Структуирование работы по обучению детей казахскому языку с 3-летнего возраста ( из опыта работы )
С присвоением казахскому языку статуса государственного он встал в один ряд с языками, являющимися языками всемирной сети интернет, системы сотовой связи, электронных носителей. Такие события высоко подняли потребность в знании языка, в необходимости изучении его с самого раннего возраста. Безусловно, произошедшие перемены заставляют находить новые эффективные пути обучения языку в детском саду. Ведь именно мы ответствены за качество знаний детей , обязаны постоянно совершенствовать используемые на уроках методы и приемы. В настоящее время в стенах детского сада дети начинают изучать казахский с 3-летнего возраста, то есть со 2-ой младшей группы. Содержание программ по казахскому языку во всех четырех возрастных группах – 2 младшая, средняя, старшая, подготовительная- условно включает в себе 12 больших лексических тем, которые в свою очередь делятся на подтемы. Н-р, блок Детский сад состоит ихподтем Сотрудники, Мебель, Режим дня и др. Повторение одних и тех же лексических тем предполагает постепенное поступательное усложнение содержания обучения, включающего в себе не только дидактический материал, но и весь методический инструментарий. Рассмотрим один лексический блок – Игрушки. Основная задача курса по изучению казахского языка во всех возрастных группах - это научить понимать обращенную к ним речь, вступать в контакт с окружающими, используя речевые средства выражения своих мыслей и впечатлений. Работа ведется по двум основным направлениям – аудирование и говорение. Говорение в свою очередь – на словарную работу, совершенствование звуковой культуры, развитие связной речи и работу по художественному слову. В системе работы по развитию казахской речи, огромная роль принадлежит словарной работе.При изучении казахского языка в детском саду следует выделить самый важный и значительный вид речевой коммуникативности – это владение устной речью. Устная же речь реализуется на основе связной речи. Умение ребенка связно говорить основывается на богатстве его словаря + речевое и умственное развитие ребенка. Переходя из группы в группу, вместе с ростом возраста ребенка увеличивается и усложняется объем и содержание словарной работы. Во 2 младшей группе у ребенка сформировывается способность говорить на своем родном языке и понимать его. Теперь слыша чуждую, иную казахскую речь, вслушиваясь в интонации, особенности звучания у него появляется желание и потребность повторить, запомнить. В этот период ребенок без усилий прекрасно повторяет специфические звуки в казахских словах. По мере роста ребенка с накоплением запаса слов- названий предметов, вводятся слова- помощники для построения простейших грамматических конструкий, затем предложений повествовательного, восклицательного и вопросительного типа высказываний. В связи с этим изменяются и цели, задачи работы на каждом возрастном этапе группы. Речь ребенка дошкольного возраста эмоциональна, гибка, импульсивна, поэтому при обучении детей используются самые разные методы и приемы. При планировании и разработке конспектов занятий следует придерживаться главного условия - постепенного усложнения средств и приемов обучения казахскому языку в связи с возрастными особенностями дошкольников: 2 младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа. Таким образом, у 3- етнего ребенка мы развиваем умение слышать и слушать, упражненяем в чистом правильном произношении слов путем заучивания стихотворений малых форм, учим понимать простейшие вопросы и отвечать одним словом, осознанно выбирая слова из изученных. Ребенок 4-5 лет уже вполне может употреблять в устной речи конструкции из 2-3 слов, в основном слова-определения, простые предложени с использованием указательных местоимений. Дети предшкольных групп при знакомстве с литературными произведениями на слух устно переводят знакомые слова, подбирают к ним определения; драматизируют; упражняются в диалогической речи в ситуациях «ребенок и ребенок», «ребенок и взрослый»; совершенствуют монологическую речь в рассказах- описание, -рассуждение, -повествование. Если мы хотим, чтобы ребенок усвоил казахский язык в качестве государственного на хорошем уровне, нужно создать такие условия, когда ребенок будет слышать вокруг себя казахскую речь постоянно. Важно осуществлять межпредметную связь с занятиями по казахскому языку не только в учебной, но и при организации повседневной и досуговой деятельности детей. И, конечно же, продолжать повторение, использование, закрепление изученных слов в семье. С целью контроля и систематизации работы в данном напралении для педагогов сада были разработаны индикаторы, определяющие уровень владения детьми устной разговорной казахской речью. Любая практическая работа предполагает прогнозирование результатов:
· Совершенствуются навыки устной казахской речи
- Формируется звуковая кульура речи
· Воспитание культуры разговорной речи
· В системной устной речи совершенствуется языковое творчество детей