Телефон доверия
8 71 82 31 84 16
email: sosh40@goo.edu.kz
Адрес: ул.Береговая, 60/1
318415, 318416, 318408
Вернуться на главную страницу отдела образования
График приема граждан:
среда с 17.00 до 19.00 часов
За год
За месяц
За неделю
Вчера
МО учителей истории и географии
 
Методическая тема школы:
«Рабочий учебный план школы и его реализация в рамках специфики школы и формирования функциональной грамотности учащихся»
 
Цель:
к функциональной грамотности учащихся идти через реализацию компетентностного подхода к УВП.
 
Задачи:
1.        Функциональную грамотность и разработку КОЗий связать с решением проблемы критериального подхода к оцениванию учебных достижений;
 
2.       Обозначить дидактическое поле действия для реализации в школе «онлайн образования».
 
 
Тема МО:  
«Развитие функциональной грамотности учащихся через применение современных педагогических технологий на уроках истории и географии».
 
Цель:формирование  функциональной грамотности  школьников по истории и географии через применение современных технологий.
 
Задачи:
 
   - Применять ЦОР и КОЗ  для эффективного повышения качества образования;
   - Совершенствовать методику преподавания урока, повышать его эффективность;
   - Повысить требования к самообразованию каждого учителя (периодические отчеты на МО, выпуск методико – дидактических пособий, обобщение опыта);
   - Формировать творческую и познавательную активность учащихся через написание научно-исследовательских  проектов, участия в олимпиадах, творческих конкурсах;
   - Включаться в работу творческих групп города;
   - Повысить качество знаний учащихся по предметам история и география и обеспечить качественную подготовку учащихся к сдаче ВОУД и ЕНТ.
 
 
Государственное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №40»
 
Бекітемін: 
Утверждаю:
№ 40 ЖОМ  төрайымы:
Директор СОШ № 40:
_______ Задубняк Л.В.
«___»________2014 г.
Келісілді:
Согласовано: 
Оқу ісінің меңгерушісі:
ЗДУВР:
_______ Минаева Е.И.
«___»________2014 г.
Қаралды:
Рассмотрено:
ӘБ отырасында:
на заседании МО
Қаулы№ 
протокол№ ___
«___»________2014 г.
 
 
План работы МО истории и географии
на 2014-2015 учебный год.
Основные направления
Выполнение плана
Основные мероприятия
сроки
ответственные
1
Выполнение ГОСО
1.Календарно-тематическое планирование.
2. Проверка прохождения программного материала.
3. Административные контрольные срезы
сентябрь
сентябрь
1 раз в четверть
руководитель МО,
кур. завуч
2
Работа со школьной документацией
1. Выполнение единого орфографического режима.
2. Проверка объективности выставления оценок.
3. Проверка заполнения журналов.
в течение года
1 раз в четверть
1 раз в мес
кур. завуч
3
Методическая работа школы
Темы педсоветов:
1 .Установочный: «Школа – по пути стратегии «Казахстан 2050»».
2. От КОЗий к функциональной грамотности в системе УВП (по результатам 1 четверти)
3. «Онлайн образовательная» система в школе.
4. Единство обучения и воспитания как путь к высокому качественному результату.
Темы семинаров:
1.               Функциональная грамотность как адаптация ребёнка к жизни.
2. 10 дефиниций (направлений) «Онлайн образования» раскрывающие идеи глобальной педагогики.
3. Модели субъектов образовательного процесса в школе экологической культуры
Тема научно-практической конференции:
«Школа экологической культуры в пространстве и образования РК»
Конкурсы:
1.     Умники и умницы (решение КОЗий)
 
2.     Каким я вижу себя в 2050 году (сочинение)
3.     День науки «Будущее начинается сегодня»
 
август
 
ноябрь
 
 
январь
 
март
 
 
 
сентябрь
 
декабрь
 
 
февраль
 
апрель
 
 
 
нояб., янв., март
январь
 
февраль
 
4
Заседания МО
1.     Заседание:
1. «Формирование функциональной грамотности» (теоретический семинар)
2. Анализ работы МО за 2013-2014 учебный год.
3.  Работа с нормативными документами: стандарты, программы, инструктивно-методическое письмо 2014 г.
4. Утверждение календарно-тематического планирования и плана МО на 2014-2015 учебный год.
 
 
Сентябрь
 
рук. МО,
члены МО
2. Заседание:
1.  Семинар «Практика конструирования  КОЗ на коммуникативном уровне (Tims, Pisa, Pirls)»  (ориентировка на жизненную ситуацию).
2.  Подготовка к городской предметной олимпиаде.
3. Обсуждение итогов нулевого контрольного среза.
4. Разное.
Ноябрь
 
рук. МО,
члены МО
3. Заседание
1.   Учебный план по предмету в новом освещении: проблемы, находки, решения (вариативная часть).
2. Анализ итогов полугодовых контрольных работ.
3. Анализ по подготовке к ЕНТ в 11 классах.
 
Январь
 
рук. МО,
члены МО
4. Заседание:
1. Вклад МО и дисциплин в решение цели школы – формирование личности выпускника.
2. Отчет о подготовке к ЕНТ.
3. Самоанализ уроков.
Март
 
рук. МО,
члены МО
5 заседание:
1.  Рассмотрение и утверждение экзаменационного материала в переводных классах
2. Об организации своевременного повторения пройденного материала.
3.  Подготовка учащихся к  ЕНТ и экзаменам.
4.     Подготовка к проведению недели
истории и географии.
Апрель
 
рук. МО,
члены МО
6 заседание:
1.  Круглый стол по обмену опытом: «КОЗы и ЦОРы на уроках химии и биологии».
 2.  Анализ годовых контрольных работ.
3. Подведение итогов работы МО за 2014-2015  учебный год.
4. Планирование работы на новый 2015-2016 учебный год.
Май
 
5
Повышение профессиональной компетентности педагогов
1. Повышение  квалификационного мастерства учителей через курсы повышения квалификации, городские семинары, городские творческие группы учителей и самообразование.
2. Проведение открытых уроков.
3. Взаимопосещение уроков.
4. Выступления учителей на семинарах (школьных, городских, областных), СМИ.
5. Обобщение опыта.
6. Творческие отчёты.
в течение года
 
рук. МО,
члены МО
6.
Работа по повышению качества учащихся
1. Индивидуальная работа с учащимися с низким уровнем мотивации на дополнительных занятиях.
2. Подготовка одаренных учащихся к предметной олимпиаде по истории и географии.
3.Подготовка к ВОУД.
4. Подготовка к ЕНТ.
 
Учителя -предметники
7.
Работа по совершенствованию базы кабинетов
1. Оформление документации кабинета.
2. Систематизация и дополнение дидактического материала.
3. Оформление уголков:
- «Сегодня на уроке»
- «Техника безопасности»
- «Уголок класса»
4. Пополнение книжного фонда по предмету.
август
в течение года
 
сентябрь
 
январь
в течение года
учителя-предметники
8
Внеклассная работа по предмету.
1. Проведение недели истории и географии.
 2. Проведение месячников по праву и патриотическому воспитанию.
3. Работа в летнем отряде.
апрель
В теч. года
В теч. года
В теч.года
май-август
 
 
 
учителя МО
 
 
 
 
 
План работы  МО истории и географии
на 2013-2014 учебный год
 
ТЕМА:
«Изучение и внедрение критерриально- дифференцированного подхода к оценке учебных достижений учащихся в школе экологической культуры».
 
Цель:
·       непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетентности в преподавании предмета.
 
Задачи:
·  Создавать оптимальные условия для раскрытия способностей учащихся и удовлетворения их потребностей в результате изучения предмета, разбираться в понятиях ЦОРы и КОЗы.
· Постоянно повышать уровень общедидактической и методической подготовленности педагогов, через проектирование  научно-методической работы  и использования компетентностного подхода на уроках истории и географии и во внеурочной деятельности.
·  Выявлять, пропагандировать и осуществлять новые подходы к организации обучения и воспитания, повысить качество знаний по предметам, обеспечить качественную подготовку учащихся к сдаче ВОУД и ЕНТ.
 
 
Основные направления
Основные мероприятия
Сроки
Ответственные
1
Аттестация. Обобщение опыта
1.                  Прохождение курсов по плану.
2.                  Взаимопосещение уроков.
3.                  Проведение открытых уроков и мероприятий.
В течение года
Руководитель МО
 
2
Внеклассная работа  по предмету
1.                  Проведение предметной недели.
2.                  Работа кружка «Фемида».
3.                  Работа кружка «Истоки»
май
В течение года
Учителя МО
3
Повышение профессионального мастерства
1.          Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе.
2.          Работа по темам самообразования.
3.                  Участие в школьных и городских семинарах.
4.          Участие учителей в предметных олимпиадах.
5.                  Участие в городских ТВГ.
6.          Издание методико-дидактических пособий.
В течение года
Учителя МО
4
Работа со слабыми и одаренными детьми
1.          Индивидуальная работа со слабоуспевающими.
2.          Участие в республиканских предметных интеллектуальных конкурсах.
3.          Подготовка  к  предметной и городской  олимпиаде.
4.          Написание научно-исследовательских  проектов.
В течение года
Учителя МО
5
Методическая работа школы
Темы педсоветов:
1.          Установочный педсовет.
2.          Интеграция учебного и исследовательского труда (локальный эксперимент).
3.          Технологизация дисциплин, формирующих экологическую культуру.
Творческие группы:
1.          «Зеленая экономика и энергетика».
2.          Эссе, как форма раскрытия внутренней красоты человека.
3.          Краеведение.
4.          Критериальный подход к исследованию.
5.          Кодекс жизнедеятельности школы экологической культуры.
В течение года
Учителя МО
6
Заседания МО
1 заседание (сентябрь)
1.Семинар «Критериально-дифферинцированный подход к оценке учебных достижений учащихся в школе экологической культуры»
2.Изучение нормативных документов по истории, обществознанию, географии.
3.Утверждение плана работы МО на 2013-2014 учебный год.
4.Утверждение календарно- тематического планирования в классах коррекции, спецкурсов, элективных курсов.
 
2 заседание (ноябрь)
1.Круглый стол  «Новые технологии в преподавании истории, географии,  обществознания».
 
3 заседание (март)
1.Анализ  работы по подготовке к единому национальному  тестированию. Эффективность и действенность спецкурсов, элективных курсов.  Влияние их на  уровень развития учащихся.
2.Отчеты по планам самообразования.
 
4 заседание (май)
1.Утверждение экзаменационных билетов по истории, обществознанию, географии.
2.Подведение итогов работы МО за истекший год.
3.Предварительное планирование работы МО на следующий год.
 
В течение года
Руководитель МО
Учителя МО
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
Предисловие.
 
Одна из важнейших методических задач образования -  развитие задатков и способностей человека, его интеллекта, т.е. воспитание всестороннего развитого человека.
География формирует общую культуру, в том числе и экологическую. Она необходима для принятия решений на всех уровнях жизни.
Обучая своему предмету,  учитель сознательно или невольно формирует у учащихся осознанное отношение к этому предмету, и это отношение становится важным результатом его работы, от него во многом зависит качество овладения самим предметом. Как правило, учащиеся выражают свое отношение к предмету четко и кратко: «интересно» - «неинтересно». И такой отзыв может служить для учителя одним из критериев оценки своей работы, ведь познавательный интерес ни в коем случае не противопоставляет понятиям долга и учебных обязанностей.
Интерес к предмету формируется через использование на уроках логических, нестандартных заданий, проведение олимпиад. В данном сборнике представлены задания, которые можно использовать на уроках для формирования познавательных интересов и активизации личности, а также можно использовать для подготовки и проведения школьных предметных олимпиад.
Олимпиады являются одной из популярных форм внеурочной работы по географии, представляют собой логическое продолжение учебной деятельности школь­ников. Этот массовый вид соревнований позволяет про­верить не только знания и умения по географии, но и особенно опыт творческой деятельности, эмоциональ­но-ценностное отношение учащихся к действительно­сти. Состязательность, эмоциональное переживание, волевое напряжение, проверка своих возможностей являются потребностью школьников. Олимпиада, воз­действуя на мотивационную сферу учащихся, способствует осознанию многоаспектной ценности получен­ных географических знаний.
Для подготовки к олимпиаде необходимо использовать не только материал учебника, но ряд дополнительных источников информации: это книги из серии «Занимательная география», энциклопедии, географические словари, образовательные сайты.
 
 
1.     На земном шаре есть три страны, полностью окруженные территорией другого государства. Назовите эти страны и окружающие их государства.
Ответ:Лесото – граница с ЮАР, Сан-Марино и Ватикан – граница с Италией.
 
2.     По непонятным ученым причинам течение большинства рек происходит от экватора, но есть одна река течение, которой направлено от экватора. Назовите эту реку, материк, на котором она находится и еще одну особенность, отличающую эту реку от других.
Ответ:Нил, Африка, самая длинная река.
 
3.     Анды – самая длинная горная цепь на суше. Но на Земле есть горная цепь, превосходящая по длине Анды. Назовите эту горную цепь. Где она расположена? Какова ее длина? Какие (ая) страны расположены (а) на ней? Назовите столицы (у) этих (ой) стран.
Ответ:Срединно-Атлантический хребет в Атлантическом океане, более 18 тыс. км, Исландия, столица Рейкьявик.   
 
4.     На Земле есть удивительное животное, которое имеет голову коровы, хвост лошади, скелет бизона, шерсть козла, рога быка и плюс ко всему еще хрюкает, как свинья. Назовите это животное, и место где оно обитает.
Ответ:Як. Горные области Тибета, Китая и северной Азии.
 
5.     В повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море» герой долгое время охотится за одним из представителей фауны. Известно, что это существо развивает очень большую скорость до 109 км/ч, на коротких дистанциях может обогнать даже гепарда, который развивает за одну минуту скорость до 100 км/ч. Кто это?
Ответ:рыба-парусник.
 
6.     На Земле есть остров, который находится на реке Бидасао, принадлежит он сразу двум государствам. Шесть месяцев островом заведует правительство одной страны и другие шесть месяцев – другой страны. Назовите этот остров, страны которым он принадлежит.
Ответ:о.Фазанов, Испания и Франция.
 
7.     Назовите столичные города, названия которых обозначает «столица». Назовите моря, к которым имеют выход эти страны, приграничные государства этих стран.
Ответ:Сеул – республика Корея, имеет выход в Желтое, Восточно-Китайское и Японское моря,  граничит с Корейской народно-Демократической республикой.  Астана – Казахстан, имеет выход в Каспийское и Аральское моря, граничит с Россией, Китаем, Кыргызстаном, Узбекистаном и Туркменистаном.
 
8.     В Польше есть две реки, которые пересекаются под прямым углом и что самое интересное воды этих рек не смешиваются. Назовите эти реки и причины, по которым не смешиваются воды рек.
Ответ:реки Велна и Нельба. Причины: различие в температуре воды, ее плотности, скорости и уровне течения.
 
9.     В одной библейской притче говорится о Красном море, расступившемся перед Моисеем. На Земле действительно существует такое море, воды которого раз в год расступаются и на час обнажают дно. Назовите, где находится это место.
Ответ:между двумя островами южнокорейского уезда Чиндо.
 
10.                       Назовите государство, расположенное сразу в Северном, Южном, Западном и Восточном полушариях, объясните как это возможно.
Ответ:республика Кирибати, она состоит из множества островов в Тихом океане, которые находятся во всех полушариях.
 
11.                       Это море было открыто великим путешественником в 15 веке. Он описывал море так: «… Воды здесь почти невидно из-за пучков травы, которой кишит море. Наши корабли стояли здесь с поникшими парусами почти две недели. Был полный штиль, и даже свечи, зажженные на палубе, могли гореть всю ночь. Здесь странно ведет себя стрелка компаса. Ночью море светится, а на горизонте сверкает пламя…». Назовите это море и путешественника, открывшего его.
Ответ:Саргассово. Христофор Колумб.
 
12.                       Знаменитая Мэри Поппинс в своей песенке исполнила: «Это было прошлым летом, в середине января, в тридесятом королевстве, там, где нет в помине короля».
Назовите государство, которое соответствует этим условиям, если известно, что его столица – не является портом? Приведите необходимые объяснения.
Ответ:Королевство без короля - это государство в составе британского Содружества. Январь - летний месяц в Южном полушарии. К ним относятся страны Океании и Австралия. И только в Австралии столица - Канберра - не порт.
 
13.                       Национальное бюро США дает следующие рекомендации: если Вы не дома и вблизи нет никакого укрытия – ложитесь ничком в любую ближайшую канаву, закройте голову руками; если Вы в машине или тракторе – не пытайтесь бежать, выскакивайте из кабины и ложитесь в канаву; стойте подальше от окон, дверей и наружных стен дома, спрячьтесь в подвал; покиньте передвижные домики и найдите более надежное укрытие. В этот момент мало что можно сделать для спасения имущества, но, соблюдая эти рекомендации, можно существенно снизить риск ранения или гибели.
При наступлении какого природного явления актуальны такие рекомендации? С чем связан огромный ущерб от этого явления? Что Вы еще знаете об этом явлении? Где оно наиболее часто проявляется?
Ответ:Эти рекомендации разработало Национальное бюро погоды США и их необходимо выполнять при приближении торнадо.
Ущерб от торнадо обусловлен действием ветра, скорость которого иногда превышает 380 км/ч, и низким давлением в центре вихря. Сильный ветер подхватывает и несет обломки, которые представляют основную опасность для любого живого существа, находящегося на открытом месте.
      Это атмосферный вихрь (смерч, который в США называется торнадо), возникающий в грозовом облаке и затем распространяющийся в виде тёмного рукава или хобота по направлению к поверхности суши или моря; в верхней части имеет воронкообразное расширение, сливающееся с облаками. Когда он опускается до земной поверхности, нижняя часть его тоже становится расширенной, похожей на опрокинутую воронку. Высота может достигать 800—1500 м. Воздух в нём вращается обычно против часовой стрелки, причём одновременно он поднимается по спирали вверх, втягивая пыль или воду; скорость вращения — несколько десятков м/с. В связи с тем, что внутри вихря давление воздуха уменьшается, там происходит конденсация водяного пара; это вместе со втянутой частью облака, пылью и водой делает торнадо или смерч видимым. Диаметр торнадо над морем измеряется десятками метров, над сушей — сотнями метров.
      Торнадо возникает обычно в тёплом секторе циклона, чаще перед холодным фронтом и движется в том же направлении, в котором перемещается циклон (скорость перемещения 10—20 м/сек и более). За время своего существования торнадо проходит путь длиной 40—60 км.
     Торнадо сопровождается грозой, дождём, градом.
     Наиболее сильные торнадо происходят на территории США. Ежегодно здесь отмечается до 1 000 смерчей, часто они могут происходить и в тропических широтах, реже в субтропических.
 
14.                       Где могла быть сделана в путевом дневнике подобная запись: «Да это и впрямь страна парадоксов! Здесь нет рек и озер, но, как ни странно, порой бывает вполне реальной опасность утонуть для путешественников. Климат здесь жаркий и сухой, а коренные жители этих мест часто страдают ревматизмом. Однажды ночью я захотел пить и, выйдя из палатки, взял с земли кувшин с водой. К моему удивлению, я обнаружил на поверхности кувшина тонкий ледок; посмотрев на термометр, я застыл в недоумении – он показывал 5 градусов тепла»?
О какой территории идет речь? Почему, несмотря на отсутствие рек и озер, существует вероятность утонуть? Как называются на этом материке эти объекты? С чем связано замерзание воды при положительной температуре?
Ответ:Подобная запись могла быть произведена в пустыне Сахара.
Русла высохших рек – вади, по которым чаще всего проходят караванные тропы, во время ливней заполняются бурными потоками воды.
Сухость воздуха вызывает сильное испарение, способствующее охлаждению воды; даже при положительной температуре воздуха вода здесь покрывается тонким слоем льда.
 
15.                       О каком континенте идёт речь, если известно, что его побережье расчленено меньше, чем у других материков, здесь практически нет крупных низменностей, и наблюдаются максимальные среднегодовые значения температуры воздуха?
Кто и когда из европейских путешественников первым достиг его южной оконечности? По школьному атласу рассчитайте протяжённого этого материка с запада на восток и с севера на юг.
Ответ:Африка. Считается, что первым европейским мореплавателем, достигшим южного побережья Африки, был португальский путешественник Бартоломеу Диаш в 1487 г.
Примерная протяжённость материка с севера на юг – 7500 км, с запада на восток – 7200-7500 км в северной части, 3000-3500 км – в южной части.
 
16.                       Эти две страны не имеют выхода к Мировому океану, были колониями одной метрополии, относятся к беднейшим на своём континенте и отличаются повышенной долей коренного населения, в отличие от многих других стран континента, населённого преимущественно потомками выходцев из Европы.
Назовите эти страны и охарактеризуйте основные особенности их отраслевой и территориальной структуры хозяйства.
Ответ:Боливия  и Парагвай. Основные отрасли экономики Боливии: добыча нефти и природного газа, руд цветных металлов и их выплавка (олово, вольфрам, сурьма), сельское хозяйство (соя, кока, кофе, хлопчатник, сахарный тростник). Главный ареал хозяйственной деятельности – среднегорье Анд в южной и западной частях страны с несколькими промышленными центрами во главе с Ла-Пасом. Основные отрасли экономики Парагвая: сельское хозяйство (хлопчатник, соя, сахарный тростник, табак), гидроэнергетика, лесная промышленность. В хозяйственном отношении более развиты южные и восточные районы страны во главе с Асунсьоном.
 
17.                       На этом острове проживает почти 100 млн. человек и насчитывается 9 городов-миллионеров, агломерация крупнейшего из которых составляет 37 млн. Почти
100 % населения острова представлено одним народом.
Определите, о каком острове идёт речь. Назовите его три крупнейшие городские агломерации и высшую точку, которая считается священной для проживающего здесь народа. Какой город этого острова стал всемирно известным в годы Второй мировой войны? Что является основой развития местной электроэнергетики? Вкратце охарактеризуйте основные отрасли промышленной специализации острова.
Ответ:о. Хонсю. Крупнейшие городские агломерации: Токио, Осака-Кобе-Киото, Нагоя. Вулкан Фудзияма. Город Хиросима, подвергшийся атомной бомбардировке в 1945 г. Основой развития электроэнергетики Хонсю являются АЭС. На Хонсю приходится большая часть промышленного производства Японии. Крупнейшие промышленные центры сосредоточены на юго-востоке острова – т.н. Тихоокеанском промышленном поясе. Ведущие отрасли специализации – транспортное машиностроение, электроника, чёрная и цветная металлургия, химическая промышленность, судостроение.
 
18.                       Пролив соединяет эти моря. Одно из них окраинное, а второе — внутреннее. Средняя глубина первого в 2 -3 больше, а площадь в 15,5 раз больше! Первое расположено севернее, но его юго-западные берега не замерзают. А второе - южнее, но большую часть года (около 7 месяцев) покрыто льдами. Назовите эти моря.
Ответ:Баренцево и Белое моря.
 
19.                       Эти моря соединены между собой проливом. Глубина первого моря достигает 2211 м, другого - в 245,5 раз меньше. Второе море является самым маленьким из российских морей, площадь его в 11 раз меньше первого. У первого моря на глубинах свыше 200 м отсутствует жизнь, у второго даже на дне обитают живые организмы. Какие это моря и каким образом можно попасть из одного моря в другое.
Ответ:Черное и Азовское море. Из одного моря в другое можно попасть через Керченский пролив.
 
20.                       В 1913 г. в Северном Ледовитом океане русской полярной экспедицией был открыт новый архипелаг, которому дали название «острова Николая II». В 1926 г. советское правительство переименовало этот архипелаг. О каком архипелаге идет речь?
Ответ:Северная Земля.
 
21.                       Это высокоразвитая страна - одна из крупнейших по территории стран мира. Население размещено в основном вдоль южных границ (показатель средней плотности населения - 3 человека на 1 кв. км., один из самых низких в мире). Страна занимает ведущее место по запасам многих видов минеральных ресурсов. Богатством страны являются лесные массивы, занимающие половину её площади. Отраслями международной специализации этой страны являются: горнодобывающая промышленность, цветная металлургия, деревообрабатывающая и целлюлозно - бумажная промышленность, сельское хозяйство. О какой стране идет речь?
Ответ:Канада.
 
22.                       Это высокоразвитая европейская страна - одна из значительных по территории стран региона. Из полезных ископаемых наиболее обеспечена железной рудой, каменным углем, бокситами, урановым сырьём. Ведущими отраслями промышленности являются: электроэнергетика (в её структуре преобладают АЭС), черная и цветная металлургия, многоотраслевое машиностроение (авиастроение, автомобилестроение, судостроение), легкая промышленность. В сельском хозяйстве развито и растениеводство, и животноводство. Выращивание пшеницы, сахарной свеклы, винограда является отраслями международной специализации. О какой стране идет речь?
Ответ:Франция.
 
23.                       Раньше этот архипелаг назывался Островами Пряностей. В первоначальный период европейской колонизации архипелага здесь существовали султанаты и княжества.
За владение островами соперничали португальцы, голландцы и англичане. О каких островах идет речь?
Ответ:Молуккские острова.
 
24.                       Этого норвежского путешественника прозвали "викингом  ХХ века". Свое знакомство с Севером  он начал с Гренландии, когда за 40 дней пересек с востока на запад на лыжах и пешком этот  гигантский остров. Через 5 лет он приступил к осуществлению еще более  грандиозного  проекта, в основу которого была положена  гипотеза, сформулированная им так: " Если мы  обратим  внимание на силы, свойственные самой природе, и попробуем работать заодно с ними, а не против них, то найдем вернейший и легчайший  способ достижения полюса."
Кто этот "викинг ХХ века"? Какой "способ достижения полюса" имел он  в виду?
Ответ:Фритьоф Нансен. Он считал, что в Северном Ледовитом океане  существует течение, с помощью которого на судне, вмерзшем в дрейфующие льды, он сможет пересечь Центральный  Арктический бассейн и достичь Северного полюса.
 
25.                       На географической карте появляются и исчезают объекты, меняются географические названия. Фернан Магеллан во время своего плавания в 16 веке  открыл большой архипелаг у берегов Юго-Восточной Азии и дал ему имя Святого Лазаря. Позже, открытую им группу мелких островов, он назвал островами Латинских Парусов, а группу островов открытую в южной части Тихого океана назвал островами Барбудос. Какие современные названия носят эти острова? В честь кого они получили свои новые имена?
Ответ:архипелаг Свято Лазаря переименован в Филиппинские острова в честь короля Филиппа II, острова Латинских Парусов теперь называются Марианские острова в честь Марии Австрийской, жены испанского короля, а острова Барбудос сегодня носят имя Каролинские острова в честь короля Карла II.
 
26.                       В XIXвеке английский мореплаватель, исследовавший северо-западное побережье Америки, дал названия многим географическим объектам: заливу и проливу королевы Шарлотты, островам Королевы Елизаветы, острову и мысу Принца Уэльского. Назовите имя это мореплавателя и объекты, названные в его честь.
Ответ:Джордж Ванкувер. Его именем названы острова и крупнейший город-порт Канады.
 
27.                       Самая высокая горная вершина, расположенная в Гималаях имеет несколько названий: Джомолунгма, что в переводе с тибетского означает «богиня снегов», Сагарматха – по-непальски «вершина неба». А что обозначает еще одно название этой горной вершины – Эверест?
Ответ:Название «Эверест» - это название-подарок, сделанное Джорджу Эвересту, который в середине 19 века возглавлял английское топографическое управление.
 
28.                       Эти горы похожи на уступ, один склон которого пологий, а другой крутой, при чем крутой склон короче пологого в два раза. Несущие влагу ветры с Индийского океана оставляют на нем большую часть влаги, что способствует образованию множества мелких речушек. На пологом восточном склоне осадков выпадает намного меньше, почти весь сток забирает река, несущая свои воды в индийский океан. На протяжении тысячелетий эти горы подвергались разрушению. Скалы образованы горизонтальными лавовыми потоками, которые напоминают развалины средневековых замков. Назовите горы, о которых идет речь, самую высокую точку гор. Перечислите страны, на территории которых расположены эти горы.
Ответ:Драконовы горы, гора Табана-Нтленьяна. Драконовы горы расположены на территории ЮАР, Лесото, Свазиленда.
 
29.                       Этот архипелаг, состоящий из 9 островов вулканического происхождения, первым из государств Океании 1 января 1962 года получил независимость. Острова находились под колониальным гнетом с 19 века.  Их территория около 3000 км2. Из 9 островов заселены только 4: крупнейшие из них Савайи и Уполу. Столица расположена на Уполу. Интересно, что здесь кончается день нашей планеты. Если вы вылетите из соседней Новой Зеландии в среду, то приземлитесь в столице острова во вторник. Последние пять лет жизни и вечный приют нашел здесь автор знаменитого романа «Остров сокровищ» Роберт Луис Стивенсон. Назовите страну, о которой идет речь.
Ответ:Западное Самоа.
 
30.                       Площадь этого государства, расположенного на Северном и Южном островах, с прилегающими мелкими островами равна 269 тыс. км2. Острова разделены проливом, названным в честь английского мореплавателя, совершившего три кругосветного плавания. На Южном острове возвышается гора, носящая также имя этого мореплавателя. Назовите государство, столицу, мореплавателя. Пролив.
Ответ:Новая Зеландия, столица - Веллингтон, Джеймс Кук, пролив Кука.
 
31.                       Испанский искатель приключений Менданья открыл эти острова, назвав их именем легендарного царя – владельца золотых копей. Назовите  это островное государство, самый крупный остров страны и  столицу.
Ответ:Соломоновы острова, остров Гуондалканал, столица Хониара.
 
32.                       Когда Х. Колумб в 1492 году впервые увидел этот остров – страну с буйной растительностью и спускающимися к морю горами, он, по преданию, воскликнул: «Это чудо!» в 1804 году негры-рабы покончили с французским господством и основали первую независимую негритянскую республику. Назовите эту страну, ее столицу, остров, на котором она находится.
Ответ:Гаити, столица – Порт-о-Пренс, остров Эспаньола.
 
33.                       Эта страна – пятое по территории и седьмое по числу жителей государство мира. Территория страны занимает около 48% территории материка, на котором оно расположено. На территории этой страны насчитывается 12 тысяч видов растительности (молочные деревья, винная пальма бурити, шоколадное дерево, бутылочное дерево и др.). Назовите страну, столицу и бывшую столицу.
Ответ:Бразилия, столица – Бразилиа, бывшая столица – Рио-де-Жанейро.
 
34.                       Эти горы называли в древности «Рифейские», позднее «Камень». Как называются сейчас эти горы? Как называется наивысшая точка этих гор и какова ее высота? Когда они образовались?
Ответ:Уральские горы, гора Народная – 1895м, образовались в позднем палеозое – герцинская складчатость.
 
35.                       « Увиденная мною картина действительная единственная в мире. Прямо на юг, на огромном расстоянии встает конус вулкана Арарат. Западнее его, в синей дымке, виднеются хребты, по которым проходит граница государств. Еще западнее туристам нередко удается рассмотреть море, а к востоку и южнее альпинисты видят воды самого большого по площади озеро мира». Откуда смотрел путешественник (назовите горную вершину и горную страну)? Назовите море и озеро, которое видел путешественник.
Ответ:вулкан Эльбрус, Кавказские горы, Черное море и Каспийское море.
 
36.                       Корабль, груженный мешками с чаем, вез их из индийского города Мумбаи в украинский город Одесса. По пути корабль останавливался в портах Красного, Средиземного и Черного морей. Уровень ватерлинии то поднимался выше уровня воды, то опускался ниже. Капитан заподозрил команду в воровстве груза. Прав ли был капитан?
Ответ:капитан был не прав. В Красном, Средиземном и Черном морях разная соленость воды, а значит и разная плотность, поэтому корабль в воде с низкой соленостью погружался сильнее, а с высокой – всплывал.
 
37.                       В 1513 г. три судна испанского конкистадора Понсе де Леона едва не погибли. Как гласит запись в вахтенном журнале, суда на переходе курсом юг, из района нынешнего мыса Кеннеди (Флорида) на остров Тортугу, под всеми парусами и при попутном ветре двигались... в обратном направлении. Объясни как это возможно?
Ответ:суда конкистадора попали в мощный поток течения Гольфстрим, скорость которого достигает 10 км/ч.
 
38.                       Неутомимый путешественник Марко Поло в своих записках писал: «Но есть там чудо: едешь по той пустыне ночью, и случится кому отстать от товарищей, и как станет тот человек нагонять своих, заслышит он говор духов, и почудится ему, что товарищи зовут его по имени. И вот еще, что и днем люди слышат голоса духов, и чудится им часто, точно слышишь, как играют на многих инструментах, словно на барабане». О чем писал Марко Поло? Где в Казахстане можно встретиться с таким явлением?
Ответ:Марко Поло описывал «поющие пески». На юге Казахстана есть «поющий» бархан Аккум-Калкан.
 
39.                       «Дамской дорожкой» называли путь Х. Колумба из Европы в Америку. Отправляясь из Испании, Колумб направил свои корабли сначала на юг, а потом на запад. И хотя расстояние было больше, корабли доплыли быстрее, чем прямым коротким путем. Почему?
Ответ:Колумб использовал Канарское попутное течение и ветры пассаты. Этим путем из Европы в Америку пользуются до сих пор.
 
40.                       В национальном парке Парадайс-Валей (райская долина) на высоте 1,6 км над уровнем моря в помещение, где живут служащие парка, можно пройти только через тоннели. Случается, что до 1 июля эти тоннели остаются единственным путем к домикам для туристов. В чем проложены тоннели?
Ответ:тоннели проложены в снегу.
 
41.                       В 1948 г. А.Л.Гарф и В.В.Покшишевский в журнале «Молодая гвардия» писали: «… Между стволами стоят вечные сумерки, и само солнце, просвечивающее сквозь ветки, кажется бледно-зеленым. Лес будто трехэтажный.
Поймы рек густо заросли черной и красной смородиной. Есть малина.» Какую природную зону описали авторы? Дайте характеристику этой природной зоны.
Ответ:зона тайги. Климат тайги суров – с очень холодной зимой и теплым, но коротким летом. Средняя температура июля составляет 10о С. Температура января в Северной Америке -30о С, а в Евразии -50о С. Осадков 300 – 600 мм в год (в основном летом). Почвы в тайге бедные, малоплодородные, подзолистые. Промерзшая почва не успевает оттаивать за короткое лето, поэтому распространены болота. Растительность – хвойные деревья (кедр, сосна, ель, пихта и др.), можжевельник, жимолость, смородина, черника, брусника, мхи, лишайники. Животные: рысь, росомаха, бурундук, соболь, белка, северный и благородный олень, лось, косуля; зайцы, грызуны: мыши, полёвки, белки и летяги; птицы: глухарь, обыкновенный рябчик, кедровка, клесты.
 
42.                       Афанасий Никитин автор литературно-географического произведения «Хождение за три моря». За какие моря он ходил? Назовите современные и древние названия этих морей.
Ответ: Каспийское (Хвалынское), Аравийское (Индийское), Черное (Стамбульское) моря.
 
43.                       Бессточные озера – соленые. А вот в африканском бессточном озере Чад в сухое время года вода слегка солоноватая, а во влажное – практически пресная. С чем связано это явление?
Ответ:в озере постоянно происходит смена воды благодаря большому подземному оттоку, питающему грунтовые воды прилегающих районов.
 
44.                       Назовите страну, определив ее по перечню столиц соседних государств, имеющих с ней общую границу (Берлин, Прага, Братислава, Будапешт, Любляна, Рим, Берн, Вадуц), назовите форму правления, форму государственного устройства этой страны и кому принадлежит исполнительная и законодательная власть в этой стране.
Ответ:Австрия, республика, федеративное государство, исполнительная власть принадлежит президенту и федеральному правительству.
 
45.                       Немало путешествующий по Европе венецианец Казанова отозвался об этом городе так: «…поселение дикарей, перенесенное в европейский город». И добавил: «… известно, что этот город был импровизирован…». История этого знаменитого города началась с острова Луст-Эйланд (Веселый остров), а затем город занял соседние острова и часть материка. Появившись в XVIII веке, он в течение двух столетий был столицей государства, пока не уступил это право городу с меньшей численностью населения.
О каком городе идет речь, как звали импровизатора?
Какому городу он уступил столичные функции?
Ответ:Санкт-Петербург, Петр I, Москва.
 
46.                       Каждый из нас глядя на физическую карту Европы найдет Среднерусскую, Валдайскую и Приволжскую возвышенности. Но эти возвышенности не были нанесены на карты до конца 19 века. Кто и когда нанес эти возвышенности на карту Европы?
Ответ:русский картограф А. А. Тилло в 1890 году.
 
47.                         После выхода романа Б.Стокера «Дракула» всему мира стал известен районе Трансильвания, в котором, по мнению автора, проживал вампир-убийца. Где находится данный район. Назовите столицу этого государства.
Ответ:данный район находится на северо-западе Румынии. Столица – Бухарест.
 
48.                       Какую реку Европы можно назвать «столичной» рекой, из-за того, что на ее берегах расположено сразу четыре столичных города? Назовите эти города и страны, столицами которых они являются.
Ответ:Дунай. Братислава – Словакия, Будапешт – Венгрия, Белград – Сербия, Вена – Австрия.
 
49.                       В Африке вблизи озера Альберт, в районе истока Белого Нила находятся лунные горы. Как называются эти горы? В чем заключается их особенность?
Ответ:горы Рувензори. Находясь рядом с экватором, эта горная система покрыта вечными снегами. Эти горы большую часть года окутаны облаками и туманом.
 
50.                       В Беринговом море в 1796 году был открыт остров, которому дали название Иоанна Богослова, через некоторое время этот остров исчез и потом вновь появился. Похожий по своему поведению остров есть в Тихом океане – остров Фалькон. С чем связано странное поведение островов?
Ответ:это вулканические острова, их поведение связано с извержениями вулканов.
 
51.                       Остров Ньюфаундленд занимает первое место по количеству туманных дней – до 120 в год. Назовите причину образования туманов.
Ответ:остров расположен в Атлантическом океане в месте встречи холодного Лабрадорского течения и теплого течения Гольфстрим. При слиянии холодного и теплого водных потоков образуются туманы.
 
52.                       В штате Флорида много озер. Интересна одна «озерная» история. В красивом месте был луг, по которому протекал ручей, уходивший под землю. После этих дождей вода заполнила этот луг. Спустя несколько лет появилось огромное озеро, по которому более 10 лет даже ходили пароходы. А в 1889 году уровень воды начал понижаться, и через два года озеро исчезло совсем. Как можно объяснить причину исчезновения озера?
Ответ:в этом районе встречаются легкорастворимые горные породы, поэтому сначала, когда протекал ручей. Вода уходила под землю. Но после сильных дождей подземный ход оказался закрытым, и вода залила луг, образовалось озеро. Позже образовался обвал горных пород, вода снова стала уходить под землю, и со временем туда ушло все озеро.
 
53.                       В пустыне Атакама находится необычная река: она течет только ночью, а днем она пересыхает. С чем связано это явление?
Ответ:эту реку питают снега Анд, которые тают днем под жаркими солнечными лучами, вода с гор в долину реки поступает только вечером, а днем когда жарко, русло становится сухим.
 
54.                       Это дерево в 20 веке называли калифорнийская сосна, веллингтония, вашингтония, но эти названия не прижились. Самое распространенное название дереву дано в честь индейского народного героя, который был создателем первого индейского алфавита и возглавлял освободительную борьбу против испанских завоевателей. Кроме этого названия у дерева есть еще одно не менее известное название. Назовите это дерево и его второе название, материк, на котором оно произрастает.
Ответ:Секвойя, или мамонтово дерево. Материк Северная Америка.
 
55.                        В XVIIIвеке среди европейцев распространились слухи о том, будто в пустынях Центральной Азии растет «таежная сосна» или «южная сосна». Эти слухи были похожи на легенду: дерево цветет не весной, а осенью, в зиму теряет свои колючие листья и становится словно лиственница, совершенно оголенной. Как называется это дерево? Где в Казахстане оно произрастает? Кто из путешественников привез европейцам легенду о этом дереве? Что вы можете рассказать о этом дереве?
Ответ:саксаул, в пустынях Казахстана, И.Фальк. Саксаул имеет крепкий как камень ствол с изогнутыми ветками, за год на его стволе нарастает 8 годичных колец вместо 1, вместо листьев на дереве растут одногодичные молодые ветки, которые опадают осенью. Саксаул не дает тени.
 
56.                        В.А.Фадеев в рассказе «Вечные странники» описывает животное: «Это древние представители фауны, современники мамонтов. Они дожили до наших дней, сохранив почти без изменений свой оригинальный облик. Горбоносая голова, увенчанная у самцов изящными лирообразным рогами, посаженная на довольно короткую шею. Туловище удлиненное, напоминает овечье. Конечности тонкие и высокие. Особенно поражает своим строением нос. Он далеко выступает за нижнюю челюсть, разделен продольной бороздкой, хрящеват, очень массивен, отличается подвижностью и в целом похож на небольшой хобот. Это одно из самых быстроногих животных на Земле». Какое животное описывает Фадеев? Где в Казахстане обитает это животное?
Ответ:сайгак. Обитает в степях и полупустынях Казахстана.
 
57.                        Во время путешествия на корабле «Бигль» Ч. Дарвин часто делал остановки в различных пунктах земного шара и обследовал их. Однажды на привале на одной из высоких вершин спутники Дарвина были удивлены тем, что у них долго не варился картофель, хотя вода в котле кипела. Картофель, пробыв долгое время в котле с кипящей водой, оставался твёрдым. В чём же тут дело? Объясните это явление. Где у нас в Казахстане можно наблюдать такое явление?
Ответ:Температура кипения воды зависит от атмосферного давления. На высоких горных вершинах атмосферное давление пониженное и вода закипает при более низкой температуре. В данном случае, хотя вода и кипела, температура была недостаточной, чтобы картофель сварился. Подобное явление в Казахстане можно наблюдать высоко в горах Тянь-Шаня, Жонгарского Алатау, Тарбагатая.
 
58.                       В каком месте Казахстана совершенно нельзя верить магнитной стрелке компаса, ибо она своим магнитным концом может показывать и на юг, и на восток, и на запад?
Ответ:В Костанайской области, около железорудного бассейна, где близко к поверхности залегают магнитные железные руды. Если поочерёдно занимать положение к северу, западу и востоку от этих месторождений, то северный конец стрелки компаса будет указывать соответственно на юг, восток и запад.
 
59.                       На территорию нашей республики частично заходит одна из самых больших песчаных пустынь мира – Кызылкум. В нашем представлении это одно из самых жарких мест планеты, северный полюс же – это бесконечные льды, сильнейшие ветры и метели, морозы... А возможна ли такая ситуация, когда температура на полюсе может оказаться выше, чем в Кызылкумах?
Ответ:Да, может. В Кызылкумах, как и в других больших песчаных пустынях мира, вследствие большого лучеиспускания температура по ночам резко падает. Суточная разница температур при этом может достичь 30°C. Бывают случаи, когда после сильной дневной жары температура ночью может упасть до –8°C. В районе северного полюса в июле температура нередко поднимается выше 0°C, здесь 6 месяцев длится полярный день, то есть прогревание происходит круглые сутки. Следовательно, может оказаться, что температура воздуха на северном полюсе будет выше, чем в это же время в Кызылкумах.
 
60.                       Побережье Балтийского моря и пустыня Кызылкум это две противоположности по количеству получаемых осадков. А где в Казахстане имеются области, на севере которых осадков выпадает не больше, чем в пустыне Кызылкум, а юге не меньше, чем в Прибалтике? Чем это объясняется?
Ответ:Такими областями в Казахстане являются Жамбыльская, Алматинская и Талдыкорганская. На севере этих областей осадков выпадает не больше, чем в Кызылкумах, а на юге не меньше, чем в Прибалтике. Это объясняется тем, что их северная часть равнинная, а южная – горная. Воздушные потоки, дойдя до гор, по их склонам поднимаются вверх и охлаждаются. В результате охлаждения образуются облака, из которых выпадают осадки.
 
61.                       Представьте себе, что вы после длительного перехода в жаркий солнечный день подходите к опушке леса и думаете отдохнуть, но ... в лесу оказывается ещё жарче, чем на открытом месте! Есть ли такие леса в Казахстане?
Ответ:Саксауловый лес, который не даёт тени. И если на открытом месте вас обдувает ветерок и этим облегчает жару, то в саксауловом лесу этого не бывает, а поэтому в нём жарче, чем на открытом месте.
 
62.                       Вы все прекрасно знаете, что пресная вода при нормальных условиях замерзает при 0°C. А знаете ли вы, что в Казахстане есть озеро, одна часть которого замерзает только при сильных морозах, в то время как другая – при 0°C? Что это за озеро и чем это явление объясняется?
Ответ:Это озеро Балхаш. Его западная, более пресная часть, замерзает при 0°C, а восточная, более солёная, замерзает при более низких температурах. Различие в солёности его западной и восточной частей происходит от того, что далеко впадающие в озеро полуострова чуть ли не полностью перегораживают его в средней части и препятствуют смешиванию вод. А поэтому западная часть озера, куда впадает река Или, намного преснее восточной.
 
63.                       Когда и где у нас в Казахстане можно наблюдать «сухой» дождь?
Ответ:Летом в пустынных районах Казахстана иногда собираются дождевые облака. Гремит гром, идёт дождь. Но на землю не падает ни одной капли. Из-за большой сухости воздуха и высокой температуры они испаряются в воздухе. Это и есть «сухой» дождь.
 
64.                       Мир пустыни Б. А. Федорович
 «…Наш караван как-то выбирался из Каракумов к оазису низовий Амударьи. Прошло четыре дня, как мы в последний раз запаслись водой и напоили верблюдов.… Но вдруг люди сразу ускорили шаг. Впереди, совсем невдалеке, расстилалась широкая гладь реки. До воды оставалось метров 300–400; было видно, как переливается рябь, вода блестела среди тамариска. Очевидно, какой-то неожиданный разлив Амударьи. Вот повезло! Но почему вода не приближается? Почему один из кустов как-то странно выплывает из воды и становится выше? А другой идёт? Ведь он был среди воды, а теперь вода далеко от него. Так значит, это не вода?»
А что же это такое? Какое явление природы описано здесь? Встречается ли оно на территории нашей республики?
Ответ:Это явление природы – мираж, возникающий вследствие преломления и отражения световых лучей, идущих от предмета к глазу наблюдателя через слои воздуха с различной плотностью. Мираж можно наблюдать на территории Казахстана можно наблюдать в степях, полупустынях и пустынях в жаркие летние дни, когда над сильно нагретой землёй возникает слой горячего, менее плотного воздуха, который и отражает вышележащие предметы – деревья, небо, горы и т.д.
 
65.                       Каждый из вас летом загорает. А знаете ли вы, что на территории Казахстана можно встретить камни, покрытые загаром? Что это такое?
Ответ:В жарких пустынных районах Казахстана на поверхности скал и камней образуется блестящий коричнево-чёрный налёт, который называют пустынным загаром. Пустынный загар состоит из окислов железа, марганца, а также глинозёма и кремнезёма и образуется в результате химических реакций, которые зависят от особенностей климата и, в первую очередь, от его сухости.
 
66.                       Многие из растений засушливых степей и полупустынь Казахстана невзрачны на вид, имеют серые мелко рассеченные листья, часто обильно покрытые густыми серебристыми волосками – некоторые виды полыни, или же покрыты восковым налётом – песчаная акация Конноли, песчаная акация Карелина. Как это влияет на испарения воды растениями?
Ответ:Волоски на листьях растений препятствуют движению воздуха вблизи поверхности листьев, этим они задерживают удаление образовавшихся паров и замедляют испарение влаги с поверхности листа. Восковый налёт также препятствует испарению влаги, покрывая лист своеобразной защитной плёнкой.
 
67.                       Единственный в Казахстане район, где выращивается рис – это Кызылординская область. Объясните, почему в соседних южных районах Казахстана не выращивают рис.
Ответ:Рис выращивается в долине реки Сырдарья, так как этому растению требуется большое количество воды и больших сумм температур. В других районах – дефицит воды (пустыня).
 
68.                       В аэропорту одного из городов Казахстана в декабре вечером экипаж готовиться к вылету. Из-за сильной пурги в городе вылета полет откладывается. А в порту назначения по метеосводке – мороз – всего 3°, туман. Штурман вспоминает, что так бывает часто. Из предложенного списка городов, используя карты, выберите наиболее вероятные аэропорты вылета и назначения. Ответ обоснуйте. Города: Астана, Алматы, Шымкент, Тараз, Актау.
Ответ:Аэропорт вылета – Астана (умеренный климатический пояс и большая высота над уровнем моря – Сарыарка, здесь часты метели), назначения – Алматы (часто отмечается орографические туманы: за ясный день воздух прогревается, испарение, а к вечеру температура понижается до отрицательной, что способствует образованию тумана).
 
69.                       Для какой из перечисленных рек Казахстана наиболее характерны ледовые заторы и почему? Реки: Эмба, Или, Иртыш, Сырдарья, Урал.
Ответ:Поскольку Или и Иртыш текут с юга на север, весеннее половодье и ледоход сначала наступают в верхнем течении, когда низовья еще скованы льдом. Это и называется затором.
 
70.                        Кавказ. А. С. Пушкин.
 «Кавказ подо мною. Один в вышине.
 Стою над снегами у края стремнины,
 Орёл, с отдалённой поднявшись вершины,
 Парит неподвижно со мной наравне.
 Отсюда я вижу потоков рожденье.
 И первое грозных обвалов движенье.
 Здесь тучи смиренно идут подо мной;
 Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;
 Под ними утёсов нагие громады;
 Там ниже мох тощий, кустарник сухой;
 А там уже рощи, зелёные сени, ...»
 С какой высоты над уровнем моря поэт наблюдал описываемую им картину? Укажите приблизительно высоту в км. Где у нас в Казахстане можно наблюдать подобную картину?
 Объясните, почему орлы, ястребы, коршуны и другие крупные птицы, парящие высоко в небе, могут долго держаться на одной высоте, хотя и не машут при этом крыльями?
Ответ:Поэт стоял выше границы «вечного снега». Высота снеговой линии на Кавказе колеблется от 2700 м до 3500 м на склонах различной экспозиции. Таким образом, поэт находился приблизительно на высоте 3 км над уровнем моря. У нас в Казахстане подобную картину можно наблюдать в горах Тянь-Шаня на высоте 3,5–4,5 км, т.к. снеговая граница в Тянь-Шане несколько выше, чем на Кавказе.
 «Парящая» в высоте птица поддерживается восходящими конвекционными потоками тёплого воздуха.
 
 
 
Использованная литература:
                                                 
1.    А.М. Безруков, Г.П. Пивоварова "Занимательная география".
 
2.     Л.В.Антонова «Удивительная география».
 
3.     Лебедева И. В., Казановская Т. Л. «Дидактический сборник: физика + география Казахстана».
 
4.     http://www.openclass.ru
 
5.     http://mygeog.ru
 
 
 
 

 

 

Для загузки файла с сервера используйте программу 

Download Master

Методическое Объединение "История и География"

http://www.x-files.kz/f788c91d