ВиниченкоГалина Вячеславовна
Тәрбиеші
«Танымдық-зерттеу қызметін дамыту балалар экспериментін ұйымдастыру арқыл
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Актуальность моей темызаключается в том, что детское экспериментирование претендует на роль одной из ведущих деятельностей в период дошкольного развития ребенка. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон.
Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности к экспериментированию, опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Цель:Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению
Задачи:
Вызвать интерес к поисковой деятельности.
Учить детей видеть и выделять проблему эксперимента.
Принимать и ставить перед собой цель эксперимента.
Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
Развивать личностные свойства: целеустремлённость, настойчивость, решительность.
Обогащать сознание содержательно упорядоченными сведениями о мире.
Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности
Гипотеза:
В процессе детского экспериментирования дети научатся:
выделять проблему;
принимать цель;
решать проблему;
сопоставлять различные факты;
осуществлять эксперимент;
делать выводы
Участники моей работы дети,педагоги ,родители
Предварительная работа с детьми
Познавательные беседы с детьми об объектах живой и неживой природы, их роли в жизни человека
Использование дидактических игр с экологическим содержанием «Звук. Свет. Вода», «Времена года», «Чудесный мешочек», «Лото: растения-животные»
В группе прошло много интересных занятий
Удивительная лаборатория «Волшебная соль»
«В гостях у тучки» ( опыты с водой)
Опыты со снегом.
«Рисование на пене»
«Чудеса с тканью»
Разнообразные опыты с воздухом, песком, магнитом, солнечным светом
Эксперименты со вкусом и запахом.
Наблюдения на прогулках за объектами живой и неживой природы.
Огромная работа проводится с родителями.
Консультации, фотовыставки, домашние задания + фотоотчёт, презентации, анкетирование.
Сейчас во время пандемии мы общаемся через платформу Zoom
Самоанализ:
В нашей группе мы создали мини - лабораторию (со всем необходимым оборудованием для проведения опытов и экспериментов: лупами, шарами, трубочками, зеркалами, магнитами мыльными пузырями и др.) Постепенно мини-лаборатория пополняется. В своей работе с детьми мы активно используем оборудование: наборы биологов, пробирки, мерные стаканы, весы и многое другое. Оборудование находится в нашем активном пользовании. Все это делалось для поддержания интереса у детей, для возможности воспроизвести опыты самостоятельно.
Опыт работы показывает: элементарное экспериментирование доступно уже детям младшего дошкольного возраста. Они с удовольствием исследуют песок, глину, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, запускают самолетики, пробуют делать пену, превращать снег в воду, а воду в разноцветные льдинки; надувают мыльные пузыри.
Занимаясь с детьми экспериментальной деятельностью, мы обратили внимание, что познавательный интерес от занятия к занятию вырастает.
Таким образом, опытно-экспериментальная работа, проводимая нами, привела к большим результатам. Они стали намного внимательными, появился устойчивый интерес к окружающему миру, научились анализировать, делать обобщения, умозаключения. Это - своеобразный «комплекс» для формирования познавательных способностей.
В заключение хочется привести слова академика К.Е.Тимирязева:
«Люди, научившиеся... наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне.