Телефон доверия
8(7182)629144
email: sad38@goo.edu.kz
Адрес: Павлодар қаласы, Лермонтов көшесі, 46/1
8(7182)62-91-44 қабылдау бөлмесі, 8(7182)32-59-91 бухгалтерия 8(7182)32-39-28 вахта
Back to the main page of the department of education
График приема граждан:
Күнтізбелік сағ 9.00 –ден сағ.12.00-ге дейін сәрсенбі сағ 9.00 –ден сағ.12.00-ге дейін
In a year
In a month
In a week
Yesterday
Семинар по центрам активности
03-11-2010 18:00

Тема: «Организация предметно-развивающей среды группы с учётом проведения занятий в центрах активности»

Цель работы современного детского сада – заложить личностные способности, необходимые для того, чтобы справляться с жизненными проблемами.

К числу таких способностей и качеств мы относим следующие:

* уметь принимать и осуществлять перемены

* критически мыслить

* осуществлять выбор

* ставить и решать проблемы

* проявлять творчество, фантазию

* быть самостоятельными и инициативными

Дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения. Но не секрет, что не все дети с радостью и готовностью занимаются учебной деятельностью. Не все дети усваивают учебный материал в одном темпе. Эти и многие другие причины побуждаю современных педагогов искать новые пути организации детей на занятии. Один из современных способов организации детей является обучение в центрах активности. В каждой группе набор их может быть различным, однако ядро этого набора обычно составляют центры следующего содержания:

• сюжетно-ролевая игра

• открытая площадка

• строительство

• литература

• искусство

• манипулятивный

• песок и вода

• наука

• каждый центр – это маленькая творческая лаборатория, в которой собраны материалы, способствующие стимулированию самостоятельного познания сложных закономерностей, явлений.

Центры активности содержат различные материалы, которые дети могут использовать как на занятиях по плану воспитателей, так и по своему усмотрению. Материалы должны быть подобраны воспитателями так, чтобы они стимулировали исследовательскую деятельность ребёнка. Работа в центрах активности в составе малых групп создаёт условия естественного взаимодействия, в ходе которого дети решают проблемы, принимают решения, пробуют выразить себя, становятся более независимыми.

Организуя центры активности, следует подумать о том, как должно выглядеть пространство группы. Например, зона, предназначенная для строительства, должна быть достаточно большой, чтобы вместить несколько детей, и обеспечить сохранность их построек. Хорошо, если в ней есть ковёр или другое покрытие, так как это снижает шум и позволяет удобно расположится прямо на полу. Центр литературы должен быть маленьким и более интимным со столом для рисования и письма, с мягким ковром и подушками. Книги нужно расположить так, чтобы дети имели свободный подход к ним.

В каждом центре должно быть достаточно материала с тем, чтобы его хватило сразу для нескольких детей.

Воспитатели постоянно обновляют центры, заменяя одни материалы другими.

Раздаточный материал

Центр сюжетно-ролевой игры.

Эта область располагается обычно в углу комнаты. Не обязательно, но желательно, чтобы она располагалась в стороне от интенсивного движения детей и позволяла детям не отвлекаться детям на сверстников, которые не участвуют в игре. Занятия строительством обычно положительно влияют на сюжетно-ролевую игру, и обычно между этими зонами происходит взаимодействие, которое может быть достаточно продуктивным. Таким образом, разумно расположить эти зоны поблизости друг от друга, хотя и не стоит их сливать.

Пространство для сюжетно-ролевой игры должно быть чётко определено и иметь границы, которые препятствуют детям, не занятым в игре, вбегать в зону и прерывать игру. Границы должны быть открытыми, чтобы позволить другим детям при желании присоединиться.

Основной комплект должен включать в себя игрушечную мебель, несколько кукол, два игрушечных телефона, часы, зеркало, игровая одежда для ребёнка, аксессуары, - вообще всё, что может понадобиться ребёнку для игры, а также кукольную кровать с бельём.

Хороша игрушечная посуда, пластиковая бутылочка для кормления кукол-младенцев, пустые консервные банки без острых углов с ярлыками – изображениями продуктов, венчики для взбивания яиц, сита, черпаки и т.д. всё это обычно располагается на игрушечной кухонной мебели.

Центр строительства

Важно,чтобы центр располагался в стороне от активного передвижения. Хорошо, если он больше не используется для другой цели, тогда постройки можно оставлять нетронутыми весь день. Кроме крупного строительного материала, здесь могут быть картонные ящики, ящики с аксессуарами для строительства (фигурки людей и животных, машины, лодки, самолёты), предметы для сюжетно-ролевых игр (билеты для кондуктора, каски для строителя, игрушечные деньги и т.п.).

Центр литературы.

Должен вмещать уголок письма, книжный уголок, переплётный стол и места для слушания. В уголке для письма должны быть ручки, карандаши, фломастеры, мелки и бумага, а также линованная бумага. В книжном уголке желателен стенд для книг. Книги должны быть разнообразными – от книг, где только одни картинки до книг для читающих детей.

На переплётном столе могут быть чистые книги разных размеров – от маленьких 10*10 см до стандартного размера. Они побуждают детей к попыткам письменного самовыражения (личные размышления, стихи, диалоги с иллюстрациями). Хорошо иметь всё необходимое для самостоятельного изготовления книг ( бумага для обложек, скоросшиватели, дырокол и т.п.). книги, изготовленные детьми, могут занять место рядом с магазинными. «Кресло автора» позволит ребёнку официально «презентовать» «изданную» им книгу группе перед тем, как она займёт место на полке. Обсуждения, вопросы и комментарии детей при этом помогают «авторам» осознать, что они пишут для читателей и имеют свой собственный голос и точку зрения.

Уголок слушания.

Может быть укомплектован магнитофоном, записями, книгами. Можно записать на магнитофон стихи и истории в исполнении самих детей. В идеале набор записей должен отвечать различным темам и соответствовать теме недели.

Центр науки. Комнатные растения по программе каждой группы, снабжённые названиями, паспорта к ним. Оборудование для лаборатории: пробирки, весы, увеличительные стёкла, мерные стаканы, мерные ложки, микроскоп, песочные часы; линейки, рулетки, компас, глобус; аксессуары для наблюдения за водой (трубочки, прозрачные и непрозрачные ёмкости, красящие вещества, специи и т.п.), воздухом, магнитом. Сыпучие вещества, коллекции минералов, камней, природного материала, гербарии, альбомы по темам (ткани, бумага и т.д.), энциклопедии и другая познавательная литература. Материал для труда: клеёнчатые фартуки, нарукавники, тазики, тряпочки, салфетки и т.д.

Центр искусства

Образцы по изодеятельности, репродукции картин великих художников, предметы народно-прикладного искусства, книги об искусстве. Трафареты, шаблоны, книжки и картинки-раскраски. Материалы для рисования, лепки и аппликации (кроме ножниц. Если запланировано занятие по аппликации или аппликация в свободное время, дети работают под присмотром взрослого); материал для украшения (бисер, тонкая проволока, песок, разноцветный скотч и т.п.). Бумага разного цвета, размера, формы; картон. Тканевые, бумажные и клеёнчатые салфетки. Мольберт. Можно здесь же на уровне роста ребёнка расположить выставку рисунков.

Манипулятивный центр

Мозаика. Пазлы. Шнуровки, игрушки-застёжки, игрушки с замками-молниями. Прищепки, мелкие предметы (камешки, пуговицы, контейнеры и мелкие игрушки из-под киндер-сюрпризов, пробки, катушки). Конструкторы, настольно-печатные игры и настольные игры.

Таќырыбы: «Белсенділік орталыќтарында сабаќтарды ґткізілуді ескере отырып естияр тобында таќырыпты-дамытушылыќ орталыќты ўйымдастыру»

Заманауи балабаќшаныѕ жўмыс маќсаты – ґмірлік мјселелерді шешу їшін ќажетті жеке тўлєа ќабілеттерін дамыту.

Осындай ќабілеттері мен ќасиеттерге келесілерді жатќызамыз:

* ґзгерістерді ќабылдау мен іске асыру біліктері

* сын тўрєысынан ойлау

* таѕдауды іске асыру

* мјселелерді ќою жјне шешу

* шыєармашылыќты, ќиялдауды танып-білу

* ґздігімен бастамашыл болу

Балалар оќу їрдісімен јуестеніп ќызыєушылыќпен ќараєанда єана, ќабілеттері жаќсы дамиды. Біраќ балалардыѕ бјрі бірдей оќу іс-јрекетіне сондай ќуанышпен дайындыќпен ќатыспайтыны белгілі. Барлыќ барлалар оќу матеиалын бірден меѕгере алмайды. Осы жјне басќада кґптеген жаєдайлар педагогтардыѕ балаларды сабаќтарєа ўйымдастырудыѕ жаѕа жолдарын іздеуге шаќырады. Осындай балаларды сабаќќа ўйымдастырудыѕ заманауи тјсілініѕ бірі белсенділік орталыќтарында оќыту болып табылады. Јр топта тїрлі жиналєан материалдар болуы мїмкін, біраќта осындай жиналєан материалдыѕ ядросы болып келесі мазмўндаєы орталыќтар ќўрайды:

• Сюжетті-рґлдік ойын

• ашыќ алаѕ

• ќўрылыс

• јдебиет

• ґнер

• айлалы јрекетті

• ќўм мен су

• єылым

• јрбір орталыќ – бўл заѕдылыќ ќўбылыстарды ґздігімен танып білуге јсер ететін материалдар жиналєан, кішкентай шыєармашылыќ зертхана.

Белсенділік орталыќтарында тјрбиешілер ґздерініѕ жоспарлары бойынша, ґз ќалауы бойынша ќолданатын тїрлі материалдар бар. Шаєын топтаєы белсенділік орталыќтар жўмысы балалардыѕ ґз мјселелерін шешуге, шешім ќабылдауєа, ґздерін жан-жаќты кґрсетуге, тіпті тјуелсіз болуєа табиєи ґзара ќарым-ќатынас жаєдайларын жасайды. Белсенділік орталыќтарын ўйымдастыра отырып, топтаєы оныѕ орны ќалай болатынын алдын-ала ойлау керек. Мысалы, ќўралысќа арналєан орталыќ балалардыѕ жўмыс жасауы їшін ќолайлы болатындай, ќўрылыстарын саќтап ќоюын ќамтамасыз ететін їлкен кеѕдеу болуы ќажет. Егер кілем тґселіп жатса тіпті жаќсы, ол тарсылдатпай еденде отырып ойнауєа мїмкіндік береді.

Јдебиет орталыєы керісінше шаєын жјне сурет салу, жазуєа арналєан кішкене їстелімен, жўмсаќ жастыќтар мен кілемше болуы керек. Кітаптарды балалардыѕ ќолы жететін жерге орналастыру керек. Јрбір орталыќта барлыќ балаларєа тарату їшін, жеткілікті материалдар болуы ќажет.

Тјрбиешілер їнемі белсенділік орталыќтарындаєы материалдарды басќаларымен ауыстырып, жаѕартып отыру керек.

Таратылатын материалдар

Сюжетті – рґлдік ойындар орталыєы.

Бўл сала јдетте бґлменіѕ бір бўрышында орналасады. Оныѕ балалардыѕ ќарќынды ќозєалып ойнайтын жерініен алшаќтау орналасќаны жґн жјне ґзініѕ ойынєа ќатыспаєан достарына кедергі жасамауы ќажет. Ќўрылыспен сабаќ јдетте сюжетті рґлдік ойындарєа оѕтайлы јсер береді жјне осы екі ортаныѕ арасындаєы ґзара байланыс жеткілікті тыєыз болуы ќажет. Сондыќтан осы екі ортаны бір-біріне ќатар ќойєан жґн, біраќ ќосып жібермеу керек. Сюжетті-рґлдік ойынєа арналєан орын наќты аныќталып ойынєа ќатыспай отырєан балалардыѕ жїгіріп кіріп