«Молодой учитель в современной школе – это…»
Ведь все взрослые сначала были детьми,
только мало кто из них об этом помнит...
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Школа для современных детей, как и для меня в детстве, остается вторым домом, который не хочется покидать. Наверное, поэтому я и вернулся в родной «школьный дом», в котором учился, а таких, кто не хочет расставаться со школьными стенами, достаточно много. Я говорю о тех выпускниках нашей школы, которые после окончания вуза вернулись в родную школу.
Сегодня, как и во все века, учитель – это не только и не столько хранитель знаний, образец поведения, подражания для детей, сколько мастер, способный научить своих подопечных находить нужные знания в безбрежном океане современных наук, приобретать опыт самообразования. Он должен вдохновлять своих учеников на учение.
Конечно же, настоящий учитель обладает профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеет инновационными технологиями обучения и воспитания. И, наконец, очень важную роль играют личностные качества школьного учителя: педагогическая позиция, этики, отношение к жизни, коллегам, детям и людям вообще.
Все эти профессиональные умения и свойства характера в первую очередь присущи, конечно же, учителю с многолетним опытом работы. А как же быть молодому педагогу, только что окончившему университет? «Легко ли быть молодым учителем в современной школе?» - именно этот вопрос ставят перед собой выпускники вузов, решая, идти ли им работать в школу.
Школа – это мир, в котором свои обычаи и правила. Приступив к работе, молодой педагог быстро осознает, что знания, полученные им в вузе, конечно же, хороши, но только теоретически, а в жизни – все иначе!
В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с определенными трудностями. Неумение точно рассчитать время на уроке, логично выстроить последовательность этапов урока, затруднения при объяснении материала, отсутствие взаимопонимания с коллегами – вот далеко не полный перечень трудностей, подстерегающих учителя-новичка.
В СОШ№ 24 города Павлодара, созданы все условия для того чтобы молодой учитель чувствовал поддержку со стороны более опытных учителей.
Начинающий педагог должен освоиться в новом коллективе, наладить правильные отношения с детьми, уметь грамотно и эмоционально говорить на уроках, стараться заинтересовать детей своим предметом. То есть, коротко говоря, научиться учить. Ему необходимо выработать свой индивидуальный стиль общения с детьми, коллегами и администрацией школы.
Атмосфера, сложившаяся в №24 школе, очень благоприятна для вчерашнего выпускника педвуза. Продуманные действия администрации школы, психологической службы, хорошо спланированная система наставничества для начинающих учителей помогает быстро влиться в новый коллектив и успешно работать с учениками и их родителями.
Администрация школы под руководством директора Рахимгожиной Н.Ш. проводит очень большую работу по созданию условий для адаптации и профессионального роста молодых специалистов. Наши молодые учителя – активные участники всех школьных и городских мероприятий. По инициативе Рахимгожиной Н.Ш. ежегодно проводится молодежный патриотический форум, посвященный Дню Первого Президента РК Н.А. Назарбаева. Стали традиционными встречи трех поколений, которые проводятся городским комитетом профсоюза и отделом образования г. Павлодара. Огромный вклад внесли молодые педагоги в создание школьного музея боевой славы: собирали материалы для экспозиции, помогали в оформлении, являются экскурсоводами. Такие учителя как Смагулова С.Г., Базаводова М.В., Шәзінда С.М. стали призерами городских профессиональных конкурсов и олимпиад, давали открытые уроки для учителей города, имеют свои методические наработки.
Особую роль в становлении молодого специалиста в СОШ №24 школе играет наставничество. За каждым молодым специалистом закреплен наставник из числа опытных учителей. Результаты совместной деятельности молодого педагога и наставника подводятся в конце учебного года в форме творческих отчетов, конкурсов «Жас маман», «Две звезды». Большую помощь оказывают руководители методических объединений, которые способствует постоянному развитию учителя. Руководитель МО учителей общественно-гуманитарного цикла Николаева Е.В. всегда подскажет, как правильно спланировать этапы урока, подобрать формы работы, как наладить ту самую пресловутую дисциплину в классе, которая является камнем преткновения для всех молодых преподавателей. Такая поддержка просто необходима начинающему учителю. Ведь мало быть талантливым и образованным. Если рядом не окажется мудрых наставников, то из начинающего педагога никогда не получится ценный специалист.
Именно в таком коллективе может сформироваться настоящий учитель. Хотелось бы, чтобы так было во всех школах, тогда число молодых учителей будет значительно больше, а престиж профессии учителя выше.
Макажанов А.Т, учитель истории СОШ №24