Тимофеева Инна Михайловна
Бастауыш сынып мұғалімі
«1-2 сыныптарда «Жас зерттеуші» үйірмесінің факультатив сабақтарын өткізу арқылы оқуға деген жоғары қызығушылықты қалыптастыру факторы ретінде жобалау-зерттеу қызметін дамыту»
«Развитие проектно-исследовательской деятельности как фактор формирования высокой мотивации к обучению через проведение факультативных занятий кружка «Юный исследователь» в 1-2 классах»
Согласно исследованиям в области психологии, мотивация влияет на качество обучения. Д.Б. Эльконин рассматривал учебно-познавательные мотивы младших школьников как компонент учебной деятельности, которая является ведущей в данном возрастном периоде. Необходимым условием для формирования и развития интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности является возможность проявить в учении свою самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учеников. Большое значение в формировании интереса к обучению имеет создание проблемной ситуации, столкновение с трудностью, которую учащиеся не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний. Сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или способов применения старых знаний в новой ситуации. Интересной является только та работа, которая требует напряжения. Легкий материал, не требующий умственного напряжения, обычно не вызывает интереса. В то же время, трудность учебного материала и учебной задачи может привести к повышению интереса лишь тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном же случае интерес быстро падает. Таким образом, оптимальным сочетанием указанных факторов может являться проектная деятельности учащихся, которая позволяет задействовать всех учащихся класса.
Актуальность и перспективность опыта
Работа в области проектно-исследовательской деятельности в основном направлена на развитие интеллекта учащихся, рассчитана на учащихся с высоким уровнем обучения. Данная работа направлена на учащихся с разным уровнем обучения и возможностей, и главное в ней - повышение мотивации к обучению, что приведет к желанию учиться на протяжении всей жизни. Темы, цели факультативных занятий помогают сохранить мотивацию ребенка на всех этапах обучения.
Цель: исследование влияния проектной деятельности на мотивацию обучения учащихся начальной школы.
Задачи:
1. Изучить опыт работы коллег в области научно-исследовательской деятельности.
2. Определить структуру и содержание кружковой программы по развитию мотивации через проектно-исследовательскую деятельность кружка «Юный исследователь» для учащихся 1-2 класса
3.Исследовать мотивацию учения школьников, зависимость качества обучения от мотивации.
4. Реализовать разработанную программу на практике и доказать ее эффективность в сохранении мотивации школьников и влиянии на интеллектуальное развитие.
Объект исследования – мотивация обучения.
Предмет исследования – исследовательская деятельность младших школьников.
Гипотеза:если целенаправленно внедрять в учебный процесс проектно-исследовательскую деятельность, то это способствует формированию высокой мотивации обучения у младших школьников.
Целевая группа: учащиеся 1-2 класса ГКУ «Средняя общеобразовательная школа №43 города Павлодара»
Новизна опыта.
Каждому ребёнку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Предлагаю разработку кружковой работы «Юный исследователь», которая способствует повышению мотивации.
Исследование проходило на базе ГУ «Средняя общеобразовательная школа №43 города Павлодара» в параллели учащихся 2-х классов в 2018-2020 учебном году. Контрольная группа учащиеся 2 «Б» класс, экспериментальная группу – 2 «В» класс. Содержание эксперимента: диагностика мотивации обучения, словесно-логического мышления; нахождение влияния проектно-исследовательской деятельности на мотивацию обучения.
Ожидаемые результатыот курса кружка - повышение и сохранение мотивации к процессу обучения, участие в различных конкурсах научных проектов.
Основными формами контроля являются замеры мотивации и результаты защиты проектов.
После проведения всех исследований, сравнение мотивации и интеллектуальных способностей учащихся моего класса и другого второго класса показало, что мотивация в экспериментальном классе выше. Таким образом, стремление успешно разработать тему научного проекта - оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей «xopoшо» учиться для получения отличных и хороших оценок.
Главным результатом проектной деятельности является формирование у младших школьников умения вести себя в условиях, когда требуется за короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых им встретились впервые. Здесь важно не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий.
Вывод: проектно-исследовательская деятельность способствует формированию у учащихся высокой мотивации к обучению, а не только помогает развивать интеллект.