Телефон доверия
email: yasli-sad35@mail.ru
Адрес: ул.Сормова 5/4
55-64-74, 65-13-05, 55-59-42
Вернуться на главную страницу отдела образования
График приема граждан:
с 9-00 до 18-00
За год
За месяц
За неделю
Вчера
МЕКТЕПКЕ ДЕЙІНГІ ҰЙЫМДАРДЫҢ БІЛІМ БЕРУ ҮДЕРІСІНЕ «Мәңгілік Ел» ПАТРИОТТЫҚ АКТІСІН ЕНГІЗУГЕ ӘДІСТЕМЕЛІК НҰСҚАУЛЫҚ

Разработано на базе Республиканского центра «Дошкольное детство» Министерства образования и науки Республики Казахстан

«Методическое руководство по внедрению Патриотического акта «Мәңгілік Ел» в образовательный процесс дошкольных организаций» - Астана, 2016, 27 с.

Методическое руководство ориентировано на обеспечение едиными требованиями и практическими рекомендациями по внедрению Патриотического акта «Мәңгілік Ел» в деятельность дошкольных организаций и направлено на повышение качества дошкольного воспитания и обучения и профессионального мастерства педагогов.

Рекомендуется работникам системы дошкольного образования, студентам педагогических вузов и колледжей.

Республиканский центр

«Дошкольное детство», 2016

ВВЕДЕНИЕ

«Мәңгілік Ел» ─ это национальная идея как источник непрерывности и неиссякаемости, вечности традиций, языка, духовно-нравственной основы народа.

В Послании народу Казахстана 17 января 2014 «Казахстанский путь - 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» Глава государства Нурсултан Назарбаев изложил и обосновал концепцию «Мәңгілік Ел»: «...созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего нашей страны. Они взяты не из заоблачных теорий. Эти ценности – опыт Казахстанского Пути, выдержавший испытание временем.

Во-первых, это Независимость Казахстана и Астана.

Во-вторых, это национальное единство, мир и согласие в нашем обществе.

В-третьих, это светское общество и высокая духовность.

В-четвертых, это экономический рост на основе индустриализации и инноваций.

В-пятых, это Общество Всеобщего Труда.

В-шестых, это общность истории, культуры и языка.

В-седьмых, это национальная безопасность и глобальное участие нашей страны в решении общемировых и региональных проблем.

Благодаря этим ценностям, мы всегда побеждали, укрепляли нашу страну, множили наши великие успехи. В этих государствообразующих, общенациональных ценностях заключается идейная основа Нового Казахстанского Патриотизма».

Патриотизм – это чувство, которое живет в человеческом сердце, мерцая неугасимой искрой, готовой разгореться решительным пламенем в трудный для любимого Отечества час. Любовь к Родине прививается с первого слова, первого шага, первого звонка, первой буквы, проявляется уже с раннего возраста патриотическими чувствами в доверчивом, свободном от лжи и лицемерия сердце.

С большой, переполняющей душу, гордостью наблюдаем за военными парадами, где демонстрируется сила и мощь страны. С грустью, от которой щемит сердце, слушаем песни военных лет и с восторгом от храбрости наших дедов поздравляем ветеранов с Днем Победы. Склонив головы, молчим у обелиска Славы павшим героям Великой Отечественной Войны, обещая всегда быть достойными памяти наших дедов, подаривших своим потомкам свободу и жизнь.

Быть патриотом своей Родины это ─ знать свои права и обязанности, быть трудолюбивым, поддерживать достойный уровень своей жизни, соблюдать традиции и обычаи своих предков и тогда подрастающее поколение будет гордо нести голубое знамя Республики Казахстан ─ к процветанию и благополучию единого народа страны к новым вершинам.

Цель: реализация базовых ценностей по внедрению Патриотического акта «Мәңгілік Ел» в систему дошкольного образования.

 

Задачи:

- определение основных направлений по внедрению Патриотического акта «Мәңгілік __________ел»;

- совершенствование планирования воспитательных мероприятий на основе Патриотического акта «Мәңгілік ел»;

- оказание методической помощи дошкольным организациям в реализации базовых ценностей Патриотического акта «Мәңгілік Ел» через организацию и проведение воспитательных мероприятий.

Ожидаемые результаты:

- способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города, Родины;

- проявление чувства гордости и патриотизма за достижения в стране, верности Родине и готовности служить Отечеству;

- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в обеспечении патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Методическое руководство ориентировано на обеспечение едиными требованиями и практическими рекомендациями по внедрению национальной идеи «Мәңгілік Ел» в работу дошкольных организаций и направлено на повышение качества дошкольного образования и профессиональной компетентности педагогов.

19

БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО АКТА

«МӘҢГІЛІК ЕЛ»

Патриотический акт «Мәңгілік Ел» принят 26 апреля 2016 г. на ХХІV сессии Ассамблеи народов Казахстана. Глава государства Н.Назарбаев призывает укреплять национальный дух Казахстана – дух традиций, патриотизма, обновления и побед. Он отмечает, что подрастающее поколение должно воспитываться по трем принципам – мир, согласие, созидательный труд.

Задача педагогов – воспитывать истинных патриотов, любящих и знающих родной язык, традиции, обычаи, историю своей родины, которые сохранят и бережно передадут накопленные знания будущим поколениям. В Акте разъяснены основные ценности, которыми должен дорожить каждый гражданин Казахстана, независимо от возраста, пола, национальности, социального происхождения.

Первые чувства гражданственности и патриотизма у детей проявляются в семье и детском саду. Любовь к близким людям, к родному краю, родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Патриотическое воспитание ведется во всех группах дошкольных организаций республики.

Тема Независимости и Астаны – это самые первые темы, с которыми знакомят детей. Они знакомятся со словом «Казахстан», узнают что такое Герб, Гимн, Флаг, с гордостью, приложив руку к сердцу, подпевают Гимн.

Каждый ребенок знает Астану – главный город страны, рисуют Байтерек – символ столицы.

В старших группах в стихах, песнях и танцах дети воспевают любовь к Родине, красоту родной земли, силу и свободу страны, цветущую столицу.

«Мир и согласие самые востребованные ценности в истории человечества», - отмечается в Патриотическом Акте. Казахстан – многонациональная страна. Будучи в детском саду, дети дружат со всеми одинаково, независимо от национальности. С малых лет они должны понять, что живя под одним шаныраком, разные народности имеют равные права и возможности, что каждый казахстанец своими знаниями, своим трудом должен внести вклад в процветание и развитие родной страны.

Высокая духовность это наивысшая форма любви к ближнему. Это уважение к образу жизни других народов, их традициям, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Высокая духовность проявляется в человеке, прежде всего, в нравственности, вере, любви и справедливости.

Традиции воспитания подрастающего поколения, сложившиеся издавна и тесно связанные с культурой и обычаями народов нашей Родины – Республики Казахстан, не теряют своей значимости и по сей день. Добрые понятия о семье, труде, любви к ближним, уважении к людям дети получают из народных сказок, песен, пословиц, которые учат быть мужественными и сильными, добрыми и великодушными, заботливыми и милосердными. Положительные

20

качества сказочных героев являются ориентиром для нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Большую воспитательную ценность имеют и народные игры. Ребенок, играя, вполне сознательно выполняет определенные этические нормы поведения.

Многонациональная республика имеет огромный исторический опыт. Более ста народностей Казахстана требуют пристального внимания, начиная с дошкольного возраста. Максимальный учет местных условий, национальная специфика воспитания предполагает возрождение народных форм и методов развития ребенка. Все это обязывает использовать в раннем воспитании детей народные колыбельные песни, потешки, детские игры, сказки, знакомящие детей с духовными ценностями, этикой, моралью, с человеком-тружеником, человеком-другом, человеком-воином и защитником.

Национальная музыка, народные игры, трудовые навыки должны стать естественной средой использования элементов народной педагогики. Вместе с тем важно учитывать, чтобы дети с раннего возраста видели проявление искренних нравственных чувств от взрослых, стремились подражать их положительному примеру и закрепляли нравственные чувства в своих поступках.

В семье ребенок слышит первые слова. Он с легкостью осваивает язык, на котором общаются их родители и близкие. Каждый гражданин Казахстана должен знать и ценить свой родной язык, свободно владеть языком своей Родины и примером в этом должны быть их родители.

Как обязательное условие собственного благополучия в нашей стране создана базовая основа развития трехъязычного образования, направленная на освоение казахстанцами сразу трех языков – казахского, русского и английского.

Так как дошкольная организация – начальное звено всей системы образования, необходимо подготовить почву для обучения и воспитания поликультурной личности. В республике действует Дорожная карта развития трехъязычного образования на 2015-2020 годы. Согласно ГОС ДВО, начиная со 2 младшей группы, предусмотрены часы на изучение казахского, русского и иностранного языков.

В детских садах осуществляется интегрированное ведение занятий и в свободной деятельности детей по использованию трехъязычия. Создана предметно-пространсвенная развивающая среда для погружения в трехъязычное пространство, где закладывается основа формирования поликультурной личности, имеющей представление об истории и культуре своего народа, владеющей несколькими языками и умеющая результативно применять знание языков в жизни.

Казахстанцев должно объединять общее желание построить государство, в котором высшей ценностью признаются человеческая личность, права и свободы каждого гражданина вне зависимости от национальной принадлежности, во имя будущих поколений, благополучия и процветания народа Казахстана.

ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ «МӘҢГІЛІК ЕЛ»

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В условиях расширения информационного пространства и вхождения в мировое образовательное сообщество, усиления роли образования в формировании человеческих ресурсов, как критериев уровня социально-экономического развития страны, важно соответствие системы образования новым требованиям.

В Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан -2050»: новый политический курс состоявшегося государства» Лидер нации Н.А.Назарбаев отметил: «Воспитание детей – это огромные инвестиции в будущее. Мы должны подходить в этом вопросе именно так и стремиться дать нашим детям лучшее образование». Важнейшая задача, стоящая перед педагогической общественностью и всеми казахстанцами, ─ воплощение в жизнь общенациональной идеи «Мәңгілік Ел».

В воспитании подрастающего поколения важным являются следующие концептуальные основы:

- создание системы социальных ценностей;

- совокупность идей и принципов воспитания;

- сохранение и сочетание культуры наших предков и других народов;

- формирование казахстанского патриотизма.

Задачами воспитания для реализации данных концептуальных основ являются:

- формирование у детей самосознания, гражданственности, патриотизма;

- освоение общечеловеческой и национальной культуры, воспитание эстетических ценностей и вкуса;

- приобщение к национальным традициям, общечеловеческим нормам морали, воспитание самооценки своей деятельности;

- воспитание потребности и желания трудиться для достижения успехов в жизни, целеустремленности и конкурентоспособности;

- воспитание стремления к физической культуре и здоровому образу жизни.

Этапы внедрения национальной идеи «Мәңгілік Ел» в работу дошкольных организаций:

- подготовительный (мотивационно-организационный);

- основной (внедренческий);

- заключительный (обобщающий).

Подготовительный этап (мотивационно-организационный)

Цель: изучение потребностей и возможностей педагогического коллектива во внедрении патриотического акта «Мәңгілік Ел» в работу дошкольных организаций.

Задачи: проведение анализа особенностей использования национальной идеи «Мәңгілік Ел» в работе дошкольных организаций; изучение содержания учебной литературы; изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта по использованию национальной идеи «Мәңгілік Ел» в образовательном процессе дошкольных организаций.

Содержание работы: определение особенностей работы по внедрению идеи «Мәңгілік Ел» в разных возрастных группах; выявление проблем и пути их решения; изучение и анализ опыта работы дошкольных организаций (методические, технические, кадровые); составление годового плана с учетом национальной идеи «Мәңгілік ел»; составление рабочих программ, рекомендаций по внедрению национальной идеи «Мәңгілік ел».

Основной этап (внедренческий)

Цель: создание условий для внедрения национальной идеи «Мәңгілік Ел» в образовательный процесс дошкольных организаций.

Задачи: укрепление и совершенствование материально-технической базы дошкольных организаций; повышение профессиональной компетентности педагогов через проведение различных воспитательных, методических, обучающих, тренинговых и других мероприятий; умение педагогов применять инновационные методики и технологии в реализации Типовой учебной программы; организация мероприятий по обмену опытом работы среди педагогов по внедрению национальной идеи «Мәңгілік ел»; изменение модели взаимодействия педагога с детьми путем интеграции инновационных педагогических технологий в совместную деятельность.

Содержание работы: реализация национальной идеи «Мәңгілік Ел» в воспитательно-образовательном процессе, проведение различных воспитательных, методических мероприятий, направленных на формирование профессиональной компетентности педагогов; интеграция различных видов деятельности с использованием инновационных педагогических технологий по внедрению национальной идеи ««Мәңгілік ел».

Заключительный этап (обобщающий)

Цель: подведение итогов по внедрению национальной идеи «Мәңгілік Ел» в деятельность дошкольных организаций.

Задачи: систематизация и презентация педагогического опыта; анализ реализации патриотического акта «Мәңгілік ел»; обобщение и распространение опыта по достижению нового качества дошкольного образования.

Содержание работы: анализ деятельности педагогов по совершенствованию их мастерства; обобщение опыта работы педагогов по внедрению в образовательный процесс патриотического акта «Мәңгілік ел»; привлечение СМИ в процесс внедрения и распространения опыта работы по реализации национальной идеи «Мәңгілік ел».

Учитывая то, что фундамент воспитания закладывается с детства, то внедрение в жизнь общенациональной идеи «Мәңгілік Ел» необходимо целенаправленно вести в семье и дошкольной организации с раннего возраста. Изучение должно быть направлено на формирование духовно-нравственных качеств и патриотических чувств, гражданской ответственности детей, развитие национального самосознания, укрепление светских ценностей и умение общаться в условиях полиэтнического государства.

В целях повышения профессионального мастерства педагогов дошкольной организации рекомендуется проводить следующие мероприятия по внедрению национальной идеи «Мәңгілік ел»:

- педагогические советы на различные темы по вопросам формирования духовно-нравственных ценностей, патриотических чувств у детей дошкольного возраста в рамках Патриотического акта «Мәңгілік ел»;

- организация мероприятий, посвященных празднованию 25-летия Независимости Республики Казахстан;

- организация мероприятий, посвященных Международной выставке «ЭКСПО-2017» и др.;

- участие в различных обучающих, тренинговых мероприятиях, проведение открытых занятий, сотрудничество с родителями.

В качестве ресурсов рекомендуется использовать материалы из жизни и творчества исторических личностей, героев и батыров, участников воин, отечественной литературы, кинематографии, публицистики, поэзии.

Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре и традициям играют праздники. В детском саду - это проведение музыкально-игровых праздников: «Новый год», «8 Марта», «Наурыз», «День Победы», «День Независимости», «День Конституции Республики Казахстан» и др. При подготовке к праздникам дети знакомятся с их особенностями, с важными датами в общественной жизни, с героическими поступками своих предков и современников. Дети учат народные песни, сказки, былины, знакомятся с народным искусством, учатся бережно относиться к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.

Вместе со взрослыми дети изготавливают народные игрушки и другие предметы и украшения, приобретают навыки делать своими руками приятные и полезные для жизни вещи. В результате у детей формируется уважение к своему дому, соседям, друзьям, бережное отношение к природе, родному краю; ребенок приобщается к национальному культурному наследию, образцам национального фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям писателей, поэтов, композиторов и т.д.

В просвещении и ознакомлении родителей с идеей «Мәңгілік Ел» рекомендуется проведение различных бесед, консультаций, наглядное оформление по темам: «Духовная жизнь в семье», «Воспитание духовно-нравственных качеств», «Права ребенка», «Толерантность в ообществе»,

конкурсы «Папа, мама и я – дружная семья», «Мерейлі отбасы», Спортивный праздник «Папа, мама и я – спортивная семья» и др.

Таким образом, все мероприятия, организованные в целях реализации программы «Мәңгілік ел», должны быть направлены на формирование человека образованного, обладающего развитыми лидерскими качествами, готового самостоятельно принимать решения, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны, активно участвующего в ее развитии.

Педагогические усилия должны быть направлены на то, чтобы вырастить человека творческого и талантливого, любящего родных и близких, свой народ, свою Родину, настоящего гражданина своей страны.

СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ПО ВНЕДРЕНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКОГО АКТА «МӘҢГІЛІ ЕЛ»

Данное руководство по внедрению национальной идеи «Мәңгілік Ел» разработано для оказания практической помощи педагогам в приобщении детей к духовно-нравственному наследию, воспитанию патриота своей страны.

Cодержание работы по патриотическому воспитанию:

1. Приобщение ребенка к культурному наследию казахского и других народов, устному народному творчеству, национальным играм, искусству.

2. Изучение истории своей семьи, своих родственников, семейных традиций.

3. Знакомство ребенка с традициями детского сада, города или аула, где он живет, страны, с ее историей, достопримечательностями, флагом, гербом, гимном.

4. Совершенствование элементарных трудовых навыков, привитие уважения к труду и человеку труда.

5. Развитие продуктивной, творческой и игровой деятельности.

Методы патриотического воспитания:

1. Целевые прогулки, экскурсии к памятникам, монументам, в краеведческий и другие музеи.

2. Рассказы, беседы с детьми о истории родного города или аула и родной страны.

3. Наблюдение за тем, как люди трудятся на территории детского сада и в городе или ауле, как изменяется его облик благодаря их труду.

4. Демонстрация тематических слайдов, видеороликов, иллюстраций.

5. Прослушивание тематических аудиозаписей (гимн Республики Казахстан, голоса птиц), демонстрация флага и герба страны и рассказы о них.

6. Знакомство с народным фольклором – сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми.

7. Знакомство с народным прикладным искусством (орнамент, рукоделие).

8. Знакомство с творчеством писателей, композиторов, художников.

9. Участие в подготовке и проведении праздников.

Формы патриотического воспитания:

1. Организованная учебная деятельность по изучению государственных символов, ознакомление с родным городом, аулом, страной, их историей, природными ресурсами и богатствами, достопримечательностями и климатом.

2. Знакомство с культурой и традициями родного края, обычаями и традициями казахского народа, экскурсии.

3. Воспитание любви и бережного отношения к родной природе, формирование чувства ответственности за сохранность природы.

4. Знакомство с героическим прошлым Отечества: о грозных военных событиях, о том, что люди будут всегда помнить и чтить память героев и погибших воинов. Проведение бесед, утренников ко «Дню Победы» и другим праздникам, оформление подарков и поздравительных открыток для ветеранов и участников воин, экскурсии к памятникам и монументам.

5. Взаимодействие с родителями: проведение встреч с ветеранами труда и войны, организация выставок поделок и рисунков на различные темы: «Мой дедушка – герой», «Моя семья», «Моя мама – самая лучшая» и др., проведение соревнований, праздников, утренников, совместного труда на участке детского сада.

Ожидаемые результаты

В процессе реализации воспитательной работы по внедрению национальной идеи «Мәңгілік Ел» у выпускника дошкольной организации к моменту поступления в школу в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом дошкольного воспитания и обучения, должны быть сформированы следующие личностные качества:

1) физически развитый;

2) любознательный;

3) активный;

4) эмоционально отзывчивый;

5) овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

6) имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе;

7) любящий свою страну, умеющий гордиться ее достижениями, символами и Армией;

8) овладевший необходимыми умениями и навыками для обучения в школе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Идею «Мәңгілік Ел» в достаточно расширенном варианте президент Н.А.Назарбаев озвучил в своем Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050». Новый политический курс состоявшегося государства» в декабре 2012 года. В данном Послании Глава государства поставил четкие и достижимые цели, еще раз продемонстрировал глобальный подход, глубину мышления и политическую дальновидность, обосновал ключевую идею – Мәңгілік Ел.

В «Плане нации ─ 100 шагов по реализации пяти институциональных реформ», 85 и 89 шаги посвящены реализации идеи Мәңгілік Ел и внедрению ее в действующие учебные программы, что будет способствовать сохранению и приумножению духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения, воспитанию казахстанского патриотизма и культуры.

Одним из условий воспитания будущего патриота, гражданина независимого государства Республики Казахстан является педагог, который всегда работает в творческом тандеме с родителями, семьей и ощественностью.

Таким образом, Национальная идея «Мәңгілік Ел» – это стратегия развития достойного и великого Казахстана, ответственность перед будущим поколением, решение поставленных задач на десятилетия вперед, а это значит, у нашей страны большое будущее.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Послание Главы государства народу Казахстана от 11 ноября 2014г. «Нұрлы жол - болашаққа бастар жол»

2.Общенациональный план мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан – 2050: новый политический курс состоявшегося государства».

3.Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы (Указ Президента Республики Казахстан от 1 марта 2016 года № 205).

4.Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения Республики Казахстан (постановление Правительства Республики Казахстан от 13 мая 2016 года № 292)

4.План мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образования на 2014 – 2016 годы.

5.Методический материал по разъяснению Патриотического Акта «Мәңгілік ел».