Размер шрифта:
↑Наверх
Телефон доверия
87182346974 басшы, 87053846158
email: pavlodar121@mail.ru, sad121@goo.edu.kz
Адрес: Ш.Құдайбердіұлы көшесі, 4
87182345889 вахта 87182346974 басшы 87182346991 бухгалтерия
Back to the main page of the department of education
График приема граждан:
сейсенбі сағат 10.00-12.00 бейсенбі сағат 16.00-18.00
Педагогические технологии и их эффективное использование в дошкольном учреждении Лютова Т.Н Воспитатель

Актуальность проблемы. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема образования дошкольников- это потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается колличество детей, которые не хотят идти в школу; положительная мотивация к занятиям пошла вниз, успеваемость детей падает.

Система образования в детском саду в современности ищет пути достижения высоких и стабильных результатов в работе с дошкольниками. Реагируя на все перемены требований социума и условий, дошкольная педагогика создает новые подходы к обучению и воспитанию дошкольников. Педагоги, при выборе новых образовательных программ, обращают в первую очередь внимание на результативность. Так как технологические процессы (в том числе и педагогический процесс, который построен по технологическим принципам) должны быть высоко эффективными, педагоги стремящиеся повысить качество воспитания и обучения, все лучше включаются в поиск, внедрение и освоение педагогических технологий в образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений. В настоящей образовательной практике возникают вопросы: «Как повысить эффективность образовательного процесса?», «Как гарантировать достижение результатов воспитания и обучения?».

Тема работы: педагогические технологии и их эффективное использование в дошкольном учреждении.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

Современные инновационные технологии в дошкольном образовании рассматривались многими авторами: Малаховой Н. Д., Моисеевой А. М., Лазаревым В. С. Педагогическая инновация - внедрение в государственную образовательную среду новизны, которая улучшают систему в целом. Во внедрении инноваций происходит творческое переосмысление методик и программ  это определяет главную особенность технологии.

Каким образом инновации появляются в дошкольном воспитании?

  • В  научных исследованиях;
  • Благодаря необходимости применения инноваций в начальной школе и дошкольных учреждениях;
  • Появляются в результате вариативного творчества воспитателей;
  • Возникают из-за большого желания родителей раскрыть потенциал ребёнка и наблюдать положительную динамику развития.

Инновационные методы обучения, осуществляемые в детских садах

не являются абсолютно новыми и универсальными технологиями для педагогов. Это лишь эффективные способы применения традиционных методов воспитания, дополненные и улучшенные современными исследованиями.

Использование современных образовательных и педагогических технологий в детском саду должно удовлетворять таким критериям технологичности, как:

  • Концептуальность научная концепция,  включает в себя обоснование достижения образовательных целей);
  • Системность (целостность, перечень взаимосвязей всех частей системы, целогистика);
  • Управляемость (целеполагание, проектирование модели обучения, коррекция результатов, пошаговая диагностика, составление планов и отчетов) ;
  • Эффективность (рассматривается оптимальность затрат и гарантию достижения поставленных целей) ;
  • Воспроизводимость (имеется специфика педагогической технологии и возможное ее воспроизведение в новом месте).

Современные образовательные технологии:  

  • Инновационные технологии в области физического воспитания и здоровья (здоровьесберегающие)- это все технологии, которые относятся к воздействию на здоровье ребенка на любом уровне (энергетическом, информационном, психологическом). Цель - сохранение здоровья дошкольника и формирование у него всех необходимых учений и навыков, для поддержания здорового образа жизни.
  • Интерактивные. За счет того, что детей «приносят» в сферу для межличностного взаимодействия, у них обогащается социально-личностный опыт. Это могут быть наблюдения, проведения опытов, беседы.
  • Информационно-коммуникационные. В этой технологии образование включает в себя новые элементы — интерактивную доску (на которой педагог может показывать тематические фильмы и мультфильмы, презентации, иллюстрации), планшет и компьютер.
  • Личностно-ориентированные. В этом случае в центр системного образования ставится личность дошкольника, вне зависимости от его возраста. Нужно обеспечить дошкольнику комфортные условия, для безопасного и спокойного развития и полной реализации его потенциала.
  • Игровые технологии строятся как комплексное образование, которое захватывают  небольшую часть учебного процесса и объединенное общим сюжетом. Примером служат игры, направленные на формирование умений выделять признаки предметов и сравнивать их между собой.
  • Технология «ТРИЗ» и другое.

Интерактивные технологии воспитания:

Еще более важным моментом является умение проявлять способности коммуникации. Тут незаменимыми будут интерактивные технологии обучения.

Обучение дошкольников средствами интерактивной методологии включает способы: викторина, дискуссия, реклама, деловая игра, мозговой штурм, дебаты и многое другое. Сегодня же мы обратим особое внимание на два последних активных коммуникационных метода обучения.

Организация интерактивного занятия у дошкольников будет гораздо более эффективной, если все будут в нем участвовать, каждый автор внесет свой небольшой  вклад, будет стараться для общего блага. Эти методики учат активно взаимодействовать, работать в коллективе, познавать мир не только из рассказов взрослых, но и своих сверстников, а это ещё и учит толерантности, порождает начальный интерес принятие другой позиции и чужого мнения.

Интерактивные методы обучения, применяемые в ДОУ

Дебаты — один из  популярных методов решения любых проблем с помощью коллективного обсуждения во всем мире. Раньше этот ограниченный вид не применяли в детских садах, но сегодня этот инструмент используется с большим успехом.

Суть в том чтобы ребята по очереди высказали свое мнение по определенной проблеме, а после ответили на все вопросы сверстников.

         Так можно услышать много разных мнений, выбрать самые интересные высказывания.

Пример:

  • Постановка вопроса — у воспитателя заболел котенок.
  • Дети по очереди предлагают пути лечения, давать витамины, привести к ветеринару, сделать укол, найти ему друга, повести на прогулку, одеть носочки и т. д.
  • Дети определяют,  чем болен котенок.

Как интерактивное занятие, дебаты - это, в первую очередь, способ поиска истины, которая рождается только в процессе взаимодействия в коллективе. Ребенок начинает понимать, что социализация важна, что положение в обществе также имеет значение, и что наиболее весомые предложения исходят от самых общительных детей.

Следует обратить внимание, во время дебатов ребята учатся не только беседовать, но и задавать вопросы правильно, отвечать на них, а ещё и говорить уверенно и четко, не боясь публики, коллектива и осуждения.

Здоровьесберегающие технологии:

Технологии здоровьесбережения это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на улучшение и сохранение здоровья всех участников образовательного процесса в детском саду. Использование данных технологий имеет направленность с обеих сторон;

  • формирование у детей основ валеологической культуры, т.е. научить их заботиться о своем здоровье;
  • организация образовательного процесса в дошкольном учреждении без негативного влияния на здоровье.

Здоровьесберегающие технологии в детском саду отлично сочетаются с традиционными методами и формами  в педагогике, различными способами дополняя осуществления оздоровительной работы. Такие технологии решают целый ряд задач:

  • закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
  • повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
  • проведение профилактической оздоровительной работы;
  • ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
  • мотивация детей на здоровый образ жизни;
  • формирование полезных привычек;
  • формирование валеологических навыков;
  • формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
  • воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, в детских садах используют различные виды современных здоровьесберегающих технологий:

  • медико-профилактические (организация питания, контроль качества, санитарно – гигиеническая работа, профилактика многих заболеваний, организация специализированных коррекционных групп, противоэпидемиологическая работа, контроль состояния здоровья детей, проведение медосмотров и т.д)
  • физкультурно-оздоровительные (организация прогулок, процедуры закаливания, валеологические занятия, спортивные мероприятия, проведение подвижных игр и т.д)
  •  валеологическое образование родителей (обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры, мотивация родителей к ведению ЗОЖ);
  •  валеологическое просвещение воспитателей (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);
  • здоровьесберегающее обучение детей (формирование валеологических навыков и знаний).

Реализация всех указанных видов  технологий здоровьесбережения связывают основные факторы, которые влияют  на здоровье дошкольников. 

Игровые технологии:

Игровые технологии —это фундамент всего дошкольного образования. Личность ребенка выводится на первое место и все дошкольное детство должно быть посвящено играм.

Игры имеют множество обучающих и познавательных функций. Среди игровых упражнений можно выделить те, которые:

- выделяют характерные признаки предметов: то есть учат сравнивать;

 - обобщают предметы по определенным признакам;

 - учат дошкольника отделять реальное от вымысла;

- развивают быстроту реакции, смекалку, воспитывают общение в коллективе,

Цель игровой технологии – не переделывать ребенка, не менять его, не учить каким – то специальным поведенческим навыкам, а дать  возможность проиграть по настоящему, чтобы обратить его внимание на сопереживание взрослого. 

 Целевые ориентации игровых технологий:

- дидактических (формирование определенных навыков и умений, которые необходимы в практической деятельности, познавательная деятельность, расширение кругозора, развитие трудовых навыков);

-развивающих (развитие внимания, мышления, памяти, речи, фантазий и воображения);

-общительности, коллективизма, воспитание сотрудничества, формирование нравственных, мировоззренческих и эстетических позиций, воли и самостоятельности;

-социализирующих ( приобщение к ценностям и нормам  общества; обучение общению, адаптация к условиям среды, и др.)

Реализация игровых ситуаций и приёмов в процессе образования происходит по следующим основным направлениям:

• дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

• деятельность подчиняется правилам игры;

• учебный материал используется в качестве ее средства;

• в практику вводится элемент соревнования, переводящийся дидактическую задачу в игровую;

• успех выполнения дидактического задания связывается с результатом игры.

 

Литература:

Основная:

1. Виноградова Н. А, Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду /Пособие для воспитателей – М., 2008

2. Пяткова Л. П. Инновационные процессы в современном дошкольном образовании: развитие интеллектуального потенциала и детской одаренности – Волгоград: Учитель,2013. – 175с.

3. Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – Москва: АРКТИ, 2005г.

4. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании / Методическое пособие – М. : Мозаика – Синтез, 2012. – 67с.

Дополнительная:

1. Богуславская, З. М. Окружающий мир в дидактических играх [Текст]/ З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. – М. : Просвещение, 1991.

2. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст]/ Л. А. Венгер, М. О. Дьяченко. – М. : Просвещение, 1989.

3. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка [Текст]/ Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина. – М. : Просвещение, 1988.

4. Дьяченко, М. О. Чего на свете не бывает [Текст]/ М. О. Дьяченко, Е. Л. Агеева. – М. : Просвещение, 1991.