Анализ работы социальной службы школы
(2011-2012 уч.год).
Цель:
- отразить основные аспекты проделанной работы за прошедший учебный год;
- выявить причины трудностей в вопросах, связанных с воспитанием, социализацией и
адаптацией «трудных подростков»;
- сравнительный анализ за три года;
- рекомендации для дальнейшей работы.
Работа социальной службы школы на протяжении последних трех учебных лет (2009-2012 года) строилась на основе нормативно – правовых актов РК по вопросам воспитания, адаптации детей к школе, профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, защиты их прав, интересов, свобод, а также на основе плана воспитательной работы школы, приказов и распоряжений отдела образования. Основу нормативно – правовой базы в работе социального педагога составляют: «Конвенция о правах ребенка», Конституция РК, Закон РК «О правах ребенка в Республике Казахстан», Закон «О браке и семье», Кодекс «Об административных правонарушениях РК» .
Для результативной работы службы ежегодно разрабатывается и утверждается
1.«План работы социального педагога школы на весь учебный год», в разделы которого входят такие мероприятия, как:
- обход микрорайона с целью учета детей и подростков в рамках месячника по всеобучу;
- составление социальной карты школы;
- ежедневный контроль над посещаемостью занятий учащимися школы;
- контроль над организацией горячего питания;
- оказание материальной помощи детям – сиротам и детям из малообеспеченных семей;
- просветительская работа с родителями по профилактике правонарушений;
- консультации для классных руководителей;
- заседания совета профилактики.
2.«Программа работы с «трудными» учащимися и неблагополучными семьями», которая включает в себя следующие мероприятия:
- контроль над посещаемостью учащихся, состоящих на учете в ОДН, ВШУ и «группе риска» и выявление причин непосещения;
- посещение квартир учащихся, состоящих на учете в ОДН, ВШУ, «группе риска»;
- индивидуальная работа с «трудными подростками»;
- организация работы общественных воспитателей;
- контроль над поведением учащихся на уроке и во внеурочное время;
- обеспечение социально – педагогической помощи и поддержки семьи, ребенку в проблемах связанных с учебой, воспитанием;
- устранение причин, негативно влияющих на развитие ребенка;
- организация содействия «трудным подросткам» в выборе оптимального варианта обучения и проведения досуга, при котором будут практически исключены какие – либо правонарушения со стороны учащихся.
В соответствии с планом, социально – педагогическая работа строится по следующим основным направлениям:
- нравственно – правовое воспитание, пропаганда здорового образа жизни;
- профилактика употребления психо – активных веществ;
- индивидуальная социально – психологическая работа с учащимися;
- оказание социальной, педагогической, правовой помощи ребенку его семье;
- взаимодействие с внешкольными учреждениями;
- взаимосвязь с общественными воспитателями;
- координация взаимодействия учителей, родителей или лиц их заменяющих,
специалистов различных служб и ведомств, для оказания помощи учащимся
- профилактика асоциального, делинквентного и аддитивного поведения учащихся.
1.Социальный паспорт школы
Каждое направление реализовывалось исходя из целей и задач деятельности в соответствии с реальными проблемами школы, учащихся, родителей. В целях реализации Закона РК от 09.07.2004 г. «О профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждению детской безнадзорности и беспризорности» и «Программы по профилактике правонарушений и борьба с преступностью в городе Павлодаре» ежегодно разрабатывается план организационно – практических мероприятий по профилактике правонарушений и безнадзорности совместно с ОДН. Для осуществления данной цели изучается семейное положение учащихся, система нравственных ценностей и традиций в ней. В августе месяце, с целью предупреждения неявки детей в школу по социальным причинам, проходят рейды, в ходе которых изучаются жилищно-бытовые условия проживания несовершеннолетних.
В начале учебного года запланирована подготовка развернутого аналитического материала по итогам рейдов. На первоначальном этапе изучаются социальные паспорта классов, в которых отражена полная информация об учащихся и их родителях. На основании этих данных составляется социальный паспорт школы.
Социальная карта СОШ № 23
2009– 2010уч.год/ 272уч-ся |
2010– 2011уч. год/ 275уч –ся |
2011-2012 уч.год/235 уч-ся |
|||
категория |
кол-во/% |
категория |
кол-во/% |
категория |
кол-во/% |
полные семьи |
180 / 66 |
полные семьи |
150/ 55 |
полные семьи |
131/56 |
неполные семьи |
95 / 34 |
неполные семьи |
114/41 |
неполные семьи |
87/37 |
м/ обеспечен. |
66 / 24 |
м/ обеспечен. |
53/19 |
м/ обеспечен. |
47/20 |
многодетные |
6 /2 |
многодетные |
68/3 |
многодетные |
6/3 |
дети - сироты |
5 /2 |
дети - сироты |
7/3 |
дети - сироты |
6/3 |
неблагополучн. |
17 /62 |
неблагополучные |
17 /62 |
неблагополучные |
6/3 |
ВШУ |
14 /5 |
ВШУ |
18/7 |
ВШУ |
17/7,2 |
ОДН |
3 /1 |
ОДН |
4/1 |
ОДН |
2/0,8 |
«группа риска» |
16 /6 |
«группа риска» |
23/9 |
«группа риска» |
13/6 |
правонарушения |
3 |
правонарушения |
1 |
правонарушения |
1 |
Рисунок 1
Все вышеперечисленные категории учащихся составляют группу повышенного социального риска и являются основным объектом работы социального педагога.
Фактор, оказывающий серьезное влияние на определение жизненных установок детей и организацию семейного воспитания является социальный статус родителей и их образование.
Социальный статус родителей:
2009-2010уч год/ 272уч - ся |
2010-2011уч.год/ 275уч-ся |
2011– 20121уч. год/ 235уч–ся |
|||
категория |
кол-во род. |
категория |
кол-во род. |
категория |
кол-во род. |
ч/ предприниматель |
5 |
ч/ предприниматель |
2 |
ч/ предприниматель |
11 |
рабочий |
166 |
рабочий |
192 |
рабочий |
145 |
безработный |
106 |
безработный |
103 |
безработный |
55 |
временно не работающие |
178 |
временно не работающие |
171 |
временно не работающие |
20 |
Рисунок 2
Анализируя социальный статус родителей за прошедшие два года можно увидеть, что остается большим число родителей из категории безработных и временно не работающих. Однако по сравнению с прошедшими годами в этом учебном году (2011-2012 гг) численность безработных родителей и временно не работающих значительно уменьшилась.
Уровень образования родителей:
2009– 2010уч.год/ 272уч-ся |
2010– 2011уч. год/ 275уч –ся |
2011-2012 уч.год/235 уч-ся |
|||
категория |
кол-во |
категория |
кол-во |
категория |
кол-во |
высшее |
42 |
высшее |
27 |
высшее |
24 |
средне специальное |
181 |
средне специальное |
143 |
средне специальное |
121 |
среднее |
176 |
среднее |
137 |
среднее |
124 |
неполное среднее |
48 |
неполное среднее |
10 |
неполное среднее |
9 |
Рисунок 3
Анализ образовательного уровня родителей за 2010-2011 уч.г. показал следующее: высшее образование имеют 27родителя, что составляет18% от общего числа; средне специальное – 143, что составляет – 52%; среднее – 137 , а неполное среднее – 10, что соответствует 18 % . За 2011-2012 уч.г. высшее образование имеют 24 родителя, что составляет 9 % от общего числа родителей, среднее специальное-121 , что состовляет-44 % от общего числа родителей, среднее-124 (45%), неполное среднее - 9 (3 %).
Результаты показывают низкий уровень образования родителей. Если родители в свое время мало, что могли сами взять от школы, имеют низкий уровень психолого – педагогических знаний, то естественно, эта схема может передаваться из поколения в поколение. У ребенка же взрослая система ценностей отсутствует, он создает свою детскую или подростковую систему, которая отличается отобщепринятой, что и является сутью девиантного поведения. Основываясь на полученные результаты, выделяются ошибки семейного воспитания и с их учетом определяются темы родительских лекториев по правовым знаниям.
2.Работа с «трудными подростками»
С целью раннего выявления детей группы повышенного социального риска, принятие мер педагогической, психологической, социальной, правовой помощи учащимся, реализована программа анализа социально – психологического благополучия учащихся, в результате которого составляется список детей «группы риска», определяются пути и методы коррекционной работы с ними.
Одним из главных направлений работы социального педагога с детьми, состоящими на учете в ОДН, ВШУ, «группе риска» является профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, правовой всеобуч. Поэтому в учебном году проводилась работа, направленная именно на предупреждение правонарушений и преступлений подростков. Совместно с инспектором ОДН – Калькиным Р.А. были проведены индивидуальные беседы разъяснительного и воспитательного характера с 50 учащимися, посещено 34 квартиры.
Немаловажную роль в работе с «трудными подростками» играет Совет профилактики, запланированные заседания которого проводились 1 раз в месяц и по мере необходимости. Он является организационно – консультативным органом школы. За 2010 – 2011 учебный год было проведено 12 заседаний, на которых рассмотрено поведение 30 учащихся нарушающих дисциплину и Устав школы. За 2011-2012 уч.год было проведено 8 заседаний, на которых рассмотрено поведение 50 учащихся нарушающих дисциплину и Устав школы.
Заседания проходили в рабочем режиме, невыполнение требований со стороны классных руководителей не наблюдалось, явка родителей в большинстве случаев была обеспечена. На учащихся – «злостных» нарушителей заведены дневники наблюдений, в которых фиксируется поведение, успеваемость, участие в школьной жизни.
Руководствуясь законом «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждения детской безнадзорности и беспризорности» в течение всего учебного года систематически осуществлялись рейды, в которых совместно с классными руководителями принимали участие и родители. Под контролем находились места массового скопления (ТД «Отау», магазин «Москва», ресторан «Ас - ай», торговый рынок «Корт», привокзальная площадь) За 2011-2012 учебный год было проведено80 рейдов.
Некоторые квартиры посещены неоднократно, с целью контроля над занятостью учащихся в вечернее время и беседы с родителями. Также, при посещении квартир, обследовались материально – бытовые и социально- психологические условия жизни несовершеннолетних.Но не только под контролем классного руководителя находится «трудный подросток».
Общественные воспитатели, закрепленные приказом по школе за учащимися, состоящими на учете совместно с классными руководителями, инспектором ОДН посещают квартиры, проводят индивидуальные беседы о поведении, внешнем виде, выполнении Устава школы, об ответственности за правонарушение, привлекают их к занятиям в кружках и секциях. Раз в четверть подводятся итоги, определяется следующий этап работы.
С целью освещения проблемы правонарушений среди несовершеннолетних, дважды в году организовывались встречи – беседы с представителями правоохранительных органов, давались разъяснения об ответственности за преступления и правонарушения. И хотя, на протяжении последних трех лет, для работы с «трудными» подростками уделяется большая часть времени, печальным остается факт правонарушения среди учащихся нашей школы. А любое правонарушение подростков начинается с неорганизованности, бесконтрольности со стороны взрослых, с пропусков уроков, бродяжничества.
2.1 Совместная работа с инспектором ОДН и психологом школы
Невозможно с проблемой бороться в одиночку. Свой посильный вклад вносит школьный инспектор - Калькин Р.А. Были привлечены к ответственности и наказаны в административном суде г.Павлодара по статье 311 ч.1 КоАП РК, за невыполнение без уважительных причин родителем обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетнего ребенка, родители: У.С .(8.06.12), С.Л.(15.06.12)
В рамках совместной работы проведены беседы с 15 родителями по теме: «Ребенок и закон». В рамках последнего заседания была проведена общешкольная линейка, на которой проведена профилактическая беседа с учащимися о поведении в каникулярные дни, об уголовной ответственности подростка, давались разъяснения об ответственности родителей за преступления и правонарушения совершенные несовершеннолетними
Ежегодно в целях пропаганды здорового образа жизни проводятся беседы, лекции о вреде курения. Совместно с инспектором ОДН в классах прошли пятиминутки, в ходе которых учащиеся ознакомились с «Кодексом о здоровье народа и системе здравоохранения» запрещающим курение в общественных местах и продажу алкоголя лицам до 21 года. В связи с этим были информированы прилегающие к территории школы торговые точки, реализующие спиртные и табачные изделия. Также проводились профилактические беседы в направлении ЗОЖ, административной и уголовной ответственности, ПДД «Агрессивные формы поведения. Виды.Ответственность», «Неформальные молодежные объединения, секты и субкультуры: шаг в пропасть», «Ответственность за уголовные и административные правонарушения», «Предупреждения бытового насилия», «Советы подростку, попавшему в трудную жизненную ситуацию», «Как не стать жертвой преступления», «Что такое правонарушение».
Учащиеся, состоящие на учете в ОДН, ВШУ, «группе риска» приняли участие в дискуссионном часе, проводимый ЦЗДТ г.Павлодара.
В течении 2011-2012 уч.г. психолог школы-Акумбаева А.А. провела анкетирование с 1 по 11 классы на такие темы, как «Вымогательство», «Алкоголь», «Табакокурение», «Ты и учитель». После обработки анкет ею была написана справка с рекомендациями для кл.руководителей, которая была заслушана на пед.совете. Проведены индивидуальные беседы с учащимися попавшими в трудную ситуацию.
3.Работа с учащимися из малообеспеченных семей
Особая роль в работе социального педагога отводится заботе о детях из малообеспеченных семей. Это семьи, которые по каким – либо причинам испытывают жилищно - бытовые и материальные трудности. Рацион питания в данных семьях однообразен, в основном супы, макаронные изделия, нет в достаточном количестве мясных и рыбных блюд, отсутствуют фрукты. Присутствие всех этих компонентов является необходимым условием для полноценного физического и умственного развития ребенка.
Государством предусмотрена помощь в виде бесплатного горячего питания из средств фонда Всеобуча в период обучения школьника.
На начальном этапе работы запланирован сбор информации о данной категории семей, которую предоставляют классные руководители. Подготовленный пакет документов является основанием для утверждения списка и издания приказа.
На начало учебного года, в школе, для данной категории учащихся организовано бесплатное горячее питание. На основании приказа директора школы за № 1 – 03/206 от 02.09.2011 г. «Об организации бесплатного питания детей – сирот и детей из малообеспеченных семей» регулярно питаются 53 учащихся. В том числе: из средств фонда Всеобуча питаются - 6 детей – сирот, 35 человека из малообеспеченных семей, 12 учащихся из многодетных семей. За счет средств арендатора школьной столовой – Утебаевой О.С. питается 2 человека.
Выполнение приказа, об использовании средств из фонда Всеобуча по назначению, контролируется социально – медицинской службой школы. Ежемесячно проверяется рацион питания, соблюдение норм питания и качества блюд, соответствие меню,охват горячим питанием учащихся.
Освоено по 153 специфике:
В 2009 -2010 учебном году-1048800 тг.
В 2010 -2011 учебном году- 500000 тг.
В 2011-2012 учебном году-1600000 тг.
В хорошую, добрую традицию школы вошло дважды в год оказывать материальную помощь в виде одежды, обуви и канцелярских товаров детям из категории малообеспеченных. В акции «Забота», «Дорога в школу», принимают участие все классные коллективы и сотрудники школы. В рамках акции в 2010 – 2011 учебном году оказано помощи в размере 75 000 тенге., в 2011-2012 г. -65 000 тенге.
В рамках месячника по Всеобучу в январе месяце был организован обход квартир учащихся совместно с администрацией, где целью обхода было определение статуса семьи, составление акта ЖБУ, занятость детей в вечернее время.
4.Работа с сиротами
В соответствии с Законом РК «О браке и семье» в целях устройства и защиты прав и интересов детей, которые вследствие смерти родителей. Лишения, ограничения родительских прав, а также в других случаях: отсутствие родительского попечения, для защиты имущественных прав и интересов несовершеннолетних.
Соц. педагогом Кабеновой А.Б. ведется работа по следующим направлениям:
- контроль над охранным имуществом детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и его защита;
- оформление опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определение их в интернат (по необходимости);
- организация питания детей – сирот;
- освоение средств из фонда Всеобуча.
Осуществляется наблюдение за выполнением опекунами обязанностей, предусмотренных законом РК «О браке и семье». Ежеквартально проводится посещение квартир, с целью выяснения условий проживания и предоставление отчета опекунами за использование пособий.
В школе данная категория учащихся получает материальную помощь в виде бесплатного горячего питания, а также в виде одежды, обуви и канц.товаров.
Одним из серьезных вопросов является контроль над личным имуществом опекаемых. У 1- ого сироты – имеется собственное жилье, что подтверждается договором приватизации и охранным письмом ,все 5 сирот поставлены в очередь для получения льготного жилья, что подтверждено извещением с соц.защиты.
5.Работа попечительского совета.
Согласно закона РК «Об образовании» и постановления Правительства Республики Казахстан «Порядок использования государственными учреждениями образования финансовых, материальных и валютных поступлений» в 2008 – 2009 учебном году был создан попечительский совет, председателем попечительского совета за 2011-2012 уч.год является – Хакиева Марина Мусаевна.
Целью работы попечительского совета является – оказание материальной помощи школе, сбор пакета документов малообеспеченным семьям.
На протяжении трех учебных лет попечительский совет оказывает материальную помощь (приобретение необходимых материалов) для оформления фасада школы к праздникам, изготовлении новогодних костюмов, проведении последнего звонка (приобретении цветов).
В результате анализ работы социального педагога за учебный год, выявлен следующий круг проблем:
- отсутствие механизма раннего выявления интересов, потребностей, проблем, отклонений в развитии учащихся, адаптированности к социальной среде;
- отсутствие единого механизма взаимодействия социального педагога, психолога, инспектора ОДН, классного руководителя для разрешения проблем детей группы риска (пропуски занятий, правонарушения, дезадаптации и т. д.)
- отсутствие заинтересованности классных руководителей и общественных воспитателей в социальном благополучии своих учащихся (за исключением сферы учебной деятельности)
- низкий уровень занятости учащихся, состоящих на учете ВШУ, ОДН, «группы риска» во внеурочное время.
- не в полном объеме охвачены, горячим питанием дети из малообеспеченных
семей.
Вывод:
- работу социальной службы считать удовлетворительной;
- отметить хорошую работу с классным коллективом и родителями учителей начальной школы - Беличенко Н.М., Быковой Т.В., Мацаль Н.И., Товкубаевой А.А., исполнительскую дисциплину учителей Есембаевой Б.К., Ибрагимовой С.С, Абдрахмановой Р.Т.;
- усилить работу классных руководителей Камаловой З.К., Бегенаевой Б.Ж., Оразалиной Г.А., Искаковой Ж.Т.с учащимися и их родителями.
Социальная служба рекомендует:
1. Разработать пакет документов классного руководителя по работе с учащимися, состоящими на учете ОДН, ВШУ, «группе риска» / срок до 09.09.2012 г. /ответственный – соц. педагог.
2.Усилить работу по раннему выявлению учащихся, состоящих на учетах, своевременно и грамотно проводить с ними и их родителями профилактическую работу./срок – в течение года / ответственные - классные руководители, соц. педагог, психолог.
3. Проводить анкетирование среди учащихся, родителей пол вопросам безопасности и комфортности в учебном заведении, выявление социально – психологических проблем./ срок - в течение года / ответственные – соц. педагог, психолог школы.
4. Для уменьшения роста правонарушений среди несовершеннолетних необходимо: - усилить контроль над особой категорией подростков, склонных к совершению правонарушений./ срок – в течение года / ответственные – классные руководители, соц. педагог.
5. Регулярно проводить индивидуальную работу с данной категорией учащихся. / срок – в течение года. / ответственные – соц.педагог, психолог, инспектор ОДН.
6.Организовывать встречи в учебном заведении с сотрудниками правоохранительных органов и медицинских учреждений с целью пропаганды правового воспитания и здорового образа жизни /срок – в течение года / ответственные – инспектор ОДН.
7.Регулярно проводить контроль над нормами и рационом питания, качеством блюд, санитарным состоянием пищеблока / срок - в течение года / ответственные - соц. педагог, медработник.
8. Проводить регулярно разъяснительную работу среди родителей о полноценном питании школьника. /срок – в течение года / ответственные – классные руководители, соц. педагог.
Соц.педагог Кабенова А.Б.