Сенім телефоны
8-718-2-62-12-92
email: sosh23@goo.edu.kz
Мекенжайы: Павлодар қ., Бакинская көш., 4
611290, 611296, 611297
Білім бөлімінің басты бетіне қайту
Азаматтарды жеке қабылдау кестесі:
Сәрсенбі 16.00 - 17.00, Сейсенбі 16.00-17.00
За год
За месяц
За неделю
Вчера
Анализ работы социальной службы за 2011-2012 уч.г.

 

 

Анализ работы социальной службы школы

(2011-2012 уч.год).

Цель:

- отразить основные аспекты проделанной работы за прошедший учебный год;

- выявить причины трудностей в вопросах, связанных с воспитанием, социализацией и

  адаптацией «трудных подростков»;

- сравнительный анализ за три года;

- рекомендации для дальнейшей работы.

Работа социальной службы школы  на протяжении последних трех учебных лет (2009-2012 года) строилась на основе нормативно – правовых актов РК по вопросам воспитания, адаптации детей к школе, профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, защиты их прав, интересов, свобод, а также на основе плана воспитательной работы школы, приказов и распоряжений отдела образования. Основу  нормативно – правовой базы в работе социального педагога составляют: «Конвенция о правах ребенка», Конституция РК, Закон РК «О правах ребенка в Республике Казахстан», Закон «О браке и семье», Кодекс «Об административных  правонарушениях РК» . 

     Для  результативной работы службы  ежегодно разрабатывается  и утверждается 

1.«План работы социального педагога школы на весь учебный год», в разделы которого  входят такие мероприятия, как:

 - обход микрорайона с целью учета детей и подростков в рамках месячника по всеобучу;

 - составление социальной карты школы; 

 - ежедневный контроль над посещаемостью занятий учащимися школы;

 - контроль над организацией горячего питания;

-  оказание материальной помощи детям – сиротам и детям из малообеспеченных семей;

-  просветительская работа с родителями по профилактике правонарушений;

-  консультации для  классных руководителей;

-  заседания совета профилактики.

2.«Программа работы с «трудными» учащимися и  неблагополучными  семьями», которая включает в себя следующие мероприятия:

  - контроль над посещаемостью учащихся, состоящих на учете в ОДН, ВШУ и «группе риска» и выявление причин непосещения;

 - посещение квартир учащихся, состоящих на учете в ОДН, ВШУ, «группе риска»;

 - индивидуальная работа с «трудными подростками»;

 - организация работы общественных воспитателей;

 - контроль  над поведением учащихся  на уроке и во внеурочное время;

 - обеспечение социально – педагогической помощи и поддержки семьи, ребенку в проблемах связанных с учебой, воспитанием;

- устранение причин, негативно влияющих на развитие ребенка;

- организация содействия «трудным подросткам» в выборе оптимального варианта обучения и проведения досуга, при котором будут практически исключены какие – либо правонарушения со стороны учащихся.

    В соответствии с планом, социально – педагогическая работа строится по следующим основным направлениям:

        - нравственно – правовое воспитание, пропаганда здорового образа жизни;

        - профилактика употребления психо – активных веществ;

        - индивидуальная социально – психологическая работа с учащимися;     

        - оказание социальной, педагогической, правовой помощи ребенку его семье;

        - взаимодействие с внешкольными учреждениями;

        - взаимосвязь с общественными  воспитателями;

        - координация взаимодействия учителей, родителей или лиц их заменяющих,

          специалистов различных служб и ведомств, для оказания помощи учащимся

       - профилактика асоциального, делинквентного и аддитивного поведения  учащихся.

1.Социальный паспорт школы

    Каждое направление реализовывалось исходя из целей и задач деятельности в соответствии с реальными проблемами школы, учащихся, родителей. В целях реализации Закона РК от 09.07.2004 г. «О профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждению детской безнадзорности и беспризорности» и «Программы по профилактике  правонарушений и борьба с преступностью в городе Павлодаре» ежегодно разрабатывается план организационно – практических мероприятий по профилактике правонарушений и безнадзорности совместно с ОДН. Для осуществления данной цели изучается семейное положение учащихся, система нравственных ценностей и традиций в ней. В августе месяце, с целью предупреждения неявки детей в школу по социальным причинам, проходят рейды, в ходе которых изучаются жилищно-бытовые условия проживания несовершеннолетних. 

    В начале учебного года  запланирована подготовка развернутого аналитического материала по итогам рейдов. На первоначальном этапе изучаются социальные паспорта классов, в которых отражена  полная информация об учащихся и их родителях. На основании этих данных составляется социальный паспорт школы.

 Социальная карта СОШ № 23 

2009– 2010уч.год/ 272уч-ся

2010– 2011уч. год/ 275уч –ся

2011-2012 уч.год/235 уч-ся

категория

кол-во/%

категория

кол-во/%

категория

кол-во/%

полные семьи

180 / 66

полные семьи

150/ 55

полные семьи

131/56

неполные семьи

95 / 34

неполные семьи

114/41

неполные семьи

87/37

м/ обеспечен.

66 / 24

м/ обеспечен.

53/19

м/ обеспечен.

47/20

многодетные

6 /2

многодетные

68/3

многодетные

6/3

дети - сироты

5 /2

дети - сироты

7/3

дети - сироты

6/3

неблагополучн.

17 /62

неблагополучные

17 /62

неблагополучные

6/3

ВШУ

14 /5

ВШУ

18/7

ВШУ

17/7,2

ОДН

3 /1

ОДН

4/1

ОДН

2/0,8

«группа риска»

16 /6

«группа риска»

23/9

«группа риска»

13/6

правонарушения

3

правонарушения

1

правонарушения

1

 

Рисунок 1

Все вышеперечисленные категории учащихся составляют  группу повышенного социального риска и  являются основным объектом работы социального педагога.

Фактор, оказывающий серьезное влияние на определение жизненных установок детей  и организацию  семейного воспитания является социальный статус родителей и их образование.

                                         Социальный статус родителей:

2009-2010уч год/ 272уч - ся

2010-2011уч.год/ 275уч-ся

2011– 20121уч. год/ 235уч–ся

категория

 кол-во  род.              

категория

кол-во   род.         

категория

кол-во   род.         

ч/ предприниматель

5

ч/ предприниматель

2

ч/ предприниматель

11

рабочий

166

рабочий

192

рабочий

145

безработный

106

безработный

103

безработный

55

временно не

работающие

178

временно не работающие

171

временно не работающие

20

 

Рисунок 2

Анализируя  социальный статус родителей  за прошедшие два  года можно увидеть, что  остается большим число родителей из категории безработных и временно не работающих. Однако по сравнению с прошедшими годами в этом учебном году (2011-2012 гг) численность безработных родителей и временно не работающих значительно уменьшилась.

 Уровень образования родителей:

2009– 2010уч.год/ 272уч-ся

2010– 2011уч. год/ 275уч –ся

2011-2012 уч.год/235 уч-ся

категория

 кол-во

категория

кол-во

категория

кол-во

высшее

42

высшее

27

высшее

24

средне специальное

181

средне специальное

143

средне специальное

121

среднее

176

среднее

137

среднее

124

неполное среднее

48

неполное среднее

10

неполное среднее

9

Рисунок 3

Анализ образовательного уровня родителей за 2010-2011 уч.г. показал следующее: высшее образование имеют  27родителя, что составляет18%  от общего числа; средне специальное – 143, что составляет – 52%; среднее – 137 , а  неполное среднее – 10, что соответствует 18 % . За 2011-2012 уч.г. высшее образование имеют 24 родителя, что составляет  9 % от общего числа родителей, среднее специальное-121 , что состовляет-44 % от общего числа родителей, среднее-124 (45%), неполное среднее - 9 (3 %).

Результаты показывают низкий уровень образования  родителей. Если родители в свое время мало, что могли сами взять от школы, имеют низкий  уровень психолого – педагогических знаний, то естественно, эта схема может передаваться из поколения в поколение. У ребенка же взрослая система ценностей отсутствует, он создает свою детскую или подростковую систему, которая отличается отобщепринятой, что и является сутью девиантного поведения. Основываясь на полученные результаты, выделяются ошибки семейного воспитания и с их учетом определяются темы родительских лекториев по правовым знаниям.

2.Работа с «трудными подростками»

С целью раннего выявления детей группы повышенного социального риска, принятие мер педагогической, психологической, социальной, правовой помощи учащимся, реализована программа анализа социально – психологического благополучия учащихся, в результате которого составляется список детей «группы риска», определяются пути и методы коррекционной работы с ними.

Одним из главных направлений работы социального педагога с детьми, состоящими на учете в ОДН, ВШУ, «группе риска» является  профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, правовой всеобуч. Поэтому  в учебном  году проводилась  работа, направленная  именно на предупреждение правонарушений и преступлений подростков. Совместно с инспектором ОДН – Калькиным Р.А. были проведены  индивидуальные беседы разъяснительного и воспитательного характера с 50 учащимися, посещено 34 квартиры.

Немаловажную роль в работе с «трудными подростками» играет Совет профилактики, запланированные заседания которого проводились 1  раз в месяц и по мере необходимости. Он является организационно – консультативным органом школы. За 2010 – 2011 учебный год было проведено 12 заседаний, на которых рассмотрено поведение 30  учащихся нарушающих дисциплину и Устав школы. За 2011-2012 уч.год было проведено 8 заседаний, на которых рассмотрено поведение 50 учащихся нарушающих дисциплину  и Устав школы.

Заседания проходили в рабочем режиме, невыполнение требований  со стороны классных руководителей не наблюдалось, явка родителей в большинстве случаев была обеспечена. На учащихся – «злостных» нарушителей заведены дневники наблюдений, в которых фиксируется поведение, успеваемость, участие в школьной жизни.

Руководствуясь законом «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждения детской безнадзорности и беспризорности» в течение всего учебного года систематически осуществлялись рейды, в которых совместно с классными руководителями принимали участие  и родители. Под контролем находились места массового скопления (ТД «Отау», магазин «Москва», ресторан «Ас - ай», торговый рынок «Корт», привокзальная площадь) За 2011-2012 учебный год  было проведено80 рейдов.

Некоторые квартиры посещены неоднократно, с целью контроля над занятостью учащихся в вечернее время и беседы с родителями. Также, при посещении квартир, обследовались материально – бытовые и социально- психологические условия жизни несовершеннолетних.Но не только под контролем классного руководителя находится «трудный подросток».

Общественные воспитатели, закрепленные приказом по школе за учащимися, состоящими на учете совместно с классными руководителями, инспектором ОДН посещают квартиры, проводят индивидуальные беседы о поведении, внешнем виде, выполнении Устава школы, об ответственности за правонарушение, привлекают их к занятиям в кружках и  секциях. Раз в четверть подводятся итоги, определяется следующий этап работы.  

С целью освещения проблемы правонарушений среди несовершеннолетних, дважды в году  организовывались встречи – беседы с представителями правоохранительных органов, давались разъяснения об ответственности за преступления и правонарушения. И хотя, на протяжении последних трех лет, для работы с «трудными» подростками уделяется большая часть времени, печальным остается факт правонарушения среди учащихся нашей школы. А любое правонарушение подростков начинается с неорганизованности, бесконтрольности со стороны взрослых, с пропусков уроков, бродяжничества.

2.1 Совместная работа с инспектором ОДН и психологом школы

            Невозможно с проблемой бороться в одиночку. Свой посильный вклад вносит школьный инспектор -  Калькин Р.А. Были привлечены к ответственности и наказаны в административном суде г.Павлодара по статье 311 ч.1 КоАП РК, за невыполнение без уважительных причин родителем  обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетнего ребенка,  родители: У.С .(8.06.12), С.Л.(15.06.12)

В рамках совместной  работы проведены беседы с 15 родителями по теме: «Ребенок и закон». В рамках последнего заседания была проведена общешкольная линейка, на которой проведена профилактическая беседа с учащимися о поведении в каникулярные дни, об уголовной ответственности подростка, давались разъяснения об ответственности родителей за преступления и правонарушения совершенные  несовершеннолетними

Ежегодно в целях пропаганды здорового образа жизни проводятся беседы, лекции о вреде курения. Совместно с инспектором ОДН в классах прошли пятиминутки, в ходе которых учащиеся ознакомились с  «Кодексом о здоровье народа и системе здравоохранения» запрещающим курение в общественных местах и продажу алкоголя лицам до 21 года. В связи с этим были информированы прилегающие к территории школы торговые точки, реализующие спиртные и табачные изделия. Также проводились профилактические беседы в направлении ЗОЖ, административной и уголовной ответственности, ПДД «Агрессивные  формы поведения. Виды.Ответственность», «Неформальные молодежные объединения, секты и субкультуры: шаг в пропасть», «Ответственность за уголовные и административные правонарушения», «Предупреждения бытового насилия», «Советы подростку, попавшему в трудную жизненную ситуацию», «Как не стать жертвой преступления», «Что такое правонарушение».

Учащиеся, состоящие на учете в ОДН, ВШУ, «группе риска» приняли участие  в дискуссионном часе, проводимый ЦЗДТ г.Павлодара.

В течении 2011-2012 уч.г. психолог школы-Акумбаева А.А. провела анкетирование с 1 по 11 классы на такие темы,  как «Вымогательство», «Алкоголь», «Табакокурение», «Ты и учитель».  После обработки анкет ею была написана справка с рекомендациями для кл.руководителей, которая была заслушана на пед.совете.  Проведены индивидуальные беседы с учащимися попавшими в трудную ситуацию.

3.Работа с учащимися из малообеспеченных семей

Особая роль в работе социального педагога отводится заботе о детях из малообеспеченных семей. Это семьи, которые по каким – либо причинам испытывают жилищно - бытовые и материальные трудности. Рацион питания в данных семьях однообразен, в основном супы, макаронные изделия, нет в достаточном количестве мясных и рыбных блюд, отсутствуют фрукты. Присутствие  всех этих компонентов является необходимым  условием для полноценного физического и умственного развития ребенка.

 Государством предусмотрена помощь в  виде бесплатного горячего питания из средств фонда Всеобуча в период обучения школьника.

На начальном этапе работы запланирован сбор информации о данной категории семей, которую предоставляют классные руководители. Подготовленный пакет документов является  основанием для утверждения списка  и издания приказа.

На начало учебного года, в школе, для данной категории  учащихся организовано бесплатное горячее питание. На основании приказа директора школы за  № 1 – 03/206 от 02.09.2011  г. «Об организации бесплатного питания детей – сирот и детей из малообеспеченных  семей» регулярно питаются 53 учащихся. В том числе: из средств фонда Всеобуча питаются  - 6 детей – сирот, 35 человека из малообеспеченных семей, 12 учащихся из многодетных семей. За счет средств арендатора  школьной столовой – Утебаевой О.С. питается 2 человека.

      Выполнение приказа, об использовании средств из фонда Всеобуча по назначению, контролируется социально – медицинской  службой школы. Ежемесячно проверяется рацион питания, соблюдение норм питания и качества блюд, соответствие меню,охват горячим питанием учащихся.

Освоено по 153 специфике:

В 2009 -2010 учебном году-1048800 тг.

В 2010 -2011 учебном году- 500000 тг.

В 2011-2012 учебном году-1600000 тг.

В  хорошую, добрую традицию школы вошло дважды в год  оказывать материальную помощь в виде одежды, обуви и канцелярских товаров детям из категории малообеспеченных. В акции «Забота», «Дорога в школу», принимают участие все классные коллективы и сотрудники школы. В рамках акции в 2010 – 2011 учебном году оказано помощи в размере  75 000 тенге., в 2011-2012 г. -65 000 тенге.

В рамках месячника по Всеобучу в январе  месяце был организован обход квартир учащихся совместно с администрацией, где целью обхода было определение статуса семьи, составление акта ЖБУ, занятость детей в вечернее время.

4.Работа с сиротами

В  соответствии с Законом РК «О браке и семье» в целях устройства и защиты прав  и интересов детей, которые вследствие смерти родителей. Лишения, ограничения родительских прав, а также в других случаях: отсутствие родительского попечения, для защиты имущественных прав и интересов несовершеннолетних.

Соц. педагогом Кабеновой А.Б.  ведется работа  по следующим направлениям:

 - контроль над охранным имуществом детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и его защита;

 - оформление опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определение их в интернат (по необходимости);

 - организация питания детей – сирот;

 - освоение средств из фонда  Всеобуча.

Осуществляется  наблюдение за выполнением опекунами обязанностей, предусмотренных законом РК «О браке и семье». Ежеквартально проводится  посещение квартир, с целью выяснения условий проживания и предоставление отчета опекунами за использование пособий.

В школе данная категория  учащихся  получает материальную помощь в виде бесплатного горячего питания, а также в виде одежды, обуви и канц.товаров.

Одним из серьезных вопросов является контроль над личным имуществом  опекаемых. У 1- ого  сироты –  имеется собственное жилье, что подтверждается договором приватизации и охранным письмом ,все 5 сирот   поставлены в очередь для получения льготного жилья, что подтверждено извещением  с соц.защиты.

5.Работа попечительского совета.

Согласно закона РК «Об образовании» и постановления Правительства Республики Казахстан «Порядок использования государственными учреждениями образования финансовых, материальных и валютных поступлений» в 2008 – 2009 учебном году был создан попечительский совет, председателем  попечительского совета  за  2011-2012 уч.год является – Хакиева Марина Мусаевна.

Целью работы попечительского совета является – оказание  материальной помощи школе, сбор  пакета документов малообеспеченным семьям.

На протяжении  трех учебных лет попечительский совет оказывает материальную помощь (приобретение необходимых материалов)  для  оформления фасада  школы  к праздникам, изготовлении новогодних костюмов, проведении последнего звонка (приобретении цветов).

В результате анализ работы социального педагога за учебный год, выявлен следующий круг проблем:

 - отсутствие механизма раннего выявления интересов, потребностей, проблем, отклонений в развитии учащихся, адаптированности к социальной среде;

  - отсутствие единого механизма взаимодействия социального педагога, психолога, инспектора ОДН, классного руководителя для разрешения проблем детей группы риска (пропуски занятий, правонарушения, дезадаптации и т. д.)

  - отсутствие заинтересованности классных руководителей и общественных воспитателей в социальном благополучии своих учащихся (за исключением сферы учебной деятельности)

 - низкий уровень занятости учащихся, состоящих на учете ВШУ, ОДН, «группы риска» во внеурочное время.

  - не в полном объеме охвачены, горячим  питанием дети из малообеспеченных

семей.

Вывод:

- работу социальной службы считать удовлетворительной;

- отметить хорошую работу с классным коллективом и родителями  учителей начальной школы - Беличенко Н.М., Быковой Т.В., Мацаль Н.И., Товкубаевой А.А.,  исполнительскую дисциплину учителей  Есембаевой Б.К., Ибрагимовой С.С, Абдрахмановой Р.Т.;

- усилить работу  классных руководителей Камаловой З.К., Бегенаевой Б.Ж.,  Оразалиной Г.А., Искаковой  Ж.Т.с учащимися и их родителями.

Социальная служба рекомендует:

1. Разработать пакет  документов классного руководителя по работе с  учащимися, состоящими на учете ОДН, ВШУ, «группе риска» / срок до 09.09.2012 г. /ответственный – соц. педагог.

2.Усилить работу по раннему выявлению учащихся, состоящих на учетах, своевременно и  грамотно проводить с ними и их родителями профилактическую работу./срок – в течение года  / ответственные - классные руководители, соц. педагог, психолог.

3. Проводить анкетирование среди учащихся, родителей пол вопросам безопасности и комфортности в учебном заведении, выявление социально – психологических проблем./ срок  - в течение года / ответственные – соц. педагог, психолог школы.

4. Для уменьшения роста правонарушений среди несовершеннолетних необходимо: - усилить контроль над особой категорией подростков, склонных  к совершению правонарушений./ срок – в течение года / ответственные – классные руководители, соц. педагог.

5. Регулярно проводить индивидуальную работу с данной категорией учащихся. / срок – в течение года. / ответственные – соц.педагог, психолог, инспектор ОДН.

 6.Организовывать встречи в учебном заведении с сотрудниками правоохранительных органов и медицинских учреждений с целью пропаганды правового воспитания и здорового образа жизни /срок – в течение года / ответственные – инспектор ОДН.

7.Регулярно проводить контроль над нормами и рационом питания, качеством блюд, санитарным состоянием  пищеблока / срок - в течение года / ответственные -  соц. педагог, медработник.

8.  Проводить  регулярно  разъяснительную работу  среди родителей о полноценном питании школьника. /срок – в течение года / ответственные – классные руководители, соц. педагог.

Соц.педагог   Кабенова А.Б.