрасно рисуют и фотографируют, вышивают и делают интересные поделки. Вот такой пример: в этом году в читальном зале силами учителя и библиотекаря организована выставка работ учащейся школы Богомоловой Дарьи (девочка из не очень благополучной семьи) из 9 «Г» класса «Творчество – лишь путь к совершенству», ее работы, очень интересные рисунки в плане готики, очень понравились нашим посетителям. А также еще была оформлена у нас выставка работ из фетра и картин из шерсти «Творчество наших детей», которые были сделаны тоже руками нашихучащихся школы.

Например, на базе нашей библиотеки проводилось конкурсов более чем по пятнадцати различным темам, поэтому и была достигнута одна цель – дети активно в них участвуют, им это интересно и нравится, так как везде присутствуют элементы игры и азарт соревнования. Хорошийкреатив будет хорошо работать в любом формате, будь то гостиная, викторина или акция.

Сейчас в библиотечной среде идет смещение интереса в сторону нестандартных форм проведения мероприятий. В последние годы у нас стали популярны Флешмобы (Flashmob). На школьном празднике «Мисс Осень», который у нас помогали организовать студенты-практиканты с    параллелью 4-х классов, красочно и живо прошел флешмоб под зажигательные ритмы музыки, где у нас присутствовали родители и бабушки детей. Даже и мы, библиотекари неплохо вписались в танцевальные ритмы вместе с детьми.

Библиотечные сумерки. Наша библиотека попробовала этот вид новшества испробовать на себе.  В феврале, в зимний день для подростков проведено литературное путешествие по книгам Стивенсона, Кинга, Верна и др. Мероприятие проходило после закрытия библиотеки в тёмном читальном зале, который освещался лишь уличными фонарями из окон и подсветкой ноутбука. В виде демонстрации презентации «Мистика где-то рядом» и еще знакомством с сайтами по этой тематике. Активную роль сыграли помощники - большие «спецы» в этой области, которые помогали библиотекарю в подготовке материала. Мама одного из учащихся помогала в участии вместе с сыном, которая тоже была заинтересована нашей идеей.

В пользу конкурсов говорит и то, что они проходят по нескольким номинациям, имеют нескольких победителей. И поэтому дети получают не только моральное удовлетворение, но и материальное вознаграждение в качестве призов.

Литературный квест– это активная форма массовой работы, в основе которой игра-поиск. Маршрут его связан с сюжетом определенных книг и их героев. Два мероприятия этой формы прошли у нас: квест-игра «Остров чтения на планете детства» для 2-х классов прошел в игровой увлекательной форме и сказочное путешествие «Страна, которой нет на глобусе», организованное совместно с библиотекарями ЦДБ для наших первоклашек. По программе 2020 год – День Волонтеров библиотекарями школы подготовлены следующие мероприятия: квест-игра «Станет больше добра на земле», приуроченная к 15-ти добрых дел, выполненных в нашей школе. Не менее плодотворно прошла литературная игра-викторина по произведениям В. Драгунского «Веселые рассказы веселого писателя», с атрибутами игровой формы и театрализованного инсценирования самих учащихся. Здесь присутствие родителей крайне необходимо для стимула азартности своих детей и гордости за победителей.

Буксимпатия по книге Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома» интересно прошла среди 5-6 классов. Для себя мы сделали выводы: это активизация чтения, увеличение книговыдачи, рейтинг лучших книг. Литературный праздник - буксимпатии по этой схеме, организованный для начальной школы в читальном зале библиотеки, прошел не менее интересно – это азартная викторина«Волшебник изумрудного города».

Буктрейлер (англ. booktrailer)— это короткий видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов – реклама книг, привлечение внимания к книгам при помощи трейлеров к кинофильмам. Как правило, продолжительность составляет не более 3 минут. На базе областной библиотеки мы имели возможность познакомиться с книгой Аймаутова «Қартқожа», в честь 125 -летия автора. Работники библиотеки для наших шестиклассников оформили очень красиво ролик в виде буктрейлера об этой книге.

Бенефис читателя.В переводе с французского «бенефис» означает спектакль в честь одного или нескольких его участников. В библиотеке это комплексное мероприятие, направленное на укрепление авторитета лучших читателей. Наша библиотека провела открытый урок с 4 классом «Бенефис читателя и книги». Это поддержало в родительском сознании престиж читающего ребенка и подняло активность детей в приобщении к книге. Все эти мероприятия проводилось вместе с родителями в читальном зале школьной библиотеки.

Библиомарафон— это комплекс мероприятий: акции, презентации, конкурсы и т.д. Дети здесь получали библиофишки за участие в книжном марафоне. Конечно же, мы используем в работе интерактивную доску, однако, при этом в мероприятии присутствуют ролевые игры, т.е. опять происходит непосредственное общение друг с другом и обязательно с книгой. Так было на мероприятиях игра-путешествие для среднего и старшего звена «Удивительный Павлодар». Очень познавательна прошла обзорная тематика за круглым столом среди старшеклассников по теме: «Слова назидания Абая».  А когда за нашим импровизированным круглым столом мы начали проводить взаимосвязь с нашим временем и непосредственно с классом, то получился очень интересный разговор между взрослыми и подростками. Мы их так заинтересовали, что старшеклассники буквально все захотели прочесть «Слова назидания», что было для меня как-то удивительно.

Библиовацией годастала литературная пиар-гостиная, организованная нами в стенах библиотеки «Признанный миром Абай» - к юбилею Абая.

Библиофреш — библиографический обзор новинок, которое мы проводим в основном для учителей- это обзор статей из журналов.

 Еще один интересный прием, который можно использовать – это тесты. Их использовали в мероприятиях поЗОЖ. При беседе «Недостаток витамин укорачивает жизнь» по начальной школе вопросы тестов были в виде рисунков, и дети на них отвечали необычно, тоже рисунками. Можно даже купить по фрукту или овощу и вручить тем детям, кто правильно ответил на вопрос. Тесты хороши и на мероприятиях по ПДД: «Закон улиц и дорог», «Осторожно на льду!». Следующий прием – это домашнее задание. Перед проведением мероприятий библиотекари дают задания классу, чтобы дети были уже подготовлены для участия в дальнейшем. Даже, казалось бы, библиотечные уроки, где мы должны сами учить детей, тоже не обходится без домашнего задания. Дети при подготовке к нему используют интернет. За участие на мероприятиях, учащиеся получают оценки в журнал по тому или иному предмету. Это делается по договору с учителем. Естественно, они будут стремиться читать после этого!

 Мы стараемся разработать необычные и привлекательные формы работы. Красочные и яркие презентации, игровые задания, мастер-классы, элементы кукольного театра – все это активно используется не только нами, но я думаю, всеми школьными библиотекарями. Обращение к старой доброй традиции семейного чтения делает интереснее общение в любой семье. Прочитанная же вместе, удачно подобранная книга, дает родителям и детям возможность в нахождении новых взглядов на ту или иную проблему. Дети младших классов в основном читают книги разной тематики, а старшеклассники берут больше по школьной программе. В этом году читаемость среднего звена немного упала. Для восполнения этого пробела библиотека организовала тематические выставки в виде буккроссинга, после которых дети начинают интересоваться той или иной литературой и брать книги не только по программе.В течение года в рамках проекта «Рухани жаңғыру» наша школа являлась участником проекта «Буккроссинг» - «Бери и читай», где принимали участие не только библиотекари, но и учителя, и дети, и родители, так как наши ученики брали книги с их разрешения для участия в выставке даренных книг. Учащиеся и сотрудники школы приносили из домашней библиотеки книжку, которую они бы хотели дать почитать другим людям. Их книга помещалась на так называемую «безопасную полку» (мы размещали почти на всех этажах где находили место, будь то полка, окно, выступ). К Всемирному дню книги был предложен на час познания буккроссинг по забытым книгам «Предлагаем прочитать»- это в основном книги-юбиляры этого года: сказка «Алиса в стране чудес», приключенческая тема в книгах Ж.Верн «20 тысяч лье под водой» и «Таинственный остров», М. Рид «Всадник без головы».

Принимая участие в акции, библиотека получила новые возможности для работы с читателями. Уже не библиотекарь или учитель говорили о том, что надо читать, а сами читатели. Учащиеся приобрели новых друзей и открыли для себя новые книги. Данная акция рассчитана и на последующие года.

 Семье нужны праздники. Скучен и неуютен дом, где праздники видят только по телевизору, где нет времени собраться вместе и устроить дома веселье. И если нет возможности устроить праздник дома, то библиотека восполняет этот пробел. Так, например, в работе традиционным стал литературно-музыкальный праздник «Феерия сказок Чуковского», посвященный юбилеям сказок любимого детского писателя, с книгами, которые, обычно, и начинается чтение во многих семьях. На наши библиотечные праздники мы приглашаем и детей, и их родителей, и даже бабушек и дедушек.  И, конечно же, на празднике семьи во всю царит книга. Основа человеческого счастья – это единая, дружная, любящая семья и дети. Счастье человека в семье, мы прилагаем много усилий и надеемся, что наши усилия увенчаются успехом.

В школьной библиотеке каждый год проходят различные акции. В нашей библиотеке была организована встреча с родителями будущих казахских первоклассников, которая проходит уже во второй раз, родители будущих первоклассников задают интересующие вопросы администрации и по учебникам, конечно же ответы даем мы. Во время летних каникул библиотека проводит ряд мероприятий для детей из пришкольного лагеря (этот год исключение).

В течении года оформлялись выставки ко всем классным часам и мероприятиям, проходившим в школе. (Каждая выставка почти всегда содержит книги и газетные, журнальные статьи согласно тематике).

В конце года библиотекарь подытоживает итоги чтения всех читателей школы.  Активных детей, принимавших участие в различных мероприятиях, награждали грамотами, дипломами, интересными книгами и небольшими сувенирами.

Мне бы хотелось предложить рекомендации нам библиотекарям, педагогам, родителям, может это и старо, но актуально. Что важно рассказывать детям о ценности детского чтения. Показывать связь чтения с их успехами в учебе и в других делах. Приводить примеры положительного влияния книги на жизнь людей. Умные родители используют испытанный ход: почитай мне, пожалуйста, пока я убираю, готовлю и т.д., они говорят о книгах, используя любое время. Для ребенка важно, чтобы рядом с ним был читающий родитель. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием, делитесь прочитанным. Зачитывайте отрывки, разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным.

Огромную роль в формировании духовного мира человека играют книги. Главная миссия детских библиотек – выявить как можно больше способностей у каждого ребенка, в чём родители являются нашими главными союзниками. Три китасемья, библиотека, школа – формируют нашего сегодняшнего Человека Читающего. Будет ли ребенок тянуться к книге, во многом зависит от семьи. Не спешите оставлять детей один на один с книгой, пусть вам будет интереснее вместе, и тогда вас и вашу семью будет ожидать настоящее волшебное чудо в мире Развивающейся Личности.

Мне хочется завершить доклад стихами детского поэта Михаила Яснова:

Вот я уже дорос до лета,

Я прожил дней – не сосчитать.

Теперь я знаю: счастье – это

Приткнуться к маме и читать!