Гипербелсенді баламен қалай тіл табысу керек.
Гипербелсенді балалармен әрекеттену.
Гипербелсенділіктің белгілері.
Іскерлі ата-ана болу нені білдіреді...
Жаңұядағы шиеленіссіз қарым-қатынастың ережелері мен ағидалары қандай болу керек?
Тұрмысы сәтті жаңұялар болады ма екен?
Қандай жаңұяны үйлесімді деп атауға болады?
Бала тәрбиесі түзетудің он ережесі.
Мектепке дейінгі жас: 3 жастан – 6 – 7 жасқа дейін.
Как справляться с гиперактивным ребёнком
Дисгармония – процесс и результат развития, характеризующиеся несбалансированностью психических свойств, качеств и состояний, обуславливающих неустойчивость и противоречивость личности и затрудняющих ее социализацию и индивидуализацию.
Это свойственно категории детей, с которыми сложно общаться, заниматься и взаимодействовать, такие дети беспокоят и родителей, и педагогов. Для того, чтобы немного облегчить поиск позитивных приемов воспитания и обучения, рассмотрим некоторые категории детей: гиперактивные, агрессивные, тревожные и аутичные дети.
Взаимодействие с гиперактивными детьми.
Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интелектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.
Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни и т. д. Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.
Однако подход к лечению гиперактивного ребенка и его адаптации в коллективе должен быть комплексным. Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми доктор медицинских наук, профессор Ю. С. Шевченко, «ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться…» Вот тут и приходят на помощь воспитатель, психолог, учитель, которые, работая в тесном контакте с родителями, могут научить ребенка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми.
Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребенком, знает, сколько хлопот и неприятностей доставляет тот окружающим. Однако нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на которые так щедры взрослые, не улучшают его поведение, а порой даже становятся источниками новых конфликтов. Кроме того, такие формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка отрицательных черт характера. В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которыми он общается.
Поведение гиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей с повышенной тревожностью, поэтому педагогу важно знать основные отличия поведения одной категории детей от другой.
Кроме того, поведение тревожного ребенка социально не разрушительно, а гиперактивный часто является источником разнообразных конфликтов, драк и недоразумений.
Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.
Американские психологи П. Бейкер и М. Алворт предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка.
Дефицит активного внимания
Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
Не слушает, когда к нему обращаются.
С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
Испытывает трудности в организации.
Часто теряет вещи.
Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
Часто бывает забывчив.
Двигательная расторможенность
Постоянно ерзает.
Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.
Очень говорлив.
Импульсивность
Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
Плохо сосредоточивает внимание.
Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабоуправляемо правилами.
При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других – нет).
Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог может предположить (но не поставить диагноз), что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.
В зависимости от того, какая причина имеет место, ребёнок либо подчиняется, когда сверстники «выталкивают» его из своего круга, либо сам уходит озлобленный и с желанием отомстить сверстникам.
Отсутствие навыков общения является весьма существенным препятствием для ребёнка к взаимодействию с другими детьми. Депривация общения со сверстниками может негативно сказаться на развитии ребёнка, привести к деформации самооценке, формированию неадекватных установок в отношении сверстников и т.д.
Умение быть родителем означает:
чуткость к настроению детей, эмпатийность, экспрессивность, умение выслушать ребенка, умение договориться с ребенком, эмоционально-теплые контакты с детьми;
отзывчивость на потребности детей на разных стадиях развития, представление о личностном смысле роли воспитания;
умение создавать в семье атмосферу доброжелательности и требовательности;
умение решать и преодолевать социальные проблемы и владение навыками взаимодействия, характер воспитательной тактики на содружество, сотрудничество;
способность разговаривать и играть с детьми;
обладание дисциплинарными навыками двух видов: для достижения желаемого поведения ребенка, конечная цель которого – гармония (поощрение социально правильного поведения и наказание социально неприемлемого поведения ребенка); для развития самоконтроля у ребенка.
Процесс реализации родительских функций является одним из видов социальных отношений, оказывающим длительное воздействие на детей.
Главная коррекция поведения заключается в благополучном психологическом семейном климате.
Что такое психологический климат семьи?
Стала уже банальной фраза из известного кинофильма: «Счастье — это когда тебя понимают». Но вот беда — нередко мы, вроде бы понимая других, стремимся все сделать по-своему. В супружестве невозможно быть счастливым в отдельности. Секрет в том, что супруги или вместе счастливы, или оба несчастны; третьего не дано.
Умение и желание понимать другого, удовлетворять его потребность в равенстве, подтверждать представления друг друга о семейных ролях — вот составляющие психологического климата.
Психологический климат семьи выражается и в том, какие преобладают отношения и настроения: восторженное, радостное, светлое, спокойное, теплое, тревожное, холодное, враждебное, подавленное. При благоприятном микроклимате каждый член семьи чувствует себя равным среди равных, нужным, защищенным и уверенным. Он ощущает семью своеобразным пристанищем, куда приходит отдыхать, или колодцем, где черпает живительную свежесть, бодрость и оптимизм. Главное в семье — чувство самоценности и стремление уважать право каждого быть личностью, а не только мужем, отцом, хозяином дома или партнером.
Благоприятная психологическая атмосфера связана с таким общением, которое не в тягость кому-то из членов семьи. А для того чтобы барометр вашей семьи всегда показывал хорошую погоду, постарайтесь овладеть следующими умениями:
«Держать улыбку» (потому что именно лицо — ваша визитная карточка).
Обращать внимание на других (от вашего знания домашних зависит счастье семьи).
Слушать, что говорят другие (ибо с глухими разговаривать трудно).
Говорить «нет», не обижая (и в семье тоже нужна дипломатия).
Не вступать в конфликты (учтите, что лучший способ выйти из конфликта — это не вступать в него).
Ободрять других (оптимистам жить легче).
Делать комплименты (учтите, что женщины любят ухом, и даже самые умные мужчины легко откликаются на самую грубую лесть).
Каковы принципы и правила бесконфликтных отношений в семье?
Супружеские взаимоотношения должны обязательно выполнять своеобразную психотерапевтическую функцию — быть средством разрядки и успокоения. Достоинство одного супруга должно не унижать, а поддерживать достоинство другого. Муж и жена не должны быть друг для друга «закрытыми системами», «тайной за семью замками». Но надо стараться избегать неряшливого «рассекречивания», поскольку не все ваши черты, мысли и поступки достойны уважения. «Рассекречивайтесь» в лучшем.
Необходимо больше говорить друг с другом, общаться не только по семейно-бытовым вопросам. Тогда вы найдете черты индивидуальности друг в друге, а не ограничитесь ролями семейных функционеров.
Надо учиться быть корректными, не пренебрегать приятными манерами, учиться чувству эмпатии (т. е. направленности на другого), не допускать отчужденности, чаще делать шаги навстречу друг другу.
Наверное, всем очень вредит излишняя навязчивость, сверхтребовательность (неумение оставить супруга одного, дать ему глоток свободы, не отстраняясь от него).
И конечно, в семье должен царить дух взаимопомощи, сочувствия и сотрудничества во всех повседневных делах.
Принципы бесконфликтных отношений в семье: Не ворчите. Сварливость убивает сначала любовь, потом брак. Не старайтесь перевоспитывать своего супруга (свою супругу). Не критикуйте супруга (супругу). Искренне восхищайтесь его (ее) достоинствами. Уделяйте постоянное внимание друг другу. Будьте всегда вежливы. Читайте литературу по вопросам брака и семьи.
Но бесконфликтных семей практически не бывает, просто есть семьи, которые умеют управлять неизбежными конфликтами. Управлять ими можно, во-первых, за счет четкого контроля за собственными эмоциями, которые мешают правильно оценивать происходящее. Во-вторых, за счет анализа подлинных причин конфликта. В-третьих, с помощью ограничения зоны конфликта, хотя вас так и будет подмывать перейти в наступление по всему «фронту». В-четвертых, за счет отказа от излишней концентрации на защите. В-пятых, за счет перестройки доводов «противника». Наконец, в-шестых, за счет достаточной активности, ибо, даже отступая, можно держать в руках тон разговора (Спокойствие, только спокойствие), тему разговора (Вернемся к .), языковой стиль (Давай без грубости и пошлости).
Конфликты не страшны для супружества, если в них не попирается достоинство, если супруги способны проявить добрую волю к примирению, взглянуть на себя со стороны, вовремя остановиться, быть снисходительными, терпимыми и самокритичными, способными к проявлению чувства юмора.
Существуют ли благополучные семьи?
Американские исследователи, изучая реалии семейной жизни, обнаружили важные отличия между счастливыми и несчастливыми семейными союзами. Оказалось, что в несчастливых семьях супруги:
Не думают одинаково по многим вопросам и проблемам.
Плохо понимают чувства другого.
Говорят слова, которые раздражают другого.
Часто чувствуют себя нелюбимыми.
Не обращают внимания на другого.
Ощущают потребность в человеке, которому можно довериться.
Редко делают комплименты друг другу.
Вынуждены часто уступать мнению другого.
Чувствуют неудовлетворенную потребность в общении.
Нормальное бесконфликтное общение.
Доверительность и эмпатия (сочувствие, отклик).
Понимание друг друга.
Нормальная интимная жизнь.
Наличие Дома (не жилплощади, а места, где можно отдохнуть от сложностей жизни).
Какую семью можно назвать гармоничной?
В такой семье ощущается радость жизни. Все обитатели Дома уверены, что их с интересом и радостью выслушают. Здесь все знают, что с ними считаются и всегда учитывают позицию других. Потому люди открыто проявляют свои чувства: радости и огорчения, успехи и поражения. В такой семье люди не боятся рисковать, так как знают— семья поймет, что поиск нового всегда сопряжен с возможными ошибками. Ошибки— это сигнал о том, что человек меняется, растет, совершенствуется и развивается. В гармоничной семье все чувствуют себя на своем месте, и они таковы, какими хотят себя видеть — признанные и любимые. Здесь привыкли смотреть друг на друга, а не в сторону или в потолок. И даже младенцы выглядят открытыми и дружелюбными. В семье царит молчаливое спокойствие (но не безразличное молчание или молчание из-за страха быть непонятым). Когда же в таком Доме возникнет буря, это признак какой-то очень важной активности членов семьи, а вовсе не попытка затеять ссору. Ведь каждый знает: если его не слушают сейчас, то лишь потому, что на это нет времени, а не потому, что не любят. В таких семьях люди чувствуют себя уютно и комфортно. Взрослые и дети не скрывают нежности и в любом возрасте проявляют ее не только в поцелуях, но и в том, что открыто беседуют друг с другом о себе и своих делах.
Гармоничная семья проявляет согласованность в планировании общих дел. Однако, если что-то в планах нарушается, такая семья, как правило, спокойно, без паники оценивает эти и другие события.
Воспитывая детей, родители воспитывают себя как лидеры, но не как хозяева и руководители. Свою главную воспитательную задачу они видят в том, чтобы научить ребенка в любой жизненной ситуации оставаться человеком, и поэтому не скрывают от детей негативные факты, делятся своим огорчением, гневом, а когда им хорошо, могут быть радостными и уверенными в себе. Если в проблемных семьях родители призывают детей не огорчать мать или отца, наказывают или даже бьют только за то, что ребенок не сказал «спасибо» или ответил невежливо на замечание, то в гармоничной семье родители твердо знают, что им самим постоянно надо учиться быть родителями, а значит — лидерами!
И они выбирают для разговора с ребенком именно то время и ту ситуацию, когда их сын, дочь могут действительно их услышать и понять. Когда же ребенок ведет себя плохо, родители-лидеры стараются как можно теснее приблизиться к нему, предлагая свою поддержку. В гармоничной семье родители твердо знают, что дети по своей природе не могут быть плохими и если ребенок ведет себя плохо, это означает, что он неправильно понимает ситуацию или же мало ценит и уважает самого себя.
Родители в гармоничных семьях понимают, что проблемы будут неизбежно возникать по мере роста и развития ребенка. Сама жизнь будет их ставить перед ребенком, перед его семьей, и они вместе будут пытаться решить новые задачи. В проблемных семьях родители выкладывают всю свою энергию для того, чтобы вообще не иметь проблем. Когда же они возникают (а они не могут не возникать!), то оказывается, что люди уже исчерпали свои силы и возможности. Одна из самых отличительных черт, присущих зрелой, гармоничной семье, заключается в том, что родители верят в неизбежность перемен в детях и сами готовы с ними постоянно меняться.
Вероятно, многие читатели усомнятся: возможно ли в каждой семье организовать жизнь и отношения таким образом? Каждая проблемная семья может стать гармоничной. Давайте задумаемся о том, что часто сложности семьи возникают уже при ее создании. Потом они нарастают год от года, а значит, в семье что-то меняется, причем в худшую сторону. Но если можно повернуть в плохую сторону, стало быть, можно двигаться и к хорошему. Как сделать этот поворот в каждой ситуации, каждая семья решает сама.
Десять принципов исправления поведения ребенка
1. Помните свои задачи.
2. Убедитесь в том, что их знают все, кто принимает участие в воспитании ребенка.
3. Решите для себя, как вы будете реагировать на нежелательное поведение малыша.
4. Реагируйте на провинность немедленно.
5. Будьте постоянны.
6. Будьте готовы к тому, что поведение ребенка может ухудшиться, прежде чем стать лучше.
7. Поощряйте правильное поведение малыша.
8. Формируйте у ребенка полезные навыки, которые он мог бы применять вместо того, чтобы плохо себя вести.
9. Привлекайте к исправлению поведения ребенка всех заинтересованных в этом людей.
10. Ведите запись результатов.
Дошкольный возраст: от 3-х до 6-7 лет.
Ребёнок в возрасте от 3 до 6 лет делает удивительные скачки в своём развитии. Он удивляет своих родителей проявлениями своего характера, сообразительностью, умственными способностями, логикой и многими другими вещами.
Характеристики развития:
-
В 3 - 3,5 года ребенок сам одевается, застегивает пуговицы; легко расстается с мамой на целый день; понимает значение предлогов «на», «под», «сзади» и др.; может стоять на одной ноге 10 секунд и прыгать на одной ноге.
-
В 3,5 – 4 года малыш ловит мяч; рисует человечка (из 3-х элементов); может концентрировать внимание на 15-20 минут; может говорить сложными предложениями, дает определения словам; может следовать пошаговым инструкциям; умеет лепить из пластилина, пользоваться ножницами, карандашами и небольшими кистями.
-
Ребенок от 4 до 4,5 лет знает простые геометрические фигуры; называет числа от 1 до 10; понимает предлоги; знает из чего изготовлены предметы; называет предметы обихода, транспортные средства, части тела, времена года и др.; пересказывает знакомую сказку простыми распространенными фразами; умеет читать по слогам; выделяет в звуковом потоке заданный звук.
-
В 4,5 – 5 лет ребенок полностью самостоятельно одевается; играет в игры с мячом; рисует человечка (из 6-ти элементов); делает аппликации; рисует; решает простые примеры на сложение; сохраняет в памяти 5предметов; называет антонимы; говорит понятно полными предложениями. В возрасте 4-х - 5-ти лет дети могут мыслить о предметах и явлениях, которые они не видели, не слышали, но представляют их по рассказам. Они становятся более эмоционально устойчивыми, менее капризными. Дети начинают проявлять интерес к своим сверстникам как к партнерам по игре, и мнение сверстника приобретает особую значимость.
-
В возрасте 5 – 6-ти лет ребенок хорошо ориентируется в пространстве (имеет пространственные представления: «вверху», «внизу», «справа» и т.п.); решает простые примеры на сложение и вычитание; составляет рассказ по прочитанному тексту; согласует прилагательные с существительными в роде и числе; Описывает сходство и различия предметов; рассказывает выдуманные истории; дает определения конкретным предметам; может выполнять разные упражнения по памяти; Это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Это очень важный возраст, когда можно понять, каким будет человек в будущем.