"Қ.Даржұман атындағы ұлттық жаңғыру мектебі" МҚКК
г. Павлодар, ул. 1 Мая, 35/1
301208
Вернуться на главную страницу отдела образования

Информация о деятельности  школы национального возрождения

имени Каната Болатовича Даржумана в Павлодарской области

Идейным вдохновителем создания школы является ассамблея народа Казахстана Павлодарской области. Так в 1997 году школа распахнула свои двери двумстам обучающимся, желающих познать красоту национальной культуры, умению говорить и петь на родных языках, учиться познанию своих корней и видению общности духовных ценностей этносов, которые живут рядом. Надо сказать, что инициатива Ассамблеи была вполне оправдана, они сделали все возможное, пройдя путь порождения нового, и открыв для себя перспективы этого дела, чтобы появилась эта школа, как культурно-образовательное крыло ассамблеи народа Казахстана Павлодарской области. С2012 года школа носит имя видного общественного деятеля области, республики К.Б. Даржумана, внесшеговклад в становление и развитие ассамблеи  области и основоположника школы. C2008 года школа занимает 2,4 этажи здания «Қоғамдық келісім»(Достық үйі).

Так появилась эта школа, эффективно работающая вот уже 19 лет в системе дополнительного образования г.Павлодара. Её первые выпускники – успешные молодые люди: у которых уже свои дети, которые,посещая занятия, так же, как в свое время их родители, смело осваивают этнокультурные ценности, демонстрируют толерантные навыки на творческих площадках отделения, школы, поражая родителей своими речевыми и этнокультурными навыками. На период деятельности школы 231 выпускников стали обладателями сертификатов о том, что прослушали полный курс учебной программы национального отделения школы по следующим предметам: родной язык, культура, традиции и обычаи. Ежегодно молодежное крыло Ассамблеи области принимает достойную смену из числа выпускников школы, которые  передают эстафету духовности подрастающему поколению, совмещая это дело трудовой и учебной вахтой на предприятиях. Таких примеров много в нашей области. Так, например :Выпускница еврейского отделения  Нефедова Наталья  руководитель Управления по вопросам  молодежной политики области,  татаро-башкирского отделения Иванова Элина – член Ассамблеи народа РК,  руководитель  молодежного крыла АНК ПО, выпускницы украинского, болгарского, немецкого и др. отделений, по завершению  ВУЗов вернулись в родные стены школы в роли педагогов. Этот синергизм помогает усилению эмоционально - мотивационой  деятельности детей и подростков, устойчивому и позитивному проявлению чувств уважения, заботы, любви  к земле, где родился  и вносишь свой вклад в развитие и в проявление патриотических навыков.

 «Мәңгілік ел» - эта идея является главной в содержании  образовательной деятельности школы,это  вектор ориентации по  формированию казахстанской идентичности воспитанников школы. Сегодня школа – это площадка толерантного общения, где созданы комфортные условия для содружества воспитанников, где принципы преемственности, гуманизма, толерантности являются индикаторами уровня культуры межэтнических отношении. Этоучебные национальные классы, где формируются и развиваются навыки социальной зрелости детей и подростков через участие в проектах, конкурсах, фестивалях искусств этносов. Эта аудитория проявления толерантных чувств, поступков, действий по сохранению и развитию духовных ценностей этносов Прииртышья.

За 19-летний период своего развития в образовательной деятельности школы произошли количественные и качественные изменения. Это увеличение количества национальных отделений от 10 до 17 с общим охватом от 200 до 500 воспитанников.  Сегодня это 15 национальных отделений как: армянское, азербайджанское,  корейское, чечено-ингушское, еврейское, украинское, немецкое, татаро-башкирское, польское, чувашское, болгарское, греческое, белорусское, карачаево – черкесское и кабардино – балкарское,  узбекское  и двакультурологических центра  - русскийи казахский.  С каждым годом растет география пропаганды  мастерства воспитанников по освоению основ нравственности, толерантности, идей национального единства.     

 Свою образовательную деятельность школа осуществляет в соответствии с нормативно-правовыми документами. Содержание образования определяется авторскими программами педагогов, разрабатываемые, утверждаемые и реализуемые школой самостоятельно. Учебно-воспитательный процесс в национальных отделениях, на занятиях эстетического цикла строится на педагогически обоснованном выборе педагогом  технологий, методик, направленных на формирование и развитие поликультурной личности в этнокультурной среде.

 Опыт и практика школы показывает, что 3-х этапное обучение детей в школе с учетом уровневого погружения в языковое, этнокультурное, эстетическое пространство школы через социальное партнерство с этнокультурными объединениями ассамблеи, библиотеками города, средне образовательными школами и др. учреждениями способствуют устойчивому практико-ориентированному развитию навыков детей и подростков.   Воспитательная работа ведется с учетом потребностей, склонностей и способностей обучающихся на принципах системности, преемственности и  связи с жизнью.

Основная цель школы – развитие  поликультурной личности в этнокультурной среде, воспитание образованного и культурного гражданина Республики Казахстан, достижение нового уровня в создании и соблюдении человеком своего долга и ответственности за судьбу родины.Для образовательной деятельности в школе созданы комфортные условия:  18 учебных классов компьютерный класс,  интерактивные доски, библиотека, электронные учебные пособия.  Ежегодно пополняется библиотечный фонд школы, парк национальных костюмов, педагоги школы имеют возможность совершенствовать свое мастерство через курсы и семинары на исторической родине, благодаря содействию АНК ПО. . Учебное заведение обеспечено квалифицированными кадрами, которое состоит из 23основныхпедагогов, 10 совместителей педагогов   дополнительного образования. Из них 85% имеют высшее образование, 40% - с высшей и первой категорией. 

В каждом отделении работают  несколько разноуровневых групп, занятия ведутся согласно учебно-тематическому плану и расписанию. В польском отделении  работает специалист  Дронг Мария , приглашенная в школу  по согласованию с Министерством науки и образования РК и РПольша, в болгарском Г.Йорданова  -  специалист из республики Болгария.

Школа осуществляет  комплексный подход к изучению 16 национальных языков  с общей концепцией и авторскими программами. В учебные программы отделений включено изучение , традиций и обычаев казахского народа. Педагоги школы являются авторами методических пособий и рекомендаций.  В 2004 году издано первое учебное пособие «Обычаи Болгарии», в 2011 году - «Этнокультурные этюды», отражающих опыт работы речевой деятельности и практических навыков по освоению этнокультурного наследия народов. Поиск, находка, творчествоявляются главными критериями деятельности  школы. В 2014 году педагоги школы приняли активное участие  в рамках проекта «Межкультурная коммуникация в многонациональном Казахстане» вразработке инновационной полилингвальной методики обучения языкам этнических групп Казахстана. Данный спецкурс на экспериментальном уровне в этом учебном году внедрен в учебно – воспитательную деятельность отделенийс целью гармонизации поликультурного общения детей и достижения устойчивых толерантных зунов воспитанников.    

С целью расширения коммуникативной функции государственного языка,  развития речевых навыков детей использовались  активные формы деятельности с детьми, способствующие активному закреплению коммуникативных навыков учащихся на занятиях народный этикет, основ казахской культуры, навыками художественного чтения в отделениях. Содействие по активации использования государственного языка осуществляется также через  творческие конкурсы (художественные чтения,  работа с ведущими праздников отделений и школы), в учебных материалах языковых дисциплин,  способствующие  сравнивать семантику слов и структуру предложений, закреплению активного запаса слов и развитию коммуникативных навыков учащихся.

Языковая среда, создание ситуации успешности в учебно-игровой деятельности, мобильность, семейный уют и психологический комфорт – это мотивы, побуждающие обучающихся углубиться в мир согласия, гармониии единства. Содержание общешкольных государственных мероприятий, календарно-обрядовых праздников этносов Прииртышья, традиционных событий школы как: торжественная линейка, конкурс художественного чтения на родных и государственном языках, этнофестиваль  «Бірлік» проводится на уровне объединяющего, консолидирующего фактора. Поэтому ключевыми  темами таких событий являются: « Казахстан –наш общий дом», «Звучи домбыра и бандура», «Хоровод дружбы», «Венок мира»,  «Язык каждого народа: и прекрасен, и велик», «Мы разные, равные» и др. Разноязычие, буйство красок, единый порыв сотворчества во время прохождения таких мероприятий укрепляет и развивает устойчивость принятия мира в его многообразии.

В школе созданы и успешно работают творческие мастерские:  домбровый ансамбль «Достык», ансамбль бандуристов, студия вокального пения, школьный хор «Бірлік», танцевальные ансамбли  «Молдір»,«Арай», «Учтаулар», декоративно-прикладного искусства.Позитивные отзывы общественности, родителей сегодня свидетельствуют о том, что толерантная личность – это залог прочности школьной семьи, а это значит и  крепкая страна, и крепкий мост в будущее. Мы уверены, что точечный вклад школы в дело формирования нового казахстанского патриотизма  через духовные ценности народа Казахстана один из факторов гармоничного осуществления межкультурной коммуникации и гражданской стабильности в стране.

ЗДУВР Ж.Байманова