Психолого-педагогическая адаптация детей.
С чего начинается социализация маленького ребенка? В первую очередь, с семьи. Но по-настоящему это происходит при поступлении малыша в детский сад. Именно там он учится общаться с незнакомыми взрослыми и детьми, усваивает нормы и правила поведения, учить жить в обществе. От того, как пройдет привыкание дошкольника к новым условиям, зависит его физическое и психическое развитие. Родители, отдавая ребенка в дошкольную организацию образования, беспокоятся за его судьбу, и обоснованно. Многие дети в период адаптации становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными, тревожными. Это связано с тем, что не удовлетворяется одна из базовых потребностей – в безопасности и защищенности. Ребенок впервые остается без близких людей в незнакомой обстановке. В семье он в центре внимание, а в детском саду один из многих, такой же, как и другие. Это ломает сложившиеся у него стереотипы, требует психологической перестройки, изменения поведения, выработки новых умений, а малыш раним, его организм функционально не созрел, ему трудно приспосабливаться, нужна помощь взрослых: родителей и воспитателей.
Как правильно организовать работу по адаптации детей к ДОО?
Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в ДОО.
Каждый ребенок привыкает по-своему, однако можно отметить некоторые закономерности адаптационного периода.
Надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, потому что она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.
Поэтому ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно, если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.
Дети до 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях.
Эти страхи – одна из причин затруднений адаптации ребенка к саду. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в саду приводит к тому, что ребенок становится более возбудим, раним, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т.к. стресс истощает защитные силы организма.
Психологи указывают на следующий парадокс: чем раньше ребенок будет отдан в ДОО, тем более он будет коллективистки настроен в дальнейшем.
Одним из главных факторов легкой адаптированности вновь прибывших детей является создание благоприятных условий в группе и в детском саду в целом. Для этого важно организовать не только предметно-развивающую среду, т.е. ту, которая способствует разностороннему и полноценному развитию эмоционально – чувственной сферы ребенка младшего возраста как условия, способствующего повышению его адаптационных возможностей, необходимых для дальнейшего успешного и гармоничного развития.
Работа по предупреждению дезадаптации детей ведется поэтапно.
1. Проводится:
– анкетирование родителей прибывших детей для более полного ознакомления с ребенком;
- оценка психоэмоционального состояния детей;
- определение уровней адаптации в соответствии с факторами адаптации ребенка в ДОО.
2. Психопрофилактическая и коррекционно - развивающая работа, направленная на снятие проблем, возникающих в начальном периоде адаптации детей к условиям к организации образования.
3. Повторная контрольная диагностика – по окончании периода адаптации.
Немаловажное место имеет привыкание ребенка к новым социальным условиям, которые делятся на три периода:
- Острый или дезадаптация (выражен рассогласованием между привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой микросоциальной среды, т.е. изменение распорядка дня, привычного образа жизни.)
- Подострый или адаптация (ребенок активно осваивает новую среду, нормализует аппетит, но продолжаются нарушение сна и эмоционального состояния).
- Компенсация или адаптированность (нормализуются все регистрируемые показатели).
ДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ:
1 этап – острая фаза адаптационного процесса.
- Режим дня, максимально приближенный к режиму детского сада.
- Прогулка с ребенком после детского сада.
- Дома возможные водные процедуры; это даст малышу возможность очень эффективно релаксировать нагрузку детского сада, смыть со слизистых патогенную флору и разделить день на «до и после ванны»
- Прогулки во дворе или вблизи детского сада для того, чтобы приучать ребенка к совместным играм с другими детьми.
- Выработка ритуала прощания с ребенком в детском саду.
- Обсуждение с ребенком, что было положительного в детском саду;
вопросы должны быть простыми и неэмоциональными: «Что ел?» «Во что играл?» «Как одевался?»; при этом необходимо концентрировать внимание на хорошем.
- Сохранить спокойствие и терпение, избегать жестких наказаний.
- Прислушиваться к советам и рекомендациям воспитателей.
2 этап – подострая фаза адаптационного процесса.
- Режим дня, максимально приближенный к режиму детского сада.
- Прогулки с ребенком после детского сада; ограничить просмотр телевизионных программ.
- Сохранять спокойствие и терпение, избегать жестких наказаний.
- Контроль за состоянием здоровья (в осеннее – весенний период можно пропить витамины).
- Прислушиваться к советам и рекомендациям воспитателей.
Процесс привыкания к детскому саду у каждого ребенка индивидуален.
Но только при согласованности действий всех взрослых, затронутых в этом процессе (педагогов и родителей), даст возможность максимально безболезненно пройти адаптацию ребенку к новому, полюбить то место, где он будет проводить очень много времени.
Правила поведения взрослых в период адаптации:
1. НЕ ОБСУЖДАТЬ ПРИМАЛЫШЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С Д/САДОМ.
2. ОТПРАВИТ Ь РЕБЕНКА В Д/САД ПРИ УСЛОВИИ, ЧТО ОН ЗДОРОВ.
3. ЗАРАНЕЕ УЗНАТЬ ВСЕ НОВЫЕ МОМЕНТЫ В РЕЖИМЕ ДНЯ В Д/САДУ И ВВЕСТИ В РЕЖИМ ДНЯ РЕБЕНКА ДОМА.
4. ПОВЫСИТЬ РОЛЬ ЗАКАЛИВАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ.
5. «РАСКРЫТЬ СЕКРЕТЫ» МАЛЫШУ ВОЗМОЖНЫХ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ И ВЗРОСЛЫМИ ЛЮДЬМИ.
6. НЕ УГРОЖАТЬ РЕБЕНКУ Д/САДОМ КАК НАКАЗАНИЕМ ЗА НЕПОСЛУШАНИЕ.
7. НЕ НЕРВНИЧАТЬ И НЕ ПОКАЗЫВАТЬ СВОЮ ТРЕВОГУ НАКАНУНЕ ПОСТУПЛЕНИЯ РЕБЕНКА В Д/САД.
8. ОБЪЯСНЯТЬ РЕБЕНКУ, ЧТО ОН ДЛЯ ВАС ДОРОГ И ЛЮБИМ!
*************
Ребенок, гармонично взаимодействующий с окружающей средой
Детский сад — это первый социальный институт, который учит детей жить в социуме. Именно в детском саду происходят первые самостоятельные контакты ребенка с окружающими людьми, здесь он учится общаться и взаимодействовать. Общение со сверстниками позволяет ребенку быстрее осваивать новые умения и приобретать новые знания, так как эффект подражания в раннем возрасте силен. Успешной адаптации в детском саду способствуют воспитатели, которые должны помочь ребенку в любой сложной ситуации. Все чаще и чаще педагоги ДО сталкиваются с детьми, находящимися на домашнем воспитании, так как почти при каждом из ДО функционирует консультационный пункт для родителей. Так вот, дети, которые не посещали ДО, нередко испытывают сложности с адаптацией в школьном коллективе. Начинать обучение в школе им сложнее, чем выпускникам детских садов, так как они не имеют достаточных навыков общения.
Кроме того, воспитание в детском саду учит ребенка волевому поведению, умению находить компромиссы между своими желаниями и желаниями других. Ребенок учится защищать свои интересы без ущерба интересам других. Также в детском саду дети осваивают основы саморегуляции, т. е. учатся самостоятельно выбирать себе занятие и посвящать выбранному делу определенное количество времени. Именно это умение становится основой организованности ребенка дома и (в будущем) в школе. Крайне важен и тот факт, что в детском саду указанные качества формируются естественным образом в процессе игры, которая является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Именно во время игр формируются основные навыки самостоятельности, умения контактировать и договариваться.
Дошкольное воспитание в детском саду удовлетворяет потребности ребенка в развитии и общении. Образование в домашних условиях, безусловно, способно обеспечить малышу освоение всех навыков самообслуживания и усвоение знаний, необходимых для подготовки к школе, но оно не в состоянии научить ребенка жизни в коллективе. В то время как именно умение находить общий язык с окружающими людьми является залогом успешности человека во взрослой жизни.
Современное дошкольное образование подразумевает разработку «модели выпускника», отражающей все основные качества, умения и навыки, которые должны быть привиты ребенку в процессе дошкольного образования. Под моделью выпускника понимается предполагаемый результат совместной деятельности детского сада и семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать выпускник ДО.
Один из важных моментов в деятельности создания так называемой «модели выпускника» — налаживание доверительных партнерских взаимоотношений между педагогами и родителями. Каждая семья, воспитывающая ребенка дошкольного возраста, испытывает потребность в получении профессиональной помощи в воспитании и обучении детей, информации о развитии способностей, выявлении ярких проявлений в когнитивном развитии.
Согласно ГОСО семья — это социальный институт, который оказывает огромное влияние на формирование преемственности поколений1уважитепьное отношение к старшим, соблюдение традиций и обычаев, культуры поведения привычек, уважения к истории своего народа, любви к Родине.
«Модель выпускника»ДО в современных условиях может включать в себя такие параметры как
- уровень физического развития;
- степень закаленности;
- приобретение основных навыков гигиены;
- освоение основных видов двигательной активности;
- формирование интеллектуальных предпосылок для начала обучения в школе;
- работоспособность;
- развитие интереса к миру, стремление к познанию;
- интерес к творческой деятельности;
- развитие воображения;
- стремление к самостоятельности;
- приобретение основ культуры общения;
- освоение основных правил дисциплины;
- степень осознания своих возможностей;
- умение действовать в коллективных целях,
В соответствии с системой дошкольного воспитания в каждом отдельном детском саду «модель выпускника» может либо исключать какие—либо из предложенных составляющих, либо дополнять их характеристиками, соответствующими специфике ДО.
Конечно же, существует несколько подходов к разработке «модели выпускника». Но главное, что их объединяет, — это коллективный результат совместной деятельности педагогического коллектива ДО, согласованный с родителями воспитанников.