Анализ работы школьной библиотеки ГУ СОШ №23 города Павлодара за 2011/2012 уч. год.
Контрольные показатели работы библиотеки:
Наименование |
За 2011/2012 уч.г.( на 15.05. 12г.) |
Кн. фонд ( статист./фактически) |
25 076 / 18 017 |
В т. числе на каз.яз |
7 263 / 4 263 |
Худож. лит-ра(стат./фактически) |
16 419 / 10 491 |
В т. числе на каз. яз |
4 100 / 3 200 |
Учебники |
8 657 / 7 526 |
В т.числе на каз. яз |
2 863 / 2542 |
Учебники нового поколения |
8545 / 7526 |
В т. числе на каз. яз |
2750 / 2542 |
По спец. дисциплинам |
3 200 |
В т.числе на каз.яз |
920 |
Электр. учебники |
56 |
В т. числе на каз. яз |
24 |
Метод. лит-ра |
1 300 |
В т. числе на каз. яз |
273 |
Справ.информ. лит-ра |
398 |
В т.числе на каз.яз |
98 |
Учебно-познав. лит-ра |
274 |
В т. числе на каз. яз |
95 |
Уч. и мет. лит-ра на одного уч-ся |
38,2 |
В т. числе на каз. яз |
12,1 |
Издания период. печати |
760 |
В т. числе на каз. языке |
178 |
Брошюры В том числе наказ.языке |
3 654 1 051 |
К-во учащихся |
231 |
К-во читателей |
260 |
Посещаемость |
42,8 |
Читаемость |
81,8 |
Книговыдача |
18 900 |
Обращаемость |
1,2 |
К-во посещений |
9 900 |
Наличие абонемента |
1 |
Площадь читального зала |
30 |
К-во мест в читальном зале |
10 |
Наличие компьютера |
- |
И других технических средств |
- |
Образование |
высшее |
Стаж работы |
22 года |
Прохождение курс. подготовки ФИО библиотекаря |
2011 год Щепко Н.В. |
Работа библиотеки регламентирована всеми необходимыми руководящими и нормативными документами (приказы, инструкции, положения) и находит отражение в перспективных (текущий месяц) и годовых планах учебного заведения, которые соответствуют нормам времени на библиотечные процессы.
Имеется статистическая и текстовая отчётность за 2004-2012 годы.
Комплектование фонда библиотеки школы осуществляется централизовано и стабильно.
Оформлена подписка изданий периодической печати:
- Второе полугодие 2011 г. на сумму 40 000. тенге (31наименование).
- Первое полугодие 2012 г. на сумму 40000 тенге (32 наименования) на бюджетные средства, а также индивидуальная – 10 комплектов четырёх наименований.
С августа 2010 года ведётся журнал регистрации периодических изданий.
В библиотеке школы имеются все необходимые финансовые документы: инвентарные книги; суммарная книга учёта художественной литературы; суммарная книга учёта учебников; книга учёта брошюр и литературы временного пользования; тетрадь учёта книг, принятых взамен утерянных; накладные и счета на приобретённую литературу. Вся документация заполняется своевременно.
Ведётся работа по очистке фонда от устаревшей и ветхой литературы, которая исключается из фонда согласно актам.
В библиотеке имеются тематические и библиографические папки. Выполняются и учитываются устные и письменные библиографические справки. Выделен фонд справочных, библиографических изданий, энциклопедий и словарей.
В читальном зале оформлен стенд «К сведению читателей», на котором представлены правила пользования библиотекой, освещены права и обязанности читателей библиотеки и т.п.
Организовано оформление выдачи учебной и другой литературы читателям.
Редкие и малоэкземплярные издания выдаются только для пользования в читальном зале. Ведётся дневник работы библиотеки. Выделен фонд читального зала.
В июле 2011 года выполнен текущий ремонт помещений читального зала и книгохранилища.
Библиотека принимает активное участие в пропаганде опыта школы на уровне города и области.
Ко Дню пожилого человека библиотекой оказана помощь при составлении сценария концертной программы – для учащихся 1-го класса были подготовлены стихи (автор – зав. библиотекой школы). А в рамках Недели казахского языка проведён тематический обзор литературы, информация о котором также размещена на сайте школы.
Читальный зал художественно оформлен, имеются тематические выставки. Проводятся тематические обзоры, Дни информации и т. п.
К примеру, 11.11.2011 г. – проведён День специалиста совместно с НБ ПГПИ «Информационные ресурсы школьного образования».
Одним из главных направлений в учебно-воспитательном процессе школы является формирование гражданственности и патриотизма. Проблема воспитания преданности своему Отечеству и своему народу всегда определялась как одна из приоритетных в системе школьного образования. Издавна одним из главных аспектов народной педагогики было воспитание у подрастающего поколения чувства любви к своей Родине, гордости за её прошлое и настоящее. Базовая формула нашего пути – стабильность через толерантность, модернизация через либерализацию. Наши общенациональные ценности гласят, что нет важнее и благороднее цели, чем укрепление мира и согласия в нашем общем доме. Таким образом, в наше время проблема воспитания патриотизма и межнационального согласия приобретает ещё большую значимость. В системе образования работа проводится большая, но так как методика учебно-воспитательного процесса в настоящее время ориентирована на индивидуальное развитие личности ребёнка, необходимы и новые подходы в воспитании. При этом возрастает роль каждого члена педагогического коллектива, каждого учителя-предметника, а не только классного руководителя или заместителя директора по воспитательной работе в школе. Необходимо найти что-то своё, что заинтересует ребёнка и, в конечном итоге, принесёт пользу всему обществу. В наши дни, дни всеобщей информатизации, необходимо перестраивать работу с учётом всех новых веяний и процессов, происходящих в обществе. Школьная библиотека является центром информационных ресурсов, как для учащихся, так и для учителей. Основными функциями школьной библиотеки являются образовательная и информационная. При этом акцент делается, помимо учебного момента, и на воспитательном. Важное место в котором занимает книга. Не секрет, что сейчас интерес к чтению падает, поэтому очень важно поддерживать его новыми направлениями в работе. В настоящее время в работе библиотек очень важен уход от формализма, излишнего дидактизма библиотекарей. В этом отношении работа по краеведению в формировании читательских интересов выходит на первый план. Библиотека строит свою работу во взаимосвязи с учителями-предметниками. Особенно хороший результат даёт сотрудничество в преподавании предмета «Самопознание». Ученицы нашей школы: Осипова Анна и Исакова Кристина участвовали в республиканском конкурсе « Юный поэт». Их работы, по условиям конкурса, были опубликованы на страницах июньского номера журнала «Самопознание» за 2011 год, как лучшие. Средствам массовой информации и использованию возможностей периодической печати принадлежит особое место в краеведческой работе.
Очень важным моментом в успешной деятельности школьной библиотеки является связь с общественностью.
В мае месяце 2011 года ученик 10 «А» класса СОШ №23 Канат Сыздыков стал участником студенческой научно-практической конференции «Книга и библиотека в современном мире», посвящённой 20-летию Независимости Республики Казахстан. Конференция проводилась на базе НБ Павлодарского Государственного Педагогического Института. Статья ученика «Роль школьной библиотеки в формировании читательских интересов к краеведческой литературе» вошла в электроннный сборник материалов конференции. Научный руководитель Каната – учитель русского языка, заведующая школьной библиотекой Щепко Н. В.
Канат Сыздыков, ныне ученик 11 класса, заинтересовался краеведением и решил поделиться своими мыслями по данной теме, став в нынешнем 2011/2012 учебном году участником и победителем республиканского конкурса «Юный журналист- 2011», который проводился по традиции в городе Алматы кафедрой журналистики КазНУ. Под руководством библиотекаря школы Сыздыков Канат и Исакова Кристина участвовали в разных номинациях, темы их статей были различными. Итоги конкурса были подведены в марте 2012 года.Канат Сыздыкоа был награждён дипломом, а зав. библиотекой Щепко Н.В. Благодарственным письмом декана кафедры журналистики КазНУ.
Такие понятия как «консолидация», « толерантность», «дружба и взаимопонимание», являются очень актуальными в наши дни. Важно разумное сочетание деятельности библиотеки и общественности. Нужно не замыкаться в стенах своей школы, а жить интересами всего общества. В этом ключе, уходящий 2011 год, который прошёл под знаком 20- летия Независимости Республики Казахстан, стал для библиотекаря СОШ №23 значимым и в плане самообразования личности. Она принимает самое активное участие в жизни города и области, пропагандируя не только своё творчество, но и привлекая интерес общественности к проблемам школьного образования и воспитания. Такая направленностьносит характер подвижничества. За сравнительно небольшой отрезок времени ею были проведены творческие встречи на разных уровнях. Это: школы города Павлодара №28,№43,№13; №14, школа №13 города Экибастуза, где она побывала вместе с членами лит. объединения им. Павла Васильева; областная библиотека им. С.Торайгырова и т. д. В июне 2011 года библиотекарь школы приняла участие в работе методической недели для библиотекарей области, организованной НБ ПГПИ, где имела возможность и рассказать о своей работе, и презентовать свой поэтический сборник, изданный к 20-летию Независимости отделом развития языков и культуры акимата города Павлодара. Сборник включает в себя произведения патриотического характера и рекомендован к использованию в воспитательном процессе. Библиотека школы оказывает помощь учителям, особенно начинающим, в подборке учебной и методической литературы, подготовке и проведении различных мероприятий. Принимает участие в подготовке и проведении педсоветов и семинаров.
Составляются рекомендательные списки литературы по различным предметам.
Оформляются тематические книжные выставки, например к 1 декабря – Всемирный День борьбы со СПИДом – «Мы за здоровый образ жизни», Ко Дню Независимости и т.д. Поддерживается связь с библиотеками города: учащиеся 11-го «А» были обеспечены учебниками за счёт библиотечных фондов 43-ей,18-ой, 14-ой и 5-ой школ города в рамках книгообмена.
Библиотека содействует развитию личности учащихся, используя инновационные и традиционные направления: принимая участие в работе педагогического коллектива школы, формируя навыки и умение работать с книжной продукцией. В октябре 2011 г. библиотека приняла участие в работе научно-практической конференции на базе ИПК города Павлодара.
Библиотека оказывает действенную помощь в подготовке учащихся к олимпиадам и конкурсам различных уровней, составляются планы чтения по интересам и отраслям знаний, осуществляется подборка литературы, формируются поисковые навыки, тем самым повышается уровень исследовательской культуры и творческой активности. Оказывается информационная и техническая поддержка учебных исследований учащихся. 6-го декабря проведена экскурсия в библиотеку для учащихся 1-го класса. Администрацией школы осуществляется контроль деятельности библиотеки. Перед началом нового учебного года рассматривается вопрос обеспеченности учебниками. Предусматривается информирование всех членов педагогического коллектива школы о поступлении новой учебной, методической и дидактической литературы, а также изданий периодической печати.Систематически проходят проверки библиотечного фонда, создаются библиотечные комиссии, результаты и данные проверки фиксируются документально. Имеются определённые трудности в организации работы библиотеки, связанные с отсутствием современного компьютера и другой необходимой техники, оборудования, мебели и соответствующего помещения.