Сенім телефоны
87182321106
Мекенжайы: Павлодар қаласы Ак.Бектуров көшесі 73
87182321106
Білім бөлімінің басты бетіне қайту
Азаматтарды жеке қабылдау кестесі:
Сейсенбі 15.00-18.00 Бейсенбі 15.00-18.00
Причины медлительности детей

 Кратко остановимся на каждой из причин. 1. Астенизация ребенка после перенесения соматического заболевания или наличие у него хронического заболевания может вызвать нарушение темпа и ритма деятельности ребенка в сторону замедления. И связано это с тем, что дети ослаблены после болезни, концентрация внимания на любых действиях у них ниже, чем у здоровых детей. Для таких детей необходим адаптационный период и их «медлительность» пройдет сама по себе после полного выздоровления и восстановления сил. С этими проблемами медлительности родителям помогут справиться педиатры, наблюдающие ребенка с момента его рождения. Иногда в некоторых случаях ребенку достаточно провести общеукрепляющую витаминную терапию, стимулирующую иммунитет. 2. Часто причиной изменения темпа и ритма деятельности ребенка – его замедления или ускорения- может быть врожденная патология головного мозга, связанная с последствиями тяжелого протекания беременности , трудными родами, недоношенной беременностью, где все системы организма ребенка являются незрелыми или поврежденными. Такие случаи являются прерогативой детских невропатологов, психоневрологов , детских психоаналитиков и психологов. Органическая патология часто служит фоном для различных нарушений развития психики ребенка на протяжении всей жизни. И такому ребенку необходимо длительное наблюдение специалистами иногда вплоть до подросткового возраста и старше. В данном случае после всестороннего системного обследования ребенка опытный врач сможет подобрать ему индивидуальную медикаментозную терапию, а психолог и психоаналитик смогут разрешить его внутренние конфликты. 3. Медлительность ребенка можно рассматривать также как этап нормального развития в раннем возрасте. В раннем возрасте (от 1,5 до 3 лет) неторопливость ребенка может быть связана с естественным недоразвитием моторики детей , особенно это касается моторики пальцев рук, что не позволяет ребенку выполнять любые действия по своему обслуживанию быстро, четко и красиво. Такая замедленность проходит как этап развития у каждого ребенка. Дети изо всех сил стараются завязывать шнурки, застегивать пуговицы, но руки и пальцы еще не обладают той гибкостью и проворностью , как у мамы, няни, бабушки или воспитателя детского сада. И это может вызывать у родителей и других взрослых непонятное для дошкольника раздражение и даже незаслуженное унижение ими ребенка, который стремится к самостоятельности. Темп и ритм жизни взрослых людей, которые вынуждены решать за день множество задач, просто непостижим для ребенка младшего дошкольного возраста. И от терпимости мамы и папы зависит, станет ли ребенок самостоятельным в обслуживании или останется зависимым от взрослых. Так некоторые родители, не в силах справиться со своей раздражительность и утомляемостью, перестают «слышать» ритм своего ребенка и стараются сделать большинство дел за него, искренне полагая, что тем самым облегчают ему жизнь. Возможно, родители не подозревают, что таким образом оказывают ребенку «медвежью услугу», провоцируя у ребенка развитие пассивности и безынициативности. Некоторые дети вплоть до подросткового возраста не справляются со своей закрепившейся в детстве неуклюжестью, что провоцирует формирование у них невротического склада характера. 4. В последнее время специалисты много внимания уделяют леворукости детей. Эта проблема может также стать причиной медлительности ребенка, если в детском саду, школе или дома с должным вниманием не относятся к этой особенности ребенка. Переучивание леворукого ребенка есть и писать правой рукой может привести не только к замедлению темпа и нарушению ритма деятельности, но и к тяжелым дисгармониям в развитии личности ребенка. Врожденная леворукость переучиванию не подлежит. 5. Особенности темперамента ребенка-флегматика – классический случай ярко выраженной медлительности ребенка. Такой ребенок спешки просто не выносит. При своей неторопливости он отличается солидностью и рассудительностью. Что бы он не делал, он предпочитает уже проверенные, привычные способы и делает все обстоятельно, упорно преодолевая все препятствия. Отвлечь его от намеченной цели очень трудно, свои решения он не меняет, и если их надо отстоять, то проявляет в этом завидное упрямство. Ко всему новому он привыкает крайне трудно, но зато его психика крайне устойчива к любым внешним раздражителям, вывести его из себя почти невозможно. Малыш- флегматик очень сдержан в проявлении эмоций, зато чувства его глубоки и постоянны. Друзей такой ребенок находит с трудом, но в дружбе проявляется завидное постоянство и преданность. Ребенок-флегматик очень миролюбив. Он абсолютно неконфликтен и не агрессивен, он предпочитает уходить от борьбы и лишний раз не рисковать. Речь у такого ребенка нетороплива, часто с большими паузами , эмоционально невыразительна, он мало использует жесты и мимику. Все возрастные навыки формируются у ребенка дольше, зато они очень устойчивы. Больше всего флегматик боится любых перемен, отступлений от привычного ритма жизни. Родителям следует помнить, что темперамент ребенка –это врожденная данность (как и цвет глаз, форма носа), которую в своем малыше нужно научиться принимать. Важно также научиться справляться со своей раздражительностью. 6. Любые кризисные моменты в развитии семьи, как то: развод, переезд в новый город, переход ребенка в новую школу или детский сад, конфликты между родителями или другими членами семьи,- являются для ребенка стрессовыми факторами. Нестабильная детская психика подвергается большому испытанию. Повышается детская тревожность, с которой ребенок может бессознательно пытаться справиться замедлением общей активности, а также торможением выполнения различных действий. Эти тяжелые моменты в жизни ребенка являются травмирующими для его психики, создают почву для развития детского невроза. Чувство вины, подавленность, замкнутость малыша не способствуют восстановлению ритма и темпа его деятельности, а способствуют погружению ребенка в пучину бездеятельности. Решение проблемы состоит в разрешении хронической конфликтности в семье, снятии нервного напряжения у родителей и ребенка, обучении конкретной семьи способам бесконфликтного общения и т.д. 7. Нерасторопность ребенка может быть проявлением дисгармоничных отношений между взрослым (например, матерью) и ребенком. Всегда спешащая, часто отсутствующая , много работающая мама, которая поручает или перекладывает воспитание ребенка на плечи бабушки или няни, теряет эмоциональный контакт с ребенком. Малыш старается привлечь внимание матери своей медлительностью, продлить взаимодействие с ней. Также «заторможенность» малыша может являться скрытой формой выражения протеста против недостатка эмоционального тепла, внимания и любви со стороны матери и отца. Эти и другие дисгармоничные отношения в семье могут быть скорректированы в ходе кропотливой работы с психологом или психоаналитиком. И участие в ней всех членов семьи – залог успеха. 8. Авторитарный стиль воспитания в семье, жесткое принуждение ребенка к выполнению тех или иных требований и постоянный контроль за исполнением поставленных задач, а также строгие меры наказания за непослушание могут явиться причинами снижения детской активности и формирования невротизации ребенка. Медлительность может быть способом контроля и манипулирования ребенка над родителями или являться формой стойкого протеста и сопротивления малыша поставленным требованиям. Она может выражаться как в форме активного протеста- в подростковом возрасте, так и в форме пассивного протеста - как стойкая черта характера. Но это в целом не распространяется на всю деятельность, а только на отдельные ситуации. Например, ребенок не хочет учиться музыке, а его усиленно заставляют играть гаммы – развивается стойкое неприязненное отношение ко всей деятельности в целом и, как следствие, медлительность в музыкальном обучении. Другие стороны жизни протекают к обычном темпе. В этом случае родителям необходимо пересмотреть свой стиль воспитания. Итак, что можно порекомендовать родителям, у которых ребенок излишне медлителен? После четкого определения специалистами и выявления точной причины в вашем конкретном случае, можно предложить следующие рекомендации родителям по взаимодействию со своим медлительным ребенком. Рекомендации для родителей Взрослым важно помнить, что «замедленный» ребенок не виноват в своей нерасторопности. Постоянные окрики, насмешки, наказания способны сделать его невротиком, но не ускорят работу. 2. С неторопливым ребенком играют в игры, способствующие повышению активности, но делать это надо в доступном для малыша темпе. Можно познакомить своего малыша с понятием времени и учить его распределять, учить выделять в деле главное и второстепенное, более трудное и более легкое. Важно также приучить малыша к соблюдению режима дня, что поможет создать ему ощущение постоянства, к которому он так стремится. 3. Включение нерасторопного малыша в игры соревновательного типа заранее обречены на неудачу, поэтому лучше воздержаться от таких игр. 4. Лучше ободрять его, поощрять, хвалить за успехи, которые он может сравнить со своими собственными результатами: «Сегодня это получилось у тебя быстрее и лучше, чем вышло вчера», «Вот ты уже научился быстро застёгивать пуговицу, кушать ...как я», и т.д. 5. Замедленным детям требуется постоянное внимание со стороны взрослых, ненавязчивая помощь от мамы или папы, участие и сочувствие родителей. Эти малыши, как правило, не уверены в себе и в отношении к ним людей, поэтому необходимо поддерживать их убежденность, что все в результате получится хорошо.       6. Иногда флегматичный ребенок не может приступить к выполнению задания из-за опасения       неудачи. Достаточно предложить ему помощь, и он наверняка сделает все сам. Ведь ему важнее всего ощущение, уверенность в том, что он не один, он получит поощрение и поддержку. Наказания и одергивания, а также поторапливание такого ребенка могут привести только к отказу от выполнения любых действий. 7. Если в семье не принято открыто проявлять свои чувства, то родители не могут рассчитывать на то, что и ребенок будет эмоционально открытым, а флегматичному ребенку очень важно чувствовать эмоциональную поддержку своих близких, ежедневно чувствовать и знать, что он любим, его принимают, в него верят. Это усиливает оптимистическое отношение к жизни такого ребенка. 8. Раздражение со стороны более активного, нетерпеливого взрослого может привести к хроническим конфликтам, страданиям ребенка , а иногда и полной его невротизации. Ведь такой ребенок подозревает, что его недостаточно любят. А самые сильные страхи у детей- страх быть покинутым, и страх потери любви близких ему людей. И у медлительного ребенка они выражены подчас очень сильно из-за его неуверенности в своих силах. 9. Стремительные, энергичные мамы замедленных детей способны довести ребенка до невроза и разрушить душевный контакт между ним и собой на всю последующую жизнь. Задача взрослых не мешать развиваться таким детям в присущем им темпе, учитывая их индивидуальные способности. 10. Так как медлительный ребенок боится всего нового и любых перемен, то поступление в детский сад или школу делают его уязвимым перед своей неловкостью. Он тяжело переживает свои неудачи. Важно чтобы родители уделили больше внимания периоду адаптации ребенка в этих и других учреждениях, проконсультировали учителей и воспитателей на тему особенностей своего ребенка, а иногда и защитили его от наказаний и унижений с их стороны. В некоторых случаях следует искать не престижную школу, а тактичного и вдумчивого учителя. И, наконец, помните, что самые вдумчивые, разумные, надежные и спокойные люди, способные добиваться своей цели в жизни, часто вырастают именно из флегматичных, замедленных детей.