ПРОГРАММА ИНФОРМАТИЗАЦИИ
Основная цель Программы информатизации - переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники, информационных и телекоммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе школы и повышения на этой базе образовательного уровня подрастающего поколения.
За последние несколько лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационно-коммуникационных технологий в жизни общества. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу.
Информатизация образования, как одно из ключевых направлений развития учреждения обеспечивает возможности использования в образовании современных информационных средств, повышение эффективности традиционных процессов обучения, воспитания, управления образованием, а также задачам развития содержания образования, технологий образовательного процесса и свойств образовательной среды школы.
В рамках программы должны быть решены следующие задачи:
1) формирование информационной культуры учащихся, повышение их уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки в области современных информационных и коммуникационных технологий;
2) использование компьютеров, как средства обучения при изучении общеобразовательных и специальных предметов;
3) подготовка учителей, школьных библиотекарей к работе в новых условиях;
4) внедрение компьютерных информационных технологий для различных служб и подразделений школы (учебного управления, бухгалтерии, библиотеки, канцелярии);
5) определение, апробация и внедрение современных подходов к применению информационных технологий и телекоммуникаций в образовании;
6) создание банка программно-педагогических средств для использования компьютерной техники в учебном процессе (электронные мультимедийные учебники, контролирующие и обучающие программы по предметам, компьютерные справочники и энциклопедии и т.д.);
7) практическое освоение преподавателями компьютерных технологий в области обучения;
8) курсовая подготовка учителей (пользование услугами Internet, электронной почты и центров дистанционного образования).
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы:
– увеличение количества современной компьютерной техники в школе, используемой в процессе обучения;
– создание автоматизированных рабочих мест (АРМ) для администрации и педагогов;
– создание общешкольной локальной сети с выделенными серверами;
– создание школьной медиатеки;
– увеличение количества педагогов, реализующих на регулярной основе информационные технологии в учебной деятельности и внеклассной работе;
– привлечение учителей-предметников и перспективных учащихся к созданию мультимедийных электронных уроков с проведением экспертизы различного уровня;
– привлечение учащихся к проектной деятельности и участию в различных конкурсах, в том числе через Интернет.
Сроки и этапы реализации Программы
№ |
МЕРОПРИЯТИЯ |
СРОКИ |
ОТВЕТСТВЕННЫЕ |
---|---|---|---|
1 |
Осуществление обучения учащихся с использованием компьютерных технологий
|
В течение года |
Учителя-предметники |
2 |
Применение богатейших ресурсов среды Internet для самообразования и обучения школьников
|
В течение года |
Учителя-предметники, учитель информатики |
3 |
Расширение круга педагогов, владеющих компьютерной техникой через занятия в кружке компьютерной грамотности
|
Каникулярные дни |
Учителя информатики - Досанова Г.К. Каппасова А.Б. |
4 |
Повышение квалификации педагогических работников школы в области компьютерных технологий
|
В течение года через ИПК ПК |
Администрация - Каппасова А.Б. Бегайдарова Г.К. Табулова К.С. |
5 |
Оказание консультационной, технической и методической помощи педагогам-предметникам, разрабатывающим материалы для уроков с компьютерной поддержкой
|
Постоянно |
Администрация - Каппасова А.Б. Учитель информатики - Досанова Г.К. Касенова Г.С. Шампатова М.М. Аушахманова А.Ж. |
6 |
Разработка и заполнение баз данных для автоматизации процесса управления школой: – базы данных педагогических работников школы; – базы данных учащихся школы; – базы данных детей поживающих по микроучастку школы
|
Сентябрь, октябрь |
Администрация - Каппасова А.Б. Бегайдарова Г.К. Табулова К.С. Камалиденова А.Ж. |
7 |
Разработка и заполнение баз данных для автоматизации коррекционной работы с учащимися
|
Сентябрь, октябрь |
Школьный психолог - Ахметжанова С.М., Абешова М.Б. Социальный работник - Ахметжанова А.С. |
8 |
Автоматизация делопроизводства и ведения документации внутри школы
|
Постоянно |
Секретарь-делопроизводитель - Шажанканова Б.М. |
9 |
Создание банка программно-педагогических средств для использования компьютерной техники в учебном процессе (электронные мультимедийные учебники, контролирующие и обучающие программы по предметам, лабораторные практикумы и т.д.)
|
Постоянно
|
Учителя-предметники. Администрация - Каппасова А.Б, Библиотекари - Макажаноа С.К., Жумалина А.Р. |
10 |
Внедрение в образовательный процесс электронных учебников и программно-педагогических средств по предметам
|
В течение года | Учителя-предметники, администрация |
11 |
Создание банка учебно-методических и дидактических материалов, мониторингасредствами MSOffice
|
В течение года |
Учителя-предметники. Администрация - Каппасова А.Б. |
12 |
Организация и поддержка издательской деятельности учителей и учащихся
|
В течение года |
Администрация, учитель информатики |
13 |
Использование педагогами ресурсов сети Internet для подготовки к урокам и внеклассным занятиям
|
Постоянно |
Учителя-предметники |
14 |
Разработки педагогических программных средств (презентаций, электронных курсов и др.)
|
В течение года | Учителя-предметники |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и
показатели социально-экономической эффективности
1) Создание единого информационного образовательного пространства школы.
2) Создание системы автоматизированных рабочих мест.
3) Количественное и качественное изменение компьютерного оснащения школы.
4) Приобретение всеми педагогическими работниками навыков использования ИКТ.
5) Создание электронных учебников учебной деятельности.
6) Накопление опыта реального использования ИКТ в образовательном процессе.
7) Внедрение электронного обучения e-learning.
Это позволит:
– повысить качество обучения путем организации доступа организаций образования к общим образовательным ресурсам, рационального использования педагогических кадров высшей квалификации, подготовки специалистов в области новых информационных технологий;
– обеспечить доступ организаций образования к глобальным информационным ресурсам по высокоскоростным каналам;
– произвести замену устаревшей компьютерной техники;
– разработать по основным предметам общеобразовательной школы современные электронные учебные издания на государственном и русском языках и внедрить в учебный процесс, осуществить их интеграцию с традиционными средствами обучения;
– создать электронные библиотеки и обеспечить доступ к размещенным в них образовательным ресурсам;
– организовать систему открытого образования, включая интерактивные дистанционные технологии обучения для организаций образования различного уровня;
– организовать подготовку и переподготовку кадров на государственном и русском языках для внедрения информатизации в систему образования;
– создать нормативные правовые основы информатизации системы образования;
– повысить качество образования за счет эффективного использования современных информационных технологий;
– обеспечить доступ учителей и учащихся к глобальным информационным ресурсам;
– создать условия для развития технологий дистанционного обучения и консультирования;
– развить возможности для реализации открытого образования;
– повысить качество подготовки специалистов в области внедрения и эксплуатации информационных технологий;
Характеристика проблем, на решение которых
направлена программа, исходное состояние
Современное состояние информационной образовательной среды школы:
– 739 учащихся, 6 методических объединений, количественный состав учителей – 61 человек, из них 7 имеют высшую категорию, 25 – первую, 20 – вторую;
– проведена соответствующая научно-методическая работа в коллективе;
– запущен в эксплуатацию класс свободного доступа к Интернет;
– обеспечен учащимся и преподавателям доступ к компьютерам и широкому диапазону современного программного обеспечения для индивидуальной работы во внеурочное время;
– создан школьный Web-сайт.
Техническое оснащение:
– кабинет информатики – 10+1 компьютеров и мультимедиа оборудование, принтер, интерактивная доска;
– лингафонный кабинет – 16+1 компьютеров и мультимедиа оборудование, сканер, принтер, интерактивная доска;
– кабинет директора – 2 компьютера, принтер, сканер, ксерокс, цифровой фотоаппарат;
– кабинет заместителей директора – 4 компьютера, 6 принтеров;
– кабинет физики – 1 компьютер и мультимедиа оборудование, интерактивная доска;
– кабинет химии – 1 компьютер и мультимедиа оборудование, интерактивная доска;
– кабинет биологии – 1 компьютер и мультимедиа оборудование, интерактивная доска;
– кабинет начальных классов – 1 компьютер и мультимедиа оборудование, интерактивная доска;
– кабинет английского языка – 10+1 компьютеров и мультимедиа оборудование;
– в кабинетах имеется локальная сеть и выход в Интернет.
Учителя-предметники:
– создают и используют педагогические программные средства (тренажеры, тесты и т.д.);
– используют разработанные электронные уроки для иллюстрации изучаемого материала;
– организуют работу школьников в образовательных Интернет-проектах, тематических конкурсах, викторинах и т.д;
– составляют календарно-тематическое планирование в электронном виде;
– организуют проектную деятельность учащихся.
Ученики:
– под руководством учителей-предметников и по собственной инициативе участвуют в проектной деятельности, разрабатывая презентации. Работы эти отмечены на городском уровне;
– участвуют в городских и международных сетевых инициативах (викторинах, конкурсах, проектах);
– работают над созданием нового сайта школы.
Для достижения основной цели развития учреждения, а именно перехода на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники, информационных и коммуникационных технологий во всех структурных подразделениях школы, повышения качества образования за счет эффективного использования современных ИКТ, обеспечения доступа учителей и учащихся к глобальным информационным ресурсам, создания условий для развития технологии дистанционного обучения и консультирования, развития возможности для реализации открытого образования необходимо:
– увеличить количество современной компьютерной техники в школе;
– создать автоматизированных рабочих мест (АРМ) для администрации и педагогов;
– создать общешкольную локальную сеть с выделенным сервером;
– создать школьную медиатеку;
– увеличение количества педагогов, реализующих на регулярной основе ИКТ в учебной деятельности и внеклассной работе;
– учителям-предметникам более широко привлекать перспективных учащихся к созданию мультимедийных электронных уроков, к проектной деятельности и участию в различных конкурсах, в том числе через Интернет.
Основные цели и задачи Программы с указанием сроков и этапов
ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей
Основные направления информатизации:
– внедрение компьютерных информационных технологий для различных служб и подразделений школы (управления, психологической службы, канцелярии);
– индивидуализация обучения, направленная на интересы и потребности учащихся;
– создание единого информационного образовательного пространства школы;
– используя возможности работы в Internet, проводить дистанционное компьютерное профориентационное тестирование учащихся;
– создание школьной сети, объединяющей компьютерную технику школы;
– создание фонда обучающих и контролирующих программ по предметам, включая мультимедиа-технологии;
– организация работы по конструированию учителями системы творческих занятий по своему предмету с использованием электронной почты E-mail и "Всемирной паутины" WWW;
– организация доступа к учебным программам, курсам и методическим материалам, размещённым на школьном сервере, а также на образовательных серверах других организаций.
Целевые индикаторы программы:
– развитие компьютерной базы учреждения;
– формирование и развитие школьной медиатеки;
– образовательные ресурсы, созданные в школе;
– проектная деятельность учащихся;
– использование учителями современных информационных средств.
Основные мероприятия программы:
– создавать АРМ-ы учителей-предметников с целью использования на регулярной основе ИКТ в учебной деятельности и внеклассной работе – 2017-2020 уч.год;
– увеличить количество компьютеров, объединенных в локальную сеть до 2021 года;
– обозначить в локальных актах школы свободный доступ учащихся и педагогов в Интернет;
– увеличить количество рабочих мест, имеющих доступ в Интернет, дистанционного обучения учителей и учащихся, подготовки к ЕНТ, участию в проектной деятельности – до 2020 года;
Программа разработана рабочей группой в составе:
1) Асылбекова Надежда Бакубаевна – директор школы;
2) Каппасова Асем Бекеновна – зам. директора по УВР;
3) Досанова Гульбаршин Куандыковна – учитель информатики.