1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Назначение и сфера деятельности Регламента
Настоящий регламент предназначен для описания и реализации организационно-технических мероприятий по использованию информационной системы электронного обучения (далее – ИС ЭО, система) в организациях образования среднего, технического и профессионального образования, участвующих в проекте внедрения электронного обучения (далее – проект).
ИС ЭО предназначена для административного управления и автоматизации образовательных процессов в организациях среднего, технического и профессионального образования Республики Казахстан.
В настоящем регламенте используются следующие термины и сокращения:
АО «НИТ» |
АО «Национальные информационные технологии» |
ИС ЭО, Система |
Информационная система электронного обучения |
ИБ |
Информационная безопасность |
МОН |
Министерство образования и науки Республики Казахстан |
Проект |
Проект внедрения системы электронного обучения, включающий мероприятия в рамках Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2010-2020 годы |
ОО |
Организации образования среднего, технического и профессионального образования |
ЦОР |
Цифровые образовательные ресурсы |
1.2 Состав программно-технического оснащения по проекту
В рамках проекта в целях создания в организациях образования необходимых условий для функционирования ИС ЭО осуществляется материально-техническое оснащение, включающее технические средства для организации рабочих мест пользователей: персональные компьютеры, ноутбуки, интерактивное мультимедийное оборудование, оргтехника.
Информация по техническому оснащению рабочих мест пользователей описана в Таблице 1. Количество единиц технического оснащения отличается по типам организаций образования и годам.
Таблица 1
|
Наименование |
Назначение |
Размещение |
Использование |
Кол-во |
1 |
Персональные компьютеры (тип 1) |
Рабочее место преподавателя |
Методический кабинет или учительская |
Общее |
1-5 |
2 |
Персональные компьютеры (тип 2) |
Рабочее место преподавателя |
Библиотека |
Общее |
1-6 |
3 |
Персональные компьютеры (тип 2) |
Рабочее место учащегося |
Компьютерный класс |
Общее |
5-15 |
4 |
Персональные компьютеры (тип 3) |
Рабочее место преподавателя |
Учебные классы |
Персональное, либо общее |
10-30 |
5 |
Ноутбуки |
Рабочее место учащегося |
Учебный(-е) класс(ы) |
Общее |
5-15 |
6 |
Интерактивный проектор |
Рабочее место преподавателя |
Компьютерный класс |
Персональное |
1 |
7 |
Мультимедийный проектор |
Рабочее место преподавателя |
Учебный(-е) класс(ы) |
Общее |
1-2 |
8 |
МФУ |
Рабочее место преподавателя |
Библиотека или учительская |
Общее |
1 |
9 |
Принтер |
Рабочее место преподавателя |
Библиотека или учительская |
Общее |
1 |
10 |
Цифровой подиум |
Проведение семинаров, демонстраций учебных материалов |
Актовый зал или компьютерный класс |
Общее |
1 |
11 |
Прокси-сервер |
Организация доступа к сети Интернет, хранение антивирусных баз данных, файрвол, локальное хранилище ЦОР |
Серверная комната |
Общее |
1 |
12 |
Шкаф-сейф для хранения переносных компьютеров |
Хранение и зарядка ноутбуков, планшетов, Classmate |
Учебный класс |
Общее |
1 |
Программное обеспечение, поставляемое непосредственно в организации образования, состоит из следующих коробочных программных продуктов:
1. СистемауправленияклассомCRMS (Class Room Management System).
2. Программное обеспечение по работе с графическими изображениями для создания авторских учебных курсов (ЦОР) – Adobe Captivate и Adobe Creative Suite.
Программное обеспечение CRMSустановлено на компьютерах и ноутбуках рабочих мест пользователей каждой ОО в количестве по 15 лицензий, в классах пунктов 3,5 Таблицы 1.
Программное обеспечение Adobeустановлено в каждой ОО на персональных компьютерах типа 1.
Программное решение ИС ЭО установлено на центральном сервере (г. Астана), доступ к которому осуществляется посредством сети Интернет по адресу https://e.edu.kz.
ИС ЭО построена по модульному принципу и состоит из следующих подсистем:
· Система управления организацией образования (SMS);
· Система управления обучением (LMS);
· Портал организаций образования;
· Национальная образовательная база данных;
· Система администрирования ИС;
· Корпоративный портал МОН.
Функционал модулей ИС ЭО подробно описан в руководствах пользователей, размещенных на Портале организаций образования в разделе: «Нормативные документы» - «Документация по СЭО».
2. ОСНОВНЫЕ РОЛИ И ФУНКЦИИ В ИС ЭО
2.1 Перечень ролей ИС ЭО
В ИС ЭО разработаны функции для следующих ролей пользователей:
· Директор организации образования
· Заместитель директора
· Руководитель кадровой службы
· Сотрудник кадровой службы
· Преподаватель
· Мастер производственного обучения
· Классный руководитель/куратор
· Секретарь-делопроизводитель
· Системный администратор (Администратор ОО)
· Родитель
· Ученик
· Глобальный администратор
В Таблице 2 приведено соответствие должностей штатных единиц организаций образования и возможных ролей в ИС ЭО:
Таблица 2
№ п.п. |
Должности |
Возможные роли в ИС ЭО |
1 |
Директор организации образования. |
Директор организации образования; Руководитель кадровой службы; Преподаватель; Классный руководитель/куратор; Секретарь-делопроизводитель; Родитель. |
2 |
Заместитель директора (начальника) по воспитательной работе; Заместитель директора (начальника) по профильному обучению; Заместитель директора (начальника) по учебной работе; Заместитель директора по учебно-воспитательной работе; Заместитель директора по учебной работе; Заместитель директора по учебно-производственной работе; Старший мастер; Секретарь учебной части. |
Заместитель директора; Сотрудник кадровой службы; Преподаватель; Мастер производственного обучения; Классный руководитель/куратор; Секретарь-делопроизводитель; Родитель; Системный администратор. |
3 |
Учитель/ Преподаватель; Преподаватель-организатор по начальной военной подготовке; Мастер производственного обучения; Методист. |
Сотрудник кадровой службы; Преподаватель; Мастер производственного обучения; Классный руководитель/куратор; Системный администратор; Родитель. |
4 |
Заведующий отделом кадров; Инспектор по кадровым вопросам; Инспектор по кадрам (по специальной работе). |
Руководитель кадровой службы; Сотрудник кадровой службы; Преподаватель; Классный руководитель/куратор; Мастер производственного обучения; Родитель; Системный администратор. |
5 |
Делопроизводитель; Секретарь. |
Сотрудник кадровой службы; Преподаватель; Классный руководитель/куратор; Мастер производственного обучения; Секретарь-делопроизводитель; Родитель. |
2.2 Роль «Директор организации образования»
Организационные функции:
1. Назначает системного администратора ИС ЭО из числа сотрудников в ОО, владеющих навыками работы с компьютерной техникой или принимает на работу отдельного сотрудника (при выделении штатной единицы по согласованию с управлением или отделом образования);
2. Назначает ответственного(-ых) из числа заместителей директора за своевременное заполнение и актуализацию основных данных учебного процесса в ИС ЭО (контингент обучающихся, рабочий учебный план (РУП), расписание занятий, календарно-тематический план (КТП) и т.д.);
3. Назначает ответственного(-ых) за заполнение и актуализацию информации на Портале организации образования ИС ЭО;
4. Назначает ответственного(-ых) сотрудника(-ов) ОО за ввод информации в Национальной образовательной базе данных (НОБД) ИС ЭО;
5. Назначает ответственного из числа сотрудников кадровой службы за заполнение и актуализацию информации о сотрудниках в ИС ЭО (руководитель кадровой службы, сотрудник кадровой службы);
6. Назначает ответственного(-ых) за заполнение и актуализацию модуля «Делопроизводство» и функций по обработке заявок по электронным государственным услугам, оказываемых ОО посредством ИС ЭО;
7. Проверяет на полноту и утверждает введённую информацию в НОБД;
8. Контролирует исполнение требований информационной безопасности в ОО.
Функционал в ИС ЭО:
Функционал директора ОО в ИС ЭО зависит от ролей, назначенных в ИС ЭО.
2.3 Роль «Заместитель директора»
Организационные функции:
1. Назначает классных руководителей/кураторов групп/мастеров производственного обучения ответственными за заполнение и актуализацию информации о контингенте обучающихся в их классе/группе;
2. Назначает ответственного(-ых) за своевременное заполнение и актуализацию календарно-тематического плана по предметам обучения;
3. Контролирует актуальность информации о преподавателях/мастерах производственного обучения;
4. Контролирует процесс регистрации данных обо всех детях в возрасте от 0 до 18 лет в модуле «Всеобуч»;
5. Контролирует процесс создания и актуализации паспортов кабинетов;
6. Обеспечивает исполнение требований информационной безопасности в ОО.
Функционал в ИС ЭО:
1. Редактирует рабочий учебный план;
2. Копирует рабочий учебный план;
3. Распределяет обучающихся ОО по классам/группам/подгруппам;
4. Расформировывает классы/группы/подгруппы;
5. Назначает классного руководителя/куратора группы/мастера производственного обучения;
6. Заменяет классного руководителя/куратора группы/мастера производственного обучения;
7. Создает график учебного процесса на основе приказа МОН РК;
8. Создает график учебного процесса на основе рабочего учебного плана для ТиПО;
9. Изменяет график учебного процесса;
10. Определяет педагогическую нагрузку учителя (включая внештатных);
11. Контролирует превышение нормативов по количеству часов;
12. Контролирует соответствие количества часов по предметам;
13. Формирует аудиторный фонд из паспорта ОО/паспортов кабинетов;
14. Создает паспорта ОО с автоматическим заполнением информации из паспортов кабинетов;
15. Назначает время начала/окончания уроков и длительности перемен индивидуально для класса/параллели/группы;
16. Запускает автоматическую генерацию расписания на основе графика учебного процесса;
17. Назначает аудитории вне учебного заведения;
18. Редактирует расписание;
19. Создает расписание для детей, обучающихся на дому;
20. Экспортирует расписание в файл;
21. Ведет журнал замен;
22. Создает план проведения производственной практики;
23. Организовывает обучение на дому;
24. Редактирует списки стипендиатов;
25. Назначает виды стипендий;
26. Формирует отчетность по успеваемости, посещаемости учащихся, педагогической нагрузке, аудиторному фонду ОО.
2.4 Роли «Руководитель кадровой службы», «Сотрудник кадровой службы»
Организационные функции:
1. Уведомляет системного администратора о принятии/увольнении сотрудников на работу в ОО;
2. Выполняет требования информационной безопасности в ОО.
Функционал в ИС ЭО:
1. Формирует штатное расписание;
2. Формирует книги учета личного состава педагогических работников;
3. Ведет личные дела педагогических кадров;
4. Включает/исключает приказы в личное дело сотрудника;
5. Регистрирует факт ознакомления сотрудника с приказом;
6. Регистрирует больничный лист;
7. Получает статистическую информацию о заболевании сотрудников ОО;
8. Составляет график отпусков;
9. Регистрирует досрочный отзыв из отпуска;
10. Регистрирует отгулы;
11. Регистрирует замены;
12. Составляет, редактирует списки для прохождения курсов повышения квалификации сотрудниками ОО;
13. Изменяет стаж сотрудников ОО при переходе на новый учебный год;
14. Ведет учет личных пожеланий преподавателей в повышении квалификации и переподготовке;
15. Переводит сотрудника из одной ОО в другую;
16. Формирует справки о работе в ОО.
2.5 Роль «Секретарь-делопроизводитель»
Организационные функции:
Выполняет требования информационной безопасности в ОО.
Функционал в ИС ЭО:
1. Регистрирует выданные аттестаты и дипломы;
2. Регистрирует выданные похвальные грамоты;
3. Ведет учет зачетных книжек, студенческих билетов.
4. Регистрирует приказы, протокола, документы;
5. Регистрирует входящую и исходящую корреспонденцию;
6. Регистрирует поручения и делает отметки об их исполнении;
7. Регистрирует и обрабатывает заявки по электронным государственным услугам, оказываемых ОО посредством ИС ЭО.
2.6 Роли «Преподаватель», «Мастер производственного обучения»
Организационные функции:
Выполняет требования информационной безопасности в ОО.
Функционал в ИС ЭО:
1. Формирует рабочую учебную программу/КТП на основании типовой учебной программы;
2. Назначает рабочую учебную программу/КТП классу/группе;
3. Вводит календарно-тематический план на основе рабочей учебной программы;
4. Создает/редактирует КТП;
5. Редактирует темы занятий в журналах успеваемости;
6. Выставляет оценки в журнале успеваемости;
7. Регистрирует отсутствие/опоздание в журнале успеваемости;
8. Назначает домашние задания.
Работа в модуле «Дизайнер ЦОР»
9. Разрабатывает ЦОР в оффлайн-режиме;
10. Разрабатывает учебные курсы в онлайн-режиме;
11. Разрабатывает шаблоны для создания учебных курсов.
Работа в модуле «Электронная библиотека»
12. Управляет доступом к авторскому образовательному контенту;
13. Организовывает личное рабочее пространство в разделе «Мои учебные материалы»;
14. Добавляет ссылки на ЦОР, выбранных в качестве домашнего задания;
15. Публикует авторский образовательный контент.
Работа в модуле «Дизайнер тестов»
16. Разрабатывает тесты в онлайнрежиме.
Работа в модуле «Тестирование»
17. Настраивает режимы выполнения тестовых вопросов;
18. Настраивает шкалы оценивания;
19. Назначает тесты учащимся ОО;
20. Проверяет результаты теста.
2.7 Роли «Родитель», «Ученик»
Организационные функции:
1. Уведомляет классного руководителя/куратора группы/мастера ПО в случае отсутствия информации об успеваемости в электронном дневнике.
2. Выполняет требования информационной безопасности в ОО.
Функционал в ИС ЭО:
1. Просматривает дневник (расписания занятий, оценок, домашних заданий)
2. Осуществляет поиск учебных материалов;
3. Заполняет дневник производственной практики;
Работа в модуле «Электронная библиотека»
4. Проигрывает учебные материалы SCORM-формата;
5. Скачивает учебные материалы на диск;
6. Просматривает учебные материалы популярных форматов;
7. Просматривает описание учебных материалов;
8. Выставляет рейтинги и обсуждает учебные материалы;
Работа в модуле «Тестирование»
9. Ведет работу над ошибками;
10. Выполняет тесты.
2.8 Роли «Системный администратор» и «Глобальный администратор»
Организационные функции:
1. Обеспечивает ознакомление с политикой и документами ИБ пользователей ИС ЭО;
2. Контролирует исполнение требований информационной безопасности в ОО;
3. Поддерживает технические средства и локальную вычислительную сеть ОО в рабочем состоянии.
Функционал в ИС ЭО:
1. Создает и ведет классификатор дисциплин (вариативные компоненты);
2. Редактирует и поддерживает в актуальном состоянии справочник структурных подразделений ОО (филиалы/кафедры/отделения /ЦПК/метод. объединения).
3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
3.1 Перечень документов по информационной безопасности
Требования информационной безопасности являются обязательными для выполнения всеми пользователями ИС ЭО.
В рамках проекта разработаны и утверждены Политика информационной безопасности и следующие инструкции по информационной безопасности:
1. Инструкция о действиях во внештатных ситуациях
2. Инструкция о парольной защите
3. Инструкция о резервном копировании
4. Инструкция по закреплению функций и полномочий администратора сервера
5. Инструкция по организации антивирусной защиты
6. Инструкция по эксплуатации компьютерного оборудования и программного обеспечения
7. Памятка для работы системных администраторов
8. Памятка пользователя средств вычислительных техники
9. Правила доступа пользователей и администраторов в серверные помещения
10. Правила паспортизации средств вычислительной техники и использования информационных ресурсов
11. Правила регистрации пользователей в корпоративной информационной сети
Пользователи системы должны быть ознакомлены с политикой и всеми инструкциями ИБ.
Пользователи должны соблюдать правила формирования, хранения личных паролей и порядок смены паролей для доступа в систему, описанные в Инструкции о парольной защите.
Ответственность за распределение паролей и управление парольной защитой возлагается на системного администратора ОО.
Системные администраторы ОО должны определить политику смены пароля, предусматривающую срок действия пароля, предупреждать пользователей о необходимости смены паролей и блокировать доступ к ИС ЭО по истечению срока действия пароля.
В случае, когда необходимо разблокировать учетную запись в ИС ЭО, пользователю ИС ЭО необходимо подать заявку системному администратору ОО.
В случае, когда необходимо разблокировать учетную запись системного администратора ОО, подается заявка Глобальному администратору.
Внеплановая полная смена паролей пользователей ИС ЭО и администраторов должна производиться в случае прекращения полномочий лиц (увольнение, переход на другую работу и т.п.), которым были предоставлены полномочия по управлению парольной защитой ИС ЭО. Смена производится немедленно после окончания последнего сеанса работы данного пользователя с системой.
В случае компрометации пароля, пользователь ИС ЭО и администраторы, должны немедленно сменить свой пароль.
Учетная запись пользователя ИС ЭО, ушедшего в длительный отпуск (более 60 дней), должна блокироваться системным администратором ОО с момента получения письменного уведомления от кадрового подразделения ОО.
Для восстановления забытого пароля в ИС ЭО, в случае отсутствия адреса электронной почты в личном деле пользователя, необходимо подать заявку системному администратору ОО на разблокирование учетной записи.