ФУНКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ, РАБОТАЮЩИХ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
- Организация и проведение занятий с одаренными детьми.
- Разработка, усовершенствование, корректировка программ для работы с одаренными детьми.
- Мониторинг результативности занятий с одаренными детьми.
- Организация индивидуальной работы с одаренными детьми.
- Подготовка детей к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского, областного уровня.
- Контроль за выполнением индивидуальных образовательных программ одаренных учащихся.
- Обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.
- Творческие отчёты по предмету.
- Организация научно-исследовательской деятельности учащихся.
- Учёт индивидуальных особенностей развития одарённых детей, их интересов и склонностей.
- Подготовка материалов, рекомендаций по организации работы с одаренными детьми.
Выявление одарённых детей продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребёнка. Существует множество методик для выявления одарённости.
Рекомендации классным руководителям в работе с "трудными" подростками
Особенности подросткового периода развития:
- ребенок стремится приобрести личную свободу и независимость;
- примеряет на себя различные интересы и жизненные цели;
- вступает в первые романтические отношения;
- привыкает ощущать себя в роли взрослого человека.
Общаясь с подростком, помните:
- беседу с подростком нужно начинать с дружеского тона;
- в процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес;
- лучшим словом, располагающим подростка к общению, является его имя;
- диалог с подростком надо начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают;
- в процессе общения старайтесь вести диалог на равных;
- старайтесь инициативу общения держать в своих руках;
- умейте смотреть на вещи глазами подростка.
Работая с «трудным» подростком, нужно:
- Ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, ограничить круг видов деятельности (которые ему разрешены и доступны) и ответственность за них. Настаивать на соблюдении принятых «правил игры», самим соблюдать их в тех случаях, когда другой стороне этого не удается. Быть терпеливым и помнить, чтобы избавиться от нежелательных привычек, нужны долгие месяцы.
- В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой – мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гарантированы от ошибок, кое в чем можем и уступить.
- Действовать только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только потом, выбрав подходящий момент, без раздражения высказать свое мнение, вносящее поправки в услышанное. Вскрывать причины неправильных взглядов подростка, показывать, в чем ошибочность его рассуждений, и таким путем развивать и направлять его мыслительный процесс, обеспечивая необходимыми источниками.
- Быть самокритичными, принципиальными, стараться настолько укрепить доверие молодого человека, чтобы он делился с нами своими возможными неприятностями.
- Не ставить на подростке крест, ведь его обостренное самолюбие и социальная поза возникли именно вследствие предыдущих социальных сбоев, которые постоянно напоминают о себе и подпитывают нежелательное поведение.
- Не пытаться загнать подростка в угол, поставить в затруднительное положение. Не прибегать к физическому наказанию
- Требуя что-то от подростка, нельзя торговаться
- Стараться соблюдать принцип А.С. Макаренко: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему.
- Уметь смеяться. Раскрывать подросткам особенности их личности и приемлемые для них черты нашей личности.
- В личных беседах усиливать целенаправленную жизненную ориентацию подростков и развивать их идеал Я.
«Не рождаются трудными дети –Просто им вовремя не помогли…»
l Трудные или трудновоспитуемые дети - категория детей, демонстрирующих явные отклонения в личностном развитии.
l Трудные дети - дети, имеющие физические и/или психические недостатки, которые препятствуют им осваивать общепринятые нормы культурного развития
Проблемы взаимодействия с «трудным ребенком»
l Психологические- невыполнение правил поведения, бесконтрольность поведения, несформированность учебных навыков
l Педагогические– невыполнение требований учителя, отсутствие мотивации учения, несогласованность педагогов и родителей
l Социальные – родители не принимают участия в воспитании детей, всю ответственность перекладывают на школу
Аспекты трудновоспитуемости:
l Педагогическиепоследствия трудновоспитуемости – это удовлетворительное и неудовлетворительное усвоение знаний, пробелы в знаниях, невыполнение требований учителя, невыполнение правил поведения, низкая мотивация учения.
l Частые неуспехи в учёбе мешают подростку развиваться как личности, это проявляется в бесконтрольности поведения, несформированности учебных навыков. В этом состоит психологический аспект.
l В социальном плане трудновоспитуемость проявляется в сложности социальной адаптации. Трудные дети редко пользуются авторитетом в ученическом коллективе, они становятся изгоями или отрицательными лидерами.
l Медицинскийаспект состоит в том, что постоянные неудачи, тревоги, страхи, напряжённость приводят к нарушению психического здоровья.
Категории «трудных» детей:
l Гиперактивные дети
l Агрессивные дети
l Тревожные дети
l Дети-индиго
Особенности учащихся с гиперактивностью и нарушением внимания:
l Неспособность удерживать в памяти какое-либо событие. У них отсутствует чувство прошлого, и вследствие этого они не способны сравнивать разные элементы прошлого опыта. Они не в состоянии давать оценку событиям.
l Неспособность использовать прошлый опыт в настоящем. Если бы они осознавали прошлое, они смогли бы лучше предугадывать будущее. Они не осознают будущего.
l Отсутствие чувства времени и вследствие этого у них нет понимания того, что произойдет в следующий момент, поэтому они не способны строить планы, составлять расписания, что создает трудности в попытках организовать, спланировать будущее.
l Неспособность обдумывать действия и запоминать информацию, означает, что они живут данным моментом.
l Неспособность анализировать информацию, отделять факты от ощущений.
l Отсутствие чувства объективности и не проницательности.
l Неспособность овладевать своими эмоциями ради достижения цели.
l Необходимость стимулов для побуждения к действию.
l Неспособность к самоконтролю.
l Неусвоение языка.
Проблемы на уроках в школе:
l беспокойство, неловкость, чрезмерная подвижность, неусидчивость;
l подверженность внешним отвлекающим факторам;
l трудности в выполнении заданий по заданным условиям;
l трудности в фиксировании внимания при выполнении задания или во время игры;
l переключаемость одного задания на другое, не выполнив;
l трудность в сохранении тишины и правил во время игр;
l многословность, назойливость;
l невнимательность, отвлекаемость во время слушания;
l отсутствие бережного отношения к вещам;
l способность подвергать себя или окружающих физическому риску, не думая о последствиях.
Рекомендации по работе с гиперактивными детьми
(шпаргалка для учителя)
l Ученик должен занимать место на первых партах или в середине класса
l Ученик должен сидеть с учеником рефлексивного типа или один и подальше от других импульсивных учеников
l Работать с ребенком лучше в начале урока
l Делить работу на более короткие и более частые периоды
l Использовать физкультминутки
l Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха
l Давать короткие, чёткие и конкретные инструкции
l Использовать гибкую систему поощрения и наказания
l Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее
l Давать постоянные или временные поручения
l Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества
Особенности агрессивных учащихся:
l ощущение неблагополучия, опасности внешнего мира и прибегание к защитной агрессии;
l несформированность самостоятельности;
l ощущение несправедливости;
l ощущение опасности, подозрительность и настороженность;
l вселяют в окружающих страх и беспокойство;
l недружелюбность, стремление завоевать популярность среди сверстников силой, обидчивость, если с ними не хотят дружить;
l заниженная самооценка;
l неумение адекватно реагировать на какие-либо события;
l ощущение отверженности, никому ненужности, уверенность, что он нелюбим;
l поиски способов привлечения внимания взрослых и сверстников.
Проблемы на уроках в школе:
l Нападает на детей, обзывает, бьёт. Отбирает и ломает чужие вещи.
l Старается нарочно демонстративно разозлить учителя.
l Провоцирует окружающих на ответную агрессию.
l Часто отказывается выполнять правила, нарушают внутренний распорядок.
l Не признают свою неправоту, перекладывают вину за затеянный ими инцидент на других детей или педагога.
l Подвергает себя или окружающих физическому риску, не думая о последствиях.
l Не могут и не любят групповые и парные формы работы
Рекомендации по работе с агрессивными детьми
(шпаргалка для учителя)
l Быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка
l Демонстрировать модель неагрессивного поведения
l Быть последовательным в наказаниях ребёнка, наказывать за конкретные поступки
l Наказания не должны унижать ребёнка
l Обучать приемлемым способам выражения гнева
l Учить брать ответственность на себя
l Используйте удивление для реакции на агрессию
l Требуя что-либо, учитывайте возможности ребёнка
l Постарайтесь погасить конфликт в самом начале, переключить внимание ребёнка
l Быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка
l Демонстрировать модель неагрессивного поведения
l Быть последовательным в наказаниях ребёнка, наказывать за конкретные поступки
l Наказания не должны унижать ребёнка
l Обучать приемлемым способам выражения гнева
l Учить брать ответственность на себя
l Используйте удивление для реакции на агрессию
l Требуя что-либо, учитывайте возможности ребёнка
l Постарайтесь погасить конфликт в самом начале, переключить внимание ребёнка
Особенности тревожных учащихся:
l постоянное беспокойство;
l смущение, покраснение, когда на него обращают внимание;
l огорчение, расстройство и плач;
l низкая самооценка, неуверенность в своих силах, ощущение себя хуже других во всём: самые некрасивые, самые глупые, самые неловкие;
l страх неизвестной обстановки возможных трудностей;
l жалобы на головную боль, головокружение, боли в животе;
l раздражительность.
Проблемы на уроках в школе:
l боязнь приступать к новому виду деятельности, любое задание вызывает беспокойство,
l трудность, невозможность сосредоточиться на чём-либо;
l быстрая утомляемость, неспособность выдержать темп урока;
l напряжённость, взволнованность, неуверенность в правильности своего решения во время выполнения заданий;
l трудности в установлении социальных контактов со сверстниками, часто в коллективе бывают изгоями;
l растерянность в необычной обстановке: замена урока другим учителем, смена соседа по парте, нетрадиционная форма урока и т.д.;
l отказ отвечать у доски, молчание на вопрос учителя.
Рекомендации по работе с тревожными детьми
(шпаргалка для учителя)
l Избегайте состязаний и каких-либо работ на скорость
l Не сравнивайте ребёнка с окружающими
l Используйте физкультминутки
l Старайтесь, чтобы во время внеклассных мероприятий он был ближе к Вам
l Способствуйте повышению самооценки, чаще хвалите, но так, чтобы он знал за что
l Обращайтесь к ребёнку по имени
l Демонстрируйте образцы уверенного поведения
l Не предъявляйте к ребёнку завышенные требования
l Старайтесь делать ребёнку как можно меньше замечаний
l Наказания не должны унижать ребёнка
l Не допускайте, чтобы ребёнка обижали другие дети
Особенности детей-индиго:
l непризнание авторитетов, настойчивость, решительность;
l неспособность к монотонной работе, требующей выдержки;
l обнаружение более рациональных способов решения учебных и бытовых задач;
l неподчинение правилам и дисциплине;
l непосредственность, отсутствие стеснения попросить или спросить что-то, если в этом нуждается;
l требование уважения и равноправия по отношению к себе;
l обладание обострённым чувством истины, быстро распознаёт ложь;
l склонность к философским размышлениям о смысле жизни, о месте человека во Вселенной, о Боге;
l способность к богатому воображению, воплощение своих фантазий в рисунках или конструировании
l высокая самооценка.
Проблемы на уроках в школе:
l Не реагирует на традиционные воспитательные меры.
l Бывает часто замкнут, необщителен, предпочитает находиться в компании себе подобных или один.
l Категорический противник механического запоминания, отказывается заучивать правила, теоремы, стихи, т.к. его больше интересует суть явления.
l Часто отвлекается во время урока "на свои дела".
l Легко отвлекается, если работа, которую он выполнял, стала ему скучна или трудна.
Рекомендации по работе с детьми-индиго
(шпаргалка для учителя):
l Хвалить ребёнка за малейший успех.
l Делить работу на более короткие и более частые периоды.
l Следует превратить обучение в творческий процесс.
l Компьютер является идеальным средством обучения для индиго.
l Усвоение материала будет наиболее качественным, если для этого используются картинки, диафильмы, учебные фильмы и другие образы.
l Лучше давать им индивидуальные задания, насыщенные, но не очень объёмные.
l Напоминать ребёнку о том, что на уроке нужно быть внимательным.
l Желательно посадить ребёнка в центре класса на первых партах, чтобы внимание было направлено на учителя.
Идентификация способностей детей педагогами и родителями.
Первоначально выявить способности ребёнка могут как педагоги, так и родители.
Анкета « Как распознать одарённость»
Л.Г.Кузнецова, Л.П. Сверч
ЦЕЛЬ: выявить область одарённости ребёнка, степень выраженности тех или иных способностей.
Анкета заполняется отдельно учителем, родителем ученика. За каждое совпадение с утверждением ставится балл. После этого по каждой шкале способностей высчитывается коэффициент выраженности способностей и выстраивается график выраженности способностей на ребёнка, из которого можно увидеть , в какой области ребёнок наиболее одарён.
СПОРТИВНЫЙ ТАЛАНТ, если…
-энергичен и все время хочет двигаться
-почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в спортивной игре
-неизвестно, когда успел научиться управляться с коньками и лыжами
-лучше многих сверстников физически развит и координирован в движениях
-предпочитает книгам, спокойным развлечениям игры, соревнования, беготню
-кажется, что всерьез никогда не устает
-неважно, интересуется ли всеми видами спорта или одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому подражает
ТЕХНИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ, если…
-интересуется самыми разнообразными механизмами
-любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру
-любит загадочные поломки
-может починить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания
-любит и умеет рисовать (видит) чертежи механизмов
-интересуется технической литературой
ЛИТЕРАТУРНОЕ ДАРОВАНИЕ, если…
-рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль
-любит фантазировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное
-выбирает в своих устных и письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета
-изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными
-любит писать рассказы, стихи
СПОСОБНОСТИ К НАУЧНОЙ РАБОТЕ если…
-обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщению
-умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение
-любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги
-часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий
-с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, схем, конструкций
-не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретения или проект не поддержаны или осмеяны
НЕЗАУРЯДНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ, если…
-хорошо рассуждает, ясно мыслит и понимает недосказанное, улавливает причины поступков людей
-обладает хорошей памятью
-легко и быстро схватывает материал
-задает много продуманных вопросов
-любит читать книги, причем по своей собственной программе
-обгоняет сверстников по учебе
-гораздо лучше и шире информирован, чем сверстники
-обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла
-очень восприимчив и наблюдателен
Обработка результатов
За каждое совпадение с предложенными утверждениями поставьте один балл и высчитайте коэффициент выраженности способностей (Кк) по формуле (Кк)= (Б:У)*100%, где Б- балл, полученный по каждой шкале способностей отдельно; У-общее количество утверждений по каждой шкале отдельно. Постройте график выраженности тех или иных способностей
