Татьяна Федоровна Шульга
Басшы /Руководитель
Лилия Тайстовна Геркус
Әдіскер /Методист
«Арнайы мектепке дейінгі мекемелер жағдайында мемлекеттік стандартты енгізу»
«Реализация Государственного стандарта в условиях
специальных дошкольных учреждений»
В Законе Республики Казахстан «Об образовании» ст.4 п.6 говорится о том, что «...Государство обеспечивает гражданам с ограниченными возможностями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушения развития и социальной адаптации».
Реализуя Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения Республики Казахстан, мы понимаем, что развитие ребенка зависит от того, где и в каком окружении он растет, кто его воспитывает и как организован процесс воспитания.
Направления работы детского сада:
лечебно-восстановительная работа, направленная на коррекцию нарушения зрения;
психолого-коррекционная и социальная адаптация детей с нарушением зрения к последующему школьному обучению.
Коллектив детского сада работает под девизом «Глаза – зеркало души. Болят глаза, скорбит душа, мы лечим и глаза и душу».
Одной из составляющей модели системного комплексного интегрированного подхода к воспитанию, обучению и лечению детей со зрительной депривацией является перестроение структуры развивающей среды детского сада.
Стимулом к созданию проекта «Детский сад – пространство социализации ребенка» послужила возникшая необходимость построения инновационного коррекционно-образовательного пространства, способствующего ранней коррекции детей с нарушением зрения.
Основная цель проекта: Достижение нового качества дошкольного образования на основе ГОС ДВО РК посредством формирования компетентностных качеств детей с нарушением зрения, удовлетворение потребностей всех участников образовательного процесса в качественном дошкольном образовании.
Слияние коррекционно-педагогического и лечебно-восстановительного процессов является особенностью, основным принципом работы специальной дошкольной организации для детей с нарушениями зрения. Это позволяет с одной стороны, быстрее добиваться лечебного эффекта в восстановлении зрительных функций, а с другой стороны обеспечивает полноценное развитие детей и их подготовку к обучению в школе.
Коррекционно-развивающая среда в нашем детском саду решает задачи коррекционной помощи и организации условий, соответствующих задачам направления, преодоления и сглаживания трудностей социализации детей с отклонениями в развитии.
При организации коррекционно-развивающей среды мы использовали технологии Плаксиной Л.И. и Сековец Л.С., здоровьесберегающие технологии В.Ф.Базарного.
Педагоги активно включились в работу по внедрению инновационных технологий и методик. Повысилась заинтересованность в разработке и апробации своих программ, пособий, дидактических игр.
В результате внедрения опыта педагогов качественный и количественный анализ показал, что посредством материала улучшились знания детей по разделам программы: возрос познавательный интерес к математике на 60%, развитие речи - на 55%, графомоторные и глазодвигательные функции улучшились - на 50%, эмоциональная отзывчивость у детей возросла на 80%.
Эффективность лечебно-восстановительной работы выпускников детского сада – 100%.
Тесное сотрудничество медицинского персонала ДО, воспитателей и специалистов позволило обеспечить значительную динамику улучшения и стабилизации зрительных функций у дошкольников.
Результат создания коррекционно-развивающей среды – адаптация ребенка в обществе. Наши дети активны, востребованы и счастливы. Принимают участие в конкурсах и выставках не только внутри нашего учреждения, но и в городских, областных.
Работа со слабовидящими детьми очень интересная. Изо дня в день мы видим свои результаты, они бывают радостными и наоборот, что-то не удовлетворяет. Приходится искать новые подходы, формы работы, чтобы дети чувствовали себя комфортно и уютно, чтобы ребенок лучше познал окружающий мир, больше получил знаний об окружающей действительности, чтобы его навыки были совершенны, а отношения со сверстниками более коммуникабельны. Все это способствует успешной социализации и интеграции в общеобразовательную школу, гимназии и общество сверстников. Инвалиды детства и дети, имеющие низкую остроту зрения поступают в Областную общеобразовательную школу-интернат в классы для детей с нарушением зрения.