Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью и многообразием. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но порой не замечают самого главного. Чем раньше ребенок познает природу, научиться беречь ее, чем ярче и добрее станет мир. Воспитатель должен стать таким человеком для детей, который будет удивляться вместе сними, учить не только смотреть, но и видеть и не только слушать, но и слышать, приобщать к красивому , яркому, испытывать радость от общения с природой. Одно из основных средств познания природы наряду с чтением художественной литературы - наблюдение и исследовательская работа, эксперименты. Огромное значение имеет экспериментальная работа с детьми дошкольного возраста, вызывающая у ребенка интерес к исследованию мира, природы и развивающую способность мыслить, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизируя восприятие материала по ознакомлению с природными явлениями. Метод экспериментирования – средство, позволяющее ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимосвязей, закономерностей. Тематика опытов может быть различной - выявление свойств и последующее сравнение агрегатных состояний, свойства снега, умеющего сохранять тепло и таять при определенной температуре, свойства льда, и исследование природного материала, растений. Вот примеры несложных экспериментов которые можно провести не только в детском саду, но и рекомендовать родителям для проведения их в домашних условиях.
Эксперимент со снегом. Снег сохраняет тепло: он укрывает землю, словно одеялом, охраняя растения и деревья от мороза. Возьмите на прогулку 2 бутылки с водой одинаковой температуры. Одну бутылку закопайте в снег, другую оставьте на поверхности. В конце прогулки измерьте температуру воды в обеих бутылках. Вода в бутылке, закопанной в снегу будет охлаждена меньше.
Эксперимент со льдом. Воспитатель предлагает детям отгадать, где быстрее растает лед: в миске с холодной или горячей водой. Воспитатель раскладывает лед и дети наблюдают за происходящими изменениями. Время фиксируется с помощью цифр, которые раскладываются возле мисок, дети делают выводы.
«Игры-экспериментирования в воспитании дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности»
Психологами и педагогами (Л.С. Выготский, Н.Н. Поддьяков) доказано, что детям первых семи лет жизни свойственно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Следовательно, экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям при ознакомлении ребенка с окружающим миром.
Сочетание двух детских видов деятельности- игровой и опытно-экспериментальной -благоприятное условие для развития дошкольника.
Детское экспериментирование предоставляет возможность саморазвития, самореализации, дает представление о реальных сторонах изучаемого объекта, способствует не только развитию личности ребенка, но и сохранению здоровья за счет повышения уровня двигательной активности и положительного влияния на его эмоциональную сферу.
Условия для проведения опытно-практической и опытно-экспериментальной деятельности.
1.Оборудовать лабораторию с разнообразными материалами: семена, растворимые продукты (соль, сахар, пищевые красители) , бумага разных видов , набор тканей, прозрачные и непрозрачные сосуды разных форм и размеров, бытовые предметы из керамики, дерева, бересты, стекла, природный материал(желуди, шишки, камешки), пух, перья, бросовый материал(упаковки от киндер –сюрпризов, кожа, поролон, пенопласт, коробки),специальные столы «песок-вода», увеличительные стекла, песочные и механические часы, настольная лампа, глобус, свечи, карандаши, фломастеры, краски, трафареты, ножницы, треугольник, линейка, клеенки.
На занятиях дети должны быть в форме и нарукавниках, клеенчатых фартуках, шапочках.
Инициатива по проведению того или иного эксперимента может исходить как от воспитателя, так и от воспитанников. Дети этого возраста способны делать выводы о свойствах предметов и самостоятельно делать выводы, давать красочное описание увиденного и фиксировать результат.
Все опыты проводятся только в присутствии педагога, отвечающего за соблюдение техники безопасности.
Представьте себе, что вы находитесь в творческой лаборатории «Любопытная Варвара» и мы с вами проведем эксперимент: «ВОЗДУХ-НЕВИДИМКА»
Цель: Формирование основы естественно-научных и экологических знаний.
Задачи:
-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
-знакомить с понятием «воздух» его свойствами и значением;
-воспитывать любознательность и наблюдательность.
Словарная работа:
Невидимый, прозрачный, упругий.
Оборудование: воздушные шары,( по кол. детей) тазики, банки, стакан с водой, соломинки для коктейля(по кол. дет) мяч или надувные игрушки.
Мотивация: познавательно-игровая.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Ребята, сегодня к нам на занятие прилетели воздушные шарики. Один веселые, толстый, румяный, а второй бледный, худой и грустный.
Почему второй шарик такой?
Что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?
ПРАВИЛЬНО, и сегодня мы с вами поговорим о воздухе.
Откуда же берется в шарике воздух?
Давайте вместе попробуем вдохнуть и выдохнуть воздух, подставьте ладонь ко рту и выдохните , что вы почувствовали? (движение воздуха)
А теперь возьмите шари и надуйте их, чтобы они стали круглыми и упругими. Теперь опустите шарики в воду отверстием в низ и уберите руки.
Что появляется в воде? (пузыри)
Откуда берутся пузыри?
А теперь возьмите трубочку. Подуйте в нее подставьте ладонь.
Что вы чувствуете? (струю воздуха)
Опустите один конец трубочки в воду и подуйте в нее.
Что происходит? (выходят пузырьки – это воздух)
Ребята из трубочки и шарика выходит воздух, который мы сначала вдыхаем, а потом выдыхаем. Потому что воздух вокруг нас. Скажите для чего нужен воздух человеку?
А как попадает воздух внутрь человека?
Воздух можно чувствовать. Как мы это делали?(мы подставляли ладонь ко рту)
Воздух можно увидеть. Как мы это делали?(мы дули в трубочку опущенную в воду, и видели пузыри)
Ребята как вы думаете этот стакан пустой?
Внимательно посмотрите, есть ли в нем что – нибудь?
Вот мы сейчас проверим.
Воспитатель переворачивает стакакн вверх дном и медленно опускает его в банку. Обращает внимание на то. Что стакан нужно держать очень ровно.
Что получается? Попадает вода в стакан? Почему нет?
В стакане есть воздух, он не пускает воду. Давайте снова опустим стакан в воду, но держать его будем не прямо, но держать его будем не прямо, а немного наклонив. Что появляется в воде?( видны пузырьки воздуха)
Откуда они взялись?(воздух выходит из стакана, а его место занимает вода.
А почему вы думали, что в стакане ничего нет? (потому, что воздух невидимый, прзрачный.)
Сейчас мы поиграем в игру отгадайте в какую?
Чтение стихотворения С. Маршака «Мыльные пузыри)
Ребята, что, мы с вами сегодня узнали о воздухе?
Как можно доказать, что воздух есть? А почему мы не видим воздух?.