
Сенсорика
Цель: воспитание умения выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов, формирование внимания к этим свойствам.
Задачи:
1. Учить фиксировать внимание детей на сенсорных свойствах предметов, формировать простейшие приемы установления тождества и различия однородных объектов по величине, форме, цвету.
2. Подвести детей к самостоятельному использованию того или иного признака предмета для передачи специфики хорошо знакомого ему объекта.
3. Развивать действия с предметами-орудиями, моторику кистей рук.
Содержание:
Предметная деятельность
Продолжать учить использовать предметы-орудия; предлагать использовать сачки, черпачки для выуживания из специальных емкостей с водой или без воды шарики, плавающие игрушки; использовать игрушки, имитирующие орудия труда (заколачивание молоточком втулочек в верстачок, сборка каталок с помощью деревянных или пластмассовых винтов).
Поощрять использование предметов-орудий в самостоятельной игровой и бытовой деятельности с целью решения детьми практических задач в ходе своей деятельности. Развивать координированные движения обеих рук и тонкие движения кончиков пальцев, сенсомоторные пространственные координации «глаз - рука».
Учить детей группировать однородные предметы по одному из сенсорных признаков (величина, форма или цвет); выполнять задания, ориентируясь на образец и словесное указание: большой, маленький, такой, не такой.
Учить детей группировать предметы 8 основных цветов; красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый; 5 форм: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал; разных величин: большой, маленький.
В начале года учить детей группировать однородные предметы, резко различающиеся по величине (большой - маленький), форме (квадрат - круг, треугольник - овал и т.д.), цвету (красный - синий, желтый - черный, оранжевый — фиолетовый и т.п.); затем - более близкие по величине, форме (круг - овал, прямоугольник - квадрат), цвету (красный - оранжевый, синий - фиолетовый).
Предлагать задания на соотнесение сенсорных качеств: грибочков, окрашенных в один из 8 основных цветов, с соответствующим цветом столиков; вкладышей 5 геометрических форм, различной величины с соответствующими гнездами. Соотносить вначале предметы резко различных, а затем более сходных свойств. Учить осуществлять выбор предметов заданных свойств из двух разновидностей.
Поощрять действия с предметами, при ориентации на 2-3 свойства одновременно; собирать одноцветные, а затем и разноцветные пирамидки из 4-5 и более колец, располагая их по убывающей величине; из шаров, кубов одного размера составлять башенки из 3-х одноцветных последовательно уменьшающихся деталей-вкладышей (кубы, конусы, цилиндры и пр.); разбирать и собирать трехместную матрешку с совмещением рисунка на ее частях.
Учить составлять пирамидки разных цветов (красного, зеленого, синего, желтого, оранжевого, фиолетового и др.) из 3-х и более последовательно уменьшающихся деталей; закреплять понимание слов, обозначающих различные величины предметов, их цвет и форму в ходе подбора деталей по указанным качествам.
Учить собирать пирамидки по принципу простого чередования 2-х свойств (по цвету и форме, форме и величине, величине и цвету и пр.); составлять различные по форме и цвету башенки из 2-х - 3-х геометрических форм-вкладышей.
В конце года закреплять умение соотносить разнородные предметы по цвету, форме, величине, осуществляя выбор заданных сенсорных свойств из 3-4 возможных.
Учить детей учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: изобразительной, конструктивной; вариативно использовать сенсорные свойства и качества предметов и явлений.
В результате освоения программного материала к концу года дети должны:
- группировать однородные предметы по одному из сенсорных признаков;
- группировать предметы 8 основных цветов;
- осуществлять выбор предметов заданных свойств из двух разновидностей;
- составлять пирамидки разных цветов (красного, зеленого, синего, желтого, оранжевого, фиолетового и др.) из 3-х и более последовательно уменьшающихся деталей;
- собирать пирамидки по принципу простого чередования двух свойств (по цвету и форме, форме и величине, величине и цвету и пр.); составлять различные по форме и цвету башенки из 2-х - 3-х геометрических форм-вкладышей;
- соотносить разнородные предметы по цвету, форме, величине, осуществляя выбор заданных сенсорных свойств из 3-4 возможных;
- учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности.