Размер шрифта:
↑Наверх
ВЕБ-САЙТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙГОРОДА ПАВЛОДАРА
kense.oo.ap@pavlodar.gov.kz
140 000 Pavlodar, 25 Krivenko St.
32-21-67
телефон доверия/Call-центр
8 7182 32 19 37

Сайт отдела образования города Павлодара
«БАЛАЛАР -ЖАСӨСПІРІМДЕР ЭКОЛОГИЯ ЖӘНЕ ТУРИЗМ ОРТАЛЫҒЫ» КМҚК
07-10-2022 10:53
«БАЛАЛАР -ЖАСӨСПІРІМДЕР ЭКОЛОГИЯ ЖӘНЕ ТУРИЗМ ОРТАЛЫҒЫ» КМҚК

Жанна Кайыргелдіқызы Темирова

Басшының оқу-әдістемелік жұмысы жөніндегі орынбасары

 

Сәуле Елубайқызы Сарбасова

Әдістемелік кабинет меңгерушісі

 

ҚОСЫМША БІЛІМ БЕРУ МАЗМҰНЫН ЖАҢАРТУ: ТӘЖІРИБЕ МЕН ПЕРСПЕКТИВАЛАР

(«Балалар-жасөспірімдер экология және туризм орталығы» КМҚК жұмыс тәжірибесіне)

 

ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРАКТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ

 (Из опыта работы КГКП «Детско-юношеский центр экологии и туризма»)

Сегодня дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном обществе.

Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью система дополнительного образования детей способна быстро и точно реагировать на «вызовы времени» в интересах ребенка, его семьи, общества, государства.

 Для эффективной реализации современных требований к организации дополнительного образования нами разработана Программа развития Центра на 2019 - 2021 г.г. по проблеме «Обновление содержания дополнительного образования по направлениям: экология, туризм, краеведение» (далее – Программы) (УДК 37.09 (073) (574.25) Павлодар, 2018. – 38 с.). Программа имеет рецензии научно-методического экспертного совета городского уровня.

Программа сегодня наиболее актуальна, потому что реализуется в рамках обновления содержания среднего образования, в фокусе программной статьи Первого Президента, Елбасы Н. А. Назарбаева «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру», плана мероприятий по реализации Концептуальных основ воспитания на 2019-2024 годы и внедрена в системе дополнительного образования региона.

Содержание Программы направлено на создание условий для обеспечения развития навыков ученика XXI в ДЮЦЭТ через обновление содержания деятельности.

                Новизна определяется обновлением содержания дополнительного образования, предоставляющего возможность учащимся выбора занятий по интересам, склонностям и способностям с целью осознанного профессионального самоопределения:

- юные экологи имеют возможность развивать допрофессиональные навыки агронома, садовода, цветовода, ландшафтного дизайнера, работника тепличного хозяйства.

-  юные туристы - судьи по спорту, инструктора по туризму.

-  юные краеведы - навыки экскурсовода, музейного работника.

Результативность Программы определяется новым качеством содержания учебного процесса и внеурочной деятельности в условиях дополнительного образования, улучшения качественного состава педагогических кадров, материально-технической базы организации  в рамках обновленного содержания образования, а также реализации сетевого взаимодействия.

В рамках реализации I, ІІ этапов Программы развития ДЮЦЭТ 24 педагога прошли курс на базе Института дополнительного образования ПГПУ «Деятельность педагога в условиях обновления содержания образования», что составляет 85 % педагогического коллектива, проведен круглый стол с участием тренеров центра уровневых программ ФАО НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Павлодарской области «Обновление содержания дополнительного образования: ориентир на будущее», внедрены в образовательный процесс рабочие программы дополнительного образования по направлениям деятельности. На данный момент идет реализация III этапа Программы развития.

Сегодня Центр - одна из ведущих организаций дополнительного образования, осуществляющий на протяжении многолетней деятельности стратегию развития экологической, туристско-краеведческой деятельности в организациях образования региона.

Одним из приоритетных направлений на протяжении ряда лет является тесное сотрудничество со специальными коррекционными организациями образования региона. Накопленный опыт работы с детьми и подростками, имеющими особые образовательные потребности, вошел в республиканский сборник методических рекомендаций.

Разработаны меморандумы, на основе которых Центр сотрудничает с организациями образования региона, предусматривающих:

- реализацию дополнительного образования;

- обеспечение учебной и производственной практик студентов;

- научно - исследовательской деятельности обучающихся;

- повышение квалификации педагогических кадров.

Для определения эффективности реализации образовательного процесса разработана и внедрена программа мониторинга, основная цель которой- оценка качества дополнительного образования через определение результативности реализации дополнительных образовательных программ, диагностики развития качеств личности, достижений учащегося, профессиональной компетентности педагога.

Такая система мониторинга качества образования позволяет своевременно выявлять проблемные зоны учебно-воспитательного процесса и вносить коррективы в планирование.

Важнейшим компонентом в структуре работы организации является деятельность методической службы, работающей над созданием условий для повышения профессиональной квалификации и педагогического мастерства коллектива.

На сегодняшний день 19 педагогов имеют высшую и первую категории, что составляет 67 % от общего числа педагогического коллектива.

Учебный процесс в 28 детских объединениях осуществляется по образовательным программам, более 20 из которых - авторские, рецензированные ФАО НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Павлодарской области, ВУЗами региона.

В рамках сетевого взаимодействия ведется работа по организации и проведению курсов, региональных семинаров, круглых столов, мастер-классов. Педагоги центра - лекторы курсов повышения квалификации РУМЦ ДО МОН РК, ИПК ПР по Павлодарской области, РУПЦ ФК управления образования Павлодарской области.

Важной ступенью повышения профессиональной компетентности является обобщение и распространение опыта наших педагогов, который был достойно представлен и отмечен дипломами победителей и призеров в более 10 конкурсах педагогического мастерства, 15 научно-практических конференциях, 20 соревнованиях различного уровня.

ДЮЦЭТ стал одним из ресурсов дополнительного образования региона: по нашей инициативе ежегодно проводится более 20 мероприятий областного и городского уровней.

Ежегодно, более  3 500  учащихся региона охвачены дополнительным образованием согласно направлений деятельности Центра.

Так, юные экологи на территории эколого-ботанического комплекса ведут опытническую и исследовательскую работу по интродукции, фенологии, с результатами которых участвуют в научно-практических конференциях, конкурсах научных проектов международного, республиканского и областного уровней.

Воспитанники детского дворового клуба СЮТур - победители и призеры соревнований различного уровня по туристскому многоборью и спортивному ориентированию.

Участники туристских походов I, II, ІІІ категорий сложности по Заилийскому Алатау.

Юные краеведы - участники археологических раскопок, краеведческих практикумов, разработчики сегодняшних экскурсионных маршрутов по региону.

В копилке достижений Центра - грамоты и дипломы участников научно-практических конференций, соревнований, форумов, слетов, фестивалей различного уровня.

По итогам реализации этапов Центр  стал победителем республиканского конкурса «Лучшая организация дополнительного образования - 2020», победителем республиканского конкурса "Лучший автор – 2021», обладателем Гран-при городского конкурса «Жаз - 2019», призером областного конкурса «Лучшая организация дополнительного образования - 2019», победителем областного конкурса «Педагогическое мастерство» (2019 г., 2021 г.), победителем и призером регионального этапа республиканского конкурса «Панорама педагогических идей» (2019-2021), победителем  и призером областных  конкурсов «Авторская программа» (2020 г., 2021 г.),  «Педагогические идеи» (2020 г., 2021 г.), победителем и призером городских конкурсов «Успешный менеджер» (2019 г.), «Шеберлік шыңы», «Авторская программа» (2020 г., 2021 г.),  «Лучшее методико-дидактическое пособие» (2020 г.), «Лучший методико-дидактический материал» (2021 г.), призер конкурса «Лучший педагог» (2021 г.).

Сегодня можно с уверенностью сказать, что Центр состоялся. Показатель результативности деятельности:

-увеличение охвата детей дополнительным образованием (2018 г. - 1 256 учащихся, 2019 г. - 3 393 учащихся, 2020 г. - 3 621учащихся);

-преемственность обучения: все больше выпускников Центра, поступивших в учебные заведения по профилю (2018 г.- более 17 учащихся, 2019 г.- более 23 учащихся, 2020 г. - 32 учащихся).

В рамках релизации Программы развития предусмотрены следующие перспективы: реализация новых подходов и методик обучения, дальнейшее развитие социального партнерства, совершенствование системы управления ДЮЦЭТ, обобщение и распространение опыта работы Центра в условиях обновления содержания дополнительного образования.