Сенім телефоны
87182346974 басшы, 87053846158
email: pavlodar121@mail.ru, sad121@goo.edu.kz
Мекенжайы: Ш.Құдайбердіұлы көшесі, 4
87182345889 вахта 87182346974 басшы 87182346991 бухгалтерия
Білім бөлімінің басты бетіне қайту
Азаматтарды жеке қабылдау кестесі:
сейсенбі сағат 10.00-12.00 бейсенбі сағат 16.00-18.00
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК ЛЕПКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

                                                                                  «В творчестве нет правильного пути,

нет неправильного пути,

есть только свой собственный путь».

 

Мой ребёнок талантлив. Каждый родитель, приводя ребёнка в ДОУ, думает именно так. Для того  что бы достойно нести свою миссию, современный воспитатель должен владеть огромным педагогическим арсеналом, выходящим за рамки программы. Уметь малую вещь сделать мощным инструментом воспитательного воздействия, обычное занятие превратить в праздник, своим творчеством сделать жизнь воспитанников  интересной и увлекательной. Дети подвержены гипнозу творчества.

Дошкольное детство – эпоха универсального развития человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становления основ индивидуальности (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.) [1].

В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению не угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность в детском саду - эффективное средство познания действительности. Данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, памяти, пространственных представлений, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.

В процессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Данная деятельность развивает  мелкую  моторику  пальцев рук, их мускулатуры, координации движений, что очень важно для выполнения разнообразных бытовых и учебных действий. Благоприятно влияет на развитие речи (т. к. проекция кисти руки находится в непосредственной близости с речевой зоной в головном мозге), отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.

Изобразительное творчество дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

«Во всех современных программах представлены три способа освоения изобразительного искусства детьми дошкольного возраста: восприятие – исполнительство - творчество. Эстетическое восприятие – это прямой путь приобщения детей к изобразительному (и любому другому) искусству. От его развития во многом зависит последующая исполнительская и творческая деятельность ребёнка. Художественное исполнительство связано с практическим овладением детьми изобразительно – выразительными средствами, поскольку невозможно войти в искусство, не зная его специфического языка. Сюда же относится техническая составляющая ( конкретные умения и навыки в той или иной области). Изобразительное творчество представляет собой высший уровень освоения искусства, сообразно возрастным возможностям и индивидуальным способностям. Творчество предполагает авторизацию общественного опыта и выражается в создании уникального продукта ( рисунка, скульптурной фигурки или композиции)» [1].

Наличие самостоятельной творческой деятельности – свидетельство состоявшегося художественного развития ребёнка, поскольку она возникает по его инициативе, отвечает его интересам и протекает без прямого руководства взрослого. Наличие самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе самих детей, говорит о влиянии правильно организованного обучения, хороших традиций быта детского сада, благоприятной атмосферы в семье.

Меня интересовала изобразительная деятельность всегда, в силу своего характера. Более глубоко изучая литературу и используя информационные технологии, мы с детьми в свободное время и к праздникам всегда готовили необычные поделки, коллективные работы, нетрадиционное оформление группы. При этом могли совмещать несколько разных видов продуктивной деятельности. Изучали и осваивали разные  виды  искусства: модульное оригами, квилинг,  айрис – фолдинг, торцевание, вытынанка, лепка из солёного теста. Всё это упрощалось до детских возможностей, но, тем не менее, имело большой успех и эмоциональный отклик у детей и родителей. Дети с большим увлечением занимались тем, что было для них новым и необычным, проявляя особое старание, фантазию, чтобы их работа  отличалась  от других. Даже самые скромные ребята в свободной творческой  обстановке проявляли себя с лучшей стороны. Моей задачей было не только создание конечного продукта, а сам процесс активного участия детей, развитие их инициативы, фантазии, воображения. В итоге я пришла к тому, что эти особые свойства личности нужно развивать, и что эта деятельность  есть ничто иное как РТВ (развитие творческого воображения), составная  часть ТРИЗ технологии.

В последние десятилетия мы замечаем очень сильное сближение элементов ТРИЗ и РТВ  с творческой педагогикой. Эти элементы не дают развиваться  психологической инерции – злейшему врагу всего нового, прогрессивного,  необычного. Зачастую педагог уже проводит ТРИЗовское занятие, не подозревая об этом. Использование ТРИЗ технологии в работе раскрывает потенциал ребёнка, способствует творческому становлению личности любого педагога.

Первое стремление к творчеству самое ценное, что может проявиться в человеке. А начинается всё со слов трёхлетнего ребёнка: «Я сам». Это и есть первый порыв к творчеству,  к самостоятельности, инициативе, неосознанному желанию проявить себя.

В РТВ (развитие творческого воображения) есть несколько направлений, одно из них – использование изобразительной деятельности как основополагающего компонента в обучении детей творческому мышлению на базе ТРИЗ. То - есть, сначала развиваем воображение, фантазирование, а потом появляется творческое мышление. «Воображение важнее знания, ибо знание ограничено, воображение же охватывает всё на свете, стимулирует прогресс и является источником эволюции» - А. Энштейн [5].

Широко и повсеместно в детских садах используется изобразительное фантазирование, и чаще всего в рисовании. Рисование чем угодно и на чём угодно. Очень много необычных способов и приёмов рисования, лепки, аппликации включены в программу УМК (учебно - методического комплекса) в подготовительной группе детского сада. Они дают детям представление о больших возможностях различных материалов в изобразительной деятельности. Но при этом возможности ограничены временем занятия. Я решила изобразительную деятельность детей продолжить за рамками занятия в уголке творчества в свободное время как кружковую работу. Основным направлением выбрала лепку, как малоисследованное поле деятельности в детском саду. Дети на занятиях получают основные знания, умения и навыки, а в свободное время могут творить , используя свою фантазию и огромный арсенал различных материалов, инструментов, оборудования в центре творчества. Тема исследования:

«Использование нетрадиционных техник лепки как средство развития творческих способностей дошкольников»

Цель:  формирование художественно – творческих способностей в изобразительной деятель-ности   средствами  нетрадиционных техник  лепки у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Практическое овладение детьми  умениями и навыками нетрадиционной  лепки, использования нестандартных инструментов;
  2. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами;
  3. Ознакомление с народным декоративно – прикладным искусством,  универсальным  «языком» искусства – средствами художественно – образной выразительности;
  4. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов;
  5. Развитие познавательных способностей, творческого воображения, творческого мышления;
  6. Формирование учебных навыков: ориентировка на плоскости и в пространстве,  ручная умелость,  умение анализировать предметы и явления окружающего мира, работать  в парах, группах, выдерживать общий темп занятия, развивать мелкую моторику рук, координацию, речь, коммуникацию.
  7. Воспитание  личностных  свойств:  настойчивость, целенаправленность,  аккуратность, трудолюбие, умение  проявлять  инициативу и  самостоятельность;
  8. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

   Эта работа проводится по разработанному плану для детей 5 -7 лет. Выбраны наиболее интересные, на наш взгляд, техники лепки, которые адаптированы по возрасту детей. Их освоение  идёт параллельно основной программе, с которой они   взаимно дополняются. Широкое поле для фантазии  даёт сопутствующий природный и бросовый материал и  интеграция с другими видами продуктивной деятельности.

Программа кружка представляет собой последовательную систему формирования эстетического отношения и художественных способностей детей 5 – 7 лет в изобразительной деятельности (лепке), отражает содержание и требования, предъявляемые к знаниям, умениям и навыкам дошкольников в лепке, расширяет и углубляет их. Включает перспективное тематическое планирование на 2 года.

Особенность занятий – их взаимосвязь с опытом детей, который возникает не сам по себе, а в результате предварительной и последующей работы. Т.е. знания, полученные детьми на занятиях, их работы, используются вне занятий, в других видах деятельности (в игре), что способствует переносу знакомых средств и способов в новые условия, а значит их обобщению, в результате чего ребёнок развивается.

Методика работы:

5 – 6 лет -система игровых ситуаций. Предлагается серия пальчиковых игр для развития мелкой моторики и координации в системе «глаз – рука». Содержание пальчиковой гимнастики на каждом занятии согласовано с темой и художественными образами,

- расширение эстетического опыта ребенка через взаимосвязь литературного и визуального образов,

 - углубление и уточнение художественного опыта ребенка через «погружение» в ситуацию,

-практическое освоение новых техник,

-расширение информационного поля за счёт интеграции образовательных областей

6 – 7 лет -систематизация обобщенных способов действий и обобщенных представлений в разных видах лепки с применением нескольких техник работы,

-самостоятельная творческая деятельность.

Весь материал разбит по блокам и реализуется проектным методом. Каждый проект заканчивается выставкой или интегрированным  обобщающим занятием.

Важными составляющими элементами являются:

Подбортем.

Запланирован  в соответствии с временем года (“Зимний пейзаж”, “Ветка рябины”, “Весенняя полянка”, “Цветы” и т.д.), с  сопутствующими праздниками (“Валентинка”, “Цветы для мам”, “Снежинка”) , программой предшкольной подготовки ( «Украсим юрту к празднику», «Хохломская ложка», «Жостовский поднос»).

 Подготовительная работа к занятию

А) Проведение необходимых бесед, рассматривание картин, иллюстраций или фотографий по теме, чтение или заучивание необходимого художественного материала, наблюдение за живыми объектами, проведение дидактических или подвижных игр и т.д.

Б) Подбор стандартного наглядного и раздаточного материала, а так же специального оборудования и  нетрадиционного бросового и природного материала, который очень привлекает детей. Это - крышки различного размера, крупы, цветная манка, цветы, семена, ветки,  бисер, бусины, пайетки, нити разной структуры, бумага различного формата и структуры, диски, пластины, краски гуашевые + жидкое мыло для экспериментирования с цветом и покраски пластилина, футляры от киндер – сюрпризов.  Чем многообразней и необычней подбор материалов, тем трудней и одновременно интересней работать с ними. У детей появляется возможность художественно использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, дети начинает экспериментировать и творить

 Проведение занятийвигровой форме

 В виде путешествия, шоу - игры, лабиринтов, игры со сказочным героем, перевоплощений детей в героев или во взрослых, поиски кладов, игры в волшебников и т.п. Каждое занятие проводится эмоционально, дети заворожено следят за всеми процессами и с интересом, а иногда с нетерпением выполняют практические задания воспитателя. Попадая в проблемную ситуацию на занятиях по задуманному сценарию, иногда дети предлагают неожиданные способы её выполнения, которые по возможности используются в практической части.

 Формы организации

 Индивидуальная,  в парах, в малых группах, в центрах, работа поточным методом, коллективная творческая деятельность.

 

 

Развитие партнёрских отношений: работа в паре.

Партнёрское взаимодействие заключается в умении договариваться об общем фоне, рисунке, цветовой гамме и композиционном построении (расположении элементов рисунка). В лепке «Посуда для кукол» партнёры выбирают какой сервиз они будут лепить и как украшать, по окончании работы размещают его на одной салфетке.

Рекомендации по работе с пластилином:

  • Твердый пластилин разогреть перед занятием
  • При работе с пластилином на основе следует использовать не тонкие листы бумаги, а плотный картон, чтобы не происходило ее деформации при выполнении приемов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых предметов.
  • Чтобы картинка со временем не потеряла своей привлекательности, следует основу с предварительно нарисованным контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов.
  • На рабочем столе ребенка обязательно должна быть тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы сначала вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
  • Работа с пластилином требует физических усилий, поэтому в процессе ее выполнения детям необходим отдых в виде физкультминуток и разминок.

Использование схем в лепке

Обеспечивает    более    быстрое   освоение   сложных   техник   лепки,   на     основе

 зрительного   образа   пошагового   выполнения    предмета.    Схема  даётся    в    процессе

демонстрации     воспитателем      приёмов    лепки ,   а   затем   используется     детьми      в

самостоятельной    деятельности   в    центре  ИЗО – творческая   мастерская.  Важную роль     

играют   схемы  в организации  занятия  по  центрам,  когда  педагогу  не  нужно подробно

объяснять    задачу,    всё   сказано   в  схеме  последовательности    выполнения      работы.

 Игровой персонаж

           Кукла Почемучка приходит на занятия с думательными шляпами.Организует интеллектуально-познавательнуюдеятельность в центре шляподумания. Живёт в группе и является участником воспитательно-образовательного процесса. Ежедневно представляет новый предмет обследования, чудо эксперимент, новую книжку, хорошо знакомую картину, предмет мскусства или книгу. Экран новостей от Почемучки можно выставлять как детям, так и родителям.

Уголок творчества

 Пространство, в котором растет и развивается ребенок – предметно-развивающая среда является одним из главных факторов в развитии детей дошкольного возраста.

Именно предметно-развивающая среда художественно-эстетического центра в группе помогает детям проявить творчество, дает возможность испытать удовольствие от знакомства с новыми материалами, дает возможность увидеть определенный предмет с разных точек зрения. Уголок ИЗО в группе является творческой мастерской. Там представлена традиционная среда, которая помогает сформировать у детей основные навыки и умения, предусмотренные программой. В центре представлена и нетрадиционная среда: материалы для приобретения опыта использования нетрадиционных способов в изобразительной деятельности .

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно лепить, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Использование нетрадиционной среды центра на непосредственно-образовательной, совместной и самостоятельной деятельности детей:

• Способствует снятию детских страхов;

• Способствует развитию внимания и усидчивости;

• Способствует развитию изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

• Способствует развитию пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

• Учит детей свободно выражать свой замысел;

• Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

• Учит детей работать с разнообразным материалом;

• Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;

• Развивает уверенность в своих силах;

• Развивает мелкую моторику рук;

• Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

• Позволяет накапливать и обогащать жизненный опыт детей.

• Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

• Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с пластилином, карандашами, фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать. Родители прониклись интересами детей и сами стали участвовать во всех садовских выставках и конкурсах, пользуясь новейшими информационными технологиями. Полочка любования в группе круглый год красуется совместными работами детей и родителей по сезону. Дух родительского сотрудничества присутствует в каждом уголке группы.

Перечень нетрадиционных  техник лепки

Из снега, песка, глины, папье-маше, солёного теста, мокрой бумаги.

                      Пластилином:  

  • лепка вытягиванием
  • лепка объёмных форм из отдельных частей
    • объёмная многослойная лепка
    • модульная лепка ( используются валики, шарики, косички, многослойные диски, нарезка…)
    • дизайн предметов бытового назначения
    • миниатюра
    • налепные украшения ( их раскрашивание красками)
    • пластилиновая аппликация ( в т. ч.
    • выкладывание жгутиками (витражная техника)
    • рисунок обратная)
    • мозаика из мелких шариков
    • пластилиновыми мазками ( пластилинография)
    • расписной пластилин (разрезание слоёного пластилина)
    • создание фактурной поверхности
    • отпечатки различными предметами на пластилиновой основе
    • торцевание на пластилине
    • рельефы ( декоративные пластинки): барельеф, горельеф, контррельеф
    • сграффито (многослойное процарапывание)
    • раскатывание пластилинового листа, обрубовка
    • рисунок из пластилиновой ленты
    • смешивание цветов (цветоведение)
    • выдавливание пластилина  из шприца, чеснокодавки, измельчение на тёрке

Весь материал разбит по основным блокам, которые реализуются проектным методом.

  • Пластилиновая аппликация.
  • Цветоведение.
  • Пластилиновая живопись.
  • Дизайн.
  • Модульная лепка.
  • Торцевание.
  • Объёмная многослойная лепка.
  • Миниатюра.
  • Макетирование.

10.Лепка из солёного теста.

11.Лепка из мокрой бумаги.

12.Жостовский поднос.

Проекты бывают краткосрочные  («Жостовский поднос» - полтора месяца) и долгосрочные («Дизайн» - 2 года).

 Технология освоения новой техники лепки проходит в 3 этапа

1 этап - восприятие: знакомство с предметами искусства и расширение информационного поля через: видеоряд, слайдовую программу, иллюстрации, журналы, книги, выставки, экскурсии. Рассматривание поделки (образца), выполненной в данной технике воспитателем. Совместный анализ эстетической , технической, практической  составляющей;

2 этап – исполнительство: практическое освоение техники: основных приёмов выполнения и специального оборудования с использованием схем-последовательности  выполнения сложных техник , индивидуально-дифференцированных карточек.

Приобретение навыков и их самостоятельное применение. Пакет творческих заданий.

3 этап  -  творчество (результат творческой деятельности): ИЗО – проект.

Презентация и использование нового дополнительного материала. Интегрированное творческое занятие в организованной учебной деятельности. Сотрудничество с родителями

( совместные занятия, проекты, выставки). Выставка. Гостевой обмен с соседними садами. Участие в конкурсах.

Дети лепят из снега, песка, папье-маше, глины, солёного теста и традиционного пластилина, знакомого каждому из далёкого прошлого. В лепке активно работают обе руки одновременно, что положительно влияет на развитие головного мозга. И лишь совсем недавно он был открыт вновь как универсальное средство для творчества взрослых и детей.

Существует много видов пластилина: обычный детский пластилин, знакомый нам с детского садика и школы – это пластилин, в состав которого входит воск. Профессиональный скульптурный, арт-пластилин, шариковый, застывающий,  «умный пластилин», плавающий, флуоресцентный, пластилиновое тесто, моделина, пластика.

При всём своём многообразии пластилин является незаменимым художественным средством не только для взрослых, но и для детей. Мы адаптировали большинство приёмов работы с пластилином по возрасту дошкольников и получили прекрасный результат в коллективных и личных работах детей.

С большим успехом  в детском саду прошла выставка работ детей подготовительной группы в технике пластилиновой  живописи.  Пластилином можно рисовать картины.  Это один из самых молодых видов живописи, который стали использовать художники совсем недавно. Есть особые правила смешивания цвета (пришлось прибегнуть к изучению колористики).

Сама техника нанесения пластилина может быть разной. В живописи  крупные красочные мазки создают иллюзию подвижности, мерцания.       Приблизительно так же можно рисовать и пластилином, нанося пластилиновые мазки на грунтованный картон. Мазки из пластилина выглядят слегка рельефными, но эта своеобразная особенность подчеркивает уникальность выбранного средства для живописи, который визуально выглядит необыкновенно свежо, сочно и богато.

Нашим детям больше понравились обратные картины, которые они выполняли на пластике (достаточно твёрдый, но гибкий и безопасный, режется ножницами, используется в рекламном оформлении, продается в специализированных магазинах). В первых работах использовали контуры картинок из раскрасок, потом рисовали рисунок маркером, на творческом уровне самостоятельно создавали рисунок по замыслу.  Поправить работу легко, удалив стекой неудавшийся фрагмент.

   Одним из видов декоративно-прикладного искусства является пластилиновая аппликация. Слово «аппликация» переводится как «прикладывание», потому что при занятии этим видом творчества мы «прикладываем» детали к основе. Преимущества пластилиновой аппликации перед лепкой объемных фигур состоит в том, что на плоскости можно выполнить очень красивый и яркий сюжет, а материала уйдет гораздо меньше.       Аппликацию из пластилина можно выполнять разными способами, например  на прозрачных пластиковых крышках.

Очень понравилась детям объёмная многослойная лепка – пластилиновое меню. Они с энтузиазмом лепили продукты для сюжетно-ролевой игры « Магазин». Так лепится яйцо из двух цветов: жёлтого и белого. Раскатываются 2 шарика, белый расплющивается, в него заворачивается желтый. Лишнее заглаживается. Руками придаётся нужная форма, яйцо готово, нужно только разрезать специальным ножом. Если наложить друг на друга разноцветные пластинки из пластилина,  свернуть всё это в «рулетик», а затем разрезать его специальным ножом из проволоки или лески для резки пластилина, то получится красивое многослойное пирожное (это могут быть и яркие крылья бабочки). Можно сделать колбасу, закатав её в более тёмную оболочку и добавив белые жгутики, имитирующие жир, а потом обязательно разрезать ,чтоб был виден аппетитный результат. Детям подготовительной группы предлагается самим разработать такое меню  и обсудить алгоритм выполнения каждого продукта (огурец, апельсин, банан, кукурузный початок, ломтик арбуза, мороженное, чупа-чупс).

Совершенно новым и неожиданным видом декоративной лепки стал проект «Жостовский поднос». Виниловые диски украшались налепными цветами, раскрашенными в технике жостовской росписи. Проект  включает в себя исследовательскую деятельность по составлению композиций, а так же лабораторию цвета для смешивания и получения новых оттенков красок.

Всегда яркий и красочный результат совместной деятельности получается в модульной лепке. Сначала все лепят отдельные детали: косички, обмотки, многослойные диски,  нарезки. И только в конце занятия совместными усилиями составляется общая картина. При этом развивается не только ручная умелость и изобразительное творчество, формируются основы аналитико – синтетического мышления.

Каждый проект открывает новую технику лепки и даёт возможность её применения в разных условиях ( дизайн открытки или поделки к празднику,  декорации к сказке, предметы для сюжетно – ролевой игры, украшение интерьера группы и т. д.).

Чрезвычайно важным становится сотрудничество детей при выполнении коллективных работ (« Сказочный дворец», «Летающая тарелка», «Летний сад», «Весенняя полянка»). Один из принципов ТРИЗ – совместное творчество, где педагог старается уступить дорогу детям, при этом направляя и подталкивая их. При этом формируется общий темп и ритм деятельности, что будет востребовано в школе.  Причем конечный результат интересен и непредсказуем. Обычно такое занятие заканчивается презентацией нового материала или необычного способа. Такого, например, как выдавливание травки и веточек для кудрявой берёзы из чеснокодавки. А дополнительным материалом к дизайну могут служить фольга, блестки, бусинки, крашеная манка, крупы, семечки, шишки и другой природный материал. Или другой , не мене интересный финал , обыгрывание поделки. Дети озвучивали подручными предметами весеннюю полянку ( шуршалки – ветер, свистульки – пение птиц, вода проливаемая из леечки – ручеёк.

Итогом проекта может быть   общесадовская  выставка детских работ, участие в конкурсах, подарки к праздникам, интегрированное  занятие на игровой основе. Ценность таких занятий состоит в том, что дети глубоко погружаются в информационное поле в целях осмысления темы, при этом образовательные области взаимно дополняют друг друга.

При использовании нетрадиционных техник и интегрированного подхода в обучении, диагностика («Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества» [4]), проводимая в конце года, всегда показывает высокий уровень овладения детьми изобразительной деятельностью, а результат - необычные, оригинальные выставки и творчество детей.

Перспектива

1. Сдетьми:

  • Разнообразить и усложнить техники лепки;
  • Показать способы их сочетания между собой, учитывая возможности детей;
  • Ввести ранее не используемый материал для лепки;
  • Разработать больше интегрированных  и творческих коллективных занятий;
  • Летом  проводить  занятия на улице;
  • Принимать участие в различных конкурсах и выставках общесадовских и городских;

2. В работе с родителями:

  • Запланировать 2-3 семинара – практикума, пополняя знания родителей о способах нестандартной лепки;
  • Дать родителям методические рекомендации по работе с детьми через индивидуальные беседы и консультации в родительском  уголке; 
  • Проводить анкетирования на интересующие темы и последующими разъяснительными беседами;
  • Организовывать различные выставки работ родителей и работ выполненных с детьми в домашних условиях;
  • Создать  альбом “Волшебный мир лепки” с фотографиями работ детей.

3. В работе с педагогами:

  • Запланировать  семинары – практикумы с методическими рекомендациями и практической деятельностью;
  • Выступить на педсовете с  докладом: «Изобразительное фантазирование»;
  • Провести мастер-класс для педагогов города.

4. Самообразование:

  • Продолжать углублённое изучение методической литературы и современных технологий развития творческих способностей;
  • Рразвивать свои способности в лепке и пластилиновой живописи;
  • Использовать в работе информационные технологии.

5.Публикация  материалов по данной теме .

 

Нетрадиционное - это всегда качество, удивление, озарение, прогресс.

 

Литература:

1. Лыкова И.А. «Развитие ребёнка в изобразительной деятельности». – М.:Сфера, 2011

2. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Уроки творчества» – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

3. Пластические искусства: краткий терминологический словарь.- М., 1995.

4. Комарова Т. С. «Детское художественное творчество». - М., 2005.

5. Присяжная Т.В. «ТРИЗ – педагогика: развиваем мышление дошкольников», Харьков, 2008.