Телефон доверия
8 71 82 31 84 16
email: sosh40@goo.edu.kz
Адрес: ул.Береговая, 60/1
318415, 318416, 318408
Вернуться на главную страницу отдела образования
График приема граждан:
среда с 17.00 до 19.00 часов
За год
За месяц
За неделю
Вчера
Методический совет
Общешкольная тема
 
Единство обучения и воспитания как путь к формированию школы экологической  культуры
Цель:
Внести коррективы в модель школы экологической культуры на основе решения проблем полиязычия, функциональной грамотности, ценностного подхода к учебно-воспитательному процессу, инклюзивного образования
 
Задачи:
1. Обновить содержание РУП, особенно в части школьного компонента. 2. Разработать алгоритм формирования и выявления уровня сформированности экологической культуры . 3. Выделить идеи модернизации Казахстанского образования в модели СОШ №40.
 
 
Научно - методическая тема
 
Коммуникативная компетентность школьника: дифференцированный подход к обучению
Цель:
Решение проблемы трехъязычия рассмотреть в рамках инклюзивного образования
Задачи:
1. Формировать коммуникативную компетенцию учащихся путем внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс.
2. Дифференцированный подход к обучению связать с развитием инклюзивного образования.
3. Формулы КОЗы + ЦОРы = Функциональная грамотность осуществлять в учебно-воспитательном процессе.

Тема методической работы школы:

     Совершенствование  научно - методической работы в школе по овладению педагогами компетентным подходом в педагогической практике.

Общешкольная тема

модель личности выпускника СОШ № 40 - школы экологической культуры и адекватная ей модель личности учителя

Цель:

через модели субъектов образовательного процесса выйти на систему их взаимодействия в условиях школы экологической культуры

 

Задачи:

1. Создать модели:              

- выпускника школы экологической культуры;                        

 - учителя, адекватного ученику;                          

- родителя.                     

 2. Обновить состав и усовершенствовать работу попечительского совета школы.      

 

Научно - методическая тема

ЦОРы и КОЗы как источник формирования функциональной грамотности ученика

Цель:

обеспечить компетентностный подход к УВП на основе информационно-коммуникативных технологий

Задачи:

1. Разработать образцы по предметно ЦОРов и КОЗов (силами МО и учителей).                      

2. Изучить теорию содержательного обобщения (В.В.Давыдов) для реализации идей экологической культуры.                      

3. Определить путь от теории РО к практике интегрированных уроков и обобщающих опор.

 

 Формы методической работы:

  • Тематические педсоветы
  • Методический совет
  • МО учителей
  • Работа учителей над темами самообразования
  • Открытые уроки
  • Творческие отчеты
  • Методические недели
  • Работа творческих  микрогрупп
  • Предметные декады
  • Круглые столы, семинары
  • Организация работы с одаренными детьми
  • Оформление методического уголка
  • Взаимопосещения  уроков
  • Организация и проведение аттестации педагогов
  • Знакомство с правовыми документами, локальными актами
  • Обобщение педагогического опыта

 

 

Организация методической работы в школе

 

Введение

          Потребность в развитии образования активизирует инициативу творчески ориентированных педагогов на поиски эффективных  педагогических приёмов и проектирования опыта продуктивной педагогической деятельности. Как осуществить переход учителей к использованию способов обучения, адекватных требованиям сегодняшнего дня? Как создать систему перспективного образования школьников? Причинами, тормозящими процесс создания такой системы, являются малоэффективное использование ресурса творчески работающих учителей, недостаточно эффективная работа научно-методической службы в образовательном учреждении.

        В настоящее время в условиях изменения парадигмы образования методическую работу в школе нужно рассматривать как процесс изменения внутренних условий развития образовательного учреждения в соответствии с изменением внешних условий развития системы образования. Основная цель методической работы в этих условиях – постоянное обновление набора качественных услуг в зависимости от запроса государства. Следовательно, методическую работу можно представить как деятельность, с помощью которой педагогический коллектив имеет возможность привести систему своих образовательных услуг в соответствии с запросами общества. Таким образом, деятельностный подход в методической работе определяет одну из основных идей – распространение педагогического опыта, показателем которой являются высокие результаты качества образовательных услуг.

             В основе научно-методической работы, которую необходимо внедрять, должна лежать исследовательская деятельность. Необходимость использования  в практической деятельности исследовательские методы работы рассматривается как важнейшая черта учителя современной школы. Исследовательская работа понимается как основополагающий процесс профессионального саморазвития. Следовательно, главная цель системы научно – методической работы образовательного учреждения – исследовательское обучение, т.е. развитие у педагогов способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы профессиональной деятельности.

             Основные подходы научно-методической системы: проблемно-диагностический, исследовательский, рефлексия собственной деятельности педагогами.

             Основные уровни научно-методической системы: научно-методическое сопровождение,  усвоение теоретических и практических знаний, активная андрагогическая практика, общественная экспертиза.

               Под системой научно-методической работы (НМР) понимается: соответствие целей, задач, подходов, содержания, структуры, технологий, форм  научно-методической службы, стратегий развития школы, потребностям и возможностям педагогов; координация действий всех звеньев научно-методической службы; постоянная интеграция образовательного и инновационного процессов.

       

         Методическая работа в школе как система повышения квалификации формирует профессиональную деятельность учителей и направлена на развитие педагогического мастерства. Мы представляем рост профессиональной компетентности педагога как:

·        разноуровневые формы активности с определенной процессуальной структурой;

·     часть жизненного пути педагога, в ходе которого на основе субъективных и объективных факторов он осуществляет альтернативный выбор направленности своего профессионального роста, его цели и средств достижений;

·        целостный, непрерывный, ступенчатый процесс развития, результат которого  - опыт профессиональной деятельности, представленный совокупностью четырех элементов: знаний, опыта деятельности (реальной и интеллектуальной), эмоционально-ценностным отношением к действительности;

·  специфическую форму социализации (путь от адаптации к индивидуальной деятельности, к признанию педагогической индивидуальности).

 

Системообразующей идеей и главной функцией методической системы повышения квалификации является вариативный подход, когда педагог движется по индивидуальной траектории и сам делает выбор целей и средств повышения квалификации.

С целью управления вариативной  системой постоянно проводится входная, промежуточная и итоговая диагностика, используются специальные методики (анкеты, тесты, контрольные работы, схемы анализа эффективности педагогической деятельности, схемы анализа урока). Результаты диагностики используются для определения содержания и уровня проблем профессиональной деятельности. 

 

Основные направления методической работы:

·        Совершенствование управленческой и методической служб.

·        Стандартизация и технологизация образования.

·        Реализация ключевых принципов компетентностного образования.

·        Формирование исследовательской деятельности педагогических кадров.

·        Совершенствование обучающей деятельности учителей.

·        Совершенствование  учебной деятельности учащихся.

·        Совершенствование подготовки и повышения квалификации учителей.

     Управление системой НМР осуществляется через научно-методическое сопровождение, основная задача которого обеспечить целенаправленный переход к качественно новому состоянию посредством создания  новых условий, ресурсов, способов работы. Информационно- аналитическая основа управления формируется под влиянием  потребностей, целей и задач. Мотивационно-целевая установка служит основанием для прогнозирования и планирования деятельности, определяет организационные формы, способы и средства взаимодействия для исполнения принятых решений, служит нормой для контроля,  экспертизы и оценки на диагностической основе  фактических результатов, позволяет регулировать и корректировать педагогические результаты.

          Научно-методическое сопровождение  характеризуется взаимосвязанными по функциям управления компонентами системы.  Педагогический совет определяет основные стратегические вопросы развития научно-методической деятельности, а  в остальной  период научно-методическое сопровождение  осуществляет научно-методический центр (НМЦ), который организует работу постоянных и временных групп, осуществляет разработку стратегических и тактических вопросов планирования, анализирует и утверждает учебные  планы и авторские программы, экзаменационные материалы, координирует работу центра информационной, аналитической  и психологической поддержки. 

         Освоение  новых теоретических знаний и практических действий осуществляется в процессе работы постоянных групп: еженедельного методологического семинара, исследовательских лабораторий, МО или предметных кафедр. Постоянные группы рассматривают и решают вопросы тактического управления методической работы.  Кроме этого работа организуется во временных группах педагогов: проектных, педагогических мастерских, ВНИК - ах, мастер - классах,  очно - заочных курсах, которые организует ИПК ПК, и т.д. Временные группы рассматривают и решают вопросы оперативного управления методической работы.

            В основе работы этих групп находится индивидуальная исследовательская работа педагогов, которая рассматривается как одно из условий формирования методологической компетентности и определяется как основной компонент педагогического мастерства.   Исследовательская работа – это организация рефлексивной практики, т.е. непрерывное обновление  собственного опыта  на основе  методов  педагогического исследования. Результатом исследовательской работы является новая образовательная практика, существенным признаком которой является постоянное рефлексивное обсуждение, и осознание учителем своего  педагогического мастерства, которое характеризуется: пониманием педагогической деятельности, созданием авторской модели обучения учащихся, новым педагогическим  мышлением,  владением деятельностью проектирования и программирования. Это позволит переводить теоретические и методологические идеи в профессиональные действия, разрабатывать новые методики, приёмы, средства в образовании учащихся; эффективно применять опыт в новых условиях; давать рефлексивную оценку своей деятельности и её результатам; целенаправленно осуществлять самообразование.

            Постоянные группы (объединения).

            Еженедельный методологический семинар – это новая форма организации методической работы, идея создания  которого    принадлежит М.А. Мкртчяну. На методологических  семинарах учителя в совместно организованной деятельности  разбираются в принципах, основаниях построения новой образовательной практики,  способах исследовательской деятельности на философском,  теоретическом и технологическом уровнях. Овладевают законами научного познания, понимания, которые  служат ориентирами в исследовательской деятельности учителей.

               Исследовательская лаборатория необходима для разработки и решения инновационных проблем в освоении новых технологий и нового содержания образования. Школа, находящаяся  в инновационном поиске, сталкивается со множеством проблем, которые никто за неё не решит. Поиском решения проблем и занимается лаборатория. В её состав могут входить учителя-исследователи и молодые учителя. Лаборатория работает как постоянная группа и в её задачи входит рефлексия инновационной деятельности коллектива. Главный продукт решения проблем – создание нового опыта коллектива в целом и каждого учителя в отдельности. Особая задача лаборатории – решение проблем развития качества образования учащихся. Эффективность работы лаборатории во многом зависит от научного консультанта, работающего с учителями по выбранной проблематике. Работа лаборатории строится как практико – ориентированная, длительная научно – исследовательская деятельность. Работа лаборатории  строится по программе, отражающей определение  проблемы, цель, задачи, объект, предмет, гипотезу, прогноз ожидаемых результатов.

              Методические объединения учителей решают проблемы качества образования на методическом уровне. Учителя в совместной деятельности решают проблемы организации и  проведения  учебных занятий и воспитательной работы, анализируют и рефлектируют  результаты их деятельности. Особая задача – организация процессов овладения учащимися государственных стандартов и ключевых компетенций.

 Кафедра – это структурное подразделение методической службы ОУ, объединяющее преподавателей учебных дисциплин, относящихся к какой-либо одной образовательной области (одному предмету), имеющих достаточно высокую квалификацию и ведущих учебно-воспитательную, опытно-поисковую, экспериментальную, научно-методическую и проектно-исследовательскую деятельность.

Кафедра организуется при наличии не менее пяти учителей по одной образовательной области (или по одному предмету) и имеет научного консультанта – преподавателя или научного работника вуза.

 

                                 Временные группы (объединения).

 

          Временные группы создаются на определённое время и с любым составом и количеством учителей для решения одной задачи. Группа  может существовать  кратковременный период.  В состав группы должны входить учителя, работающие в разных параллелях и по различным предметам, чтобы охватить проблему  и решить её для учащихся разного возраста и с любыми возможностями. Для работы группы составляется план  и обязательно должен остаться продукт:  в виде проекта, методического или дидактического пособия.

   Проектные группы – совершенно новое объединение учителей. Проектные группы создаются для освоения проектной деятельности. Учителя изучают теоретические основы проектной деятельности, учатся составлять проекты и реализовывать их на практике. Подготовка и реализация проектов представляет собой деятельность по организации совместной деятельности педагогического коллектива, состоящей из нескольких фаз:

1 фаза – разработка концепции изменений, т.е. осуществляется прогнозирование конечного результата. Вся работа, по сути, отвечает на следующие вопросы: почему выбран этот проект? Какое состояние настоящей деятельности? Какие проблемы решает данный проект? Каков результат реализации данного проекта?

2 фаза предполагает разработку самого проекта – это ключевая фаза проектной деятельности. На стадии планирования важно осознать: как будет достигаться результат проекта? Кто будет участвовать в реализации проекта? Какие ресурсы, средства необходимы для этого? Как будут вовлечены участники проекта? Как  разделены обязанности? Какая деятельность и когда будет она осуществляться?

3 фаза – реализация проекта – выполнение основных мероприятий, необходимых для достижения поставленных целей. Основные виды деятельности – организация выполнения деятельности; разработка необходимых документов (положений, программ и т.д.); непосредственное выполнение работ, описанных в проекте; оперативное планирование тех изменений, которые определяются в ходе реализации; контроль и корректировка планов; включение системы мотивации и стимулирования участников проекта.

         4 фаза – подведение итогов, оценка результатов (сравнение полученных результатов с прогнозируемыми); подготовка итогового документа (решение педсовета, приказа и т.д.)

         Для проектирования необходимо знать некоторые признаки проекта:

-         наличие цели;

-         изменения (целенаправленный перевод из существующего в желаемое состояние (прогноз);

-         ограниченность во времени (имеет начало и конец);

-         уникальность, неповторимость;

-         ограниченность требуемых ресурсов (поиск новых).

 

               Мастер – классы  - это новое методическое объединение, одна из форм эффективного обучения учителей на лучших образцах педагогического опыта, объединение творчески работающих учителей, имеющих авторский, концептуальный опыт. Одна из форм поиска путей для роста педагогического мастерства. Группа может состоять из учителей непостоянного состава.

 

              Педагогические мастерские, как особая форма организации научно – методической работы, способствующая формированию умений моделировать свой собственный опыт, экспериментально проверять эффективность своей модели, разрабатывать методические и дидактические сборники на основе собственных достижений. Основой обучения в мастерской служит индивидуальный подход «учителя – мастера» к раскрытию и совершенствованию способностей «учителя – ученика». Мастерская работает в течение длительного периода и включает в себя разные формы взаимодействия. Особенностью взаимодействия является сотрудничество. Уровень методической подготовки учителей, участвующих в работе мастерской, разный. При разработке индивидуальных программ самосовершенствования учитываются реальные возможности «учеников». Учёба в мастерской предполагает не только знакомство с опытом «учителя», но и самостоятельную исследовательскую работу.

 

Функции мастера.

 1.                Определяет конкретные умения, которые будут осваивать учителя, исходя из идей концепции школы, кафедры и личных замыслов и умений.

2.                Планирует виды деятельности, в которых эти умения будут формироваться, возможные конечные результаты.

3.                Организует тестирование (самотестирование) на наличие или отсутствие этих умений.

4.                В совместной деятельности корректирует планы, намечает сроки возможной отчетности, простраивает конечный продукт деятельности.

5.                Регулярно посещает уроки учителей, организует их обсуждения, выявляет своеобразие способов у отдельных учителей.

6.                Побуждает проявлять, развивать, осознавать индивидуальное своеобразие.

7.                Постоянно обсуждает проблемы и трудности с учителями, возникшие в ходе внедрения.

8.                             Готовит в конце учебного года отчет педмастерской в различных формах.

 

 

           Временные научно – исследовательские группы (ВНИК) создаются для изучения и решения  актуальных проблем развития способностей учащихся на  методическом, общепедагогическом или дидактическом уровнях. Группа создаётся для решения одной конкретной задачи и работает малое время (от 3 месяцев до 1 года).

 

          Очно – заочные курсы организуются с целью профессионального развития учителей, желающих повысить квалификацию по новым технологиям способом  самой технологии. Администрация заключает договор с ИПК ПК с целью официального документального подтверждения повышения  профессиональной  квалификации  слушателя  курсов.

        В школах,  работающие по новой методической системе, в основе которой лежит исследовательская деятельность,   внедрятся также система общественной экспертизы. Цель общественной экспертизы – способствовать выработке коллективного мнения о результатах исследовательской деятельности педагогов на основе оценочных суждений, отражающих уровень их достижений. Одна из основных форм общественной экспертизы является научно – практическая конференция, которая проводится в школе ежегодно. Конференция характеризуется особой формой проведения. Может одновременно проводиться внешняя экспертиза, состоящая из приглашённых членов экспертной комиссии  и внутренняя экспертная группа, состоящая из учителей школы. Общественная экспертиза стимулирует повышение квалификации, выращивает потребность в формировании недостающих профессиональных умений. В школах также проводятся различного рода конкурсы, в том числе конкурсы профессионального мастерства. Конкурсы являются важным этапом общественной экспертизы, как и различного рода публикации: статьи, методические альманахи, методические газеты, сборники тезисов конференций, методические и дидактические сборники, авторские программы с учебно – методическими комплексами, рабочими тетрадями и т.д.

Педагогический совет в системе научно – методической работы в образовательном учреждении.

          Педагогический совет рассматривается как важный этап определения уровня достижений исследовательской работы учителей, выявления проблем и определения перспектив развития профессиональной компетенции коллектива учителей. Педагогический совет является системообразующим фактором исследовательской деятельности педагогического коллектива и позволяет совершенствовать методологическую, предметную, технологическую  и управленческую компетентности учителей. В системе  педагогического совета  выделяется и методическая функция, которая позволяет активизировать работу всей методической системы.  В практике отдельных школ апробируется такая форма педагогического совета, как педсовет – исследование, в подготовке которого принимает участие весь коллектив учителей. 

            Подготовка и проведение такого педсовета имеет сходство с этапами подготовки исследовательского проекта: 1) на заседании научно –методического совета: определяется инициативная группа по подготовке педсовета, обсуждается замысел плана, его этапы, утверждается проект и временный коллектив по подготовке и проведению педсовета; 2) на заседаниях временного коллектива изучаются теоретические материалы, результаты диагностических срезов, творческие работы учителей и учащихся, анализируется весь этот материал и разрабатывается содержание обсуждения на педсовете и проект его  решения; 3) на заседаниях постоянных групп (методических объединений и кафедр): изучается теоретический материал, готовятся диагностические и аналитические материалы, разрабатываются модели открытых уроков, внеклассных мероприятий, экспертные оценки защиты творческих работ учителей и т.д.; 4) на заседаниях временных групп: готовятся творческие отчёты, выступления, стендовые доклады и т.д.; 5) на заседаниях информационного центра:  обрабатываются диагностические срезы,  делается количественный и качественный анализ результатов, выявляются проблемы  и перспективы развития образовательной среды школы;  6) на заключительном заседании научно – методического совета  обсуждаются  результаты, представленные всеми коллективами,  осуществляется предварительная экспертиза представленных материалов, их обобщение, отбор представленных выступлений, отчётов, сообщений, стендовых докладов и т. д., разрабатываются предложения по проекту решения педсовета; 7) проведение педсовета – исследования в логике исследовательского проекта, на котором  проходит экспертиза всех представленных на защиту результатов  деятельности, анализ и оценка представленных проектов участников педсовета, определение перспектив развития системы научно – методической службы, принятия решения на уровне методических рекомендаций, проводится педагогическая рефлексия.

                

Приложение.

 

Перечень документации по методической работе для заместителей директора школы.

 

1.     Приказ о назначении на должность.

 

2.     Функциональные обязанности.

3.     Приказы об открытии и назначении председателей МО

4.     Структурно-функциональная модель МС (методической службы)

5.     Комплексно-целевая программа развития МС школы.

6.     Образовательные программы (раздел плана школы «Методическая работа»)

7.     Анализ итогов методической работы за прошедший год.

8.     План методической работы школы на новый учебный год.

9.     Банк данных об учителях.

10.   Циклограмма работы зам.директора по МР

11.    План-сетка методической работы на каждый месяц.

12.    План опытно-экспериментальной работы.

13.    План работы с молодыми специалистами и вновь прибывшими учителями.

14.    Положение  о МО и кафедрах.

15.    Информация об учебных программах и их учебно-методическом обеспечении.

16.    Календарно-тематическое планирование по предметам, по индивидуальным занятиям.

17.    Программа факультативов и предметных кружков.

18.    План проведения методической недели.

19.    Перспективный план аттестации учителей.

20.    Перспективный план повышения квалификации учителей.

21.    График прохождения аттестации учителей.

22.    График повышения квалификации учителей.

23.    График и планы проведения предметных недель.

24.    График проведения конференций, семинаров, круглых столов, творческих отчетов, деловых игр и т.д.

25.      График проведения открытых уроков учителями МО.

26.      Адреса ППО школы.

27.      Сведения о профессиональных потребностях учителей.

28.      Сведения о темах самообразования учителей и их реализации.

29.      Информационно-аналитические и отчетные документы по методической работе.

 

Должностные обязанности

 

Основные направления деятельности:

 

-         организация методической, научно-исследовательской, экспериментальной и инновационной работы в школе, руководство ею и контроль за развитием этого процесса.

-         Методическое руководство педагогическим коллективом

-         Создание кабинетной системы в школе и постоянное ее совершенствование.

-         Профессиональная подготовка учителей.

 

 Замдиректора школы по методической работе обязан:

-         Организовывать текущее и перспективное планирование методической, научно-исследовательской, экспериментальной и инновационной деятельностью школы

-         Представлять директору школы письменный отчет о своей деятельности в течение 10 дней по окончании каждой учебной четверти

-         Координировать работу учителей и других педагогических работников по выполнению учебных планов и программ

-         Руководить работой по изучению, обобщению и внедрению передового педагогического опыта в учебный процесс;

-         Контролировать качество преподавания учебных предметов на экспериментальных площадках;

-         Организовывать конкурсы «Учитель года»;

-         Организовывать работу по отбору кандидатов для поступления в педагогические образовательные учреждения и аспирантуру по педагогическому профилю;

-         Координировать разработку методических рекомендаций для учителей;

-         Осуществлять систематический контроль за качеством работы предметных кружков;

-         Организовывать проведение предметных олимпиад;

-         Организовывать работу с молодыми специалистами и учителями, вновь прибывшими в школу;

-         Посещать уроки и другие виды учебных занятий, проводимых педагогическими работниками школы (не менее 5 уроков в неделю), анализировать их форму и содержание, доводить результаты анализа до сведения педагогов;

-         Оказывать помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий, работе по темам самообразования;

-         Участвовать в подбое и расстановке педагогических кадров;

-         Организовывать повышение квалификации и профессионального мастерства учителей;

-         Принимать участие в подготовке и проведении аттестации педагогических и других работников школы;

-         Руководить работой председателей методических объединений;

-         Участвовать в работе методического совета школы;

-         Организовывать работу творческих групп учителей, координировать различные направления экспериментальной и научно-исследовательской работы с учетом возможностей ОУ

-         Планировать и привлекать педагогические кадры ВУЗов для организации научно-исследовательской работы учащихся и учителей;

-         Организовывать проведение паспортизации учебных кабинетов, мастерских, спортзала, принимать меры по оснащению их современным оборудованием, наглядными пособиями и техническими средствами обучения, контролировать их учет и содержание;

-         Руководить деятельностью заведующей библиотекой, организовывать пополнение библиотеки учебно-методической и художественной литературой, журналами и газетами;

-         Организовывать своевременно и правильное доведение приказов директора школы и вышестоящих органов образования до учителей и служб, а также проверку их выполнения;

-         Проводить анкетирование учителей, учащихся и их родителей по вопросам методической деятельности;

-         Создавать и постоянно корректировать банк данных по вопросам методической, научно-исследовательской, экспериментальной и инновационной деятельностями.

 

Перечень основных мероприятий по методическому обеспечению учебного процесса в школе.

  

Мероприятия

Периодичность проведения

Предельное число рассматриваемых вопросов

Предельный расход времени (уч.час)

 Заседания  научно -методического центра 

1 раз в четверть

2-3

2-2,5

Научно-методические конференции по обобщению опыта методической работы

1 раз в 2-3 года

2-3

3-4

Конкурсы «Учитель года», «Самый классный классный»

1 раз в год

2-3

3-4

Конкурс на лучший комплект дидактических материалов

1 раз в год

 

 

Конкурс «Лучший кабинет, классная комната»

В конце года

 

 

Оперативные совещания

 2 раза в месяц

2-3

0,5

Заседания МО, кафедр

5 раз в год

2-3

1,5-2

Установочное методическое совещание

В начале года

3-4

0,5-1

Совещание методических объединений, кафедр (после районных, школьных оперативных совещаний)

По необходимости

2-3

0,5

Открытые и показные занятия

По плану М/О

По 1-2 занятия в четверть

 

Методическая неделя

 1 раз в год

5-6

10-16 (за неделю)

Предметные недели

1-2 раза в месяц

2-3

5-6 (за неделю)

Посещение уроков, беседы с учителями-предметниками, консультации

5-8 уроков в неделю

 

 

Занятия в школе молодого специалиста

1-2 раза в месяц

1-2

2-2,5

Занятия в школе педагогического мастерства

1 раз в месяц

1-2

2-2,5

 

Проект

Тема: «Методическая работа по формированию умений составлять поурочное планирование»

 

Проблема:  отсутствие мотивации и способов поурочного планирования.

 

 

I.                   Вступление.

 

Новые требования к уровню образованности учащихся предполагают обязательную подготовку учителя к каждому уроку. В результате педагогического наблюдения выяснилось, что не каждый учитель считает необходимостью поурочное планирование.

 

II.                Цель.

 

Сформировать у каждого учителя способы планирования своей деятельности.

 

III.             Задачи.

 

1.     Выявить причины отсутствия поурочных планов.

2.     Показать необходимость поурочного планирования.

3.     Выработать единые требования к поурочному планированию.

4.     Организовать методическую работу, направленную на формирование способов планирования урока на деятельностной основе.

 

IV.            Инициативная группа.

 

Завуч, руководители МО, учителя-новаторы.

 

V.               Оценка.

 

1.     Анализ умений планирования урок в соответствии с новыми требованиями.

2.     Анкетирование (диагностика затруднений)

3.     Анкетирование учащихся: «Какой урок запомнился и почему?»

 

VI.            Отчет.

 

На педсовете провести анализ работы инициативной группы. Выставка сборников поурочного планирования. Графики мониторинга.

 

Планирование

 

Задача

Содержание деятельности

Ожидаемый результат

Ответственные

Сроки

Проблема

1.

1.           Создание инициативной группы.

2.           Анкетирование (учителей и учащихся).

3.           Индивидуальные беседы.

4.           Посещение уроков.

Анализ причин неумения планировать.

Рук-ль МО, завуч

 

 

2.

1.         Семинар «Требования к современному уроку» с позиций развивающего обучения.

2.         Дискуссия «Личностно-ориентированный подход в обучении учащихся».

Изменение отношения к планированию урока с учетом уровня развития ученика.

Инициативная группа

 

 

3.

1.                       Методический час «Структура урока в развивающем обучении».

 

 

 

 

 

2. Открытые занятия (уроки).

Составление поурочного планирования по структуре учебного занятия развивающего обучения.

 

Анализ уроков с позиции развивающего обучения, самоанализ.

Инициативная группа.

 

 

 

 

 

 

Инициативная группа

 

 

4.

1.         Создание педагогических мастерских по составлению поурочного планирования с целью формирования у каждого учителя способов поурочного планирования.

2.         Месячник взаимопосещения уроков с целью наблюдения изменений в работе планирования.

3.         Обмен опытом составления поурочных планов.

 

 

4. Совещание при завуче.

Овладение способом составления поурочного планирования.

 

 

Анализ: что удается, что не удается.

 

 

Составление сборника разработок уроков.

 

Анализ изменений.

Инициативная группа.

 

 

 

 

-/-

 

 

 

 

 

 

 

Завуч, рук.МО

 

 

 

 

Проектная группа: Базаводов М. В.., Аипова Д. А., Битенова Р. С., Нургазина Г. Б.

  Проект по овладению учителями школы Государственными Стандартами.

 

I.                  Факты.

 

1.     С 97-го года по постановлению Закона об Образовании, в нашей стране внедряется Государственный Стандарт.

2.     Результаты анкетирования показали, что основная масса учителей не составляет календарно-тематическое планирование в соответствии со Стандартами.

II.                Проблема:  отсутствие мотивации и способов овладения Стандартами, следовательно, обучаемость детей находится на низком уровне.

III.           Цель:

Сформировать у каждого учителя понятие Стандарта, формировать способы освоения учащимися Государственных Стандартов.

IV.           Задачи:

1.     Организовать педагогическую мастерскую по освоению Стандартов.

2.     Изучить государственные стандарты и составить календарно-тематическое планирование.

3.     Создать систему овладения учащимися Государственных Стандартов.

V.               План действий:

 

 

Задача

Содержание

Ожидаемый результат

Ответственный

Сроки

1.

1.     Выбрать руководителя этой педагогической мастерской.

2.     Составить план работы педагогической мастерской с указанием сроков.

 

План и режим работы педагогической мастерской.

 

 

 

2.

1.     Организовать теоретический семинар «Что такое Государственный стандарт»

2.     Провести анализ государственных стандартов по предметам. Выбор государственных стандартов по предметам на этот год.

3.     Составить календарно-тематическое планирование. Обсуждение.

 

 

 

4.     Составить измерители Государственных стандартов (контрольные работы, тесты, диктанты и другие)

 

1.     Овладение стандартами.

 

 

 

 

 

2.     Календарно-тематическое планирование в соответствии со стандартами.

3.     Измерители государственных стандартов.

 

 

3.

1.     Представление учебного занятия в логике развивающего обучения, которое реализует стандарт урока.

2.     Разработка учителями уроков развивающего обучения с выделением стандарта урока и 

проведение на самих себе (2-3 занятия)

3.     Совместная разработка открытого урока.

 

4.     Открытый урок, обсуждение.

 

 

 

5.     Подготовка серии открытых уроков с обсуждением.

 

 

6.     Контроль: посещение завучем уроков.

 

 

7.     Контроль по овладению Стандартов. Мониторинг стандартов.

 

 

 

 

8.     Педсовет.

 

1.                  Знакомство со структурой учебного занятия.

2.                  Разработка уроков.

 

 

 

3.                  Открытый урок, анализ недочетов.

 

4.                   Проведение каждым учителем открытого урока.

 

5. Анализ соответствия уроков  со структурой развивающего обучения.

 

6.Анализ соответствия освоения учащимися гос.стандартов.

 

7.Рекомендации учителям

 

 

 

VI.            Критерии:

-         Наличие календарно-тематического планирования в соответствии со стандартами;

-         Наличие компонентов структуры учебного занятия;

-         Овладение детьми стандартами.

 

VII.         Отчет.

 

-         Выступление на педсовете;

-         Сборники поурочного планирования, календарно-тематического планирования;

-         Сборники измерителей.

-           Проект «Развитие мотивации и повышения качества знаний учащихся 7-А класса».

 

      Подготовка к проекту:  анализы контрольных работ, выявление сильных и слабых сторон учащихся (что умеют, что не умеют), анкетирование учащихся, учителей, родителей.

Проблема: низкое качество знаний учащихся 7-А класса.

Цель: сформировать мотивацию у каждого учащегося, включить каждого ученика в учебный процесс.

Задачи:

1.     Организовать сотрудничество учителей. Повысить квалификацию учителей по включенности в учебный процесс каждого ученика.

2.     Вовлечь в сотрудничество учащихся.

План действий:

 

Задача

Содержание

Ожидаемый результат

Ответственные

Дата

1.

1.     Создание инициативной группы из учителей 7-А класса.

2.     Составление плана работы инициативной группы.

3.     Теоретический семинар по знакомству с различными методиками КСО.

4.     Создание педагогических мастерских по практической деятельности.

5.     Совместное посещение уроков с целью опыта по новым методикам.

6.      Совместное обсуждение трудностей и их ликвидация.

 

 

 

План работы.

 

Знание методик.

 

 

Практическое овладение методиками.

 

Применение методик на практике каждым учителем.

Обмен опытом.

Завуч

 

Инициативная группа.

 

 

-/-

 

 

-/-

 

-/-

 

2.

1.     Создавать на уроках ситуации, когда ученик сам овладевает знаниями по новым методикам.

2.     Создание ситуаций самооценки, рефлексия по поводу собственной деятельности.

3.     Обсуждать совместно с учащимися требования к стандартам.

4.     Создать систему оценивания прогресса каждого учащегося, определять прогресс, сравнивая со стандартами и срезами.

5.     Создать систему включения каждого ученика в зону его ближайшего развития.

6.     Простроить индивидуальные программы для каждого ученика  всеми учителями в совместной деятельности.

Овладение способами деятельности по методикам.

 

Умение анализировать, проектировать свою деятельность.

Овладение гос. Стандартами.

 

Мониторинг усвоения гос.стандартов.

 

 

Овладение системой методик.

 

Индивидуальные программы для каждого учащегося.

Учителя

 

Оценка:

-         результативность работы учителя (критерии, показатели по овладению методик КСО);

-         результативность работы учащихся (качество знаний, критерии по проверке учебной деятельности учащихся)

 

Отчет:

 

Научно-практическая конференция (итоговая)

1.     Выступление руководителя инициативной группы с анализом результатов обучения.

2.     Выступление руководителя педагогических мастерских с анализом результатов овладения методиками.

3.     Отчет отдельных учителей «Результативность работы по применению новых методик»

4.     Сборники дидактического материала, измерителей гос. стандартов.

 

Семинар:  подготовка и осуществление проекта

 

Значение проекта
Этапы проекта:
выбор темы,
обоснование,
план работы (календарный план),
реализация (выполнение),
отчет, представление

ПРОЕКТ (от лат. projectus, букв. — брошенный вперед),

1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия.

2) Предварительный текст какого-либо документа.

3) Замысел, план.

 Логику проекта определяют:

 Актуальность
 Новизна
 Гипотеза
 Цель – название проекта отражается в цели
 Задачи – то, что мы должны выполнить, чтобы достичь поставленной цели
Документ, отчет по проекту состоит из следующих обязательных частей:

 

 Реферат
 Введение
 литературный обзор
 условия и методика проведения исследований
 собственного материала исследований (эта часть может иметь название проекта)
 выводов, заключения: - дается ответ на поставленные задачи и определяется – достигнута ли цель проекта, подтверждена или опровергнута гипотеза.