Программа
летнего профильного лагеря "Самұрық"
Пояснительная записка
Программа летнего профильного лагеря «Самұрық»составлена как логическое продолжение воспитательно-образовательной работы в области всестороннего развития личности воспитанников.
Организация отдыха, занятости в летний период, сохранение и укрепление здоровья, развитие интеллектуального и творческого потенциала детей и подростков – одна из приоритетных задач школы-лицея № 16. Реализация поставленной задачи осуществляется за счет проведения лагерной смены летнего пришкольного профильного лагеря. В данной программе рассматриваются вопросы организации пришкольного профильного лагеря, который предоставляет детям возможность приобретения и накопления нового жизненного опыта
Летняя лагерная смена проводится на базе школы-лицея №16 и состоит из 15 дней. Охват школьников составляет в среднем от 160 до 180 человек – ученики 5-8,10 классов. Работа направлена на развитие компетентной личности учащихся, способной активно вступать в процесс социализации, где особое значение приобретают ответственность, самостоятельность, целеустремленность. Организация работы основывается на деятельности и общении учащихся, педагогов, родителей, где культивируется сотрудничество, сотворчество, равноправие и равноценность личностных позиций всех участников педагогического процесса.
Социально-педагогическое обоснование программы
Каникулы – свободное от учебы время – это личное время ребенка, которым он имеет право распорядиться, а содержание и организация этого времени – актуальная жизненная проблема личности, в развитии которой помощь взрослых неоценима. Целостное развитие личности возможно при гармоничном развитии духовного и физического здоровья, что даёт основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции.
Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка. Летний пришкольный лагерь с дневным пребыванием является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой, - пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества ребенка.
Именно поэтому, программа профильного лагеря «Самұрық»ставит своей целью развитие творческих способностей детей и позволяет ребёнку реализоваться в период летних каникул.
Использование программ и методик по развитию компонентов творческой индивидуальности дает возможность сохранить и развить богатые предпосылки детского возраста.
Отдых в пришкольном лагере обладает преимуществами:
· доступность отдыха в пришкольном лагере для учащихся 5-8,10 классов;
· личностный рост каждого ребенка посредством участия в интеллектуальных и творческих мероприятиях;
· возможность получить новые знания, умения, навыки;
· профилактика безнадзорности, правонарушений и несчастных случаев в быту и на улице, на дорогах города;
· подготовка к научным проектам, предметным олимпиадам, интеллектуальным конкурсам.
Цель программы
· Основной целью программы является создание комплексных условий для становления гражданско-патриотического сознания подрастающего поколения, воспитание верности Отечеству, формирование готовности к выполнению конституционных обязанностей.
· Создание условий для организованного отдыха учащихся в летний период, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, развитие творческих способностей детей.
Задачи программы
· Создание условий для организованного отдыха детей.
· Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
· Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
· Создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей, использование окружающей природы в качестве источника оздоровления ребёнка.
· Организация среды, предоставляющей ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
· Формирование у ребят навыков общения и толерантности.
· Профилактика детской безнадзорности в каникулярное время.
· Развитие и укрепление связей школы, семьи и учреждений дополнительного образования.
Содержательная модель смены включает в себя 6 направлений деятельности:
Направления и виды деятельности
1. Образовательная деятельность
2. Учебно-исследовательская деятельность
3. Спортивно- оздоровительная деятельность
4. Творческая деятельность
5. Эстетическое направление
6. Патриотическое направление
Деятельность направлений осуществляется за счёт учебных и игровых занятий по профилям, работы над научными проектами, подготовки к предметным олимпиадам и интеллектуальным конкурсам.
Дети принимают активное участие в проведении игровых программ, концертов. Участвуют в больших коллективных делах лагеря. Программа ориентирована на младший и средний школьный возраст. К реализации программы активно привлекаются родительская общественность и различные культурно-досуговые, спортивные и общественные организации.
Структурная модель смены включает в себя 8 профилей, на основании которых организовано 10 профильных отряда:
Комплектование профильных отрядов осуществляется с учетом интересов детей с целью продолжения познавательной деятельности, учитывается возраст, родственные отношения, симпатии к педагогам и товарищам.
В лагере формируется 10 отрядов:
1 Отряд «Художник»
2 Отряд «Робототехника»
3 Отряд «Динамит»
4 Отряд «Колокольчики»
5 Отряд «Леди»
6 Отряд «Беркут»
7 Отряд «Пилигрим»
8 Отряд «Арман шоу»
9 Отряд «Летняя школа»
Принципы программы
Программа летнего пришкольного профильного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков «Самұрық» опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизмауважения и доверия
Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:· добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;· доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;· в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов.
Принцип гармонии и демократичности
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
· вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;· сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
· постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.
· участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.
Принцип дифференциации воспитания
Дифференциация в рамках пришкольного профильного лагеря предполагает:
· отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
· создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках дня;
· взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
· активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип творческой индивидуальности
· творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Этапы реализации программы
I. Подготовительный этап (март – апрель)
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
· проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
· издание приказа по школе о проведении летней кампании;
· разработка программы деятельности летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков «Самұрық»;
· подготовка методического материала для работников лагеря;
· отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
· составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.);
· прогноз летней занятости учащихся;
· составление планов взаимодействия с досуговыми учреждениями.
II. Организационный этап (май)
Основной деятельностью этого этапа является:
· проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей детей;
· формирование списка профильных отрядов;
· подготовка реализации Программы;
· корректирование планов с педагогами и специалистами;
· создание нормативно-правовой базы.
III. Основной этап (июнь)
Основной деятельностью этого этапа является:
· реализация основной идеи;
· практическая реализация Программы;
вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел.
IV. Заключительный этап(аналитический – сентябрь)
Основной идеей этого этапа является:
· подведение результатов практической работы;
· выработка перспектив деятельности организации;
· анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Содержание программы
Организационно-педагогическая деятельность
· комплектование штата лагеря кадрами;
· участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей, организованных Отделом Образования г. Павлодара;
· совещание при директоре, зам. директора по воспитательной работе по организации летнего отдыха учащихся;
· проведение инструктажей с учителями по технике безопасности и охране здоровья детей;
· проведение родительских собраний «Занятость учащихся летом».
Срок реализации программы
Программа рассчитана на 1 этап по 15 дней:
с 2 июня по 22 июня 2017г.с 9.00 до 13.00
Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период
· Инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках», «Правила при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий», «Правила безопасного поведения на водных объектах и оказания помощи пострадавшим на воде»;
· Беседы, проведённые медицинским работником:«Если хочешь быть здоров – закаляйся!», «О питьевом режиме», «О вреде наркотиков, курения, употребления алкоголя», «О витаминах»;
· Инструкции по основам безопасности жизнедеятельности:«Один дома», «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Правила поведения и безопасности человека на воде», «Меры доврачебной помощи».
Оздоровительная работа
Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
· утренняя гимнастика;
· организация пешеходных экскурсий по городу;
· организация здорового питания детей;
· соревнования по лёгкой атлетике;
· спортивные эстафеты;
· подвижные спортивные игры на свежем воздухе;
· участие в городских мероприятиях.
· участие в городских спортивных мероприятиях.
Работа по развитию творческих способностей детей
· оформление стенных газет;
· ярмарка идей и предложений;
· конкурсы рисунков на асфальте: «Люблю тебя моя столица»;
· городские мероприятия.
Работа по патриотическому развитию детей
· экскурсия по городу «Исторические места Павлодара»;
· беседа «Символика Республики Казахстан»;
· «А песни тоже воевали»;
· «Жемчужины Казахстана»;
· викторина «Символы нашей страны»;
· «Дорогая моя столица»
· экскурсия в экологическую школу «Живые обитатели музея».
Педагогические технологии, формы и методы работы
Ведущая технология программы – игровая.
Сопутствующими технологиями являются коммуникативная, групповая, ТАД (творчество, активность, действие) и др. Эти технологии обеспечат достижение поставленных организационных и методических целей.
Игровая технология раскроет творческий потенциал ребёнка, разовьёт интеллектуальные, творческие и физические способности, сформирует навыки позитивного общения со сверстниками, привлечёт ребят к сознательному выбору активного и здорового образа жизни.
Активные методы работы различаются между собой как по своим целям и задачам, так и по степени их «приближенности» к личности. Наиболее глубоко проникающим в личностно-значимые сферы деятельности участников групповой работы является социально-психологический тренинг. Именно эта форма позволяет в реальных жизненных ситуациях, формировать недостающие навыки и умения.
Совещание – это метод коллективной выработки решений или передачи информации, основанный на данных, полученных непосредственно от участников групповой работы.
Цель совещания: взаимная ориентация участников, обмен мнениями, координация планов, намерений, мотивов, жизненного и профессионального опыта.
Мозговой штурм – групповое генерирование большого количества идей за относительно короткий отрезок времени. В его основе лежит принцип ассоциативного мышления, и взаимного стимулирования. Этот метод ослабляет стереотипы и шаблоны привычного группового мышления, и при этом никто не отмалчивается и «ценные мысли не сохнут на корню». Проводится он при остром дефиците творческих решений и новых идей.
Достоинства этого метода:
- снижается критичность и закрытость мышления, что способствует развитию творчества, оригинальности, формирует позитивную установку человека по отношению к собственным способностям;
- участникам предоставляется возможность проявить сочувствие, одобрение и поддержку друг другу;
- эффективно преодолеваются внутренние логические и психологические барьеры, снимаются предубеждения, осознаются стереотипы.
Ситуационно-ролевые и деловые игры – позволяют моделировать, обсуждать и реально проигрывать по ролям различные ситуации из области профессиональной деятельности, включая процессы межличностного и группового общения.
Также в работу будут использоваться следующие формы и методы работы по программе:
- тематические программы;
- познавательные игры и викторины;
- спортивные игры и соревнования;
- игровые тестирования, опросы, анкетирование;
- концерты, фестивали, акции и др.
ГУ школа-лицей № 16 в рамках программы взаимодействует и сотрудничает с:
· комиссией по делам несовершеннолетних;
· ОДН;
· МАИ;
· пожарной частью;
· областной библиотекой;
· Дом Дружбы;
· военной частью;
· областным историко-краеведческим музеем;
· областным художественным музеем;
· Экологическая школа;
· Бассейн «Нептун»;
· Дворец школьников;
· Кинотеатр им. Ш. Айманова.
Ресурсное обеспечение
Политику летней оздоровительной компании определяют педагогические кадры. Поэтому в смену привлекаются учителя предметники, педагог-организатор, библиотекарь, инструктор по физкультуре, медик, а также вожатая. Каждый из специалистов призван решать определенные профессиональные задачи в вопросе организации летнего отдыха:
· директор- контролирующая функция, координация работы с общественными организациями, учреждениями и родителями;
· заместитель директора по воспитательной работе- общее руководство летней оздоровительной компанией;
· медицинский работник- осуществление взаимодействия с ЦРБ и СЭС, оказание медицинской помощи, профилактика здорового образа жизни;
· преподаватели - предметники- образование и воспитание детей, изучение их личности, содействие их социализации, сплочение коллектива;
· преподаватели физической культуры- пропаганда здорового образа жизни, укрепления здоровья средствами физической культурой и спортом;
· педагог-организатор – организация досуговой деятельности;
· вожатая – помощник воспитателя по организации досуга детей;
Для полноценного отдыха детей должны использоваться: спортивный инвентарь, канцелярские товары, настольные игры и др.
Для составления программы и проведения досуговых мероприятий используется материалы из журналов «Воспитание школьников», «Классный руководитель», «Последний звонок», а также педагогическая копилка школы.
Ожидаемые результаты
· общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья;
· укрепление физических и психологических сил детей и подростков;
· развитие лидерских и организаторских качеств, детской самостоятельности и самодеятельности;
· приобретение новых знаний, развитие творческих способностей;
· получение учащимися умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности;
· улучшение психологического микроклимата в едином образовательном пространстве школы, укрепление здоровья школьников;
· укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и национальностей;
· личностный рост учащихся.
Условия реализации программы
1. Нормативно-правовые условия
· Закон «Об образовании РК»
· Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
- Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
- Закон РК «О защите прав ребенка».
- Программа по организации летнего отдыха и занятости детей и подростков.
- Устав ГУ «Школы-лицея №16».
- Положение о пришкольном лагере дневного пребывания.
- Правила внутреннего распорядка пришкольного лагеря дневного пребывания.
- Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
- Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в пришкольном лагере.
- Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
- Приказы отдела образования.
- Должностные инструкции работников.
- СаН ПиН.
- Заявления от родителей.
- Планы работы.
2. Материально-технические условия предусматривают:
· малый спортивный зал;
· школьная библиотека;
· столовая;
· игровая площадка;
· спортивная площадка;
· кабинеты;
· комната психологической разгрузки;
· ТСО;
· художественные средства, игры настольные и др.;
· аудиотека, фонограммы;
· канцелярские принадлежности;
· компьютер с выходом в Интернет, принтер, ксерокс, интерактивная доска.
3. Кадровые условия
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
Координаторы смены:
· начальник лагеря, заместитель директора по ВР;
· педагог-психолог,
· социальный педагог;
· педагог-организатор;
· руководитель ФВ;
· музыкальный работник;
· медицинский работник.
Информационная карта программы
1 |
Полное название программы |
Программа пришкольного профильного лагеря с дневным пребыванием «Самұрық- 2017»
|
2 |
Цель программы |
Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период. |
3 |
Направление деятельности |
Физическое и духовное развитие детей, средствами игры, познавательной и трудовой деятельности.
|
4 |
Краткое содержание программы |
Программа содержит: мероприятия, реализующие Программу; ожидаемые результаты и условия реализации; приложения. |
5
|
Автор программы |
Начальник лагеря Сулейменова А№.С.
|
6 |
Учреждение, представившее программу |
ГУ «Школа-лицей №16 г. Павлодара» |
7 |
Адрес, телефон |
г. Павлодар, ул. Айманова, 51 Тел. 53-23-04 |
8 |
Место реализации |
Пришкольный профильный лагерь с дневным пребыванием
|
9 |
Количество, возраст учащихся |
180 учащихся с 11 до 14 лет
|
Список отрядов профильного лагеря «Самұрық»
№ |
Название отряда |
Руководитель отряда |
Количество учащихся |
1. |
«Художник» |
Стриха Е.В. |
25 |
2. |
«Робототехника» |
Смирнова Ю.Н. |
25 |
3. |
«Динамит» |
Смагулов Р.З. |
25 |
4. |
«Колокольчик» |
Бурлакова Н.Я. |
25 |
5. |
«Леди» |
Шевелева Е.И. |
18 |
6. |
«Беркут» |
Дорденко Ю.П. |
15 |
7. |
«Пилигримм» |
Каримова М.Р. |
24 |
8. |
«Арман Music» |
Борисова О.А. |
25 |
9. |
Летняя школа |
Сулейменова А.С. Казкенова Г.Е. Баканова Д.Б. Тихая Л.Н. |
15 15 15 15 |