Сенім телефоны
87182346974 басшы, 87053846158
email: pavlodar121@mail.ru, sad121@goo.edu.kz
Мекенжайы: Ш.Құдайбердіұлы көшесі, 4
87182345889 вахта 87182346974 басшы 87182346991 бухгалтерия
Білім бөлімінің басты бетіне қайту
Азаматтарды жеке қабылдау кестесі:
сейсенбі сағат 10.00-12.00 бейсенбі сағат 16.00-18.00
Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников Бекешева С.В. воспитатель высшей категории

Маленький ребенок– настоящийисследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Малыш изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом.Радуется даже самому маленькому открытию. Почему же у большинства детейс возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть в этом виноваты взрослые? Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно – действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование как никакое другое средство соответствует этим возрастным особенностям. В детскомвозрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами. Главное достоинство применения экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

  • Малышиполучают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами природы и средой обитания;
  • Идет обогащение памяти ребенка, активизируются все его мыслительные процессы.
  • Развивается речь ребенка, так как он рассказывает об увиденном.
  • Развиваются эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности,

трудовые навыки. Поэтому важно, чтобы воспитательактивизировал детей к самостоятельному поиску решения проблемных ситуаций через экспериментирование.

Если данная деятельность интереснаяи разнообразная, тогда ребенок больше получает информацииибыстрее и полноценнее ребенок будет развиваться. Детибыстроусваиваютзнания об объектах живой и неживой природы, об окружающих предметах, их качествах и свойствах. Это обеспечивает правильное использование предметов в быту, игре, труде, речевой, творческойдеятельности. Таким образом,экспериментирование является средством познания ребенком окружающего мира, основным условием формирования познавательной активности дошкольника.

Необходимо важным условием успешной работы с детьми по экспериментированию является создание предметно-развивающей среды. Это песок на участке, мини-огородна подоконнике, вода, красители, коллекция камней, крупы, куски ткани, разны виды бумаг и т.д. Здесь главное, чтобы дети знакомились с природой не по картинкам, а могли постоянно с ней общаться. С цельюразвития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе нами был создан природный уголок со всеми нужными объектами для экспериментирования так называемая групповая лаборатория, которая постоянно пополняется все новыми компонентами. Материалы и оборудование в лабораторию подбираются с учетом возрастных особенностей детей, на данный момент имеются компоненты для экспериментирования длясреднего и младшего возраста.Это конечно же:

-книги познавательного и экологического характера;

-тематические альбомыи проекты с экологическим направлением;

- коллекции: семена разных цветов, крупы гороха, фасоли, риса, шишки, камешки разного цвета, песок, грунт, соль, мука, сахар;

- игрушки резиновые и пластмассовые, мыльные пузыри;

– краски; магниты.

Простейшие приборы и приспособления:

- лупы, колбы для воды, «мешочек ощущений», «чудесный мешочек», тактильные дощечки, зеркальца, контейнеры из «киндер-сюрпризов», коктейльные трубочки; формы для льда;

– стеклянные предметы (стаканы, банки, колбы);

 - игрушечные и пластиковые шприцы;

- воздушные шары, целлофановые пакеты.

Весь материал расположен в доступном для детей месте, в природном уголке в достаточном количестве, чтобы ими одновременно могли заниматься от 6 до 10 детей, при этом соблюдая правила безопасности. Малыши не могут следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Интерес и любопытство побуждает детей пробовать на вкус все странное и новое конечно. Увлекаясь своими интересами и новизной, они забывают об опасности, поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на воспитателе. Поэтому придумала схематичные правила: бери только нужные для эксперимента материалы; с сыпучими предметами работай только на подносе; не пробуй на вкус ничего без разрешения, не мешай соседу, другу. Постоянно тренируем остановку всех действий по команде: «Стоп!», что позволит предотвратить непредвиденную ситуацию и хаос. Вывесила в природном уголке схематичные правила работы с материалами и предметами.

Поработав по данному направлению пришла к такому выводу, что проблема развития познавательной активности детей через экспериментирования решаются с помощью различных форм и методов работы.

Формы работы:

- Организованная учебная деятельность – экспериментирование.

- Игры – эксперименты.

- Прогулки 

- Работа с родителями.

Методы и приемы:

- Беседы с познавательным характером.

- Наблюдения на прогулке.

- Чтение познавательных книг.

- Показ и объяснение.

- Экологические игры.

- Создание проблемных ситуаций.

Учебная деятельность – экспериментирование проводится с учетом местных сезонных изменений и возрастных особенностей детей.

Работа с малышами направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами природы.  

В процессе формирования у детей элементарных исследовательских действий ставлю перед собой следующие задачи:

- в обязательном порядке сочетать показ предмета с действием ребенка по его обследованию: ощупыванием, восприятием на слух, вкус, запах (используются  дидактические игры «Мешочек ощущений», «Чудесный мешочек», тактильные дощечки);

- сравнивать схожие предметы: салфетка – полотенце, мяч – воздушный шар, соль – сахар (дидактические игры «Не ошибись», «Что это?»);

- учить детей сопоставлять факты и делать выводы из рассуждений (почему  снег быстро тает? почему снег грязный? почему лед на лужах? почему лопнул шар или мешочек?);

- активно использовать практический опыт, игровой опыт (почему песок не рассыпается или наоборот?).

Самое основное содержание исследований, предполагает формирование у детей представлений: о материалах (песок, бумага, ткань, дерево, пластмасса); о природных явлениях (ветер, снег, вода, воздух, игры с ветром, со снегом, льдом, звук); о растениях (способы выращивания растений из семян, листьев, луковиц; проращивание лука, семян цветов), о предметном мире (одежда, обувь, посуда, мебель, игрушки.).

В процессе экспериментальной деятельности словарь детей постепенно пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки (цвета), свойства, природные явления, объекты природы. Работа с малышами среднего возраста направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах природы. Основными задачами, в процессе экспериментирования считаются:

- активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (почему лужи ранней весной замерзают, а днем оттаивают? Почему шарик летает?);

- группирование предметов (посуда, мебель, одежда, обувь); материалы из которых они сделаны, например, мебель мягкая (из ткани, меха, поролона), мебель для приема пищи, рисования (из дерева, металла, пластмассы). Содержание исследований, проводимых малышами, предполагает формирование и расширение у них представлений: о материалах (песок, дерево, ткань, бумага, пластмасса, магнит); об окружающем мире (времена года, явления погоды, объекты неживой природы (вода,  туман, снег, лед, иней, воздух, ветер); о мире животных (как живут животные зимой и летом, как они готовятся к сезонным изменениям); о мире растений, необходимых для их роста (свет, влага, тепло, солнце); о геометрических фигурах и телах (круг, треугольник, прямоугольник, призма); о человеческом организме (мои помощники – нос, глаза, рот, уши и т. д.). В процессе экспериментальной деятельности обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Много использую строительные игры, они позволяют определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими признаками.

Игры – эксперименты, они наиболее любимые детьми, так как отношения воспитателя с детьми в игре строятся на основе партнерства. Радостные, удивленные и  восторженные малыши испытывают незабываемые ощущения от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. Каждый ребенок играющий в эти игры получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя важным исследователем. При этом взрослый – не воспитатель, а равноправный партнер, такой же соучастник деятельности, и это позволяет ребенку проявлять свои исследовательские права.

Структура детского экспериментирования включает в себя основные этапы:

1. Выделение проблемы исследования.

2. Целеполагание (что нужно сделать).

3. Выдвижение умозаключений: («Как думаете, что произойдет с маслом в воде? С песком? С сахаром? и т. д.).

4. Проверка предположения (отбор нужных средств, реализация в действии).

5. Формулировка выводов (как и что получилось). В процессе экспериментирования и исследования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы: Как мы это делаем? Почему я делаю так, а ты по другому? Что нужно узнать, чтобы получить результат? При проведении экспериментальной работы с детьми соблюдаются правила:

-Учить детей действовать самостоятельно, без инструкций и подсказок.

-Не сдерживать желание детей.

-Не делать за них то, что они могут сделать сами (или могут научиться делать) самостоятельно и без помощи взрослых.

-Не спешить с выводами оценочных суждений.

- Помогать детям научиться управлять процессом усвоения полученных знаний (могли повторить такой же опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов). На начальных этапах экспериментирования  детям дается алгоритм, чтобы они смогли понять и усвоить предлагаемый материал. Например, когда окрашивается вода, сначала демонстрируется весь процесс выполнения работы с объяснением в игровой форме, затем предлагается им самим самостоятельно экспериментировать. Проводить опыты под руководством воспитателя, конечно, увлекательно. Иногда ребенку хочется поработать в лаборатории самостоятельно без взрослых! Взвесить все сыпучие предметы, выяснить, как выглядит земля в глобусе, почему там все мелкое, рассмотреть это через лупу и насколько точны песочные часы. В самостоятельных исследованиях проявляется любопытство ребенка, интерес к исследованиям, учится самостоятельно проверять свои гипотезы и сделать выводы. Для таких простых исследований в нашей лаборатории имеются самое простое оборудование и материалы, они все расположены в доступном для детей месте. Для самостоятельных исследований разработаны интересные смешные и яркие схемы проведения опытов и карточки – символы (ладошка, глаз, рот, ухо, нос), подсказывающий с помощью каких органов чувств можно изучить данный предмет. Прогулки позволяют расширить и разнообразить экспериментальную деятельность детей, так как ребенок оказывается в природном окружении, которое предлагает разнообразный и интересный материал для исследований и наблюдений. Экспериментальную деятельность во время прогулок проводим с учетом сезонных изменений. Детей среднего возраста продолжаю учить наблюдать и делать элементарные выводы об окружающем мире. В летнее время проводятся опыты с водой, песком, камнями, веточками деревьев, с листочками. Дети любят летом лепить и делать фигуры из песка. В процессе игр с песком и водой закрепляются знания детей об их свойствах. Зимой знакомимся со свойствами снега (лепим колобки из влажного снега). Из снега с помощью формочек делаем различные фигурки и кирпичики. Печатками наносим различные фигуры на снег. Много экспериментируем со льдом.

        Сотрудничество с родителями. Известно, что без сотрудничество с родителями никуда. Они могут быть источниками информации, помощи и поддержки ребенку и воспитателю в процессе работы. Сотрудничая с нами становятся участниками образовательного процесса, получают удовлетворения от своих успехов и успехов своих детей. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, посредством наглядной агитации мы убеждаем их в необходимости поддерживать познавательный интерес малышей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность всего и предметов.

Для работы с родителями мы используем следующие формы работы: тематические выставки «Маленький эколог», «Мы эколята», фотовыставки «Где мой мир», «Я изобретатель», конкурс рисунков на разные темы. Родители принимают участие и в проектной деятельности, «Птицы – наши друзья», «Животные севера», «Царство деревьев», «Бабочки» и т.д. Это способствовало активному участию родителей в пополнении нашей лаборатории материалами для исследовательской деятельности. Многие родители организовали и провели исследовательскую деятельность с детьми в домашних условиях.

Заключение. В результате данной работы по развитию познавательной деятельности в процессе детского экспериментирования сделаны выводы: выбранные методы и приемы, формы работы оказались самыми эффективными.  Вместе с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет экспериментальная деятельность, в процессе которой идёт развитие познавательной активности, любознательности; развивается наблюдательность, умение сравнивать предметы и явления, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать выводы и умозаключения. Благодаря этому они умеют видеть в обычном – что-то новое и необычное, в знакомом – интересное и незнакомое, и я надеюсь, что мои дети на всю жизнь останутся любознательными и умниками.

 

Литература:

  1. А.И.Иванова «Детское экспериментирование как метод обучения»
  2. А.И.Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» Сфера 2004г.
  3. Н.Н.Подъяков «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста»
  4. Н.А.Рыжова «Чудо у вас под ногами»
  5. М.А.Фисенко «Природа вокруг нас»
  6. О.В.Дыбина «Ребенок в мире поиска» Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста, 2005г.
  7. Н.А.Рыжова «Игры с водой и песком»
  8. С.Н.Николаева «Экологическое воспитание младших дошкольников» Мозаика-синтез,2005г.