Петрова Елена Валерьевна - учитель-тифлопедагог второй категории
«Развитие компенсаторных механизмов в коррекционной работе с детьми с патологией зрения в детском саду»
Развитие детей с нарушениями зрения характеризуется определенным своеобразием. В результате нарушенной деятельности ведущего анализатора ребенок получает искаженные представления об окружающем, но сохранность других анализаторов (особенно слухового) позволяет в некоторой степени компенсировать дефект.
При нарушении зрения речь выполняет ведущую компенсаторную функцию в формировании знаний и представлений об окружающем мире, но у детей с нарушенной функцией зрительного анализатора часто отмечаются расхождения между знанием о конкретном предмете и его обозначением словом. Т.е. ребенок может иметь обширный словарный запас, но часто за словом нет конкретных представлений о предмете, или эти представления искажены, приближены, неточны.
У таких детей легче формируются абстрактные, чем конкретные понятия. Трудность формирования номинативного словаря связано с определенными затруднениями в предметной деятельности.
Одним из важнейших психологических факторов, определяющих успешность развития предметных действий, является зрительное восприятие. При нормальном зрении дети получают адекватную информацию о предметном мире, а в процессе различных продуктивных видах деятельности , соответственно возрастным возможностям, формируется определенный уровень предметно-практических действий.
На развитие предметно-практических действий оказывает влияние и то обстоятельство, что дети еще не владеют умениями пользоваться неполноценным зрением. Механизм компенсации недостаточности зрительной информации у них за счет сохранных анализаторов формируется значительно медленнее. Осязание и другие сохранные анализаторы еще очень пассивны, для их активизации нужна специальная коррекционно-компенсаторная работа, направленная на формирование способов зрительного восприятия и развития полисенсорных способов восприятия, обеспечивающих более качественное предметно-практическое действие.
Благодаря тактильным ощущениям ребенок с нарушениями зрения получает всю гамму представлений о предмете. По мере роста и развития тактильные осязания ребенка достигают совершенства. Ребенок на ощупь определяет основные качества предметов, температуру, материал и другие свойства. Тактильные ощущения вместе с речью играют важную роль в компенсации. А благодаря тепловому чувству ребенок ориентируется в пространстве, ощущает близость или отдаленность предметов.
Слуховое восприятие, тоже включенное в механизм компенсации, очень дифференцировано. С помощью него ребенок легко ориентируется в уличной обстановке, окружающем.
Все эти механизмы компенсации формируются в специально организованных условиях обучения и воспитания. Если такие условия не организованы, то развитие ребенка проходит неадекватно; уже в раннем возрасте из-за недостатка стимулов разной модальности (особенно зрительных) у ребенка формируется сенсорная депривация.
