Телефон доверия
8(7182)332662 87472724175
email: sosh30@goo.edu.kz
Адрес: 140000 город Павлодар ул.Баян Батыра 27
директор: 8(7182)332660 приемная: 8(7182)332662
Вернуться на главную страницу отдела образования
График приема граждан:
Ежедневно 09.00 - 12.00, 15.00-18.00
За год
За месяц
За неделю
Вчера
Критериальное оценивание

 

Инструкция о порядке проведения критериального оценивания

 

Критериальное оценивание  в рамках обновления  содержания  образования

Обновление содержания  образования  в современной школе  предполагает  применение  эффективных педагогических технологий, в том числе и технологии критериального оценивания.

При нормативном оценивании достижения учащихся сравниваются со среднестатистической нормой, а при критериальном оценивании достижения учащегося сравниваются с эталоном – планируемым результатом обучения, представленным критериями оценивания.

Критериальное оценивание положительно сказывается и на показателях качества знаний учащихся. Не буду утверждать, что я полностью перешла на данный вид оценивания, но уже первые пробы дают хорошие результаты.

Практическая часть:

Задание 1. Нарисовать снеговика и взаимооценить своего коллегу. (оценивание учителем)

Задание 2. Разработать не менее 5 критериев к трем домам: соломенный, деревянный и кирпичный. Выделить основные 5 критериев для дома.

 

Цели оценивания:

ØАнализ достижения учащимися краткосрочных целей и результатов обучения в соответствии с учебной программой;

ØУстановление оперативной взаимосвязи между учителем и учеником для выявления особенностей организации учебного процесса и усвоения учебного материала;

ØВнесение коррективов в организацию учебного процесса.

Задачи оценивания:

ØОпределение уровня подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса.

ØОтслеживание индивидуального прогресса и коррекция индивидуальной траектории развития ученика для достижения планируемых результатов обучения

ØМотивирование учащихся на устранение имеющихся пробелов в усвоении учебной программы

ØДифференцирование значимости оценок, полученных за выполнение различных видов деятельности

ØОтслеживание эффективности учебной программы

ØОбеспечение обратной связи между учителем, учеником и родителями

Недостатки существующей системы оценивания

ØОтсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам;

ØПедагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на достижение каждым учеником единых критериев;

ØОтметки, выставляемые учащимся, не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;

ØОтсутствует оперативная связь между учеником и учителем в процессе обучения, что не способствует высокой мотивации учащихся к обучению.

 

Принципы оценивания

Принцип 1

Цель оценивания не в определении, кто лучше, а кто хуже, а в создании условий для достижения учащимися наивысших результатов.

Оценивание является неотъемлемой частью непрерывного процесса: планирование-обучение - оценивание-планирование -...

Основными показателями успешности ребенка являются личная динамика развития и желание учиться

Принцип 2

Оцениваемый и оценивающий должны заранее знать условия и критерии оценивания, которые должны быть предельно ясными для того и другого.

Критериальная система оценивания дает возможность всем детям активно участвовать в процессе обучения

Принцип 3

Условия и критерии оценивания должны быть достаточно многообразны, чтобы получить наиболее объективную информацию о состоянии развития ребенка, достижении им ранее запланированных результатов

Сформировать  показатели успешности ребенка возможно только в условиях критериального оценивания

Принцип 4

Важнейший этап процедуры оценивания: обратная связь между оценивающим и оцениваемым.

Не только учитель, но и ребенок должен представлять себе то, над чем ему необходимо работать в ближайшее время.

В основе критериального оценивания лежит критериальный подход – определение степени индивидуального приближения ученика к ожидаемым результатам

Принцип 5

Оценивая ту или иную свою способность знать, понимать или делать что-то, поступать соответствующим образом, ребенок должен всегда иметь перед собой ролевую модель.

Критериальная система оценивания – процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся по четко разработанным критериям

 

Виды критериального оценивания

Формирующее (текущее) оценивание

ØОпределение текущего уровня усвоения знаний и навыков в процессе повседневной работы в классе.

ØФормирующие оценки не влияют на итоговые оценки, и это позволяет снять страх у учащихся перед ошибками, которые неизбежны при первоначальном усвоении материала.

Констатирующее (итоговое) оценивание

ØОпределение уровня сформированности знаний и учебных навыков при завершении изучения блока учебной информации.

ØОтметки, выставленные за констатирующие работы, являются основой для определения итоговых отметок по курсу за отчетные периоды (полугодие, год).

 

Практическая значимость критериального оценивания

ØУчащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень своей работы и информировать родителей

ØРабота учащегося сравнивается с образцом (эталоном) правильно выполненной работы, который известен учащимся заранее

ØОценивается только работа учащегося

ØОценивают у учащихся только то, чему учили, так как критерий оценивания представляет конкретное выражение учебных целей

 

Критериальное оценивание позволяет учителям

ØУлучшить качество преподавания

ØИметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности

ØРазработать критерии, способствующие получению качественных результатов обучения

ØВыстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей

ØВносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы

ØИспользовать разнообразные подходы и инструменты оценивания