Телефон доверия
8(7182)-60-42-89
email: sosh24@goo.edu.kz
Адрес: 140001, г. Павлодар, проспект Нурсултана Назарбаева, 190
8(7182)-60-42-89
Вернуться на главную страницу отдела образования
График приема граждан:
Понедельник с 11:00 до 13:00 ч.
За год
За месяц
За неделю
Вчера
Регламент работы пользователей в ИС ЭО

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Назначение и сфера деятельности Регламента

Настоящий регламент предназначен для описания и реализации организационно-технических мероприятий по использованию информационной системы электронного обучения (далее – ИС ЭО, система) в организациях образования среднего, технического и профессионального образования, участвующих в проекте внедрения электронного обучения (далее – проект).

ИС ЭО предназначена для административного управления и автоматизации образовательных процессов в организациях среднего, технического и профессионального образования Республики Казахстан.

В настоящем регламенте используются следующие термины и сокращения:

АО «НИТ»

АО «Национальные информационные технологии»

ИС ЭО, Система

Информационная система электронного обучения

ИБ

Информационная безопасность

МОН

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Проект

Проект внедрения системы электронного обучения, включающий  мероприятия в рамках Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2010-2020 годы

ОО

Организации образования среднего, технического и профессионального образования

ЦОР

Цифровые образовательные ресурсы

1.2 Состав программно-технического оснащения по проекту

В рамках проекта в целях создания в организациях образования необходимых условий для функционирования ИС ЭО осуществляется материально-техническое оснащение, включающее технические средства для организации рабочих мест пользователей: персональные компьютеры, ноутбуки, интерактивное мультимедийное оборудование, оргтехника.

Информация по техническому оснащению рабочих мест пользователей описана в Таблице 1. Количество единиц технического оснащения отличается по типам организаций образования и годам.

Таблица 1    

 

Наименование

Назначение

Размещение

Использование

Кол-во

1

Персональные компьютеры (тип 1)

Рабочее место преподавателя

Методический кабинет или учительская

Общее

1-5

2

Персональные компьютеры (тип 2)

Рабочее место преподавателя

Библиотека

Общее

1-6

3

Персональные компьютеры (тип 2)

Рабочее место учащегося

Компьютерный класс

Общее

5-15

4

Персональные компьютеры (тип 3)

Рабочее место преподавателя

Учебные классы

Персональное, либо общее

10-30

5

Ноутбуки

Рабочее место учащегося

Учебный(-е) класс(ы)

Общее

5-15

6

Интерактивный проектор

Рабочее место преподавателя

Компьютерный  класс

Персональное

1

7

Мультимедийный проектор

Рабочее место преподавателя

Учебный(-е) класс(ы)

Общее

1-2

8

МФУ

Рабочее место преподавателя

Библиотека или учительская

Общее 

1

9

Принтер

Рабочее место преподавателя

Библиотека или учительская

Общее

1

10

Цифровой подиум

Проведение семинаров, демонстраций учебных материалов

Актовый зал или компьютерный класс

Общее

1

11

Прокси-сервер

Организация доступа к сети Интернет, хранение антивирусных баз данных, файрвол, локальное хранилище ЦОР

Серверная комната

Общее

1

12

Шкаф-сейф для хранения переносных компьютеров

Хранение и зарядка ноутбуков, планшетов, Classmate

Учебный класс

Общее

1

Программное обеспечение, поставляемое непосредственно в организации образования, состоит из следующих коробочных программных продуктов:

1.      СистемауправленияклассомCRMS (Class Room Management System).

2.      Программное обеспечение по работе с графическими изображениями для создания авторских учебных курсов (ЦОР) – Adobe Captivate и Adobe Creative Suite.

Программное обеспечение CRMSустановлено на компьютерах и ноутбуках рабочих мест пользователей каждой ОО в количестве по 15 лицензий, в классах пунктов 3,5 Таблицы 1.

Программное обеспечение Adobeустановлено в каждой ОО на персональных компьютерах типа 1.

Программное решение ИС ЭО установлено на центральном сервере (г. Астана), доступ к которому осуществляется посредством сети Интернет по адресу https://e.edu.kz.

ИС ЭО построена по модульному принципу и состоит из следующих подсистем:

·         Система управления организацией образования (SMS);

·         Система управления обучением (LMS);

·         Портал организаций образования;

·         Национальная образовательная база данных;

·         Система администрирования ИС;

·         Корпоративный портал МОН.

Функционал модулей ИС ЭО подробно описан в руководствах пользователей, размещенных на Портале организаций образования в разделе: «Нормативные документы» -  «Документация по СЭО».

 

2. ОСНОВНЫЕ РОЛИ И ФУНКЦИИ В ИС ЭО

2.1 Перечень ролей ИС ЭО

В ИС ЭО разработаны функции для следующих ролей пользователей:

·         Директор организации образования

·         Заместитель директора

·         Руководитель кадровой службы

·         Сотрудник кадровой службы

·         Преподаватель

·         Мастер производственного обучения

·         Классный руководитель/куратор

·         Секретарь-делопроизводитель

·         Системный администратор (Администратор ОО)

·         Родитель

·         Ученик

·         Глобальный администратор

В Таблице 2 приведено соответствие должностей штатных единиц организаций образования и возможных ролей в ИС ЭО:

Таблица 2

№ п.п.

Должности

Возможные роли в ИС ЭО

1

Директор организации образования.

Директор организации образования;

Руководитель кадровой службы;

Преподаватель;

Классный руководитель/куратор;

Секретарь-делопроизводитель;

Родитель.

2

Заместитель директора (начальника) по воспитательной работе;

Заместитель директора (начальника) по профильному обучению;

Заместитель директора (начальника) по учебной работе;

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе;

Заместитель директора по учебной работе;

Заместитель директора по учебно-производственной работе;

Старший мастер;

Секретарь учебной части.

Заместитель директора;

Сотрудник кадровой службы;

Преподаватель;

Мастер производственного обучения;

Классный руководитель/куратор;

Секретарь-делопроизводитель;

Родитель;

Системный администратор.

3

Учитель/ Преподаватель;

Преподаватель-организатор по начальной военной подготовке;

Мастер производственного обучения;

Методист.

Сотрудник кадровой службы;

Преподаватель;

Мастер производственного обучения;

Классный руководитель/куратор;

Системный администратор;

Родитель.

4

Заведующий отделом кадров;

Инспектор по кадровым вопросам;

Инспектор по кадрам (по специальной работе).

Руководитель кадровой службы;

Сотрудник кадровой службы;

Преподаватель;

Классный руководитель/куратор;

Мастер производственного обучения;

Родитель;

Системный администратор.

5

Делопроизводитель;

Секретарь.

Сотрудник кадровой службы;

Преподаватель;

Классный руководитель/куратор;

Мастер производственного обучения;

Секретарь-делопроизводитель;

Родитель.

 

2.2 Роль «Директор организации образования»

Организационные функции:

1.         Назначает системного администратора ИС ЭО из числа сотрудников в ОО, владеющих навыками работы с компьютерной техникой или принимает на работу отдельного сотрудника (при выделении штатной единицы по согласованию с управлением или отделом образования);

2.         Назначает ответственного(-ых) из числа заместителей директора за своевременное заполнение и актуализацию основных данных учебного процесса в ИС ЭО (контингент обучающихся, рабочий учебный план (РУП), расписание занятий, календарно-тематический план (КТП) и т.д.);

3.         Назначает ответственного(-ых) за заполнение и актуализацию информации на Портале организации образования ИС ЭО;

4.         Назначает ответственного(-ых) сотрудника(-ов) ОО за ввод информации в Национальной образовательной базе данных (НОБД) ИС ЭО;

5.         Назначает ответственного из числа сотрудников кадровой службы за заполнение и актуализацию информации о сотрудниках в ИС ЭО (руководитель кадровой службы, сотрудник кадровой службы);

6.         Назначает ответственного(-ых) за заполнение и актуализацию модуля «Делопроизводство» и функций по обработке заявок по электронным государственным услугам, оказываемых ОО посредством ИС ЭО;

7.         Проверяет на полноту и утверждает введённую информацию в НОБД;

8.         Контролирует исполнение требований информационной безопасности в ОО.

Функционал в ИС ЭО:

                   Функционал директора ОО в ИС ЭО зависит от ролей, назначенных в ИС ЭО.

2.3 Роль «Заместитель директора»

Организационные функции:

1.         Назначает классных руководителей/кураторов групп/мастеров производственного обучения ответственными за заполнение и актуализацию информации о контингенте обучающихся в их классе/группе;

2.         Назначает ответственного(-ых) за своевременное заполнение и актуализацию календарно-тематического плана по предметам обучения;

3.         Контролирует актуальность информации о преподавателях/мастерах производственного обучения;

4.         Контролирует процесс регистрации данных обо всех детях в возрасте от 0 до 18 лет в модуле «Всеобуч»;

5.         Контролирует процесс создания и актуализации паспортов кабинетов;

6.         Обеспечивает исполнение требований информационной безопасности в ОО.

Функционал в ИС ЭО:

1.         Редактирует рабочий учебный план;

2.         Копирует рабочий учебный план;

3.         Распределяет обучающихся ОО по классам/группам/подгруппам;

4.         Расформировывает классы/группы/подгруппы;

5.         Назначает классного руководителя/куратора группы/мастера производственного обучения;

6.         Заменяет классного руководителя/куратора группы/мастера производственного обучения;

7.         Создает график учебного процесса на основе приказа МОН  РК;

8.         Создает график учебного процесса на основе рабочего учебного плана для ТиПО;

9.         Изменяет график учебного процесса;

10.     Определяет педагогическую нагрузку учителя (включая внештатных);

11.     Контролирует превышение нормативов по количеству часов;

12.     Контролирует соответствие количества часов по предметам;

13.     Формирует аудиторный фонд из паспорта ОО/паспортов кабинетов;

14.     Создает паспорта ОО с автоматическим заполнением информации из паспортов кабинетов;

15.     Назначает время начала/окончания уроков и длительности перемен индивидуально для класса/параллели/группы;

16.     Запускает автоматическую генерацию расписания на основе графика учебного процесса;

17.     Назначает аудитории вне учебного заведения;

18.     Редактирует расписание;

19.     Создает расписание для детей, обучающихся на дому;

20.     Экспортирует расписание в файл;

21.     Ведет журнал замен;

22.     Создает план проведения производственной практики;

23.     Организовывает обучение на дому;

24.     Редактирует списки стипендиатов;

25.     Назначает виды стипендий;

26.     Формирует отчетность по успеваемости, посещаемости учащихся, педагогической нагрузке, аудиторному фонду ОО.

 

2.4 Роли «Руководитель кадровой службы», «Сотрудник кадровой службы»

Организационные функции:

1.         Уведомляет системного администратора о принятии/увольнении сотрудников на работу в ОО;

2.         Выполняет требования информационной безопасности в ОО.

Функционал в ИС ЭО:

1.      Формирует штатное расписание; 

2.      Формирует книги учета личного состава педагогических работников;

3.      Ведет личные дела педагогических кадров;

4.      Включает/исключает приказы в личное дело сотрудника;

5.      Регистрирует факт ознакомления сотрудника с приказом;

6.      Регистрирует больничный лист;

7.      Получает статистическую информацию о заболевании сотрудников ОО;

8.      Составляет график отпусков;

9.      Регистрирует досрочный отзыв из отпуска;

10.  Регистрирует отгулы;

11.  Регистрирует замены;

12.  Составляет, редактирует списки для прохождения курсов повышения квалификации сотрудниками ОО;

13.  Изменяет стаж сотрудников ОО при переходе на новый учебный год;

14.  Ведет учет личных пожеланий преподавателей в повышении квалификации и переподготовке;

15.  Переводит сотрудника из одной ОО в другую;

16.  Формирует справки о работе в ОО.

 

2.5    Роль «Секретарь-делопроизводитель»

Организационные функции:

Выполняет требования информационной безопасности в ОО.

Функционал в ИС ЭО:

1.         Регистрирует выданные аттестаты и дипломы;

2.         Регистрирует выданные похвальные грамоты;

3.         Ведет учет зачетных книжек, студенческих билетов.

4.         Регистрирует приказы, протокола, документы;

5.         Регистрирует входящую и исходящую корреспонденцию;

6.         Регистрирует поручения и делает отметки об их исполнении;

7.         Регистрирует и обрабатывает заявки по электронным государственным услугам, оказываемых ОО посредством ИС ЭО.

 

2.6 Роли «Преподаватель», «Мастер производственного обучения»

Организационные функции:

Выполняет требования информационной безопасности в ОО.

Функционал в ИС ЭО:

1.         Формирует рабочую учебную программу/КТП на основании типовой учебной программы;

2.         Назначает рабочую учебную программу/КТП классу/группе;

3.         Вводит календарно-тематический план на основе рабочей учебной программы;

4.         Создает/редактирует КТП;

5.         Редактирует темы занятий в журналах успеваемости;

6.         Выставляет оценки в журнале успеваемости;

7.         Регистрирует отсутствие/опоздание в журнале успеваемости;

8.         Назначает домашние задания.

Работа в модуле «Дизайнер ЦОР»

9.         Разрабатывает ЦОР в оффлайн-режиме;

10.     Разрабатывает учебные курсы в онлайн-режиме;

11.     Разрабатывает шаблоны для создания учебных курсов.

Работа в модуле «Электронная библиотека»

12.     Управляет доступом к авторскому образовательному контенту;

13.     Организовывает личное рабочее пространство в разделе «Мои учебные материалы»;

14.     Добавляет ссылки на ЦОР, выбранных  в качестве домашнего задания;

15.     Публикует авторский образовательный контент.

Работа в модуле «Дизайнер тестов»

16.     Разрабатывает тесты в онлайнрежиме.

Работа в модуле «Тестирование»

17.     Настраивает режимы выполнения тестовых вопросов;

18.     Настраивает шкалы оценивания;

19.     Назначает тесты учащимся ОО;

20.     Проверяет результаты теста.

 

2.7 Роли «Родитель», «Ученик»

Организационные функции:

1.         Уведомляет классного руководителя/куратора группы/мастера ПО в случае отсутствия информации об успеваемости в электронном дневнике.

2.         Выполняет требования информационной безопасности в ОО.

Функционал в ИС ЭО:

1.      Просматривает дневник (расписания занятий, оценок, домашних заданий)

2.      Осуществляет поиск учебных материалов;

3.      Заполняет дневник производственной практики;

Работа в модуле «Электронная библиотека»

4.      Проигрывает учебные материалы SCORM-формата;

5.      Скачивает учебные материалы на диск;

6.      Просматривает учебные материалы популярных форматов;

7.      Просматривает описание учебных материалов;

8.      Выставляет рейтинги и обсуждает учебные материалы;

Работа в модуле «Тестирование»

9.      Ведет работу над ошибками;

10.  Выполняет тесты.

 

2.8 Роли «Системный администратор» и «Глобальный администратор»

Организационные функции:

1.         Обеспечивает ознакомление с политикой и документами ИБ пользователей ИС ЭО;

2.         Контролирует исполнение требований информационной безопасности в ОО;

3.         Поддерживает технические средства и локальную вычислительную сеть ОО в рабочем состоянии.

Функционал в ИС ЭО:

1.       Создает и ведет классификатор дисциплин (вариативные компоненты);

2.         Редактирует и поддерживает в актуальном состоянии справочник структурных подразделений ОО (филиалы/кафедры/отделения /ЦПК/метод. объединения).          

 

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

3.1 Перечень документов по информационной безопасности

Требования информационной безопасности являются обязательными для выполнения всеми пользователями ИС ЭО.

В рамках проекта разработаны и утверждены Политика информационной безопасности и следующие инструкции по информационной безопасности:

1.      Инструкция о действиях во внештатных ситуациях

2.      Инструкция о парольной защите

3.      Инструкция о резервном копировании

4.      Инструкция по закреплению функций и полномочий администратора сервера

5.      Инструкция по организации антивирусной защиты

6.      Инструкция по эксплуатации компьютерного оборудования и программного обеспечения

7.      Памятка для работы системных администраторов

8.      Памятка пользователя средств вычислительных техники

9.      Правила доступа пользователей и администраторов в серверные помещения

10.  Правила паспортизации средств вычислительной техники и использования информационных ресурсов

11.  Правила регистрации пользователей в корпоративной информационной сети

      Пользователи системы должны быть ознакомлены с политикой и всеми инструкциями ИБ.

            Пользователи должны соблюдать правила формирования, хранения личных паролей и порядок смены паролей для доступа в систему, описанные в Инструкции о парольной защите.

            Ответственность за распределение паролей и управление парольной защитой возлагается на системного администратора ОО.

            Системные администраторы ОО должны определить политику смены пароля, предусматривающую срок действия пароля, предупреждать пользователей о необходимости смены паролей и блокировать доступ к ИС ЭО по истечению срока действия пароля.

  В случае, когда необходимо разблокировать учетную запись в ИС ЭО, пользователю ИС ЭО необходимо подать заявку системному администратору ОО.

  В случае, когда необходимо разблокировать учетную запись системного администратора ОО, подается заявка Глобальному администратору.

  Внеплановая полная смена паролей пользователей ИС ЭО и администраторов должна производиться в случае прекращения полномочий лиц (увольнение, переход на другую работу и т.п.), которым были предоставлены полномочия по управлению парольной защитой ИС ЭО. Смена производится немедленно после окончания последнего сеанса работы данного пользователя с системой.

             В случае компрометации пароля, пользователь  ИС ЭО и администраторы, должны немедленно сменить свой пароль.

            Учетная запись пользователя ИС ЭО, ушедшего в длительный отпуск (более 60 дней), должна блокироваться системным администратором ОО с момента получения письменного уведомления от кадрового подразделения ОО.

            Для восстановления забытого пароля в ИС ЭО, в случае отсутствия адреса электронной почты в личном деле пользователя, необходимо подать заявку системному администратору ОО на разблокирование учетной записи.