Жанар Аманқызы Алпыспаева
Бастауыш сынып мұғалімі
«Бастауыш мектептегі әдебиеттік оқу сабақтарында
оқу сауаттылығын қалыптастыру»
«Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
Представленный опыт работы посвящен вопросу по формированию читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе с применения технологии развития критического мышления – ТРИЗ.
«Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе». Предполагаю продуктивным использовать ТРИЗ - технологию в решении задач литературного образования младших школьников. Литературное чтение – один из важнейших предметов в системе начального школьного образования. В нём сочетаются интеллектуальные, эстетические и нравственные аспекты.
Цель: определить наиболее эффективные методы и приёмы, способствующие развитию навыков чтения.
Задачи: развивать потребности в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм классной и внеклассной деятельности;
- развитие читательской компетентности учащихся через организацию урока по литературному чтению, литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации;
Развитие критического мышления у учащихся начальных классов на уроках литературного чтения для формирования читательской грамотности.
Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
Как же ввести элементы ТРИЗ в повседневную жизнь начальной школы?
Данную работу я провожу поэтапно:
Задачи 1 этапа. Научиться находить и разрешать противоречия между явлениями и объектами, развивать системное мышление, то есть видеть взаимодействие всех компонентов вокруг них.
Задачи 2 этапа. Научите детей исследовать новые свойства и качества вещей: новую игрушку, особое платье, подарок и т. д.
Задачи 3-го этапа. Решайте сказочные задания и придумывайте новые сказки.
Задачи 4 этапа. Научить детей справляться с различными сложными ситуациями. Данные задачи будут решаться во время игры, в игровых упражнениях, которые останутся в подготовленных для вас воспоминаниях.
Развитие критического мышления у учащихся можно отследить по следующим показателям:
-рефлексивность (суммирование и систематизация новой информации);
-прагматичность (умение применять полученные знания на практике);
- готовность к планированию;
-гибкость (готовность воспринимать идеи других, анализировать положительные и отрицательные стороны в выступлениях других);
-готовность исправлять свои ошибки, а не оправдывать свои неправильные решения.
В результате работы большинство учащихся начальных классов научились пользоваться памятками, слаженно работать в группах и учитывать мнения других как дополнительный источник информации для ответов на вопросы. Избавляясь от подсказок, они помогают друг другу задавая вопросы.
Учащиеся перестали испытывать затруднения при работе с разнообразными источниками информации, научились применять свои знания на практике при выполнении письменных работ.
Качество знаний и успеваемость учащихся начальных классов в процессе обучения по предмету «Литературное чтение» имеет положительную динамику, в разрезе 3-х лет. Применению технологии развития критического мышления через использование приемов критического мышления ТРИЗ, «Кубик Блума», «Таксономия Блума» на уроках литературного чтения представлен в разрезе 3-х лет.
Формы урока в приемах ТРИЗ, «РомашкаБлума», «Кубик Блума» отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют. Роль учителя — в основном координирующая.
Приёмы, которые более успешно нравятся детям, это «Системный оператор».
Системный оператор развивает у ребенка «навыки системного анализа, системного мышления, мультидисциплинарного мышления».
Тема урока: В. Драгунский «Друг детства». С. Михалков «Как друзья познаются».
Работа в группе метод «Задом наперёд» - попробовать рассказать сказку не с начала, а с конца. Была разработана «Тетрадь тренажёр по литературному чтению» по методике ТРИЗ.
Результативность деятельности проявилась в том, что многие учащиеся в процессе обучения освоили опыт анализа собственной деятельности, научились критически относиться к своим действиям и оценивать поступки людей и свои собственные. Учащиеся стали более организованными, общительными, активными в процессе обучения, что проявляется во время бесед.