Сенім телефоны
61-41-17
Мекенжайы: 140011 Павлодар қаласы, Камзин көшесі, 80/1
61-41-17 - басшы 61-41-16 - вахта 61-41-15 - бухгалтерия
Білім бөлімінің басты бетіне қайту
Азаматтарды жеке қабылдау кестесі:
9.00 13.00 дейін
Бір жылда0
Бір айда0
Бір аптада0
Кеше0
Консультации
 

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(консультация для воспитателей)

Подготовила: Пинчук С.И

воспитатель ясли/сада №111 В исследованиях отечественных и зарубежных психологов убедительно показано, что важнейшее значение для развития детей имеет их практическая деятельность. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним.

Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Проведение опытов и экспериментов – один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот все, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Важно, чтобы ребенок проводил собственные опыты. Ребенок должен делать все сам, а не быть в роли наблюдателя. Какими бы интересными ни были действия педагога, ребенок быстро устает наблюдать за ними. Поэтому во время проведения опыта важно привлекать ребенка к любой посильной ему деятельности, дать полную свободу действий, если ребенок может выполнить действие сам. Ведь у детей пятого года жизни появляются первые попытки работать самостоятельно.

Непосредственное участие взрослых в работе уже не так важно, если, конечно, процедуры просты и не опасны. Однако визуальный контроль со стороны взрослого пока необходим — и не только для обеспечения безопасности экспериментирования, но и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырёх-пятилетнего ребенка угасает.

В детском саду не должно быть чёткой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, между жизнью и обучением. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром. Важно не только провести опыты, но и связать результаты с повседневной жизнью, наблюдениями дома и на улице.

Для реализации опытно-экспериментального направления в экологическом воспитании в нашей группе были созданы условия для проведения экспериментирования. В экологическом уголке мы поставили отдельную тумбу и создали небольшую лабораторию, которая постоянно пополняется материалом и оборудованием в соответствии с возрастом детей, количеством проведенных опытов.

Форма проводимых опытов развивается, усложняется и совершенствуется.

Поэтому педагог должен работать как бы в двух уровнях: проводит эксперименты, соответствующие достигнутым возможностям детей, и одновременно готовит их к освоению новых, более сложных форм деятельности. Следовательно, у каждой формы существует нижний возрастной предел ее использования, но не существует верхнего предела. Благодаря накоплению личного опыта, действия ребенка становятся более целенаправленными и обдуманными. У каждого складывается свой стиль в работе. В средней группе впервые начинают проводиться эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, например: «Почему этот камешек нагрелся сильнее?» — «Потому что он имеет черный цвет»; «Этот платочек высох быстрее. Почему?» — «Потому что мы его повесили на батарею».

Первые эксперименты проводились с водой и воздухом: дети знакомились со свойствами воды (жидкая, не имеет формы, принимает форму того предмета, в котором находится; вода имеет температуру – бывает теплой, горячей, холодной; прозрачной, не имеет вкуса и т.д., что воздух невидим, прозрачен; имеет вес и т.д.).

Постепенно наш уголок-лаборатория пополняется разными материалами: песком, почвой, палочками, камушками, разными по форме сосудами, стаканчиками, воронками.

Все опыты проводятся от имени игрового персонажа – Домовенка Кузи. Для ребят средней группы еще сложно самим ставить цель опыта и алгоритм его проведения. Поэтому на первом этапе игровой персонаж моделировал проблемные ситуации, которые дети решали в процессе совместной деятельности под руководством воспитателя. Затем дети обучаются самостоятельно ставить цель, выдвигать гипотезу, продумывать способы её проверки, выбирать и самостоятельно готовить необходимое оборудование, осуществлять практические действия, делать выводы.

При фиксации наблюдений чаще всего применяются готовые формы, но в конце года постепенно применяются рисунки, которые взрослые делают на глазах у детей, а также первые схематические рисунки тех детей, у которых технические навыки развиты достаточно хорошо.

Определенные усложнения претерпевают и последние этапы экспериментирования: давая словесный отчет об увиденном, дети не ограничиваются отдельными фразами, сказанными в ответ на вопрос педагога, а произносят несколько предложений, которые хоть и не являются развернутым рассказом, но уже приближаются к нему по объему. Воспитатель своими наводящими вопросами учит выделять главное, сравнивать два объекта или два состояния одного и того же объекта и находить между ними разницу — пока только разницу.

Иногда мы применяем и другой метод фиксации опытов и их результатов. Каждое пошаговое действие опыта и его результат фотографируется. Готовые фотографии размещаются в специальном альбоме. Ребенок в любой момент может открыть его и просмотреть любой из проведенных опытов, вспомнить алгоритм проведения и полученный результат. По нашему мнению для ребят средней группы это наиболее простой способ запоминания.

Детское экспериментирование тесно связано с такими видами деятельности как: наблюдение, труд, развитие речи, изобразительная деятельность, формирование математических представлений. Развитие речи хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном.

Чем сильнее развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет результат эксперимента, т.к. ребёнок точнее передаст его детали во время изобразительной деятельности. Связь экспериментирования с формированием математических представлений проявляется в том, что возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т.д.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя решить без контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность. В индивидуальных беседах, консультациях на родительских собраниях, через наглядную агитацию родители убеждаются в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, понимают, насколько правы те, кто строит свое общение с ребенком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в сущность предметов, явлений действительности. Совместная работа с родителями дала положительные результаты: родители стали по другому относиться к детям -спокойнее, терпимее, стараются отвечать на любые детские вопросы, поощряют попытки самостоятельной деятельности детей. Если родители что-то не знают, за помощью обращаются к нам-воспитателям.

Осваивая знания о связях в природе, нормах и правилах поведения в мире и отношении к нему, ребенок постепенно приобщается к духовному богатству человеческого общества, что позволяет ему сделать выбор в пользу гуманного способа поведения в той или иной ситуациях.

Литература:

  1. И. Э. Куликовская «Детское экспериментирование»
  2. Г.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми»
  3. А.И. Иванова «Детское экспериментирование как метод обучения»
  4. Л. Н. Прохорова, Н.В. Кузнецова «Экологическое воспитание дошкольников» - М.: Аркти , 2003 год

ИЗУЧАЕМ ВМЕСТЕ ПРАВИЛА ЭТИКИ

(консультация для родителей и детей)

Подготовила: Гофман Т.А. воспитатель ясли-сада № 111.  

Каждый день люди ходим на работу, в магазины, кафе, посещают много мест. Встречают много людей. Места, в которых собирается много народа называют общественными. Незнакомые люди вынуждены находиться рядом и что-либо делать вместе, переговариваться, отвечать на вопросы, помогать друг другу.

Давным-давно люди придумали правила поведения в общественных местах. Вежливый человек, везде и всегда старается вести себя так, чтобы не создавать неприятностей себе и окружающим: не толкнуть и не ударить проходящего, не сказать обидное слово незнакомому, помочь нуждающемуся. Помните: чем больше ты помогаешь, тем больше помогают тебе, чем больше ты любишь, тем больше любят тебя.

Если вы случайно толкнули кого-то или задели рукой, скажите ему: «Извините, я случайно задел вас», «Простите, я нечаянно».

Добрые слова сближают людей, помогают перенести боль и неудобство. Человек, которому принесли извинения, как правило, больше не сердится, он понимает: вы это сделали не нарочно.

Для взрослых

Постарайтесь быть примером для своего ребенка. Спросите у своего ребенка, что делать, если он случайно толкнул кого-то или задел рукой.

Улица

Улица еще одно общественное место. Когда мы спешим и нам необходимо обогнать идущих впереди, обойдем их слева, посередине тротуара. Если дорожка узкая и обойти невозможно, попросите: «Разрешите, пожалуйста, пройти».

Для пешеходов - тротуар, а проезжая часть - для автомобилей. Через нее нельзя перебегать где попало, по ней автомобили мчатся с большой скоростью. Безопаснее и спокойнее перейти в подземном переходе. Там, где его нет, рядом со светофором - наземный переход, еще его называют «зебра» Лучше переходить по наземному переходу рядом с взрослыми людьми. Переходя же самостоятельно, дождитесь зеленого света, затем надо обязательно посмотреть налево, нет ли приближающихся машин, а дойдя до середины шоссе, посмотреть направо, и идти только тогда, когда нет рядом машин.

Мужчина всегда помогает спутнице: несет тяжелую сумку, поддерживает женщину, если ей трудно идти, оберегает ее от неприятностей.

Мужчина идет слева от женщины, чтобы поддерживать ее своей сильной рукой. И мальчик, знакомый с правилами этикета, тоже идет слева от своей спутницы. Когда идут втроем, - женщина или девочка находится между двумя ее спутниками. Это место самое почетное.

Мама всегда идет в середине, папа поддерживает ее слева, дочка и сын идут справа от мамы. Если ребенок маленький и родители хотят защитить его от случайных ударов, они идут с обеих сторон от малыша.

Когда маму сопровождает сын, он идет слева от нее, как папа. И дочка, сопровождая маму, идет так же. Если же мама вместе с сыном и дочкой, то сын - слева, а дочь - справа от мамы.

Оказывая знаки внимания дочке, папа пойдет слева от нее, если они вдвоем. Если же с ними и сын, он будет оберегать сестренку справа. Сын займет место справа от отца, если они идут вдвоем.

Одно из правил этикета определяет, кто из двоих, оказавшихся на пути, должен уступить дорогу: младший - старшему, мужчина - женщине. При встрече людей одного возраста и пола, дорогу уступит тот, кто более вежлив.

Для взрослых

Гуляя по улице, обратите внимание ребенка на то, почему мужчина, сопровождая женщину, идет слева от нее, почему малыш идет между мамой и папой или справа от мамы. Мы воспитываем в мальчике будущего мужчину, обязанность которого ухаживать за женщиной и оберегать ее от неприятностей, Самым лучшим уроком является личный пример его близких. Гуляя с ребенком на улице, можно поиграть в развивающие игры, которые помогут закреплению правил хорошего поведения в детском сознании.

В автобусе

Прежде чем зайти в автобус, дождитесь пока из него выйдут пассажиры, затем можно войти самому.

Войдя, не останавливайтесь у двери, пройдите в салон автобуса, трамвая, чтобы не мешать входить другим. Вежливый человек всегда поможет другим и пропустит впереди себя пожилого, инвалида, маму с малышом на руках. Им труднее, чем остальным, войти в транспорт.

Обязательно уступим место тем, кому трудно стоять.

Как вы думаете, правильно ли, если мама стоит, а сын сидит? Возможно, он очень устал или у него болит нога, а маме хочется усадить своего ребенка поудобнее, чтобы он отдохнул. Мамы всегда стараются помочь своим детям. Но внимательный сын постоит, предложив маме место. Мальчик, считающий себя настоящим мужчиной, обязательно уступит место в транспорте маме, бабушке, другим женщинам и девочкам.

В автобусе мы сидим, не расставляя локти и колени. Развалившийся на сиденье и выставивший в проход ноги, доставляет окружающим неудобство.

В транспорте, как и на улице, нельзя громко разговаривать или кричать, оставлять после себя грязь, вставать на сиденье ногами или ставить на него грязные вещи. Нельзя делать то, что неприятно окружающим.

Для взрослых

Поездки с родителями в общественном транспорте дают возможность ребенку использовать знание правил поведения в реальной жизни. Он внимательно наблюдает и анализирует поведение взрослых, особенно близких, вступает в контакт с незнакомыми пассажирами. Постарайтесь быть вежливыми в транспорте и быть примером для детей.

На лестнице

В любом доме есть лестница: маленькая. О каждом жильце дома она могла бы нам многое рассказать: добрый человек поднимается по ней или нет, внимателен он к людям или думает лишь о себе, заботливый или равнодушный.

Входя в подъезд, надо придержать дверь для своей спутницы и пропустить ее вперед. Когда ты идешь с мамой или с подружкой вверх по лестнице, то всегда должен идти на одну ступеньку ниже, чтобы поддержать, если кто-то из них споткнется. Спускаясь вниз - на одну ступеньку впереди и будь готов протянуть руку для помощи.

Сильно хлопать дверью квартиры или подъезда нельзя, в стене появляются чуть заметные трещинки. Когда-нибудь они превратятся в огромные рубцы.

К сожалению, многие взрослые не знают, что курить в подъезде нельзя, дым проникает в квартиры, он всем вреден, от него задыхаются и болеют.

Подъездный шум мешает жителям дома, поэтому в подъезде нельзя играть, кричать и громко разговаривать. Играть можно в квартире или на улице. А лестница существует для того, чтобы человек мог подняться на свой этаж.

Лестница советует всем стоять справа, проходить слева и не бежать».

Для взрослых

Спросите детей, какие правила поведения в подъезде они запомнили.

Проверьте себя:

-нельзя сорить, кричать, кататься на перилах, играть на лестнице, портить лифт, оставлять после себя грязь;

- мальчик входит в подъезд первым и придерживает входную дверь для своей спутницы; по лестнице он идет вверх - сзади своей спутницы, вниз - впереди.

В магазине

Прежде чем идти в магазин, следует к этому подготовиться. Как вы думаете, надо ли в магазине выглядеть хорошо? Быть опрятно одетым - значит уважать окружающих. Одежда должна быть чистой и аккуратной, даже при условии, что заглянули мы на одну минутку.

Собираясь в магазин, подумайте, что будете покупать. И не забудем кошелек с деньгами. Теперь мы готовы идти за покупками.

Перед нами дверь в магазин. Пропустим тех, кто выходит: они с тяжелыми сумками. Подойдем к прилавку, выберем нужный товар. Выбрав его, оплатим покупку в кассе.

Если мы зашли в магазин игрушек и хотим посмотреть, как работает заинтересовавшая нас машина, подождем, пока продавец освободится от другого покупателя и сможет уделить нам время. «Пожалуйста, - скажем мы ему, - покажите нам эту машину». Вежливость и добрые волшебные слова сделают нас приятными покупателями. «Спасибо, пожалуйста, будьте любезны, разрешите, не могли бы вы мне помочь».

Надо ли здороваться в магазине? В большом универсаме, где много людей, продавцу надо слушать их заказы, и ему трудно отвечать на все приветствия. Поэтому здесь принято здороваться только со знакомым продавцом. В маленьком магазине один-два продавца и мало покупателей. Входя в него, обязательно скажем приветственные слова.

Выделим основные правила поведения в магазине:

- хорошо выглядеть, быть вежливым и внимательным к окружающим;

- у двери магазина пропустить тех, кто из него выходит, а затем войти;

- пропустить вперед пожилого человека, инвалида, женщину с маленьким ребенком;

- не кричать, громко не разговаривать, не бегать по магазину;

- без очереди покупать только с разрешения других покупателей и в случае крайней необходимости, благодаря тех, кто вас пропустил вперед;

- помочь маме: постоять в очереди, донести сумку.

Для взрослых

Собираясь за покупками, попросите ребенка вам помочь. В магазине предложите ему понаблюдать за поведением взрослых, детей и составить рассказ. При обсуждении рассказа похвалите его наблюдательность. Попросите ребенка помочь: постоять в очереди, оплатить покупку в кассе, подержать сумку и т. п., а позже положительно оцените его помощь, например, скажите: «Без тебя я вряд ли справилась бы сегодня». Желая сделать поход в магазин интересным и запоминающимся для ребенка, купите ему что-либо. Если же ему очень хочется приобрести то, на что вы не можете потратить деньги, постарайтесь с ним договориться о том, что выполните его просьбу в другой раз, или переключите его внимание на что-то более привлекательное. Используйте ситуацию для воспитания у ребенка умения понимать других людей, договариваться с ними и уступать друг другу.

Всей семьей в кафе

В кафе, как и в других общественных местах, соблюдение этикета необходимо. Здесь собирается много разных людей. Они пришли сюда, чтобы приятно провести время: вкусно поесть, поговорить с друзьями и близкими, послушать хорошую музыку.

Человек, соблюдающий правила этикета в кафе, тем самым показывает, что он уважает тех, с кем пришел, других посетителей и работников кафе.

Важно не мешать окружающим и не стеснять. Сидеть за столом следует так, чтобы было удобно. Для этого необходимо полностью занять стул и слегка коснуться спиной его спинки. Спину лучше держать естественно прямо, не напряженно. Идеальное расстояние тела до края стола - 4 пальца. Руки до приема пищи или в перерывах между едой следует держать на коленях или на подлокотниках. Во время еды руки должны быть как можно ближе к туловищу, чтобы не стеснять сидящих рядом людей. Класть локти на стол и подпирать ладонями подбородок или щеки считается дурным тоном и выказыванием неуважения к присутствующим. Класть ноги одну на другую и вытягивать их под столом также не рекомендуется. Нельзя садиться на край стула и класть руки на спинки соседних стульев. Что касается столовых приборов, важно запомнить самые основные правила пользования ими. Салфетка должна лежать на коленях, чтобы было удобно ее краями вытирать руки и губы. После еды ее необходимо положить справа от своей тарелки. Если салфетка упала с колен, следует попросить заменить ее на чистую. Если обслуживание в заведении полное, после окончания приема пищи необходимо дождаться, когда официант уберет приборы. Если сервис кафе или закусочной не предполагает этого, следует убрать посуду самостоятельно.

Проверьте себя:

- Кто первым входит в кафе? Кто придерживает входную дверь?

- Что обязательно делают все мужчины и мальчики, заходя в кафе и в любое другое помещение?

- Где можно привести себя в порядок?

- Кто первым входит в зал кафе и выбирает столик?

- Кому принадлежит лучшее место за столиком?

- Как мужчины ухаживают за дамами?

- Можно ли разговаривать за столом?

- Что нельзя делать в кафе?

- Что необходимо сделать, выходя из-за стола?

- Кто первым выходит из зала?

- Какие слова необходимо сказать работникам кафе?

- Надо ли в кафе соблюдать этикет?

Для взрослых

Посещение кафе для ребенка - праздник, в котором все ново и необычно. Это школа поведения в общественном месте, школа общения с родными, а также с незнакомыми людьми. Приглашайте ребенка иногда в кафе. В необычной обстановке он будет учиться вести себя правильно. Возможно, он допустит ошибку. Не ругайте его. Помните, что добрые слова и понимание - лучшие учителя в любой ситуации.

Умение занять свое дитя так, чтобы он чувствовал себя хорошо и при этом не докучал остальным, - это и есть хороший тон, в отличие от попыток объяснить: "Это ж ребенок, что я могу с ним сделать".

Стоит ли делать замечания чужому ребенку? Нет! Если вам совсем невтерпеж, то замечание в очень вежливой форме можно сделать родителям ребенка. Но при этом вы должны помнить и о том, что делать замечание не является хорошим тоном.

И главное, не забывайте про то, что ребенок в первую очередь видит и повторяет поведение своих родителей. Не забывайте про золотые слова "Спасибо", "Пожалуйста" и будьте вежливы!

Игры в кафе: «Мой застольный кавалер» - сын или дочь ухаживают за мамой во время посещения кафе; «Раз-два-три - молчи (расскажи)» - подумай, что можно сказать об угощении (вкус, его внешний вид, слова благодарности за него и т. п.).

В Кинотеатре

Кинотеатр - театр для показа кинофильмов. Здесь есть экран, на котором демонстрируется фильм, фойе, буфет, туалетные комнаты и, самое главное, зрительный зал.

Можно ли шуметь, кричать, громко разговаривать, долго сидеть за буфетным столиком, опаздывать в зрительный зал? А как ухаживают в кинотеатре мальчики за своими спутницами: девочками, мамами и бабушками? Именно они подают билеты билетерше, в зрительном зале находят свои места, первыми проходят по ряду, предлагают самое удобное место своей даме.

Мальчики и мужчины снимают головной убор. Девочка может шапочку не снимать. Женщины часто в кинотеатре не снимают головные уборы. Но если вам не видно экрана, вы можете попросить впереди сидящую женщину снять шапочку или шляпу. При этом, конечно, необходимо принести свои извинения: «Извините, вы не могли бы снять вашу шапочку?» Если же она отказалась выполнить эту просьбу, ничего не поделаешь: сиди и смотри, как можешь, попробуй пересесть на другое место.

Если зрителю не понравился фильм, покинуть зрительный зал можно при условии, что не помешаешь смотреть другим. Поэтому нельзя уходить до конца фильма, если ваши места в центре ряда. Во время фильма нельзя разговаривать, пересаживаться, разворачивать фантики конфет, выражать свое недовольство игрой актеров. Обычно зрители в кинотеатре не аплодируют, но если им очень понравился фильм или на сеансе присутствуют снимавшиеся в нем актеры, тогда в зрительном зале раздаются аплодисменты.

А что можно делать в кинотеатре?

- можно до сеанса побывать в буфете и съесть что-нибудь вкусное;

- можно смеяться, но не очень громко, если смешно, и плакать, если грустно;

- можно беседовать с друзьями до и после фильма;

- можно занять более удобные места, если они свободные, но только до начала фильма;

- можно высказать свое мнение о фильме после его просмотра, но негромко, не навязывая его другим зрителям.

Как вы думаете, почему в кинотеатре необходимо соблюдение правил этикета?

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Подготовила: Карибаева Б.Т.

Кому как не актеру можно похвастаться замечательной, правильно выстроенной, хорошо развитой речью. Выразительность, эмоциональный окрас, грамотность речи – это главное оружие актера театра и кино. Поэтому в качестве мотива для развития речи у детей, мною была выбрана театрализованная деятельность, которая помогает развитию связной и грамматически правильной речи в ненавязчивой форме, является необходимым условием увлекательной деятельности. Развитие связной речи – одной из главных задач детского сада. Связная речь – смысловое развёрнутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Владение связной монологической речью – высшее достижение речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической. Известно, что, уже начиная с младшего дошкольного возраста, ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности, экспериментирует со словом, создаёт новые слова, ориентируясь на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Только такое развитие ведёт к подлинному овладению всеми богатствами языка. По тому, как ребёнок умеет строить своё высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения Игра наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут их жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Умело поставленные воспитателем вопросы при подготовке к игре побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. - Поэтому я поставила перед собой следующие задачи:
  1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
  2. Развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении.
  3. Побуждать детей к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.
  4. Познакомить детей с разными видами кукольных театров.
  5. Обеспечить взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности.
  6. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
В процессе проектирования предметно – пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей я учитывала: - индивидуальные социально – психологические особенности ребёнка; - особенности его эмоционально – личностного развития; - интересы, склонности, предпочтения и потребности; - любознательность, исследовательский интерес и творческие способности; - возрастные и полоролевые особенности. Прежде чем приступить к постановке сказок, необходимо провести подготовку к театрализованной деятельности. Подготовка проходит в несколько этапов, во время которых поставлены следующие задачи: -умение внимательно слушать произведения; - развивать эмоциональное восприятие произведений; -умение делиться своими впечатлениями от прочитанного; - воспитывать умение отличать добра от зла. В группе мы оборудовали театральный уголок, а также «тихий уголок», где ребёнок может побыть один и прорепетировать какую-нибудь роль или просмотреть иллюстрации к театрализации. Поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной деятельности мы разместили разные виды кукольного театра – пальчиковый, би-ба-бо, а так же куклы, декорации. Кроме того, периодически обновляем материал, ориентируясь на интересы разных детей. Это создало условия для персонифицированного общения с каждым ребёнком. Поскольку развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования, в зоне театрализованной деятельности я разместила разный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряженая. Учитывая полоролевые особенности детей, в зоне театрализованной деятельности были размещены оборудование и материалы, отвечающие интересам, как мальчиков, так и девочек. Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающие функции. Поэтому через их содержание, форму и методы я стремлюсь к достижению трёх основных целей: - развитию речи и навыков театрально – исполнительской деятельности; - созданию атмосферы творчества; - социально – эмоциональному развитию детей. Содержанием моих занятий является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движениями. Важнейшим методическим принципом являлась практическое действие каждого ребёнка. При чтении или рассказывании чего-либо я пытаюсь выразить искренность и неподдельность своих чувств к прочитанному или рассказанному. Но, ни в коем случае не пытаюсь навязывать свои оценки, отношения. Наоборот, предоставляю детям возможность высказаться, проявить эмоциональную активность, стараюсь не подавить робкого ребёнка, превратив его только в зрителя. Стараюсь не допустить у детей страха перед ошибкой, чтобы ребёнок боялся выйти на «сцену». Поэтому, предлагая ребёнку «сыграть» или «показать» что-либо, я исхожу из реальных возможностей конкретных детей. Для снятия мышечного напряжения я использовала следующие упражнения: «Поздоровайтесь друг с другом за обе руки поочерёдно», «Найди взглядом своего товарища», «Не перепутайте движения»; игры: «Капуста», «Перестройся по росту». Пальчиковый игротренинг «Утречко», «Мальчик – пальчик, где ты был?», «Барабанщики», «Мы – мастера», «Стирка белья», «Я играю», «До свидания» помогает развивать мелкую моторику. Например пальчиковые куклы можно одеть на пальчик, они маленькие, мягкие, яркие. Они позволяют одновременно включать в работу несколько анализаторов: зрительный, слуховой, тактильный. Это современно и интересно детям. Кроме того, с этими куклами можно просто играть сидя и стоя за столом, используя малую ширму, лежа на ковре, что значительно снижает утомляемость и повышает работоспособность детей Для обучения детей средствам речевой выразительности я использовала артикуляционную гимнастику: «Мама шинкует капусту», «Ставим укольчики», «Лошадка», «Чистим зубки», «Заводим мотоцикл». Предлагала детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» (приветливо, небрежно, просящее, требовательно). Привлекала внимание детей к тому, как можно изменить смысл фразы путём перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово): «Принеси мне игрушку», «Мама ушла на работу». А так же использовала задания – упражнения «Разные настроения», «Я радуюсь, когда…», «Я грущу, когда…». Для развития дикции я использую скороговорки, игры «Подскажи словечко». С целью развития воображения, мышления, памяти предлагаю детям закончить «Короткие истории» например:
  1. Мальчик вернулся домой с прогулки, его встречает мама и говорит: «А у меня для тебя новость». Какая новость может быть у мамы?
  2. Мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!». Чего он может бояться?
  3. О чём может думать один карандаш, лёжа в коробке карандашей?
Для более яркого создания образа детям необходимо владеть выразительными пластикой и мимикой. Для развития пластической выразительности я предлагала детям:
  1. Пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.
  2. От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).
  3. Изобразить прогулку трёх медведей, но так, чтобы все медведи вели себя и действовали по-разному.
При выполнении этих упражнений детьми, я следила за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику. Особенно нравились детям упражнения для развития выразительной мимики:
  1. Солёный чай.
  2. Ем лимон.
  3. Сердитый дедушка.
  4. Лампочка потухла, зажглась.
  5. Грязная бумажка.
  6. Тепло – холодно.
  7. Рассердились на драчуна.
  8. Обиделись.
  9. Мне грустно.
  10. Показать, как кошка выпрашивает колбасу.
А так же я предлагала детям разыграть маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как мальчику подарили новую машину или как ребёнок испугался медведя. В начале постановки, я стараюсь выразительно прочитать произведение, затем провожу по нему беседу, стараясь выяснить не только понимание, но и отдельные средства выразительности. Например, при чтении стихотворения С. Маршака «Котята» спрашивала у детей: Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения? Как вы об этом догадались? Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом театрализовать прочитанное. Поэтому при чтении использовался весь комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности. Необходимо понять, что чувствует ребенок, слушая произведение. Как писал В. А. Сухомлинский: " Если ребенок не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение - это значит, что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу … " Именно поэтому мною были поставлены две основные задачи: во-первых, понять, разобраться в том, что чувствует ребенок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны; во-вторых, помочь ему полнее выразить свои чувства, создать для него особые условия, в которых проявится его активность. Для развития у детей умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, были использованы специальные упражнения, проблемные ситуации. Например, при чтении отрывка из сказки, спрашивала: «Вы согласны, что эта песня принадлежит волку, а не козе? Почему вы так думаете? Например: при рассматривании иллюстраций с лисой, спрашивала: «Вы согласны, что эта лиса из сказки «Лиса, заяц и петух? » Почему вы так решили? Отвечая на эти вопросы и объясняя, почему они именно так думают, дети вспоминали текст и представляли определенный образ. При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание уделяю анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках. («Что с ним, почему он плачет? », «Как вы думаете, кто ему помог? ») После беседы о прочитанном снова возвращаемся к тексту, привлекая детей к проговариванию отдельных фрагментов. Когда текс хорошо усвоен, приступаем к обучению детей мимики, жестов. Передать характер персонажей в движении помогает музыка. Например, после прослушивания музыкальных записей русской народной мелодии «Курочка и петушок» спрашиваю детей, подходит ли эта музыка образу смелого петушка из сказки «Лиса, заяц и петух», прошу показать данный образ в движении. Затем предлагаю загадать загадки друг другу, имитируя движения различных персонажей. Наблюдая с детьми за исполнителями, обращала их внимание на различия в характере одного образа («Чем отличается лиса Таня от лисы Алисы? » и т. д.) При обучении детей средствам выразительности использую знакомые и любимые сказки. Вначале фрагменты из сказок использую как упражнения. Например, предлагаю детям попроситься в теремок, как лягушка или медведь, потом совместно с детьми решаем, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей. В следующий раз я стараюсь усложнить задание, предложив одному ребенку (по желанию) разыграть диалог двух персонажей, проговаривая слова и действуя за каждого. Таким образом, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко всеми усваивались. Но никогда не нужно обращать внимание детей на то, у кого получается лучше, а у кого хуже, иначе ребенок не захочет участвовать в инсценировке. Подводя итог работы, хочется сказать, что мы учим детей быть коммуникативными, обучаем их грамотно строить свою речь, выражать мысли, думать об окружающих событиях, явлениях, людях, уметь слушать и слышать люде Благодаря системным занятиям у детей развилась активная связная речь расширился игровой опыт, улучшилась интонационная выразительность, появились умения направленные на позитивное взаимодействие с другими участниками игры. Также умение договариваться, разрешать конфликтные ситуации самостоятельно. Учась быть доброжелательными зрителями, дети не забывали говорить спасибо артисту. А в актерской игре стали самостоятельно использовать некоторые средства выразители (мимика, жесты, сила и тембр голоса, темп речи). Наша работа с детьми среднего возраста была направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации. Постепенно дети включилась в процесс игрового общения с театральными куклами. . Мы, со своей стороны, стараемся больше уделять внимание развитию интереса к творчеству и импровизации с помощью разных средств выразительности, подводим детей к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по разному, используя громкость голоса интонационную выразительность, мимику. Таким образом, театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: активизации и совершенствования словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной речи, темпа, выразительности речи. А участие детей в театрализованных играх доставляет им радость, вызывает активный интерес, увлекает, создаёт психологический комфорт пребывания детей в дошкольном учреждении.   Таким образом, привычка к яркой, образной речи, умению выступать перед публикой воспитывается с детства, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения. Благодаря сказке, ребенок познает мир, не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Это позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого - либо персонажа, преодолевать робость, застенчивость, неуверенность в себе. скачать можно тут  

консультацияскачать
скачать можно тутскачать