«Мен қазақша сөйлеймін»
интеллектуалдық ойыны
1.Ойынның тақырыбы: «Мен қазақша сөйлеймін»
Мақсаты:Өткен тақырыптар бойынша білімдерін, сөз қорларын пысықтау;
Топпен жұмыс істеуге , ізденуге үйрету;
Олардың ой - өрісін, сөйлеу қабілетін дамыту, алған білімдерін қолдана
білуге дағдыландыру;
Қазақ тіліне деген қызығушылығы мен сүйіспеншілігін арттыру
Көрнекіліктер: карточкалар, қарындаштар, криптаграмма, микрофон
Дети заходят в зал и делятся на трикоманды ( тригруппы)
Ведущая: Беседа о Дне Независимости
Казахстан независимое свободное государство. Оно имеет своюсимволику, это: герб, флаг, и гимн. Новая столица гАстана.
Казахстан свободная независимая страна, где строятся новые заводы, фабрики, жилые дома, открываются новые школы, д/сады.
Государственным языком является казахский язык и поэтому каждый гражданин обязан знать и уважать язык того государства, где он живет.
Ведущая: Сегодня дети подготовительной группы и 2старшие группы с родителями покажут знания казахского языка.
Прошу всех встать звучит гимн Республики Казахстан.
Представить членов жюри:
Председатель: начальник я\сада №121 Коцур Е.Г.
Члены жюри: методист Мырзаханова Г.Р.
Воспитатель под. Казахской группы: Карагесекова Т.Ж.
Ведущие. Преподователи казахского языка; Машрапова К.Б. и Оразханова С.С.
Сайыс ұраны:«Екі тілді білгеннің, екі қанаты бар»
Девиз конкурса:«Кто знает два языка, тот имеет два крыла»
1.Ойын: «Кел танысайық!»-топ атымен таныстыру
(знакомство, девиз)
Девиз 1-шітоп: Тапқыр тобы баламыз екі тілде сөйлейміз
Девиз 2-ші топ:Білгіш тобы баламыз, қазақ тілін сүйеміз (все хором)
Девиз 3-ші топ: Білімді тобы боламыз, білімізді арттырамыз.
из каждой группы выходит ребенок и рассказывает небольшой
рассказ
-о себе
-о школе
-об игрушках
-о режиме дня
-о весне
-о своей квартире .
-о своем городе
-о друге
2 тапсырма:Слушание музыки
Цель: определить какие музыкальные инструменты прозвучали в мелодии.
(домбра, гармонь.қобыз.жетіген.)
3 тапсырма: Эрудиты
цель: выявления знаний о своем родном крае
Вопросы командам
1.Назовите казахское жилище
2.Казахские инструменты
3.Президент Казахстана
1.Национальная валюта Казахстана
2.Что изображено на флаге Казахстана?
3.Что изображено на гербе
1.Какая река протекает в г. Павлодаре?
2.Назовите горы в Павлодарской области
3.Назовите национальную одежду
1.Назовите символику Казахстана
2.Казахский сказочный герой
3.Какая птица изображена на гербе?
1.Национальный напиток
2.Назовите национальное блюдо
3.Казахские орнаменты
3.Музыкальная пауза
Цель: эмоциональный настрой
входят Алдар и Бай
Алдар поет:
Алдар: Я Алдар на белом свете
Больше нет нигде такого,
Безбородого, смешного,
Болтуна, весельчака,
И к тому же обманщика
Бай: (поет) Кто на свете всех умней,
Из пришедших к вам гостей?
Дети:Алдар Косе!
Бай:Все сказали вы не так. Ведь Алдар үлкен ақмақ!
Дети: Как себя ты любишь Бай! Плохо хвастать так и знай!
2 ребенка: Будут звать все хвастуном или просто болтуном!
Бай: Как люблю покушать ет, съесть десяточек котлет!
Дети:Будешь, Бай так много есть на коня – жылқы не сможешь сесть.
Бай:Кто сказал, что на коня я давненько у руля.
Мерседес себе купил, на игру к вам прикатил!
Дети: Ох и мастер ты соврать, больше нечего сказать!
Бай:Ой бай –ай ? Кто сейчас врал? Я во сне все увидал!
Айналайын, неше теңге в этом толстом кошелке!
(показывает на коржын Алдара.)
Алдар: Что ты Бай не деньги тут, заморочками их зовут!
Бай:Заморочили меня, жаль что я отдал коня! Поплетусь к своей әже,
там обед готов уже! (собирается уходить)
Ведущая: Баеке, посиди, посмотри, как дети умеют кроссворды решать.
4.Состязание «Байга» (Алдар достает из коржына задания)
Задание: «Прочитай спрятанное слово» криптограмма
Цель: чтение зашифрованного слова из первых букв картин
( май, бал, ана,ата, астана, мектеп)
Алдар:Чья команда быстрее и правильно прочитает спрятанные слова...
Молодцы ребята, а теперь проверьте, правильно ли прочитали
заколдованные слова.
Бай: Заморочили меня, Кто на свете всех сильней,
Из пришедших к вам гостей?
Дети: Алдар -Косе.
Бай:Посмотрите, какой он худой, одни кости торчат.
А я ем бешбармак, пью кумыс.
Пусть тогда покажет свою силу.
( предлагает игру «Тартыс »)
5.Ойын – игра «Тартыс» Перетяни канат
в начале перетягиваются Алдар с Баем затем дети
Ведущая: Алдар и Байеке вы, наверное, устали посидите, отдохните.
Посмотрите, как дети говорят на казахском языке.
6.Состязание диалог «Ты мне, я тебе»
дети произвольно задают друг другу вопросы
Сен қазақша сөйлейсің бе?
Сенің атың кім?
Қал қалай?
Сен қайда тұрасың?
Павлодар қандай қала?
Сен неше жастасың?
Қазір қай мезгіл?
Ауа райы қандай?
Үйде кім бар?
Сенің әжең бар ма?
Сен балабақшаға барасың ба?
Балабақша қандай?
Балабақшада не істейміз?
Балабақша қалай аталады?
Тәрбиешінің аты кім?
Қазақстан қандай мемлекет?
Қазақстан рәміздеріне не жатады?
Сен мектепке барасың ба?
Алдар и бай: Ай да молодцы дети.
Ведущая:Алдар – Косе у тебя больше не осталось заморочек для детей
Алдар:Сейчас посмотрю да на дне коржына, кажется что – то лежит.
Какой то конверт, наверное какая то заморочка. (отдает ведущему)
7.Блиц турнир
Цель: составление предложений на заданные слова
Үстелде ....жатыр,тұр Мен .... жедім, іштім, алдым
Үстелде алма жатыр Мен алма жедім
Үстелде кесе тұр... Мен сүт іштім...
8. Үй тапсырмасы: ата – аналар көрніс көрсетеді.
9.Подведение итогов:
Исполнение песни всей командой,
Песня: «Туған жерім»
Награждение команд: