Младший дошкольный возраст, имеет особое значение для речевого развития ребенка. Несмотря на тот факт, что по своей структуре и правилам язык представляет собой одно из сложнейших изобретений человечества, дети, независимо от страны проживания, исторических и географических факторов, социальных, политических и экономических изменений, влияющих на общество, с необыкновенной легкостью усваивают язык и овладевают речью в раннем детстве. В младшем дошкольном периоде дети уже обладают более или менее определенными представлениями о том, что их окружает. Они постепенно учатся правильно комбинировать слова, объединяя их в небольшие фразы. Интерес ребенка к миру вокруг продолжает возрастать. Он быстро усваивает значения слов, относящихся к окружающим его предметам, прислушивается к речи других людей, пробует различные интонационные реакции. И для того, чтобы ребенок не просто пассивно накапливал словарный запас, а учился эффективно применять его на практике, в данном возрасте крайне важно постоянное, разнообразное общение взрослых с ребенком. Именно поэтому продуктивное развитие словарного запаса ребенка является одной из основных задач дошкольной педагогики.
По словам К. Д. Ушинского, "пробуждают к жизни семена родного слова, всегда коренящиеся, хотя и бессознательно, в душе ребёнка", обогащая тем самым детскую речь. Русские народные сказки, потешки, прибаутки, как наиболее интересные и актуальные для дошкольников жанры устного народного творчества, можно рассматривать оптимальным содержанием художественно-речевой и игровой деятельности. В данных видах деятельности создаются благоприятные условия для совершенствования вербальной и невербальной выразительности речи, обогащения словарного запаса, а так же для речевого самовыражения ребёнка.
Работать по данной теме начала сначала своей педагогической деятельности, т.е. с 2014 года. Почти год было потрачено для изучения литературы, а в последующем перешла на практическую деятельность. С подготовительной группой часто использовали мнемотаблицы для пересказа, заучивания или составления рассказов. Дети очень любят этот вид схем и даже стараются воспроизвести по памяти или придумать новые опорные схемы. Также детям очень нравится и хоровое пение, что сплачивало их между собой и побуждало к творческой активности. Например, дети очень любили наряжаться в костюмы разных народностей, стараясь подобрать стихотворение, песню, поговорку или пословицу.
Для малышей мы приглашаем в группу гостей из школы. Школьники показывают нам сказки, отчего дети получают массу положительных эмоций.
Разработана система работы поразвитию речи и обогащению словаря детей младшего дошкольного возраста посредством произведений устного народного творчества.
Я считаю, что работая в данном направлении позволит достичь у детей следующих положительных результатов:
- разовьётся речь, обогатиться словарь;
- разовьётся умение внимательно слушать и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, принимать участие в драматизации сказок;
- разовьётся любовь и интерес к устному народному творчеству;
-обогатятся чувства, воображение.