В последние годы отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.
Установлено, что уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук. Можно рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. И это верно, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга. Головной мозг - это высший отдел нервной системы. Он управляет деятельностью всех структур нервной системы, в том числе и речью.
У многих дошкольников возникают проблемы, связанные с координацией движений, особенно мелких движений пальцев рук.
Поэтому, в работе с детьми для преодоления отставания в речевом развитии используются занимательные задания, упражнения, игры, направленные на совершенствование движений пальцев. Они очень нравятся детям и являются эффективными для улучшения координации движений и для развития речи. Их польза в том, что они подготавливают руку ребенка к рисованию, лепке, конструированию, письму.
Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и развитию речевой функции. Речь– это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Это объясняется тем, что в двигательной области коры головного мозга находится большое скопление клеток управляющих рукой, пальцами и органами речи. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью.
Формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.
Для того, чтобы работа по развитию ручной моторики была эффективной, целенаправленной, необходимо соблюдать ряд требований:
-работа должна быть систематичной и постоянной;
-работа должна соответствовать уровню общемоторного, психического развития ребенка;
-работа должна соответствовать возрастным требованиям;
-работа должна приносить ребенку радость.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе.
Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажется трудными, не забывать хвалить ребенка.
При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание такие принципы:
- игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях;
- постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к сложному.
Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной.
Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики была результативной, необходимо в группе создавать развивающую среду, которая включает в себя такие компоненты как:
● зона ИЗО деятельности, которая содержит различные лекала, трафареты, различные предметы для экспериментирования в рисовании, пластилин, глина, штамповки и другое.
● зона, где сосредоточенны разнообразные настольные игры, конструкторы, мозаики, шнуровки, бросовый материал, различные инструменты.
● театрально-музыкальная зона, в которой есть аксессуары для развития ручного праксиса (пальчиковые театры, ширма для теневого театра, куклы сделанные, из ниток и других материалов, своими руками).
Какими же способами можно развивать детскую руку? Существует много игр и упражнений по развитию мелкой моторики. Например:
1.Игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов. В пальчиковых играх развитие речи происходит сразу в двух направлениях: Во-первых, импульсы от рецепторов, которые находятся на ладошках идут к головному мозгу и раздражают ту его часть, которая отвечает за развитие речи. Это можно назвать пассивным развитием речи. Во-вторых, ребенок слышит стихи, песенки, запоминает их и через время сам повторяет отдельные слова, а потом и стих целиком.
Вот несколько простых примеров пальчиковых упражнений, которые я использую в своей работе: «Я хочу построить дом…», «Мы капусту рубим…», «мои вещи».
2.Лепка из пластилина. Можно лепить не только из пластилина. Если на улице зима, можно лепить из снега. А летом можно соорудить удивительный сказочный замок из песка или мелких камешков.
3.Рисование, раскрашивание картинок. Также упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты). Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование «петелькой» и «штрихом».
4.Изготовление поделок из бумаги. Ребенку надо уметь работать ножницами, пользоваться клеем. Существует интересный способ развития пальцев руки – отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию. Оригами: кораблики, тюльпаны, самолеты и т.д. Нужно учить его складывать и разворачивать бумагу, скатывать, скручивать, перелистывать, мять ее.
5.Конструирование и работа с мозайкой, паззлами. Здесь также происходит развитие образного и абстрактного мышления.
6.Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок.
7.Завязывание и развязывание лент и шнурков.
8.Завинчивание и развинчивание крышек бутылок.
9.Нанизывание бусинок на нитку.
10.Переборка круп (упражнение «Золушка»). Для будущих первоклассников это очень полезное занятие.
Особую роль в развитии мелкой моторики у детей имеют игры с карандашом:
* Поставить локти на стол, взять карандаш за концы тремя пальцами левой руки и тремя пальцами правой руки и покрутить его вперед и назад;
* Массаж карандашом каждого пальца, ладони в отдельности, то есть левая рука лежит на столе, а правая катает карандаш по ней и наоборот.
* Поставить локти на стол, взять карандаш и зажать его между указательными пальцами обеих рук. Вращать руки вместе с карандашом то в одну сторону, при этом карандаш вращается в горизонтальной плоскости. Затем опустить руки, встряхнуть кисти. Далее можно продолжить, захватив карандаш другими пальцами.
*«Ножницы» Поставить локти на стол, зафиксировать два карандаша между пальцами: один карандаш держится указательными пальцами обеих рук, другой - средними. Необходимо соединять пальцы рук, имитируя движения ножниц, при этом стараться не выпустить карандаш.
Эти и многие другие специальные игры и упражнения, которые помогают укрепить руки малыша, развить согласованные движения рук и дифференцированные движения пальцев рук, могут проводиться:
- в качестве разминок на занятиях;
- в перерывах между занятиями, во время режимных моментов;
- во время игр в помещении или на прогулке.
А с теми детьми, у которых возникают наибольшие трудности при выполнении заданий, можно проводить индивидуальную работу.