Размер шрифта:
↑Наверх
Телефон доверия
8 (7182) 66-12-63
Адрес: 140000, г. Павлодар, ул. Шевченко 1
8 (7182) 61-30-12 (приемная)
Вернуться на главную страницу отдела образования
График приема граждан:
Понедельник 16:00 - 18:00, Пятница 9:00 - 12:00
Цель посещения сайта?
Голосовать
За информацией (Ақпарат алу үшін) - 238
Ради интереса (Қызығушылықпен) - 50
Другие цели (Басқа мақсаттар) - 18
Всего проголосовало: 306
Смотреть результат
За год0
За месяц0
За неделю0
Вчера0
Советы психолога

 

ФУНКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ, РАБОТАЮЩИХ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

              - Организация и проведение занятий с одаренными детьми.

              - Разработка, усовершенствование, корректировка программ для работы с одаренными детьми.

              - Мониторинг результативности занятий с одаренными детьми.

              - Организация индивидуальной работы с одаренными детьми.

              - Подготовка детей к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского, областного уровня.

              - Контроль за выполнением индивидуальных образовательных программ одаренных учащихся.

              - Обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.

              - Творческие отчёты по предмету.

              - Организация научно-исследовательской деятельности учащихся.

              - Учёт индивидуальных особенностей развития одарённых детей, их интересов и склонностей.

              - Подготовка материалов, рекомендаций по организации работы с одаренными детьми.

Выявление одарённых детей продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребёнка. Существует множество методик для выявления одарённости.

 

               Рекомендации классным руководителям в работе с "трудными" подростками

 Особенности подросткового периода развития:

  • ребенок стремится приобрести личную свободу и независимость;
  • примеряет на себя различные интересы и жизненные цели;
  • вступает в первые романтические отношения;
  • привыкает ощущать себя в роли взрослого человека.

Общаясь с подростком, помните:

  • беседу с подростком нужно начинать с дружеского тона;
  • в процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес;
  • лучшим словом, располагающим подростка к общению, является его имя;
  • диалог с подростком надо начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают;
  • в процессе общения старайтесь вести диалог на равных;
  • старайтесь инициативу общения держать в своих руках;
  • умейте смотреть на вещи глазами подростка.

Работая с «трудным» подростком, нужно:

  1. Ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, ограничить круг видов деятельности (которые ему разрешены и доступны) и ответственность за них. Настаивать на соблюдении принятых «правил игры», самим соблюдать их в тех случаях, когда другой стороне этого не удается. Быть терпеливым и помнить, чтобы избавиться от нежелательных привычек, нужны долгие месяцы.
  2. В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой – мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гарантированы от ошибок, кое в чем можем и уступить.
  3. Действовать только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только потом, выбрав подходящий момент, без раздражения высказать свое мнение, вносящее поправки в услышанное. Вскрывать причины неправильных взглядов подростка, показывать, в чем ошибочность его рассуждений, и таким путем развивать и направлять его мыслительный процесс, обеспечивая необходимыми источниками.
  4. Быть самокритичными, принципиальными, стараться настолько укрепить доверие молодого человека, чтобы он делился с нами своими возможными неприятностями.
  5. Не ставить на подростке крест, ведь его обостренное самолюбие и социальная поза возникли именно вследствие предыдущих социальных сбоев, которые постоянно напоминают о себе и подпитывают нежелательное поведение.
  6. Не пытаться загнать подростка в угол, поставить в затруднительное положение. Не прибегать к физическому наказанию
  7. Требуя что-то от подростка, нельзя торговаться
  8. Стараться соблюдать принцип А.С. Макаренко: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему.
  9. Уметь смеяться. Раскрывать подросткам особенности их личности и приемлемые для них черты нашей личности.
  10. В личных беседах усиливать целенаправленную жизненную ориентацию подростков и развивать их идеал Я.


«Не рождаются трудными дети –Просто им вовремя не помогли…»

 

Трудные или трудновоспитуемые дети - категория детей, демонстрирующих явные отклонения в личностном развитии.

Трудные дети - дети, имеющие физические и/или психические недостатки, которые препятствуют им осваивать общепринятые нормы культурного развития

 

 

Проблемы взаимодействия с «трудным ребенком»

 

Психологические- невыполнение правил поведения, бесконтрольность поведения, несформированность учебных навыков

Педагогическиеневыполнение  требований учителя, отсутствие мотивации учения, несогласованность педагогов и родителей

Социальные родители не принимают участия в воспитании детей, всю ответственность перекладывают на школу

 

Аспекты трудновоспитуемости:

 

Педагогическиепоследствия трудновоспитуемости – это удовлетворительное и неудовлетворительное усвоение знаний, пробелы в знаниях, невыполнение требований учителя, невыполнение правил поведения, низкая мотивация учения.

l  Частые неуспехи в учёбе мешают подростку развиваться как личности, это проявляется в бесконтрольности поведения, несформированности учебных навыков. В этом состоит психологический аспект.

l  В социальном плане трудновоспитуемость проявляется в сложности социальной адаптации. Трудные дети редко пользуются авторитетом в ученическом коллективе, они становятся изгоями или отрицательными лидерами.

Медицинскийаспект состоит в том, что постоянные неудачи, тревоги, страхи, напряжённость приводят к нарушению психического здоровья.

 

Категории «трудных» детей:

 

l  Гиперактивные дети

l  Агрессивные дети

l  Тревожные дети

l  Дети-индиго

 

Особенности учащихся с гиперактивностью и нарушением внимания:

 

l  Неспособность удерживать в памяти какое-либо событие. У них отсутствует чувство прошлого, и вследствие этого они не способны сравнивать разные элементы прошлого опыта. Они не в состоянии давать оценку событиям.

l  Неспособность использовать прошлый опыт в настоящем. Если бы они осознавали прошлое, они смогли бы лучше предугадывать будущее. Они не осознают будущего.

l  Отсутствие чувства времени и вследствие этого у них нет понимания того, что произойдет в следующий момент, поэтому они не способны строить планы, составлять расписания, что создает трудности в попытках организовать, спланировать будущее.

l  Неспособность обдумывать действия и запоминать информацию, означает, что они живут данным моментом.

l  Неспособность анализировать информацию, отделять факты от ощущений.

l  Отсутствие чувства объективности и не проницательности.

l  Неспособность овладевать своими эмоциями ради достижения цели.

l  Необходимость стимулов для побуждения к действию.

l  Неспособность к самоконтролю.

l  Неусвоение языка.

 

Проблемы на уроках в школе:

 

l  беспокойство, неловкость, чрезмерная подвижность, неусидчивость;

l  подверженность внешним отвлекающим факторам;

l  трудности в выполнении заданий по заданным условиям;

l  трудности в фиксировании внимания при выполнении задания или во время игры;

l  переключаемость одного задания на другое, не выполнив;

l  трудность в сохранении тишины и правил во время игр;

l  многословность, назойливость;

l  невнимательность, отвлекаемость во время слушания;

l  отсутствие бережного отношения к вещам;

l  способность подвергать себя или окружающих физическому риску, не думая о последствиях.

 

Рекомендации по работе с гиперактивными детьми
(шпаргалка для учителя)

 

l  Ученик должен занимать место на первых партах или в середине класса

l  Ученик должен сидеть с учеником рефлексивного типа или один и подальше от других импульсивных учеников

l  Работать с ребенком лучше в начале урока

l  Делить работу на более короткие и более частые периоды

l  Использовать физкультминутки

l  Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха

l  Давать короткие, чёткие и конкретные инструкции

l  Использовать гибкую систему поощрения и наказания

l  Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее

l  Давать постоянные или временные поручения

l  Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества

 

 

Особенности агрессивных учащихся:

 

l  ощущение неблагополучия, опасности внешнего мира и прибегание к защитной агрессии;

l  несформированность самостоятельности;

l  ощущение несправедливости;

l  ощущение опасности, подозрительность и настороженность;

l  вселяют в окружающих страх и беспокойство;

l  недружелюбность, стремление завоевать популярность среди сверстников силой, обидчивость, если с ними не хотят дружить;

l  заниженная самооценка;

l  неумение адекватно реагировать на какие-либо события;

l  ощущение отверженности, никому ненужности, уверенность, что он нелюбим;

l  поиски способов привлечения внимания взрослых и сверстников.

 

Проблемы на уроках в школе:

 

l  Нападает на детей, обзывает, бьёт. Отбирает и ломает чужие вещи.

l  Старается нарочно демонстративно разозлить учителя.

l  Провоцирует окружающих на ответную агрессию.

l  Часто отказывается выполнять правила, нарушают внутренний распорядок.

l  Не признают свою неправоту, перекладывают вину за затеянный ими инцидент на других детей или педагога.

l  Подвергает себя или окружающих физическому риску, не думая о последствиях.

l  Не могут и не любят групповые и парные формы работы

 

Рекомендации по работе с агрессивными детьми
(шпаргалка для учителя)

 

l  Быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка

l  Демонстрировать модель неагрессивного поведения

l  Быть последовательным в наказаниях ребёнка, наказывать за конкретные поступки

l  Наказания не должны унижать ребёнка

l  Обучать приемлемым способам выражения гнева

l  Учить брать ответственность на себя

l  Используйте удивление для реакции на агрессию

l  Требуя что-либо, учитывайте возможности ребёнка

l  Постарайтесь погасить конфликт в самом начале, переключить внимание ребёнка

l  Быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка

l  Демонстрировать модель неагрессивного поведения

l  Быть последовательным в наказаниях ребёнка, наказывать за конкретные поступки

l  Наказания не должны унижать ребёнка

l  Обучать приемлемым способам выражения гнева

l  Учить брать ответственность на себя

l  Используйте удивление для реакции на агрессию

l  Требуя что-либо, учитывайте возможности ребёнка

l  Постарайтесь погасить конфликт в самом начале, переключить внимание ребёнка

 

 

Особенности тревожных учащихся:

 

l  постоянное беспокойство;

l  смущение, покраснение, когда на него обращают внимание;

l  огорчение, расстройство и плач;

l  низкая самооценка, неуверенность в своих силах, ощущение себя хуже других во всём: самые некрасивые, самые глупые, самые неловкие;

l  страх неизвестной обстановки возможных трудностей;

l  жалобы на головную боль, головокружение, боли в животе;

l  раздражительность.

 

Проблемы на уроках в школе:

 

l  боязнь приступать к новому виду деятельности, любое задание вызывает беспокойство,

l  трудность, невозможность сосредоточиться на чём-либо;

l  быстрая утомляемость, неспособность выдержать темп урока;

l  напряжённость, взволнованность, неуверенность в правильности своего решения во время выполнения заданий;

l  трудности в установлении социальных контактов со сверстниками, часто в коллективе бывают изгоями;

l  растерянность в необычной обстановке: замена урока другим учителем, смена соседа по парте, нетрадиционная форма урока и т.д.;

l  отказ отвечать у доски, молчание на вопрос учителя.

 

Рекомендации по работе с тревожными детьми
(шпаргалка для учителя)

 

l  Избегайте состязаний и каких-либо работ на скорость

l  Не сравнивайте ребёнка с окружающими

l  Используйте физкультминутки

l  Старайтесь, чтобы во время внеклассных мероприятий он был ближе к Вам

l  Способствуйте повышению самооценки, чаще хвалите, но так, чтобы он знал за что

l  Обращайтесь к ребёнку по имени

l  Демонстрируйте образцы уверенного поведения

l  Не предъявляйте к ребёнку завышенные требования

l  Старайтесь делать ребёнку как можно меньше замечаний

l  Наказания не должны унижать ребёнка

l  Не допускайте, чтобы ребёнка обижали другие дети

 

 

Особенности детей-индиго:

 

l  непризнание авторитетов, настойчивость, решительность;

l  неспособность к монотонной работе, требующей выдержки;

l  обнаружение более рациональных способов решения учебных и бытовых задач;

l  неподчинение правилам и дисциплине;

l  непосредственность, отсутствие стеснения попросить или спросить что-то, если в этом нуждается;

l  требование уважения и равноправия по отношению к себе;

l  обладание обострённым чувством истины, быстро распознаёт ложь;

l  склонность к философским размышлениям о смысле жизни, о месте человека во Вселенной, о Боге;

l  способность к богатому воображению, воплощение своих фантазий в рисунках или конструировании

l  высокая самооценка.

 

Проблемы на уроках в школе:

 

l  Не реагирует на традиционные воспитательные меры.

l  Бывает часто замкнут, необщителен, предпочитает находиться в компании себе подобных или один.

l  Категорический противник механического запоминания, отказывается заучивать правила, теоремы, стихи, т.к. его больше интересует суть явления.

l  Часто отвлекается во время урока "на свои дела".

l  Легко отвлекается, если работа, которую он выполнял, стала ему скучна или трудна.

 

Рекомендации по работе с  детьми-индиго
(шпаргалка для учителя):

 

l  Хвалить ребёнка за малейший успех.

l  Делить работу на более короткие и более частые периоды.

l  Следует превратить обучение в творческий процесс.

l  Компьютер является идеальным средством обучения для индиго.

l  Усвоение материала будет наиболее качественным, если для этого используются картинки, диафильмы, учебные фильмы и другие образы.

l  Лучше давать им индивидуальные задания, насыщенные, но не очень объёмные.

l  Напоминать ребёнку о том, что на уроке нужно быть внимательным.

l  Желательно посадить ребёнка в центре класса на первых партах, чтобы внимание было направлено на учителя.

 

 

Идентификация способностей детей педагогами и родителями.                                                                                                                           

Первоначально выявить способности ребёнка могут как педагоги, так и родители.

Анкета « Как распознать одарённость»

                                                                Л.Г.Кузнецова, Л.П. Сверч

ЦЕЛЬ: выявить область одарённости ребёнка, степень выраженности тех или иных способностей.

Анкета заполняется отдельно учителем, родителем ученика. За каждое совпадение с утверждением ставится балл. После этого по каждой шкале способностей высчитывается коэффициент выраженности способностей  и выстраивается график выраженности способностей на ребёнка, из которого можно увидеть , в какой области ребёнок наиболее одарён.

СПОРТИВНЫЙ ТАЛАНТ, если…

-энергичен и все время хочет двигаться

-почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в спортивной игре

-неизвестно, когда успел научиться управляться с коньками и лыжами

-лучше многих сверстников физически развит и координирован в движениях

-предпочитает книгам, спокойным развлечениям игры, соревнования, беготню

-кажется, что всерьез никогда не устает

-неважно, интересуется ли всеми видами спорта или одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому подражает

ТЕХНИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ, если…

-интересуется самыми разнообразными механизмами

-любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру

-любит загадочные поломки

-может починить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания

-любит и умеет рисовать (видит) чертежи механизмов

-интересуется технической литературой

ЛИТЕРАТУРНОЕ ДАРОВАНИЕ, если…

-рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль

-любит фантазировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное

-выбирает в своих устных и письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета

-изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными

-любит писать рассказы, стихи

СПОСОБНОСТИ К НАУЧНОЙ РАБОТЕ если…

-обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщению

-умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение

-любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги

-часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий

-с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, схем, конструкций

-не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретения или проект не поддержаны или осмеяны

НЕЗАУРЯДНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ, если…

-хорошо рассуждает, ясно мыслит и понимает недосказанное, улавливает причины поступков людей

-обладает хорошей памятью

-легко и быстро схватывает материал

-задает много продуманных вопросов

-любит читать книги, причем по своей собственной программе

-обгоняет сверстников по учебе

-гораздо лучше и шире информирован, чем сверстники

-обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла

-очень восприимчив и наблюдателен

Обработка результатов

За каждое совпадение с предложенными утверждениями поставьте один балл и высчитайте коэффициент выраженности способностей (Кк) по формуле (Кк)= (Б:У)*100%, где Б- балл, полученный по каждой шкале способностей отдельно; У-общее количество утверждений по каждой шкале отдельно. Постройте график выраженности тех или иных способностей